Ясногорский монастырь польша. Описание монастыря яснаи горы. Капелла Девы Марии


Мы уже не раз акцентировали тот факт, что поляки – народ очень религиозный. В принципе, этому не стоит особо удивляться. Земля Речи Посполитой богата не только историческими и природными достопримечательностями, но и сакральными местами, которые ежегодно посещают миллионы паломников. Одним из таких мест является городок Ченстохова, расположенный в Шленском воеводстве. Небольшое, провинциальное местечко стало синонимом религиозности и истинной веры, благодаря уникальному церковно-монастырскому комплексу, называемому «Ясна Гура». Откуда же взялась на польских землях таинственная икона, творящая чудеса? Почему именно Ясна Гура стала символом польской веры? Как так получилось, что вопреки активной антирелигиозной кампании, проводившейся властями коммунистической Польши, страна все же не утратила своей веры? Ответы следует искать здесь, в Ченстохове.

Удивительный шленский городок.

1220 год от рождества Христова. На перекрестке реки Варта и королевского тракта, ведущего от до , на самой границе Малопольски и Велькопольски появляется небольшое поселение, именуемое Ченстоховой. Место было выбрано не зря – именно на этом участке находилась речная переправа, которую нужно было охранять. Первыми поселенцами Ченстоховы вероятнее всего были солдаты, стерегущие ту самую переправу, и их семьи. Поселение довольно быстро разрасталось и вскоре уже получило городские права. Уже в XIV веке роль Ченстоховы в геополитической и экономической деятельности Речи Посполитой стала на столько важна, что милостью божьей король дарит городу магдебургское право. По другому было бы и нельзя – через Ченстохову проходит не только королевский тракт, но и один из важнейших торговых путей Средневековья, так называемый «воловий» путь из Молдавии до .

В 1377 году Ченстохова переходит под юрисдикцию Владислава Опольчика, потомка славной династии Пястов. Так уж получилось, что князь Владислав был не только правителем Опольско-Рацибужского княжества, но и палатином (премьер-министром) Королевства Венгерского, и правителем Княжества Галицкого (Червленой Руси). Вот эти моменты и были запечатлены на гербе Ченстоховы – золотой лев (символ Галичины), стоящий напротив орла (символа Опольско-Рацибужа). Немногим позже, орел был изменен на черного ворона с хлебом в клюве (символ монахов-паулинов).

Золотой галицкий лев против черного монашеского ворона.

Хотя князь Опольско-Рацибужский не долго правил в Ченстохове, все же за два десятилетия он успел свершить парочку особо важных дел, с которыми связана дальнейшая история города. Дело первое – Владислав впустил в город монахов ордена Паулинов и позволил им построить свой храм. Дело второе (особо важное) – в 1382 году князь Владислав Опольчик привез из Руси в ченстохову чудотворную икону Богородицы и приказал разместить ее в костеле, построенном паулинами.

Легенда

Когда будущий евангелист Лука пребывал в Иерусалиме, он посетил дом Марии и Иосифа. Скромный ужин в доме святой семьи на столько поразил Луку своей сакральностью, что он, не удержавшись, прямо на дощатом столе нарисовал Богородицу вместе с младенцем Иисусом. Спустя несколько десятилетий, икона была передана императору Константину и хранилась в одном из христианских храмов Константинополя. На службе у императора в те годы состоял галицкий князь Лев. Не известно за какие именно заслуги, но икона была подарена князю самим императором. Лев привез святыню в родную Галичину, богато украсил ее золотом и драгоценными камнями и подарил церкви в городке Белз. Когда Владислав Опольчик стал правителем Галицкого Княжества, ему донесли о чудотворной иконе. Князь решил лично удостовериться в ее могуществе и отправился в церковь. Икона произвела на него такое огромное впечатление, что он решил, во что бы то ни было, забрать ее к себе на родину.

Эту иконы по легенде нарисовал евангелист Лука.

Решающим фактором в желании заполучить икону, стала чудесная победа над литовскими и татарскими войсками, окружившими город. Однако, когда икона была снята с церковной стены и установлена в специальной карете, кони не смогли двинуться с места. Владислав поклялся, что будет чтить икону до конца своих дней и построит величественный храм в том месте, которое она сама себе выберет. Икона выбрала Ченстохову.

Легенда легендой, но чудодейственная икона Богородицы с Иисусом с тех пор «поселилась» в Ченстоховском костеле и стала главным религиозным атрибутом Польши.

Та же икона, в костеле Ясной Гуры.

Почему же самая известная польская святыня называется «Ясна Гура»? Ясна, в переводе с польского – светлая. Скорее всего, это название объясняется белыми известняковыми останцами (элементами рельефа), характерными для всей Краковско-Ченстоховской Юры (возвышенности). Благодаря этим светлым валунам, пластам золотистой глины и серебристого гравия, гора и получила такое название, которое потом перешло на весь монастырский комплекс.

Туристы и паломники, посещающие Ясну Гуру, с легкостью замечают, что это – не обычный монастырь. Толстые стены, оборонные валы, пушечные ядра, застрявшие в кирпичах у главного входа. Это все – свидетельство необычной истории Ченстоховы. Монахи-паулины изначально строили свой храм таким образом, чтобы он мог исполнять и фортификационные функции. Здесь даже находился постоянный вооруженный сторожевой отряд, состоящий из «братьев во Христе». Ничего удивительного. Вспомните смутное Средневековье и расположение Ченстоховы на стыке важных торговых путей – кто бы не позарился на монашеские добра?

