Феодоровский собор в царском селе. Феодоровский собор в Пушкине. Описание, история, архитектура. Вознесенский Софийский собор


Летом дорога в Царское Село обрамлена группами берез, блистающими серебром листьев на ветру. Позже березы теряются в кронах старых лип и дубов, которые образуют своды над автомобилями и автобусами, выстроившимися вдоль узкой дороги во дворец. Туристы в автобусах с нетерпением вытягивают шеи, стремясь сквозь кроны деревьев увидеть прекрасные дворцы Царского Села. Вопреки их ожиданиям, над деревьями возвышается белая башня с луковицей купола. Нельзя не испытать подобие шока при взгляде на этот Собор в древнерусском стиле, который стоит здесь подобно часовому, охраняющему дворцы.

Феодоровский Собор построен между 1910 и 1912 неподалеку от Александровского дворца. Место было выбрано Николаем и Александрой во время одной из зимних прогулок по императорскому парку в 1908 г. К тому времени в Царском Селе было много церквей в западном стиле, были и часовни во дворце, но Александре хотелось иметь истинно Русскую церковь, которую она и семейство могли бы регулярно посещать. Живя в России, Александра совершила множество паломничеств в наиболее старинные и святые монастыри в России. Она видeла сводчатые, пещерные залы старых соборов с их ритмичными изображениями святых в золоченых окладах, мерцающих в таинственном свете свечей, массивными серебряными подсвечниками. Стоя в облаках ладана и слушая волнующие, траурные песнопения русских хоров, она влюбилась в Святую Русь.

Первым архитектором, работавшим в церкви, был Померанцев, разрабатывавший большую церковь, которую он начал строить.
Но вскоре после того, как он закончил возводить фундамент, его заменил новый архитектор, Покровский, и завершил Собор в другом стиле.


Церковь создавалась по образу Благовещенского Собора в Московском Кремле образца 1484 г., без изменений, добавленных позже. Собор имеет несколько входов. Западный вход, напротив алтаря, украшен гигантской мозаикой Феодоровской Божьей Матери, иконописным образом которой благословлялся на царство Михаил Федорович Романов в 1613 г. Мозаика выполнена Федором Васнецовым. Этот вход использовался редко, только по большим религиозным праздникам, так как находился на стороне собора, самой дальней от дворца. У императорской семьи имелись два собственных входа в церковь, украшенные средневековыми башнями с геральдическими символами Дома Романовых. Один из них вел в основную церковь, второй - в вестибюль с лестницей, спускающейся в склеп, где располагался храм святого Серафима Саровского. Так как царице было трудно ходить по лестнице из-за ее хронической сердечной болезни, в церкви был установлен лифт, который доставлял ее прямо в ее уединенную молельню.
С южной стороны был вход для Cобственного Его Императорского Величества Конвоя. Он был оформлен в виде трехступенчатой арки и украшен мозаикой с изображением святого Георгия Победоносца.
В восточной части верхнего храма располагался один из наиболее красивых иконостасов во всей России. Расписанный лучшими иконописцами и украшенный серебром лучшими ремесленниками, он был невероятной высоты и имел четыре ряда святых.

Верхняя церковь была массивна и ярко освещена. Нижняя склеповая церковь производила совсем другое впечатление - расположенная в основании здания, с низкими потолками. В ней не было ни окон, ни естественного освещения, низкие своды были украшены фресками. Полумрак, низкие своды и богатое оформление в средневековом стиле придавали церкви дух отрешенности от всего земного. Стены нижнего храма были обиты пурпурной тканью; в праздники они покрывались золотистой парчой. Потолок был украшен фресками, вдохновленными росписями церкви Иоанна Крестителя в Ярославле.

Церкви и монастыри всей страны пожертвовали старинные иконы и реликвии для Собора, создавая не только религиозную святыню, но и музей древнерусского искусства.

После революции Собор продолжал действовать как церковь, пока не был закрыт большевистским правительством в 1934. Несмотря на тот факт, что Феодоровский Собор считался одним из наиболее значительных художественных памятников 20-го столетия в России, он был превращен в склад студии Ленфильм. Церковь разрушалась, а все сокровища Собора рассеялись по музеям города. Сегодня предметы из Федоровского собора находятся в Русском музее, Екатерининском дворце и Казанском соборе.

