Монастырь Айя Напа. Кипр. Монастырь айя-напы Монастырь пресвятой богородицы айя напа


Курорт, который все чаще называют кипрской Ибицей, прославился обилием развлекательных заведений, но его «сердцем» остается монастырь Айя-Напа. Люди, пришедшие поклониться местной чудотворной иконе, отмечают, что особое благолепие, спокойствие и умиротворение снисходит на каждого, кто приближается к древним стенам. Здесь словно открывается окно в другой мир, наполненный добротой, надеждой, божественным светом.

Под покровительством Богородицы

История монастыря - цепочка бесконечных чудес. Первое случилось тринадцать столетий назад, когда охотники нашли в лесу неизвестную ранее пещеру, а в ней - таинственным образом появившийся лик Богоматери. С тех пор к этому месту потянулась цепочка паломников, желающих своими глазами увидеть икону, принести ей свои дары.

Словно в благодарность за такое внимание Панагия Напа (лесная Богородица) взяла жителей близлежащих селений под свое покровительство. Существует множество преданий о том, что она являлась им во снах, давая мудрые советы, исцеляла и помогала женщинам произвести на свет здоровых детей. Когда эта местность сильно пострадала от засухи, в пещере волшебным образом обнаружился родник с чистой питьевой водой - и люди были спасены.

Удивительные истории привлекли на Кипр итальянских католиков - в XV веке на месте пещеры был возведен венецианский монастырь Айя-Напа. Очередная легенда гласит, что построили его на деньги богатой синьорины, решившейся принять постриг (для девушек той поры это была единственная альтернатива нежеланному замужеству). Правда, спустя двести лет обитель стала мужской, а на смену католичеству пришло православие.

Одноименный город появился на свет гораздо позднее, можно сказать, что он разросся во все стороны из монастырского подворья. Его жителями стали те, кого сегодня принято называть беженцами: одни люди прятались в лесах от преследователей, другие спасались от чумы, выкашивавшей на континенте целые области. В XVIII веке Айя-Напа превратилась в крупный населенный пункт на побережье, но христианская обитель при этом пришла в упадок и была практически заброшена.

Чудеса продолжаются?

В свое время под защитой Богородицы маленький монастырь успешно пережил массу катаклизмов - от стихийных бедствий до нашествия османов. В XX веке его частично отреставрировали, но общий облик остался неизменным, кое-где на внутренних стенах видны даже фрагменты древней росписи. Можно сказать, что это один из немногих христианских комплексов, сохранившихся в своем первозданном виде. Сегодня здесь располагается музей, открытый для посещения туристов круглый год.

На Кипре монастырь Айя-Напа считается главной святыней. Икона, на которой изображена Мадонна с младенцем, продолжает творить чудеса. Говорят, что Богоматерь особенно благоволит беременным женщинам и тем, кто лишь мечтает о ребенке. Поклонившись ее лику, всем сердцем попросив о помощи, можно переменить жизнь к лучшему, а накинув божественный покров, который хранится в бывшем монастыре - успешно зачать малыша.

В действующей церкви по соседству регулярно проводятся службы - побывавшие на них уверяют, что даже время здесь течет по-другому. Особенно удивляет туристов то, что вера в Айя-Напе не стала предметом торговли. Посещение музея абсолютно бесплатное, а в церкви не продают свечи, их можно просто взять, зажечь и поставить перед образами. Уходя, люди опускают в ящик для пожертвований подъемную сумму - по собственному желанию, а не по прейскуранту.

Добраться до монастыря Айя-Напы проще всего пешком, городок невелик, а бывшая обитель расположена точно в центре, на Nissi Ave. С автомобилем сложнее - парковок поблизости нет, поэтому оставлять машину придется на одной из соседних улиц. В общем, стоит заранее выделить несколько часов для неспешной прогулки, чтобы полностью проникнуться красотой и особой атмосферой этого чудесного места.

Невероятно притягательной красоты и завораживающей истории монастырь Айя-Напы (регион Фамагусты), посвященный «Богородице лесов», расположен в самом центре современного городка, который однажды начал свою историю вблизи возведенных венецианских сооружений. Отреставрированный в 1950 году, уже 28 лет спустя бывший монастырь стал центром проведения конференций экуменистического движения на Ближнем Востоке.