Храм или неприступная крепость?

Монастырь в Ясной Гуре – это, действительно, неприступная крепость. Чем бы не объясняли его мощь – прекрасным расположением, укрепленными стенами или защитой чудодейственной иконы, факт остается фактом. Ни , ни I Северная война, ни многочисленные разбойничьи набеги не смогли выжить паулинов из их священного гнезда.

Шли годы. Власть менялась. Менялись нравы и обычаи. Но Ченстохова не замолкала. Даже в самые смутные коммунистические времена находились смельчаки, которые приезжали в Ясну Гуру, дабы поклониться Богородице и попросить ее о помощи. Удивительно, но если вспомнить, что творилось на территории бывшего советского союза, то сохранение монастыря и тем более – самой иконы Ченстоховской Богоматери, можно объяснить только воздействием высших сил. Ее не украли, не уничтожили, не заперли в музейных складах… Давно все позабыли о монахах-паулинах. Имя Владислава Опольчика затерялось в анналах истории. И только грустная Богородица с темным, как гречневый мед, лицом, задумчиво смотрит на мир, держа на руках свое единственное дитя.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    От того места Честохова с полверсты кляштор, то есть монастырь, каменной Пресвятыя Богородицы, построен на высокой каменной горе. Тот кляштор великой, в нём костелы каменные предивным строением, снаружья многие изрядные резбы каменные. Кругом того кляштора ров великой, выкладен камнем, белым и серым, диким; ограда около того кляштора каменная. В тот кляштор ворота одни каменные; в тех воротах всегда стоит караул, салдаты с ружьем по 20 человек. <...> В том кляшторе аптека изрядная, великая, в которой я видел много всяких лекарств, и убор всякой в той аптеке изрядной. В том кляшторе всякой законник имеет себе особую келью, и друг к другу мало ходят. Кельи все построены рядом, каменные, предивные, толко невеликие; между келей поделаны переходы широкие, изрядные, каменные. В том кляшторе есть академия, учатца высоким наукам, даже и до филозофии. А где у них бывают диспуты, и для того особая зделана полата великая. Тот кляштор древняго строения, на том месте от начала своего имеет быть неподвижно 360 лет, подданных имеет под собою 206 дворов. В том кляшторе в костелах всякие богатства, данные от приходящих молебщиков, которых в том кляшторе всегда бывает со всех сторон множество, и из далных християнских краев приезжают много народу.

    Ещё несколько нападений монастырю пришлось пережить в ходе Северной войны , в 1702, 1704 и 1705 годах, однако они были также отражены. В 1716 году монахи монастыря подали в Рим петицию о короновании образа. В 1717 году после получения одобрения от папы Климента XI икона была коронована в присутствии 200 000 паломников. Возложение на головы Младенца и Матери Божией корон символизировало особую важность иконы и её чудотворность.

    Укрепления

    Монастырь имеет четырёхугольную форму, по углам располагаются мощные бастионы стреловидной формы. Вход в монастырь эащищён равелином имеющим форму пятиугольного люнета . Бастионы носят имена:

    • бастион Морштынов
    • бастион св. Барбары (или бастион Любомирских)
    • королевский бастион (или бастион Потоцких)
    • бастион Св. Троицы (бастион Шанявских)

    Колокольня

    Высокая 106-метровая колокольня была построена в 1714 году в барочном стиле. Несколько раз она страдала от пожаров, в 1906 году была реконструирована и надстроена.

    Колокольня состоит из 5 уровней. На высоте второго уровня с внешней стороны располагаются четыре часовых циферблата, с каждой стороны башни. Каждые 15 минут 36 колоколов исполняют мелодию гимна, посвящённого Деве Марии. Интерьер третьего уровня украшают 4 статуи - св. Павла Фивейского , св. Флориана , св. Казимира и св. Ядвиги . На верхний, пятый уровень ведут 516 ступеней. Там находятся четыре статуи Учителей Церкви - св. Альберта Великого , св. Григория Назианзина , св. Августина и св. Амвросия Медиоланского . На шпиле башни помещена статуя ворона с куском хлеба во рту (символ ордена паулинов) и монограмма Пресвятой Девы. Венчается шпиль крестом, который по ночам ярко подсвечен.

    Капелла Девы Марии

    Капелла , в которой хранится. В левой стене захоронен прах Августина Кордецкого, настоятеля, руководившего обороной монастыря от шведов.неф манускриптов . Многие из них составляли ядро так называемый коллекции Ягеллонов , которая в своё время была завещана монастырю.

    Новое здание библиотеки было построено в 1739 году . Потолок библиотеки богато украшен фресками работы неизвестного итальянского мастера. С 1920 года библиотека Ясной Горы используется для конференций польского католического епископата.

    Рыцарский зал

    Рыцарский зал расположен вдоль южного фасада монастыря позади Капеллы Девы Марии. Он возведён в 1647 году в стиле ренессанс . Стены зала расписаны в XVII веке польскими мастерами и представляют наиболее значительные события истории монастыря. В дальнем конце зала установлен алтарь св. Иоанна Богослова работы XVIII века.