В церкви таинственным образом присутствует дух убитой царской семьи, словно они находятся где-то здесь, рядом. Это чувство возникает сразу, как только входишь через главный вход церкви и спускаешься вниз по каменным ступеням винтовой лестницы и входишь в склеп, где молились Романовы. Во дворе Собора до сих пор сохранились четыре дуба, посаженных Николаем II и посвященных им своим детям… Сейчас там установлен памятник императору, единственный в России. Придите и отдайте дань тому, кто всех простил, кто молился за врагов своих, тому, кто говорил, что не зло победит зло, но только любовь.

Феодоровский Государев собор величаво возвышается над Федоровским городком - казармами для полков охраны императорской семьи. История постройки Федоровского собора в Пушкине тесно связана с династией Романовых и Сводным Его Императорского Величества пехотным полком.

История строительства собора

Сводный полк и Конвой размещались в Царском Селе, неподалеку от Александровского дворца, но собственного прихода, вопреки обычаям того времени, у них не было. Офицеры не раз обращались к императору с прошениями о постройке собственного храма, и в начале XX века их просьбы были услышаны.


Тут сыграла роль и личная религиозность императорской семьи. В Александровском дворце, согласно проекту Кваренги, церкви не было предусмотрено. В 1897 году под домашнюю церковь Святого Александра Невского была переделана гостиная. Но этой временной церкви было явно недостаточно, а заходить в прочие храмы Царского Села венценосные супруги не могли, так как ажиотаж по поводу их появления мешал молитвенному настроению.


В конце 1908 года Николай II лично отмерил шагами место для будущего храма, который, по его замыслу, должен был находиться между Александровским дворцом и казармами. 20 августа 1909 года состоялся торжественный молебен в честь закладки фундамента храма, первый камень был положен лично императором. Строительством собора занимался архитектур В. А. Покровский. Он взял за основу первоначальный вид Благовещенского собора в Московском кремле. Он подогнал свой проект под уже возведенный фундамент, благодаря чему появились шатровые входы и ряд дополнительных помещений.


Опираясь на традиции русского зодчества 17 века, с применением современных требований к строительству он создал одноглавый собор, окруженный галереями. В храме первоначально планировали устроить лишь два придела, идея о создании нижнего храма (пещерной церкви, т. е. лишенной наружного света) возникла в процессе строительства собора, которое длилось с 1909 по 1912 год. Нижний храм освятили в честь Преподобного Серафима Саровского. Боковой придел верхней церкви не успели устроить и освятить до революции.

Архитектурные особенности собора

Внешне собор был простой, строгий и величественный, с яркими бликами мозаики на белоснежных стенах, увенчанный золотой главой. Внутренний вид поражал своей высотой и великолепным убранством в стиле древнерусского церковного зодчества. На берег Ковшового пруда выходило царское крыльцо, куда перед началом службы подъезжала императорская семья.

В собор, кроме них, вход имела только государева стража с женами. А по большим православным праздникам - на Рождество, Крещение и Пасху - раздавались дополнительные приглашения на службы, которые проводились в верхнем храме. Нижний храм использовался семьей императора для молитвы в зимнее время. Грандиозный интерьер верхнего храма, поражавший воображение первых прихожан, так и остался незавершенным.

  • После революции собор стал приходским храмом. Затем имущество храма постепенно изымали и распределяли в музеи, часть его была украдена.
  • В 1933 году храм закрыли, отдав остатки имущества в музеи. В верхнем храме был открыт кинозал с экраном на месте алтаря, а в нижнем расположился архив кинофотодокументов и склад кинопленки.


  • В годы Второй мировой войны здание серьезно пострадало: была разрушена часть стен, уничтожен купол.
  • В 1962 году взорвали часть пристроек к собору.


Современное время

  • В 1985-1995 годах была произведена реставрация собора.
  • В 1991 году собор был передан Русской Православной церкви


  • В «Отдельном парке» Царского Села чудесным образом в земле была найдена Феодоровская икона Божией Матери.
  • В 1992 году начались служения в нижней церкви, а в 1996 году - в верхней.
  • 16 июля 1993 года, в 75-летнию годовщину со дня расстрела царской семьи, около собора установили бронзовый бюст последнего российского императора Николая II. Место выбрано, где он, по преданию, в апреле 1913 года посадил пять дубков - по количеству своих детей.