В настоящее время это Музей, уникальная и значительная экспозиция которого до настоящего времени находится на стадии становления и разработки. На его территории и на площади Сеферис регулярно проводятся массовые как религиозные, так и светские мероприятия: фестивали, праздники, концерты и т.д.

Вблизи, к юго-западу от монастырского ансамбля находится церковь Девы Марии, построенная в 1994 году; а напротив южных ворот, что на площади, растет огромная и древняя сикамора, неизменно впечатляющая туристов.

Давно закрытый монастырь в Айя-Напе, в котором действующей осталась лишь церковь, в прошлом имел важное значение, не меньше, чем (основанный в конце XI века византийцами). Его посещали многие паломники, он был богат и владел несколькими подворьями и обширными землями. Таким образом, если запад Кипра славился Киккским монастырем, то восток - Айя-Напой.

В этой части Айя-Напы всегда интересно пройтись, в любое время дня. Поднимаясь все выше к воротам теперь уже Музея, мы можем видеть площадь с большими старыми деревьями, среди которых выделяется их аксакал - знаменитый огромный платан: каждая из ветвей которого как настоящее большое дерево и их подпирают специальные металлические конструкции.

Об этом платане Йоргос Сеферис (настоящее имя: Йоргос Сефериадис, греческий поэт-дипломат и нобелевский лауреат, 1900-1971 гг.) написал известное любому греку и киприоту стихотворение «Aγιάναπα Β» (она же «Сикамора»), где есть такие слова:

Под старый платан
ветер взвился и умчал
В замки на севере,
и нас не коснулся...

Не случайно, что площадь, на которую выходят врата и где произрастает этот могучий свидетель прошлых эпох, носит имя Сеферис...

Вечерами здесь становится особенно красиво: деревья имеют подсветку, а на городской площади, особенно в «летний» сезон, регулярно проводятся различные массовые культурные мероприятия.

Итак, подворье монастыря прямоугольное в плане с разновременными постройками, большой крытой галереей (у братского корпуса) и со старинным восьмигранным фонтаном посреди, украшенным изысканной резьбой в виде гирлянд и процветших ветвей. Слева от входа находится сувенирная, она же церковная лавка, где можно купить соответствующую продукцию и предметы культа. Напротив входа - любопытный стенд с планом монастыря и с подробной информацией в какое время было возведено то или иное сооружение: Средневизантийский (до 1191г.) - небольшие старые включения стеновых конструкций в районе ворот; Период крестовых походов (1191-1470-е гг.) - братский корпус, Венецианский период (1489-1571 гг.) - крепостные стены, надвратная башня, церковь; и Османский (1571-1878 гг.) - центральный большой фонтан, мельница и пристройка в виде просторной арочной галереи, вымощенной галькой, по правой стороне от южных ворот, ведущих в монастырь с площади.

Как сказано на информационном щите в глубине монастырского сада, точная дата основания монастыря не дошла до нашего времени, однако, как считают исследователи, его возводили в необитаемой лесистой местности, и он был посвящен Деве Марии (Богородица, Панагия - по-гречески).

Существуют две легенды о том, как он возник здесь.

По одному из местных преданий, в пещере, где теперь располагается церковь, охотник нашел однажды чудотворную икону Пресвятой Богородицы (Пресвятая Леса, ведь «Напа» означает «лес»). Собака охотника первой заметила исходивший из пещеры свет и лаем принялась звать хозяина, который приблизившись увидел образ Богоматери (сегодня исследователи предполагают, что икона могла быть спрятана в период иконоборчества, VII-VIII вв.). В пещере, в которой была найдена икона Панагии Напы (с течением времени ее стали чаще называть Святая (Айя) Напа, византийский период IX-X века), вероятно, жил когда-то аскет-подвижник. Итак, верующие вскоре начали посещать это священное место, чтобы поклониться образу. Как говорят, после обретения иконы, ее никогда не выносили за пределы пещеры, а в дальнейшем и из скального храма.