    В Рыцарском зале проводятся встречи, заседания епископата, теологические и философские конференции, а также выставки.

    Прочие

    В комплекс монастырских зданий также входят жилые помещения монахов, арсенал, музей 600-летия монастыря, королевские покои, переговорный зал и др.

    Паломничества

    Поезд пришел в Ченстохов рано утром. От вокзала до монастыря, стоявшего на высоком зелёном холме, было далеко.

    Из вагона вышли богомольцы - польские крестьяне и крестьянки. Среди них были и городские обыватели в пыльных котелках. Старый, тучный ксендз и мальчики-причетники в кружевных одеяниях ждали богомольцев на вокзале.

    Тут же, около вокзала, процессия богомольцев выстроилась на пыльной дороге. Ксендз благословил её и пробормотал в нос молитву. Толпа рухнула на колени и поползла к монастырю, распевая псалмы.

    Толпа ползла на коленях до самого монастырского собора. Впереди ползла седая женщина с белым исступленным лицом. Она держала в руках чёрное деревянное распятие.

    Ксендз медленно и равнодушно шел впереди этой толпы. Было жарко, пыльно, пот катился по лицам. Люди хрипло дышали, гневно оглядываясь на отстающих.

    Я схватил бабушку за руку.
    - Зачем это? - спросил я шепотом.

    Не бойся, - ответила бабушка по-польски. - Они грешники. Они хотят вымолить прощение у пана бога.

    Паломничества в Ясногорский монастырь проводятся с XV века. Как правило, организованные группы паломников собираются в соседних с Ченстоховой городах и затем идут в Ясную Гору пешком. По давней благочестивой традиции, жители тех населённых пунктов, через которые проходят паломники, предоставляют кров и еду нуждающимся в них.

    Особенно большое число паломников бывает в праздники, посвящённые Богородице, особенно в день Успения (15 августа). В последние годы число паломников, стекающихся в Ченстохову в этот день, превышает 200 тысяч человек.

    Начинается в Кракове, а заканчивается в Ченстохове. Это большой промышленный город с 250-тысячным населением и металлургическим заводом, нарочно построенным здесь во времена Берута. Первое упоминание поселении в здешних краях относится к 1220 году, но статус города Ченстохова получила лишь в 70- годы XIV века в царствование Казимира Великого. После разделов Польши город оказался в пределах Великого Герцогства Варшавского, а с 1815 по 1915 год был включён в Царство Польское. Наверное поэтому Ченстохова чем-то неуловимо напоминает наши областные города.

    В центре города на высоком холме стоит главная польская святыня. Ради неё сюда приходят (именно приходят!) сотни тысяч людей со всех концов Польши. Во время традиционного августовского паломничества в день Успения Богородицы здесь собирается около 200 тысяч человек. В 1991 году, когда здесь побывал Папа Римский Иоанн Павел II, в Ченстохову пришло более миллиона паломников.
    Эта святыня – монастырь ордена паулинов Ясна Гура.

    Мы оказались в Ясной Гуре под вечер. Позади была с её . Поставили машину на платной стоянке у монастыря и направились внутрь, пройдя сквозь череду стоящих друг за другом ворот. Первые из них именуются по знатному роду магнатов Любомирских.

    Следующие ворота названы в честь Богородицы Королевы Польши. Они увенчаны скульптурным образом Ченстоховской иконы Божьей Матери.

    Третьи – это ворота Девы Марии Скорбящей, а четвёртые зовутся Ягеллоньскими – в честь знаменитой польской королевской династии.
    Пройдя ворота, оказываешься на главном детинце (дворе) монастыря. Он невелик по размерам. На него выходят многочисленные каплицы костела. Чтобы было легче ориентироваться в довольно запутанном монастырском ансамбле, приведу схему из Вики.

    A Брама Любомирских
    B Брама Богородицы Королевы Польши
    C Брама Богородицы Скорбящей
    D Брама Ягеллоньска
    E Зал Девы Марии
    F Королевский бастион (бастион Потоцких)
    G памятник Августину Кордецкому
    H Сокровищница
    I Алтарь перед Щитом
    J Бастион Святой Троицы (бастион Шанявских)
    K Памятник Иоанну Павлу II
    L Бастион Морштынув
    M Брама Иоанна Павла II (въездные ворота)
    N Бастион Св. Варвары (бастион Любомирских)
    O Дома музыкантов
    P Сенакль (Пиршественный зал)
    R Сад отдохновения
    S Часовня Яблоновских (часовня Сердца Иисуса)
    T Часовня Деннхофов (часовня Павла I Отшельника)
    U Вход на башню
    V Часовня св. Антония
    W Королевские покои
    X Базилика
    Y Ризница
    Z Часовня Ченстоховской Божьей Матери
    a Рыцарский зал
    b Монастырский сад
    c Трапезная и библиотека
    d, e Монастырь
    f Колодец
    g Музей 600-летия
    h Арсенал
    i Хозяйственный двор
    j Главный двор
    k Памятник кардиналу Стефану Вышиньскому

    Итак, по порядку слева направо находятся: вход на башню, оформленный в виде каплицы и украшенный солнечными часами; посередине стоит каплица Деннхофов, освящённая во имя св. Павла Отшельника, а крайняя справа – это каплица Яблоновских во имя Святого Сердца Иисуса.