Редакция сайта Пушкин.ру

Есть в царском селе укромный уголок со святым местом. И, на мой взгляд, пока это единственное место которое почти восстановлен во всём Александровском парке.
(Рисунок Великой Княгини Ольги Александровны. Фёдоровский Государев Собор в Царском Селе зимой. Акварель, картон, 1917 год. Фото с выставки к 125-летию со дня рождения Великой Княгини Ольги Александровны в Инженерном Замке в СПб в октябре 2007 года.) Федоровский Государев Собор считался полковым храмом Сводного пехотного полка и Собственного Конвоя и был приходом семьи Императора. Простые миряне допускались в собор по пригласительным билетам.
Первым настоятелем Государева Собора был духовник царской семьи Александр Петрович Васильев.

Комплекс Фёдоровского городка строился в 1910-1912 годах по проектам В.А. Покровского и С.С.Кричинского. В годы первой мировой в Фёдоровском городке расположился госпиталь, одним из санитаров там служил сам Сергей Есенин (С. А. Есенин (третий справа в первом ряду) среди обслуживающего персонала лазарета № 17 для раненых воинов.
Фото. Июль-август 1916.)
. Там и Великие Княгини Мария и Анастасия Николаевны были замечены.

В середине 1900-х годов основной императорской резиденцией стало Царское Село. Тогда же родилась идея строительства полкового храма для Конвоя и Сводного полка Его Императорского Величества.
(Царское село, Фёдоровский Собор, август 1912 года, шифр Е 7047 - ЦГАКФФД. Построение пехотинцев.)
В конце 1908 года было принято решение о строительстве и Император Николай II лично указал место для постройки храма: у северо-восточной границы Александровского парка, на обширной поляне.
Возведение ансамбля, решенного в формах древнерусского зодчества и приуроченного к празднованию 300-летия Дома Романовых, началось 20 августа 1909 года.
Первоначальный проект разработал архитектор А. Н. Померанцев. Однако вскоре проект Померанцева подвергся критике и архитектору В.А. Покровскому было предложено сделать новый проект, с учетом возводимого фундамента. Проект был готов в короткие сроки. Принято считать, что за основу Покровский взял Благовещенский собор в Москве - домовой церкви семьи Романовых - в его древнейшем виде (т.е. без последующих переделок и пристроек). Как бы то ни было, проект Покровского явился в целом самостоятельным и оригинальным произведением, свидетельствующем о "глубоком знании наследия русского национального зодчества".
Новый проект был утвержден 1 августа 1910 года. Императорская чета предоставила 150 тысяч рублей на постройку собора. Кроме того они постоянно следили за ходом строительства и не оставляли без личного присутствия самые ответственные моменты.
Пруд, на берегу которого стоит собор, соединялся с прудом перед Александровским дворцом специальным водоводом, вода в прудах была чистая, считается, что в пруды парка вода подается по водоводу из Тайцких источников, проведенном еще при Екатерине Великой. Несмотря на то, что собор и был построен на самом высоком месте, его помещения были сырыми.
(Фото 1912-13 года. Фермский парк. Общий вид на Фёдоровский Государев собор. Царское Село. Фото из альбомов А.Вырубовой Йельского университета)
По первоначальному проекту В. А. Покровского Пещерного храма в Федоровском соборе не предполагалось, и место, им ныне занимаемое, предназначалось для устройства отопления и "раздевальни" для нижних чинов. Утварь и иконы временной Серафимовской церкви должны были быть перенесены в верхний храм. Однако было решено перенести ее в целости в Федоровский собор в виде пещерного храма. Пещерным он назван потому, что для его устройства пришлось углублять подвал, определенный ранее заложенным фундаментом.

20 августа 1912 г. состоялось торжественное освящение нового собора во имя Федоровской иконы Божией Матери, считающейся заступницей всех Романовых. На торжествах в Царском Селе присутствовала вся Августейшая семья.

По окончании строительных работ в октябре 1913 года возник вопрос о настенной росписи всего собора, предусмотренной проектом Покровского. По указанию Николая II роспись Федоровского собора должна была быть выполнена по образцам церкви Иоанна Предтечи на "Толчках" в Ярославле и Храма Воскресения в Ростовском Кремле. Роспись Пещерного храма была выполнена художниками-живописцами И.Щербаковым, Н.Пашковым при участии В.М.Васнецова. Художником Емельяновым были начаты пробы росписи Верхнего храма собора, но вследствие сырости стен и начавшейся в 1914 году войны эти работы пришлось остановить.
(Фото 1912-13 года. Фермский парк. Вход в Фёдоровский Государев собор. Царское Село. (Фото из альбомов А.Вырубовой Йельского университета).)
В 1913 году собору было присвоено звание "Федоровский Государев Собор". Собор считался полковым храмом Сводного пехотного полка и Собственного Конвоя и был приходом семьи Императора. Простые миряне допускались в собор по пригласительным билетам, иными словами надо было получить специальное разрешение на его посещение.