Однако известно и другое предание: о непослушной девушке из аристократической венецианской семьи, которая сбежала из-за отказа родителей выдать ее замуж за возлюбленного - простолюдина. И сегодня можно видеть в северной части двора над источником с декоративным навершием в форме головы дикого кабана возвышается двухэтажное здание, где когда-то и проживала венецианка. Около 1500 г. богатые венецианцы выстроили в этом месте церковь, вокруг которой со временем возник женский монастырь, позднее появилась римско-католическая часовня. Так постепенно создавался монастырь, каким он дошел до нашего времени.

Строптивая беглянка стала монахиней, а в конце ее жизни в центре двора монастыря была построена беседка (принято считать, что по распоряжению все той же венецианки), в виде квадратного в плане купольного сооружения. Там, в тиши она пожелала быть погребена, рядом с фонтаном.

Помните про гигантское древо, что до сих пор стоит у ворот бывшей обители? Говорят, что это - старейший реликт региона, а посадила его более 500 лет назад та самая девушка, с разбитым сердцем...

Итак, в монастырском храме есть три зала: самый древний - пещерный (его-то и относят к византийскому периоду), сюда ведет отдельный вход. Кстати, существование в этих местах христианской общины со времен Византийской империи подтверждают именно эта пещерная часть храма и источник (он же колодец, что был обнаружен рядом с пещерой, и известен своей исключительно чистой водой, которая считается святой) ... далее - условно называемый «венецианский», - сюда можно попасть через главный вход в храм; зал «крестовых походов» - также название дано по периоду возникновения (к нему ведет проход из «венецианского» зала).

Доподлинно известно, что свое название Айя-Напа получила еще до 1336 г., а первое историческое упоминание об этой местности относится уже ко второй половине XIV века.

Сделано оно было известным киприотом-летописцем Леонтием Махерасом (ок. 1380 года – первая половина XV века) в его «Хрониках» (издание: Machairas Leontios. Recital concerning the Sweet Land of Cyprus entitled Chronicle. Edited by R. M. Dawkins. Oxford 1932. Les Editions l’Oiseau, Famagusta) .

В XIV веке оставшаяся половина пещеры была включена в конструкцию возведенной церкви.

Изображения монастыря также можно обнаружить нанесенными на карты венецианцев в XVI веке: основные его постройки возводились в конце XV-XVI веках, когда Кипр находился под суверенитетом Венеции, и можно сказать, что знакомый нам сегодня облик он имел издавна.

Позднее (в XVII-XVIII веках) описания обители, окруженной мощными крепостными стенами, встречаются в дневниках, набросках и записях различных иностранных путешественников (среди прочих мы остановимся отдельно на двух именах, к которым вернемся чуть позже: Пьетро Делла Валле, итальянский путешественник, литератор; и русский монах-путешественник и писатель-исследователь Василий Григорович-Барский) и дипломатов: например, около 1750 года Александр Драммонд, шотландец, посол Великобритании в Сирии и автор труда «Travels through the different Countries of Germany, Italy, Greece, and parts of Asia Minor, as far as the Euphrates, with an Account of what is remarkable in their present State and their Monuments of Antiquity», посетил монастырь, где скопировал и привел в своей книге запись, датированную 1530 годом. В ней говорится о сводчатой надстройке в венецианском стиле, произведенной в те годы над юго-восточным входом и упоминание о более раннем двухэтажном здании к северу от храма.

Мраморный фонтан, находящийся под куполом беседки, выстроенной в середине внутреннего двора, по мнению специалистов, тоже может быть датирован XVI веком.

Таким образом ансамбль монастыря, дошедший до нашего времени, включает в себя постройки, преимущественно охватывающие XIV-XIX века: самая древняя конструкция - это нижний, пещерный храм в ансамбле двухнефной церкви в глубине двора (в прошлом она использовалась так же как Латинская часовня, от убранства которой фрагментарно сохранились фрески XV в.).

В 1571 году Кипр оказался под Османским владычеством. В отличие от других монастырей и церквей, этот разрушен не был. Более того, построенный изначально венецианцами, он, как предполагалось, должен был стать католическим, но пришедшие на остров турки передали монастырь православной общине острова. Мельница, вероятно, появилась в монастыре именно в период турецкого владычества.