    Через арку можно пройти ко входу на колокольню. 106-метровая башня буквально взлетает в небо. На нее ведут 519 ступеней. Колокольню построили в 1714 году в стиле барокко. В 1906 году после реконструкции изящная стройная башня достигла своей нынешней высоты. Есть здесь и часы с карильоном из 36 колоколов, каждую четверть часа исполняющим гимн Деве Марии. На шпиле башни укрепленоизваяние ворона с куском хлеба в клюве – символ ордена паулинов. Мне его разглядеть не удалось 🙂

    В Ясной Гуре находится важнейшая святыня Польши – Ченстоховская икона Богородицы. По цвету лика её часто зовут “Чёрной Мадонной”. По преданию, образ написал сам евангелист Лука. Его кисти принадлежат примерно 70 Богородичных икон. Особо знамениты и почитаемы те, что были написаны Лукою на столешнице, за которой принимало трапезу Святое Семейство. Одна из этих икон находится в Москве – это чудотворная .
    Евангелист Лука написал Ченстоховскую икону Девы Марии в Сионской горнице. В 66-67 годах во время нашествия римлян под предводительством Веспасиана и Тита, христиане спрятали икону вместе с другими святынями в пещерах близ Пеллы. Спустя почти 300 лет, в326 году Императрица Елена, мать Константина, получила икону в дар от иерусалимских христиан, когда ездила на поклонение святым местам и обрела Крест Господень. С тех пор на протяжении 500 лет икона находилась в Константинополе.

    Князь Галицко-Волынский Лев, сын Даниила Галицкого, с величайшим почтением перенёс икону в Червоную Русь (Западную Украину) в замок Белз. Но это далеко не единственное объяснение явления иконы на славянских землях. Одно из древних сказаний гласит, что икону принесли с собою просветители славян равноапостольные Кирилл и Мефодий. Существует и упоминание о том, что греческую царевну Анну благословили на брак с князем Владимиром образом Девы Марии.

    Икона прославилась многими чудесами. Одно из них случилось во время татаро-монгольского нашествия. Жители Белза, уповая на заступничество небесное, перенесли икону на крепостную стену. Одна из татарских стрел вонзилась в лик Царицы Небесной и из раны потекла кровь. На татар нашло помрачение, они начали убивать друг друга, оставшиеся в ужасе бежали из-под городских стен.

    Когда прервался род князей Галицких и Червоная Русь оказалась под властью Польши, замок Белз достался князю Владиславу Опольскому. В 1382 году князь Владислав вывез икону на запад и по пути остановился в деревне Ченстохова, поместив икону на ночь в сельском костёле. Однако утром, когда князь хотел отправиться в путь, икону оказалось невозможно сдвинуть с места. Люди сочли, что Дева Мария указывает место, где надлежит оставить образ. Владислав подарил икону, церковь и землю монахам-паулинам, которые обосновались в Ченстохове. Сам же князь обосновался неподалёку в .
    В 1430 году отряд чешских, моравских и силезских протестантов захватил и разграбил монастырь. Согласно одной из версий они попытались разрубить образ саблями, но святотатец, дважды ударивший икону, замахнувшись в третий раз, упал замертво. По другой версии гуситам удалось разграбить монастырские сокровища. Один из них решил захватить и икону. Однако лошади не смогли сдвинуть возок с добычей. В гневе один из разбойников сбросил икону с возка, а другой ударил её мечом. В тот же миг их настигла небесная кара: первого разорвало на части, у второго отсохла рука, прочие же были поражены слепотою. С тех пор на щеке Богородицы сохраняются рубцы. Видны они и на позднем списке иконы.

    Святыня находится в часовне Чудотворного Образа Девы Марии, стоящей к северу от собора. Скромная каплица времён Владислава Опольского несколько раз перестраивалась, пока её не превратили в величественный храм. Сама Ченстоховская икона помещена в алтарь из серебра и чёрного дерева, поднесённый в дар Великим Канцлером Оссолиньским в 1650 году. Особая серебряная завеса, которой закрывают икону на ночь, создана в 1673 году.

    У иконы было очень много людей. И это вечером обычного буднего дня! Я снимал икону издалека – не хотелось мешать молящимся, которые пришли прикоснуться к святыне. Однако фотографировать в самой часовне разрешено. На фото икона видна в виде сияющего пятна, при входе заметны электрические табло с запретом на использование вспышки. Если в православных храмах принято прикладываться к иконам и мощам, то здесь почитание святыне выражают иначе. Икона помещена на высоте 3 метров. Под алтарём сделан круговой проход, по которому верующие на коленях обходят икону.

    В крипте часовни Чудотворного Образа Девы Марии похоронен приор (настоятель) Ясной Гуры Августин Кордецкий.