Визуально собор двухъярусный. Первый ярус образует входы - парадные крыльца с примыкающими флигелями-галереями, а во втором ярусе простенки между сложнопрофилированными пилястрами прорезаны окнами и завершены килевидными закомарами. Купол собора установлен на высоком фонаре и увенчан крестом. Необходимо отметить оригинальность исполнения крылец (главного входа со спуском в пещерный храм; парадного, западного, обрамленного мозаикой с колокольней над ним; восточного, царского, покрытого кровлей со шпилем и Императорским вензелем; садового, выходящего на юг, со ступенчатой тройной килевидной кровлей). И сегодня на восточной стене сохраняется мозаичное панно. В храме находилось множество древних икон. Главный престол был освящен 20 августа 1912 года в присутствии Императора Николая II в честь фамильной святыни Дома Романовых чудотворной Федоровской иконы Божией Матери. (По имени первого из рода Романовых - Федора, получали отчества иноземные жены русских царей.) Здесь же в соборе находится и пещерный храм, посвященный святому великомученику Серафиму Саровскому. В нем располагались личные покои для богослужения Императрицы Александры Федоровны. "Пещерный храм" был расписан ярославскими мастерами орнаментальными фресками.
В 1917 году грянула революция, отделение церкви от государства, закрытие и разорение храмов. Федоровскому собору повезло: он не был разрушен как многие другие храмы.
После закрытия Федоровского собора в 1934 году иконы были переданы в Русский музей. Тогда же выяснилось, что многие иконы, считавшиеся древними, оказались подделкой.
Во время Великой отечественной войны и фашистской оккупации Пушкина Федоровский собор, как и другие постройки Федоровского городка сильно пострадал, но, к счастью, не был полностью разрушен. После окончания войны еще долгие 50 лет собор ждал своего часа.
(Фото переднего края обороны немцев в районе города Пушкина, с сайта Центральный сектор Красногвардейского укрепленного района. Часть № 04-1 бывшие казармы конвоя, Фёдоровский Государев собор и Белая башня.)
В 1991 году Федоровский собор был возвращен церкви. К настоящему времени его реставрация практически завершена.

На заднем дворе собора растут дубы возле которых установлен бюст Николаю II , а рядом табличка, которая гласит что эти дубы посадил ещё сам император.

Использвались материалы сайтов

([*] - Игорь Зимин. Александровский дворец в Царском Селе. Люди и стены, 1796-1917.

Повседневная жизнь Российского императорского двора. С.)

Живописность объемно-пространственному решению храма придают крытые галереи и разнообразные крыльца на ползучих арках, с ярусными килевидными и шатровыми завершениями. Из них как бы вырастает основной кубический объем храма .

Собор одноглавый, увенчан крестом на шлемовидном куполе и стройном барабане, возвышающейся над шатровой крышей. Фасады обработаны лопатками и стилизованными закомарами в основании крыши, расцвечены яркими мозаиками.

В размещении крылец с отдельными царскими входами применен старинный прием досинодального церковного зодчества, когда в православных храмах было принято устраивать особую царскую молельню.

Звонница древнего ростовского типа устроена над западным входом . Звонница имела 10 колоколов, наибольший из которых весил 320 пудов (5,2 т) .

Интерьер верхней церкви выполнен в стиле церковного зодчества XVII в. Пятиярусный иконостас имел высоту 11 м и состоял из новых икон, написанных по древним образцам московскими иконописцами В. П. Гурьяновым и Г. И. Чириковым. Престольный образ Федоровской иконы Божией Матери был приподнесен Императору 13 марта 1910 г. московскими купцами в память 15-летия царствования.