Описание Пьетро делла Валле (1586-1652 гг.), побывавшего в ходе своих путешествий в Святой Земле, на Ближнем Востоке, в Северной Африке и Индии; сделанное в 1625 году, в точности соответствует современному нам облику бывшего монастыря. Автор так же сообщает, что монастырь Айя-Напы владел большим количеством земель.

В 1668 г. монастырь стал мужским. Вообще, в разное время монастырь служил то мужской, то женской обителью. К слову, на Кипре женские монастыри всегда были более населенные, чем мужские.

В первой половине XVIII века на Кипре, как известно, четыре раза побывал знаменитый русский монах-путешественник Василий Григорович-Барский .

Он посетил около 60 монастырей, в то время существовавших на острове, и оставил их зарисовки и подробные описания.

Василий Григорович-Барский, согласно ряду источников, посетил обитель в день ее престольного праздника 11 ноября 1734 года. Он отмечал, как много народу собиралось в монастыре на празднования.

Примерно в середине XVIII века вблизи от обители был построен первый дом будущей деревни. А самыми первыми жителями поселения стали приезжие из Фессалоники (Греция), которые покинули свою родину из-за случившейся в тот год эпидемии чумы. Разумеется, свое будущее название Айя-Напа получила от монастыря.

Что примечательно, после 1758 года монахи там более не проживали. Позже, в 1813 году постройки монастыря были отремонтированы и укреплены, но ими монашеское сообщество более не владело, так что монастырская собственность была сдана в аренду местным фермерам и здания использовались для нужд сельской общины.

Начиная с 1878 года, когда Кипр находился под британским господством, церковь монастыря становится приходской церковью.

В 1950 году был проведен капитальный ремонт - необходимая мера для сохранения исторических зданий.

В это же время на архиепископский престол избирается бывший митрополит Китайский Макариос III (1913-1977 гг.). Возглавив Кипрскую Православную Церковь в те суровые для нее годы, Архиепископ развернул широкую деятельность по освобождению Кипра от колонизаторов. В воскресенье 13 января 1952 года был совершен молебен в храме Явленного Образа Божией Матери (Панагия Фанеромени, что в Никосии). В специально составленной Макариосом III к этому торжеству молитве призывалась помощь Божия кипрскому народу в его стремлении освободиться от оков и достигнуть долгожданной свободы. После молебна Архиепископом была произнесена патриотическая речь и зачитано постановление кипрского греческого Всенародного собрания, в котором выражалась решимость православных греков продолжать борьбу за свою независимость. 13 декабря 1959 г. Архиепископ Макариос был избран президентом, а 15 августа 1960 г., после провозглашения Кипра Республикой он принял дела.

В годы руководящей деятельности Макариоса III монастырь был им рекомендован как наиболее подходящее место для создания Экуменического Вселенского конференц-центра.

В период с 1978 по 2006 год в монастыре проходили конференции представителей христианских церквей Ближнего Востока. [экуменизм, от греческого οἰκουμένη - «мир, Вселенная» - движение за объединение различных христианских конфессий и вероучений. Тенденции зародились еще на христианском Востоке во времена Средневековья. Современное понятие было введено в обиход в 1937 году теологами Принстонской семинарии; с тех пор преобладающая роль, соответственно, принадлежит протестантам - Е.К-Т.] .

В 2007 году, после воссоздания Константийской и Аммохостской митрополии монастырь перешел под ее управление, и по инициативе Митрополита Василиоса (Караянниса) здесь была основана Культурная Академия Св. Епифания Кипрского.

Основная деятельность академии сегодня нацелена на развитие и поддержание богословских и исторических исследований, а также организацию тематических встреч и конференций.

Поскольку после 1970 года некогда рыбацкая деревня стала мощно разрастаться и превратилась сегодня в развитый туристический центр в восточной части Кипра, представители Кипрской церкви считают, что возродить монастырь невозможно из-за его «окружения» шумным и активно развивающимся районом вечерней и ночной жизни, и развлечений: так что он и в будущем станет действовать только как приходской храм «на базе» Музея.

Тем не менее монастырь известен своими фестивалями, проходящими в сентябре каждого года: эти мероприятия нацелены на сохранение и популяризацию у населения и туристов старых культурных традиций страны.