    Об этом человеке, которого почитают в Польше, как национального героя, следует сказать несколько слов. Клеменс – таково его мирское имя – родился в 1603 году в семье богатых и влиятельных горожан. Его отец некоторое время был бургомистром. Клеменс с детства хорошо учился и 1633 году закончил иезуитский коллегиум в Познани. Он принял постриг в ордене паулинов и получил монашеское имя Августин. 40 лет, вплоть до самой смерти он провёл в лоне ордена. Его главная заслуга – это оборона Ясной Гуры во время “потопа”, как с лёгкой руки Генрика Сенкевича именуют шведское нашествие середины XVII века. Целью Августина Кордецкого стало сохранение святынь Ясной Гуры от грабежа и опустошения шведскими войсками. Вначале он прячет образ Ченстоховской Божьей Матери и заменяет его списком. Затем Кордецкий пишет послание шведскому королю Карлу Х Густаву о том, что он согласен сдать Ясногурскую крепость в обмен на гарантии целостности святыни. Августин не получил этих гарантий и решил защищать Ясну Гуру силой оружия. Августин Кордецкий командовал обороной в течение всей осады, длившейся с 18 ноября по 26 декабря 1655 года. Историки считают, что Кордецкий послал письмо королю с целью выиграть время и подготовиться к обороне. Полякам удалось отстоять Ясногурский монастырь, несмотря на более чем десятикратное превосходство шведов. В армии шведского генерала Миллера было 3 тыс. солдат, а монастырь защищали 170 солдат, 20 шляхтичей и 70 монахов. Шведы отступили, после этого в страну вернулся король Ян Казимир. Осада Ясной Гуры изменила ход войны и, в итоге, привела к изгнанию шведских завоевателей из Польши.

    Историю осады, написанную Августином Кордецким в 1658 году, Генрик Сенкевич использовал в своём знаменитом романе “Потоп”.

    Януарий Суходольский. Оборона Ясной Гуры в 1655 году.

    В 1656 году король Ян Казимир издал манифест по случаю окончания войны со шведами, в котором назвал Ченстоховскую икону “Королевой Польши”. А в 1717 году Ченстоховскую икону Божьей Матери короновали как Королеву Польши. На главы Девы Марии и младенца Иисуса возложили короны, присланные Папой Климентом XI.

    После часовни Чудотворного образа Богородицы сам собор во имя Святого Креста и Рождества Богородицы уже не производит особого впечатления. Тем не менее это древний, построенный в XV веке, величественный храм. После пожара 1690 года Карл Данкварт украсил интерьеры собора в стиле барокко.

    Итальянец Джакомо Буччини в 1728 году создал главный алтарь.

    В монастыре можно посмотреть не только часовню и собор, но и многое другое. Например, ренессансный Рыцарский зал, расположенный за каплицей Чудотворного образа Девы Марии. на его стенах изображены важнейшие события в истории монастыря.

    В монастыре есть несколько музейных экспозиций. В бывшем арсенале представлена иконопись и религиозная живопись с XIV по XX вв.
    Рядом с собором устроена сокровищница. В ней хранятся не только чаши, реликварии и монстрации, но и множество светских украшений, пожертвованных паломниками: часы, кольца, ожерелья. А стены каплицы Ченстоховской Божьей Матери увешаны вотивными дарами: серебряными позолоченными сердечками, ручками, ножками и т.п. Их жертвуют исцелившиеся у иконы по молитвам Девы Марии. Вход в монастырские музеи бесплатный, но, к сожалению, фотографировать в арсенале и сокровищнице запрещено.
    Монастырь окружен бастионами, возведенными в начале XVII в. Они не похожи на привычные русскому взгляду стены и башни. Тем не менее эти бастионы стали непреодолимой твердыней на пути шведов во время “потопа”. Однако 100 с лишним лет спустя, в 1772 году, последний польский король Станислав Август Понятовский приказал сдать Ясну Гуру русской армии. Наши войска ещё дважды были в монастыре: в 1813 году русская армия заняла монастырь во время заграничного похода против Наполеона. Настоятель преподнёс русскому фельдмаршалу Фабиану Остен-Сакену список Ченстоховской иконы, которую затем поместили в Казанский собор в Петербурге. Позже список оказался в Музее истории религии и атеизма. А в январе 1945 года стремительная атака советских танкистов вынудила гитлеровцев оставить Ченстохову, не только не взорвав Ясну Гуру, но бросив награбленные ценности.
    Обходя монастырь по бастионам, обращаешь внимание на скульптурные композиции с изображением Страстей Господних. Часть из них мы не увидели из-за ремонта.
    “Повинен смерти”.

    Плат Вероники.

    Иисус второй раз упал под крестом.

    Воздвиженье креста.

    Оплакивание Христа.
    Мы покидали это удивительное место в сумерках. Вечерние тени окутали собор и только на западе светилась ускользающая полоска зари.
    Сторожа на стоянке уже не было, так что парковка для нас оказалась бесплатной. За целый день мы так и не удосужились поесть. Поиски съестного в городе как-то не увенчались успехом 🙁 В итоге уже на А1 остановились у своеобразного кафе. Пардон за качество, снимал мыльницей с кривой подпорки без штатива. Обедоужин в этом самолетике обошелся нам в 80 pln, что немало для польской придорожной едальни. Однако но он того стоил!
    А вот ночлег в “Заязде Гуральском” неподалеку от Томашува Мазовецкого оказался самым худшим за все время наших мотаний по Польше. Даже тесная и холодная комната в Сандомеже оказалась лучше – там, по крайней мере, было тихо. Не рекомендую категорически, несмотря на пафосный интерьер.
    Ни камин в ресторане…
    ни лебеди (а, быть может, змеи) из полотенец…
    не компенсируют неудобств: кухонного чада в номере и полного отсутствия звукоизоляции! Особенно, когда в 3 часа ночи в ресторан внизу вваливается подвыпившая компания.
    Наутро мы отправились в Варшаву, заскочив по дороге в Вилянув. По случаю приближающегося дня Всех Святых дворец был закрыт. Так что нам осталось лишь наслаждаться красотой барочной архитектуры времён Яна Собесского и Станислава Костки Потоцкого.