Нижний пещерный храм во имя св. прп. Серафима Саровского был освящен 27 ноября 1912 г. епископом Кишеневским и Хотинским Серафимом (Чичаговым). Интерьер пещерного храма выполнен арх. Владимиром Николаевичем Максимовым. Все стены пещерного храма были обтянуты темной материей, панели украшены синей набойкой с темно-красными цветами в древнерусском стиле. Потолки были покрыты фресковым орнаментом в стиле ярославской церкви св. Иоанна Предтечи с преобладанием цвета светло-золотистой охры. Т.к. высота храма была невелика, иконостас состоял из одного яруса подлинных древних икон. Роспись пещерного храма была выполнена В. С. Щербаковым, Н. П. Пашковым при участии В. М. Васнецова, который также подготовил эскизы одежд для священнослужителей.

Кроме того в пещерном храме находилась особая Царская комната с отдельным входом, молельня императрицы Александры Федоровны и несколько служебных комнат.

Пробные росписи верхнего храма были начаты художником Н. С. Емельяновым, но из-за сырости стен и начавшейся в 1914 г. войны. Работы пришлось прекратить. Также не было доведено до конца устройство левого бокового придела верхнего храма во имя св. Алексия, митрополита Московского.

Во внешней отделке храма были использованы мозаики, выполненные в мастерских В. А. Фролова по картону Н. С. Емельянова. На западном фасаде над главным входом в храм находился большой мозаичный образ Федоровской Божией Матери, окруженный сонмом ангелов и ликами предстоящих святых - покровителей Дома Романовых. На апсиде находился образ Христа Вседержителя.

В 1914 г. церковь Собственных Его Величества Конвоя и Сводного пехотного полка получила новое официальное название Феодоровский Государев собор .

После того, как в 1895 году Николай II перенес свою резиденцию из Гатчины в Царское Село, в возведенных рядом с Египетскими воротами комплексе зданий, выстроенных в стиле русского зодчества XVII - XVIII веков, были расквартированы Собственный Его Императорского Величества конвой и лейб-гвардии Сводный Его Императорского Величества пехотный полк. На них возлагалась непосредственная охрана Императорской Семьи.
Вот каким наставлением руководствовалась охрана царя:
"Становясь на службу, полк и конвой принимают на себя ответственность за жизнь и безопасность царской семьи... Для достойного исполнения ея явно недостаточны человеческие силы, столь слабые и ограниченные. Где искать их укрепления и восполнения? Конечно, у Того, Кто всемогущ...
Воспитать крепкую веру в Бога, научиться его помнить, горячо Ему молиться и быть достойным его помощи можно только под руководством Церкви, поэтому-то Царской охране особенно необходим храм Божий, в котором воины могут почерпать силы, находить поддержку и слышать слово назидания достойного пастыря".


Не имея собственной церкви, офицеры и солдаты этих элитных частей, не раз обращались по начальству с просьбой устроить собственный храм, “где воины могли бы почерпнуть в молитвах и таинствах благодатные силы”.
К началу 1900-х годов в Царском Селе были две крупные церкви: Софийский собор () расположенный в удаленном от дворцов районе Софии, и Екатерининский собор, возвышавшийся в самом центре города. Собор Святой Екатерины, несмотря на близкое расположение к дворцу, был не очень удобен для членов царской семьи, т.к. на богослужения туда приходили сотни верующих царскоселов, и к тому же рядом находился Гостиный двор с его суетой и большой массой народа.
На сравнительно небольшом участке Фермерского парка зимой 1908 года он собственноручно сделал разметку нового храма. Место было выбрано живописное, на небольшом возвышении, рядом с прудом и источником чистой питьевой воды под развесистым дубом.


С самого начала предполагалось, что Феодоровский Собор станет приходским храмом не только для военных, но и для Царской Семьи, и поэтому в его проектировании и возведении в течение всего периода строительства принимал активное участие сам Император. Александра Феодоровна также приняла непосредственное участие в начале строительства, из их личных средств на строительство было внесено 150 000 р. – основная сумма расходов.
Николай II «высочайше» утвердил состав Строительного комитета. Его председателем был назначен командир Собственного Его Императорского Величества Сводного полка генерал-майор В. А. Комаров. Членами комитета стали полковник В. В. Перепеловский, капитаны Д. Н. Ломан и Н. В. Шереховский, штаб-капитан Н. Н. Андреев и подъесаул А. Д. Тускаев. Проект был заказан академику архитектуры А. Н. Померанцеву.


Торжественная закладка здания состоялась 20 августа 1909 года в присутствии Императора, который положил первый камень в его основание.