Масштабные реставрационные работы здесь проводились совсем недавно, в 2009-2012 годах. Надо отметить, что они все еще частично продолжаются наравне с проведением исследовательских изысканий и сегодня: некоторые из бывших келий и построек все еще закрыты для доступа широкой публики, однако можно увидеть, что за некоторыми дверями складированы еще неописанные и неизученные артефакты (в большую щель меж рассохшихся створок я, например, успела заметить среди прочих удивительной красоты и мастерства исполнения образцы древней резьбы по камню, очень развитому с древности в данном регионе: фрагменты капителий, навершия водостоков и прочее), - все в рамках программы по сотрудничеству Греция-Кипр: 2007-2013 гг.

Вообще данный Музей охватывает очень широкий спектр артефактов, обнаруженных как непосредственно в окрестностях обители, так и происходящих из других регионов Кипра. Это, по преимуществу, археологическая коллекция с акцентом на традиционную керамику, архитектурные объекты и иконы, преимущественно кипрского происхождения.

Что интересно: большая часть исторических экспонатов происходит из частной коллекции архиепископа Макариоса III, а иконы были перевезены из церквей и монастырей, в настоящее время находящихся на оккупированных Турцией территориях так называемого Северного Кипра.

Стоит так же сказать, что увеличившееся число жителей Айя-Напы вызвало необходимость строительства нового храма, что и было осуществлено в 1994 году. Новая церковь, построенная на площади Сеферис, всего в 50 м к юго-западу от стен монастыря, также посвящена Святой Богородице. Обе церкви празднуют 8 сентября, день праздника Рождества Девы Марии. Здесь проводятся ежедневные службы Кипрской православной церкви, есть возможность исповедоваться и причаститься.

Адрес Музея: ул. Архиепископу Макариу III, пл. Сефери, Айя-Напа
Открыт: летом (май-ноябрь) 08:00 – 16:30, зимой (ноябрь-май) 08:00 – 15:00; по выходным круглый год – до 16:00
Вход свободный, пожертвования приветствуются.
Телефон: +357 23722584
Дополнительно:

Монастырь Айя-Напа находится в центре одного из самых популярных курортов Кипра − города Айя-Напа, примерно в километре от побережья. В отличие от других монастырей Кипра, которые часто перестраивались из-за пожаров и набегов, монастырь Айя-Напа дошёл до нас практически в первозданном виде.

Издалека монастырь Айя-Напа больше напоминает средневековый рыцарский замок: высокие стены, украшенные гербами, брусчатые дорожки, фигуры рыцарей в доспехах. Необычная архитектура монастыря: частично он находится под землей, частично вырублен в скале. Интересен и тот факт, что за все время своего существования монастырь успел побыть и мужским, и женским, а основанный как православный, в XVI веке стал католическим.

Будучи заброшенным многие годы, монастырь был восстановлен, но сейчас не действует по своему изначальному предназначению, а является музеем.

История

Дата основания монастыря доподлинно неизвестна. Согласно древней легенде о его создании, в пещере, где теперь располагается церковь, охотник нашёл ценнейшую икону Пресвятой Богородицы. Вероятно, икона была спрятана в пещере в период иконоборчества (VII-VIII век н. э.) и благодаря этому уцелела. После обретения иконы, христиане стали посещать пещеру и через какое-то время на этом месте решено было возвести церковь. Считается, что икону Пресвятой Богородицы никогда не выносили за пределы пещеры, в которой она была найдена, а потом и храма, построенного на этом месте.

Облик монастыря Айя-Напа создавался не одно столетие. Выделяют несколько основных периодов строительства сооружений, дошедших до нас сегодня. Первый период — Византийский (до 1191 г.), к нему относят создание пещерного храма; второй период — период Крестовых походов (1191-1470-е гг.) — тогда был построен братский корпус монастыря; период венецианского правления (1489—1571 гг.) — были возведены крепостные стены, надвратная башня, церковь, беседка, каменный внутренний дворик с мраморным фонтаном, ставшие частью архитектурного ансамбля монастыря, который мы видим сегодня.

По легенде, эти сооружения были возведены на деньги семьи богатой венецианской девушки, решившей постричься в монахини и навсегда удалиться от людей после того, как родители запретили ей выходить замуж за простолюдина. Девушка покинула семью и провела в монастыре всю свою жизнь. Согласно преданию, огромное дерево, высотой более 20 метров, встречающее посетителей при входе в монастырь, было посажено ею.