    шуршать опавшей листвой в осеннем парке…
    да “охотиться” на белок… Ох и шустрые оказались зверюшки, совсем не хотели позировать 🙂

    Наши впечатления о Варшаве можно найти и . И не забудьте познакомиться с небольшим городом , он находится недалеко от Варшавы. В статье о мы расссказали о том, как в Польше отмечают .

    Ясная Гора, Ясна Гура - католический монастырь в польском городе Ченстохова. Полное название - Санктуарий Пресвятой Девы Марии Ясногорской. Монастырь принадлежит монашескому ордену паулинов. Ясногорский монастырь знаменит хранящейся здесь Ченстоховской иконой Божией Матери, которая почитается католиками, как величайшая реликвия. Ясная Гора - главный объект религиозного паломничества в Польше.

    В 1382 году польский князь Владислав Опольский пригласил в Польшу из Венгрии монахов ордена паулинов, которые основали монастырь на холме рядом с городом Ченстохова. Новая обитель получила имя «Ясная Гора» в честь главной в тот момент церкви ордена - храма св. Лаврентия на Ясной Горе в Буде. На Ясную Гору Владиславом Опольским была перенесена чудотворная икона Девы Марии из города Белз (совр. Украина). Информация об этом событии содержится в старинном манускрипте «Translatio Tabulae», экземпляр которого, датируемый 1474 годом, хранится в монастырском архиве. С момента основания монастырь стал известен как место хранения реликвии, паломничества к иконе начались уже в XV веке.

    На Пасху 14 апреля 1430 года монастырь был атакован бандой грабителей-гуситов из Богемии, Моравии и Силезии. Они разграбили монастырь, разбили икону на три части и нанесли по лику несколько сабельных ударов. Реставрация образа проходила в Кракове при дворе короля Владислава Ягелло. Несовершенные техники реставрации привели к тому, что, хотя икону и удалось собрать воедино, шрамы от сабельных ударов на лике Богородицы всё равно проступали сквозь свежую краску. В 1466 году монастырь пережил ещё одну осаду чешской армии.

    В XV веке в монастыре был построен новый собор. В начале XVII века для защиты от нападений монастырь был обнесён мощными стенами, превратившими Ясную Гору в крепость. Очень скоро фортификационные сооружения монастыря подвергнулись суровой проверке на прочность во время так называемого «потопа», шведского нашествия на Речь Посполитую в 1655 году. Шведское наступление развивалось стремительно, в течение нескольких месяцев были взяты Познань, Варшава и Краков; польская шляхта в массовом порядке переходила на сторону врага; король Ян Казимир бежал из страны. 18 ноября того же года шведская армия под командованием генерала Миллера подступила к стенам Ясной Горы. Несмотря на многократное превосходство шведов в живой силе (шведов было около 3 тысяч против 170 солдат, 20 дворян и 70 монахов в монастыре) настоятель Августин Кордецкий принял решение сражаться. Героическая оборона монастыря вынудила захватчиков отступить и послужила примером для всей страны, что привело к изгнанию шведов, что многими в Польше было расценено как чудо Богородицы. Вернувшийся из изгнания король Ян Казимир в ходе «львовских обетов» торжественно избрал Деву Марию покровительницей королевства.

    Ещё несколько нападений монастырю пришлось пережить в ходе Северной войны, в 1702, 1704 и 1705 годах, однако они были также отражены. В 1716 году монахи монастыря подали в Рим петицию о короновании образа. В 1717 году после получения одобрения от папы Климента XI икона была коронована в присутствии 200 000 паломников. Возложение на головы Младенца и Матери Божией корон символизировало особую важность иконы и её чудотворность.

    После поражения Барской конфедерации в 1772 году последний польский король Станислав Понятовский приказал сдать монастырь русским войскам. Второй раз монастырь был занят русской армией в 1813 году в ходе наполеоновских войн, настоятель Ясной Горы преподнёс русским военачальникам список иконы, который потом хранился в Казанском соборе Санкт-Петербурга и был утерян после революции 1917 года. Русская армия разрушила крепостные стены Ясной Горы, однако, в 1843 году Николай I повелел восстановить их. Стены были построены, впрочем, в несколько иной конфигурации, чем раньше.

    В условиях, когда Польша была разделена между другими государствами, Ясногорский монастырь и хранящаяся в нём икона были важными символами единства нации, так на знамёнах участников Польского восстания 1863 года был изображён Ченстоховский образ. После подавления восстания некоторые из числа монахов-паулинов были обвинены в поддержке восставших и высланы в Сибирь.

    Во время второй мировой войны монастырь был оккупирован нацистами, паломничества запрещены. 16 января 1945 года внезапная атака советских танков на Ченстохову привели к тому, что нацисты оставили монастырь, не причинив ему вреда.