Однако, после устройства фундаментов, Николай II решил отказаться от продолжения работ по этому проекту. У него возникла новая идея -соорудить храм в стиле церквей XVII - XVIII веков. Это решение было связано еще и с тем, что проект Померанцева был признан многими специалистами неудачным. Был назначен новый архитектор - академик Владимир Александрович Покровский, по проекту которого к тому времени заканчивалось строительство «царского» железнодорожного павильона. По пожеланию Императора за основу нового храма Покровский взял архитектуру Благовещенского и Успенского соборов в московском Кремле, однако в процессе проектирования и строительства внес в проект здания много новых элементов.


Среди них - выступающие вперед наружные входы, паперти и переходы, украшенные характерными для древнерусской архитектуры шатровыми завершениями. При этом для стен основного объема здания Покровский использовал уже имеющиеся фундаменты, заложенные по проекту А. Н. Померанцева.


Уже 26 февраля 1910 года на новом храме были установлены кресты, а 4 марта, в присутствии Государя и Императрицы, подняли колокола.


Ровно через три года строительство собора было завершено и 20 августа 1912 года состоялось его торжественное освящение, в котором приняли участие наместники Александро-Невской, Троице-Сергиевой и Киево-Печерской лавр и настоятели московских кремлевских соборов, поднесшие храму старинные иконы и хоругви.


Чин освящения был совершен протопресвитером военного и морского духовенства о. Шавельским с собором прибывшего духовенства и особо назначенных священнослужителей. После крестного хода и литургии происходило подношение даров. К каждому из представленных лиц подходил Император и вручал ему золотой жетон в память о событии.


Жетоны были вручены всем лицам, потрудившимся при сооружении храма, а также жертвователям. Автор проекта В. А. Покровский в 1913 году был утвержден в звании профессора и получил должность «архитектора Высочайшего двора».
Высота Феодоровского Государева собора - сорок три метра. Снаружи он выглядит просто. Прямые стены составляют в плане прямоугольник. Круглое завершение увенчано позолоченным куполом с крестом над ним. Ослепительно белые стены оживляют лишь мозаичные картины над шатровыми входами в собор.

Внутреннюю роспись храма велась по эскизам, составленным братьями Виктором и Аполлинарием Васнецовыми. Так же, по эскизам В.М. Васнецова, под старину была стилизована и униформа для солдат-служителей Федоровского собора, напоминающая стрелецкие кафтаны.

На окнах и нишах укреплены решетки красивого рисунка, выкованные из меди, либо железа. Внутрь собора ведут многочисленные невысокие шатровые завершения входов и крытые паперти.


Крытое крыльцо с шатровым верхом, увенчанное золотым орлом, вело в молельню Императора и членов его семьи. Сразу же за крыльцом по невысокой внутренней лестнице был вход в небольшую прихожую, откуда можно было пройти в помещение для богослужения.

Для офицеров конвоя и полка вход располагался на северной стороне собора. Снаружи входа выполнено мозаичное изображение архангела Михаила.

А главный вход с восточной стороны фасада увенчан изображением иконы Божьей Матери Феодоровской - родовой иконы династии Романовых, в честь которой назван собор. Перед этой иконой в 1613 году в Ипатьевском монастыре Костромы был благославлен принять царский венец первый царь Дома Романовых Михаил Федорович.


Звонница с большим набором колоколов находилась над западным входом. А подлинная икона Божьей Матери Феодоровской украшала самое большое помещение собора - Верхний храм. Придел освятили именем святого Алексия Митрополита Московского и Всея Руси чудотворца.


Верхний храм имел полный пятиярусный иконостас, выполненный по проекту Покровского. Высота иконостаса составляла 11 метров. Иконы, утварь и мебель верхнего храма были изготовлены по древним образцам и создавали удивительное впечатление цельности и единства, характерных для русского церковного зодчества XVII в. Интерьер верхнего храма отличался величием архитектурных форм, грандиозными размерами круглых столбов, высотой внутреннего объема и хорошей освещенностью.


В соборе есть еще один - Нижний - Пещерный храм Серафима Саровского, оборудованный в подвальном помещении известным архитектором В. Н. Максимовым. Основу убранства Пещерного храма составила Серафимовская церковь, все иконы и предметы культа которой были бережно в него перенесены. Если Верхний храм поражал грандиозными размерами, обилием воздуха и света, то Пещерный производил впечатление совершенно иное, - в нем не было окон; и сюда не проникали лучи солнца. Но он поражал своим интерьером и богатейшим убранством.