С 1571 года по 1878 год остров Кипр находился под владычеством турков — данный период развития монастыря называют Османским. Тогда в монастыре были возведены центральный большой фонтан, мельница и арочная галерея, вымощенной галькой. Сразу после завоевания турки превращают католический монастырь Айя-Напа в православный. В 1668 году монастырь Айя-Напа становится мужским, а в 1758 году, по неизвестным причинам, его стены покидают все монахи.

После этого, долгий период до 1950 года постройки монастыря пребывали в запустении. Об этом времени доподлинно известно только то, что монастырь не действовал, лишь в церкви проходили службы.

Остальные же его сооружения служили для хозяйственных нужд местного населения. Кстати, когда монастырь Айя-Напа был основан, ни о каком местном населении невозможно было говорить, поскольку он строился в густом непроходимом лесу, и само название «Айя-Напа» переводится с греческого как «Святой Лес» — действительно, таковым и считался лес, в котором находили спрятанные когда-то иконы. Но в конце XVIII века вокруг монастыря уже наблюдалось небольшое поселение, которое с тех пор только увеличивалось и сегодня известно нам как знаменитый курорт Айя-Напа.

Во второй половине ХХ века началась масштабная реставрация монастыря, постепенно он превратился в важное культурно-просветительское место Кипра и был открыт для посетителей уже как музей. В последующие годы площадка монастыря становилась местом для проведения собраний представителей разных конфессий.

Сегодня здесь организуют фестивали, ярмарки и светские мероприятия, монастырь Айя-Напа имеет статус Всемирного Центра Христианских конференций и центра Культурной Академии Святого Епифания. Для сохранения религиозной и духовной составляющих монастыря, в 1994 году неподалеку от него была построена новая церковь Рождества Богородицы, службы Кипрской православной церкви в которой проходят ежедневно.

Почему стоит посетить

Благодаря монастырю, Айя-Напа предстает для многих в другом свете, перестает быть только одним из курортов с бесконечными отелями и ночными клубами. Посещение монастыря, знакомство с его историей, наполняет новым смыслом привычный отдых. С полной уверенностью можно назвать монастырь Айя-Напа историческим и духовным началом города, его сердцем.

Как добраться

Монастырь Айя-Напы находится в центре Айя-Напы, как это ни удивительно, но рядом с барами и ночными клубами, на площади Айя-Напа. Ориентир — монумент с большими буквами Ayia Napa, около которого любят фотографироваться туристы. Добраться до него очень просто пешком с набережной, расстояние составляет не более километра. Также можно воспользоваться автобусами маршрутов 101/102 . Это один и тот же маршрут, который меняет номер в зависимости от направления и следует туда-обратно вдоль полос отелей Протараса и Айя-Напы. Интервал движения — каждые 10-15 минут.

Выходить нужно на остановке «Центр», пропустить монастырь сложно, так как он заметен издалека. Если вы хотите добраться до Айя-Напы из другого города, можно взять напрокат автомобиль, но следует помнить, что могут возникнуть проблемы с парковкой, так как рядом с монастырем ее нет.

Отличной альтернативой в данном случае может стать арендованный велосипед или же более дорогой вариант перемещения — такси. Местные сервисы такси: Ayia Napa Taxi Office, Loris Cyprus Taxi, Taxi4Cyprus.

Координаты Монастыря Айя-Напа для навигатора: 34.989202 33.999746

Монастырь Айя-Напа на панорамах Google Maps

Монастырь Айя-Напа. Видео

Принято считать, что построен Венецианский монастырь был в память об одной из монахинь, родом из знатной семьи, полюбившей юношу-простолюдина. Дабы отомстить отцу, противостоявшего этому союзу, девушка постриглась в монахини. По преданию, сейчас она похоронена во внутреннем дворе монастыря рядом со старинной беседкой и мраморным фонтаном.