    После войны Ясная Гора продолжала быть духовным центром страны. В сентябре 1956 года, в день трехсотлетия «львовских обетов» Яна Казимира, около миллиона верующих молились здесь об освобождении брошенного в тюрьму коммунистическими властями примаса Польши, кардинала Стефана Вышинского. Освобождение кардинала состоялось через месяц после этого.

    В августе 1991 года в Ченстохове проводился католический Всемирный День молодёжи, в котором принял участие папа римский Иоанн Павел II, и в ходе которого паломничество к иконе совершили более миллиона человек, в том числе и значительное количество молодых людей из СССР, что стало одним из ярких свидетельств падения железного занавеса.

    Ясногорский монастырь расположен на холме высотой 293 метра. 106-метровая колокольня монастыря доминирует над городом Ченстохова и видна приблизительно с 10-километрового расстояния от монастыря. Территория монастыря занимает площадь 5 гектар. Монастырские здания окружены с трёх сторон парком, в то время как с четвёртой стороны к ним ведёт большой сквер, который в дни больших праздников полностью заполняется паломниками.

    Монастырь имеет четырёхугольную форму, по углам располагаются мощные бастионы стреловидной формы. Бастионы носят имена:

    • бастион Морштынов
    • бастион св. Барбары (или бастион Любомирских)
    • королевский бастион (или бастион Потоцких)
    • бастион Св. Троицы (бастион Шанявских)

    Высокая 106-метровая колокольня была построена в 1714 году в барочном стиле. Несколько раз она страдала от пожаров, в 1906 году была реконструирована и надстроена.

    Кололкольня состоит из 5 уровней. На высоте второго уровня с внешней стороны располагаются четыре часовых циферблата, с каждой стороны башни. Каждые 15 минут 36 колоколов исполняют мелодию гимна, посвящённого Деве Марии. Интерьер третьего уровня украшают 4 статуи - св. Павла Фивейского, св. Флориана, св. Казимира и св. Хедвиги. На верхний, пятый уровень ведут 516 ступеней. Там находятся четыре статуи Учителей Церкви - св. Альберта Великого, св. Григория Назианзина, св. Августина и св. Амвросия Медиоланского. На шпиле башни помещена статуя ворона с куском хлеба во рту (символ ордена паулинов) и монограмма Пресвятой Девы. Венчается шпиль крестом.

    Капелла, в которой хранится Ченстоховская икона Божией Матери - сердце монастыря. Первоначальная капелла была построена ещё до начала XVII века, в 1644 году она была перестроена в трёхнефную часовню (сейчас это пресвитерий). Икона была помещена на алтарь из чёрного дерева и серебра, подаренный монастырю великим канцлером Оссолинским в 1650 году и до сих пор остаётся на том же месте. Серебряная панель, защищающая икону, датируется 1673 годом.

    В 1929 году к капелле была пристроена ещё одна часть. В капелле 5 алтарей, её стены покрыты вотивными дарами. В левой стене захоронен прах Августина Кордецкого, настоятеля, руководившего обороной монастыря от шведов.

    Собор, примыкающий к капелле чудотворной иконы, самое старое сооружение монастыря, его сооружение началось в начале XV века. В настоящее время собор имеет 46 метров в длину, 21 метр в ширину и 29 метров в высоту.

    В 1690 году большой пожар практически уничтожил интерьер храма. В 1692-1695 году были проведены восстановительные работы. Ещё несколько реставраций были проведены в 1706 и 1728 году.

    Трёхнефный собор - один из лучших образцов барокко в Польше. Своды пресвитерия и главный неф оформлены Карлом Данквартом в 1695 году. Главный алтарь авторства Джакомо Буццини выполнен в 1728 году. Среди многочисленных боковых капелл выделяются капелла св. Павла Фивейского, св. Сердца Иисусова, св. Антония Падуанского.

    Ризница (сакристия) находится между собором и капеллой Девы Марии и составляет с ними один комплекс. Она построена в 1651 году, её длина 19 метров, ширина 10 метров. Свод сакристии, как и собор, расписывал Карл Данкварт, настенные росписи также относятся к XVII веку.

    Монастырь располагает обширной библиотекой. Среди уникальных библиотечных экземпляров 8 000 старинных печатных книг, а также большое число манускриптов. Многие из них составляли ядро так называемый коллекции Ягеллонов, которая в своё время была завещана монастырю.

    Новое здание библиотеки было построено в 1739 году. Потолок библиотеки богато украшен фресками работы неизвестного итальянского мастера. С 1920 года библиотека Ясной Горы используется для конференций польского католического епископата.

    Рыцарский зал расположен вдоль южного фасада монастыря позади Капеллы Девы Марии. Он возведён в 1647 году в стиле ренессанс. Стены зала расписаны в XVII веке польскими мастерами и представляют наиболее значительные события истории монастыря. В дальнем конце зала установлен алтарь св. Иоанна Богослова работы XVIII века.

    В Рыцарском зале проводятся встречи, заседания епископата, теологические и философские конференции.

    В комплекс монастырских зданий также входят жилые помещения монахов, Арсенал, Музей 600-летия монастыря, Королевские покои, Переговорный зал и др.