Стены Нижнего храма целиком задрапировали темной материей, а панели затянули материей синего цвета с вышитыми на ней темно-красными цветами. Пол покрыли коврами темно-красного цвета с широкой зеленой дорожкой посредине. На этом довольно темном фоне ярким пятном выделялся алтарь, обтянутый светло-золотистой парчей. На нем был установлен великолепный иконостас, состоящий из подлинных русских икон XVI -XVII веков. Все иконы на стенах согласно древнерусскому обычаю были помещены на великолепных пеленах, шитых золотом и шелками.


Любила Пещерный храм и Царица. Для нее была устроена особая комната, которую так и называли – молельня Императрицы, в которой Александра Федоровна могла уединиться в молитве, не покидая храма во время богослужения. Молельня, небольшое помещение шириной меньше метра, находилась справа от алтаря, в который вел узенький проход. Таким образом, Царица могла следить за ходом богослужения, не отвлекаясь вниманием других богомольцев и не смущая их своим присутствием.
В этом храме имелась особая Царская комната, вся обитая трехцветной тканью с красными цветами. Потолок был раскрашен фресковой живописью художниками Пашковым и Щербаковым в стиле фресок XVII века. Пол также покрыли ковром. В комнате разместили пятьдесят древнерусских икон из Москвы и Новгорода. Вдоль стен стояли резные скамьи и в том же стиле резные столы были покрыты старинными скатертями и парчей. Все церковные предметы были подлинными старинными, в том числе в Пещерном храме находилось уникальное Евангелие 1677 года и икона XVI века «Николай Чудотворец».


Первым настоятелем Феодоровского собора был протоирей Николай Андреев. Наряду с ним, здесь также часто бывал воспитатель Наследника Алексея по закону Божьему, духовник царской семьи протоиерей Александр Петрович Васильев. 5 сентября 1918 года, неделю спустя после ареста, в период "ленинских расстрелов" он был расстрелян большевиками.
На богослужениях в Феодоровском соборе пел хор царской капеллы под руководством Климова. Службами в соборе руководил ктитор Дмитрий Николаевич Ломан, расстрелянный большевиками в 1918 году. По словам его сына Юрия: "вспоминая службы в Феодоровском соборе, я теперь с полным основанием могу их сравнить с лучшими спектаклями Мейерхольда или Станиславского. Должен сказать, что отец был блестящим режиссером, и службы в Государевом соборе были своего рода шедеврами. Залитый светом Верхний храм, то утопающий в белых хризантемах, то в сирени, то в цветущем миндале или мрачный, маленький... Пещерный храм, создавали нужное молящимся настроение".
В Феодоровском соборе неоднократно бывал, служивший санитаром в 1916-1917 гг. в Феодоровском городке, Сергей Есенин. Определенный в канцелярию при соборе, он его неоднократно упоминает в своих письмах, отправленных из Царского Села.


После революции настоятелем собора был прот. Афанасий Иванович Беляев, скончавшийся в 1921 году. Ограбленный в 1922 г. и закрытый спустя 11 лет, собор был обращен в кинозал. В нижнем храме был устроен архив кинофотодокументов и склад кинопленки киностудии "Ленфильм". Церковное имущество закрытого собора было поделено между несколькими музеями. Многое было, однако, утеряно, продано за границу или просто уничтожено.
Во время 2 Мировой войны Собор значительно пострадал от обстрелов, в особенности его северная часть.


После войны в нижнем храме сельскохозяйственный институт устроил овощехранилище.
Весной 1991 года Феодоровский Государев собор передан Русской Православной Церкви. Возрождение Феодоровского Государева собора было ознаменовано важным событием. 15 марта 1992 года житель Царского Села М.М. принес в храм икону Феодоровской Божией Матери, обретенную его сыном весной 1991 г. в одном из царскосельских парков.


С 15 января 1992 года совершаются богослужения в пещерном, а с 1996 г. - в верхнем храмах.

В нескольких десятках метров к юго-западу от храма, среди дубков, посаженных Царской Семьей заложен памятник Николай II 19 мая 1993 года, а церемония его открытия и освящения состоялись 16 июля 1993 года, в 75 годовщину екатеринбургского расстрела.


Информация частично взята с
сайта проекта "Энциклопедия Царского Села"







2024 © rus-leto.ru.