С момента постройки в конце 16 века этот монастырь задумывался как католический, однако турецкая экспансия внесла свои коррективы, и до 18-го столетия Венецианский монастырь был православным. Примерно в это время монастырь стал приходить в полузаброшенное состояние, и лишь в середине 20-го века была произведена реконструкция, после которой он стал жить новой жизнью. Монастырь Айя-Напы также известен своим сентябрьским фестивалем, посвященным культурным традициям Кипра.

Монастырь Христосимвули

Монастырь Христосимвули находится в местечке под названием Акротири между Лимассолом и Пафосом, недалеко от английской военной базы (ее можно узнать по огромному белому шару, похожему на шар для гольфа). Церковь при монастыре освящена в честь Георгия Победоносца, одного из самых почитаемых святых на острове.

Церковь с высокими сводами и арками первоначально была украшена фресками, но они не все сохранились. На сохранившихся фресках изображены сцены из Ветхого и Нового Заветов, сцены Крещения Христа, Второго Пришествия и т.п. На одной из стен с внешней стороны есть мозаика, изображающая Святого Георгия на коне, копьем он закалывает змея. Такое же изображение есть на гербе России.

Сегодня в монастыре живут монахи, но их немного, и туристам они почти не показываются.

Монастырь Девы Марии

В центре Айя-Напы, на площади, стоят стены старинного монастыря. Если верить легенде, то здесь в XI веке посреди густых лесных зарослей была обнаружена прекрасная икона Божьей матери, укрытая в пещере от иконоборцев. По-гречески лес - «напа», поэтому внезапно обретенную икону стали называть "Божья Матерь Айя-Напа", что означает «Божья матерь в Святом лесу».

Со временем над пещерой воздвигли церковь, а вокруг церкви вырос монастырь. Современный облик монастырь приобрел в XVI веке, когда одна из дочерей знатного венецианского семейства из Фамагусты стала монахиней. Причина ее ухода в монастырь неизвестна: то ли она не захотела выйти за старика, то ли ее разлучили с любимым, но именно благодаря этой монахине святая обитель обрела новый вид На ее средства были сооружены фонтан во дворе монастыря, действующий до сих пор, церковь и мельница. Незадолго до смерти монахини был возведен каменный куполообразный памятник-беседка. Внутри него, рядом с прохладой фонтана, она пожелала быть погребенной.

Напротив входа в монастырь растет смоковница. Говорят, что ей уже 600 лет, и она была свидетелем всех событий монастырской жизни. Не исключено, что дерево было посажено еще при жизни той самой монахини.

Ныне в стенах монастыря работает центр Культурной Академии Святого Епифания. Задачей Академии является культивирование и развитие богословских и исторических исследований, а также организация встреч, совещаний, конференций и других массовых мероприятий.

Церковь Св. Георгия находится в маленьком кипрском городке Паралимни. Это уютный городок со множеством кафе, магазинов, где старые домики соседствуют с новыми виллами. Церковь стоит на площади в самом центре города.

Впрочем, здесь не один, а сразу три храма, построенных во славу этого святого. В центре высится самый большой храм и гордость местного населения – церковь постройки 1965 года, выполненная в романском стиле. Рядом стоит храм 19 века, более скромный. Самая старая церковь стоит чуть поодаль, ей уже более 700 лет. Именно она открыта для посетителей.

Церковь Айа-Напа

Предание гласит, как однажды в далеком IV веке охотник нашел в пещере чудотворную икону Богородицы. Пещера, в которой хранилась икона, долгое время служила надежным укрытием местного населения от пиратов. Спасаясь от пиратов, люди мучились от жажды и молились Богородице с просьбой помочь им. И вдруг после молитвы явилась Дева Мария и указала на появившийся в подземелье источник воды. И только в XIV было решено основать здесь церковь.

Так как в то время эта местность была покрыта густым лесом церкви дали название Айя-Напа, что в переводе означает «святой лес». Также на территории монастыря примечательно огромное дерево – сикомора, оно имеет широченный ствол и мощные ветви, которые настолько тяжелы, что специально для них поставили опоры. Ближайшая деревня со временем переросла в современный город, который взял свое название у церкви – Айя-Напа.

Сейчас церковь действует только как музей. Ежедневные службы Греческой православной церкви проводятся в новом храме, построенном в 50 метрах от монастыря. Здесь можно исповедоваться и причаститься.







2024 © rus-leto.ru.