    Паломничества в Ясногорский монастырь проводятся с XV века. Как правило, организованные группы паломников собираются в соседних с Ченстоховой городах и затем идут в Ясную Гору пешком. По давней благочестивой традиции, жители тех населённых пунктов, через которые проходят паломники, предоставляют кров и еду нуждающимся в них.

    Особенно большое число паломников бывает в праздники, посвящённые Богородице, особенно в день Успения (15 августа). В последние годы число паломников, стекающихся в Ченстохову в этот день, превышает 200 тысяч человек.

    Оборона Ясногорского монастыря от шведов в 1655 году описана на страницах исторического романа Г. Сенкевича Потоп.

    Сайт: http://www.jasnagora.pl

    Паломнические поездки к Монастырю Яснае Горе

    Сердце всей Польши находится между Варшавой и Краковом и является главным католическим центром страны, где хранится самая почитаемая реликвия - Ченстоховская икона Божией Матери. Небольшой уютный городок Ченстохова раскинулся на реке Варта, утопает в зелени, парках и костёлах, главным из них является монастырь Ясна Гора.

    Улочки скромные, слегка сонные, напоминают тихую провинцию удаленных городков, тем не менее чистые и носят на себе отпечаток, больших батальных воин за власть и религию. Ченстохова, с польского переводится как "часто прячущаяся" ("ченсто" — "часто" и "хова" — "ховаться, прятаться").

    Главной достопримечательностью города и паломническим центром, является монастырь Ясная Гора (Jasna Góra) и хотя правильнее по - русски звучит как Ясна Гура, всё же, тот вариант, как читается с латиницы более комфортен нашему слуху и в переводе не нуждается.

    Попасть в монастырь не сложно и бесплатно, с центрального входа есть большой паркинг, ориентиром расположения святыни, служит огромная 106-метровая колокольня, хорошо просматриваемая из разных частей города. Часы работы с 5 до 21, в воскресение идут мессы, поэтому наплыв паломников и туристов огромен.

    Также можно попасть в монастырь и с другого входа, не менее красивого, а может даже и более аутентичного, по зеленой лужайке, с прекрасным видом на панораму Ясной Горы,

    вдоль цветущих каштанов

    и лавок сувенирщиков, где в большом почете разнообразные изображения Ченстоховской Божий Матери, правда не лучшего качества и памятника Стефану Вышинскому.
    Польский кардинал, архиепископ—митрополит Варшавско-Гнезненский, примас Польши (Его называли Примасом Тысячелетия) с 12 ноября 1948 по 28 мая 1981. Слуга Божий Католической Церкви. Кардинал-священник с титулом церкви Святой Марии в Трастевере с 12 января 1953.Во время преследований за веру в 1953—1956 годах находился под домашним арестом. В 1962 году принимал участие во Втором Ватиканском соборе. Активно организовывал празднование тысячелетия крещения Польши в 1966 году. В бытность его примасом Польши краковский кардинал Кароль Войтыла был избран Папой Римским. Во время забастовок в Польше в 1980 году выступал посредником в переговорах властей и профсоюза "Солидарность". Умер в Варшаве от рака. Похоронен в кафедральном соборе Иоанна Крестителя в Варшаве. Его именем назван теологический университет в Варшаве. В 1989 году начался процесс беатификации.

    Мой путь в обитель лежал через врата Любомирских,

    на брусчатке был выложен огромный герб из красного кирпича в виде птицы и большого ветвистого дуба

    вдоль мощных стен барбакана

    центрального парка, со скульптурами на библейские мотивы

    аллеи Пресвятой Девы Марии

    через врата Богородицы


    Мощные стены рвы, пушки, говорят о тяжелой военной истории сами. Не много википедии:
    "В 1382 году польский князь Владислав Опольский пригласил в Польшу из Венгрии монахов ордена паулинов, которые основали монастырь на холме рядом с городом Ченстохова. Новая обитель получила имя «Ясная Гора» в честь главной в тот момент церкви ордена — храма св. Лаврентия на Ясной Горе в Буде. На Ясную Гору Владиславом Опольским была перенесена чудотворная икона Девы Марии из города Белз (совр. Украина). Информация об этом событии содержится в старинном манускрипте «Translatio Tabulae», экземпляр которого, датируемый 1474 годом, хранится в монастырском архиве. С момента основания монастырь стал известен как место хранения реликвии, паломничества к иконе начались уже в XV веке.
    На Пасху 14 апреля 1430 года монастырь был атакован бандой грабителей-гуситов из Богемии, Моравии и Силезии. Они разграбили монастырь, разбили икону на три части и нанесли по лику несколько сабельных ударов. Реставрация образа проходила в Кракове при дворе короля Владислава Ягелло. Несовершенные техники реставрации привели к тому, что, хотя икону и удалось собрать воедино, шрамы от сабельных ударов на лике Богородицы всё равно проступали сквозь свежую краску.

    В 1466 году монастырь пережил ещё одну осаду чешской армии. В XV веке в монастыре был построен новый собор. В начале XVII века для защиты от нападений монастырь был обнесён мощными стенами, превратившими Ясную Гору в крепость. Очень скоро фортификационные сооружения монастыря подверглись суровой проверке на прочность во время так называемого «потопа», шведского нашествия на Речь Посполитую в 1655 году.

    Шведское наступление развивалось стремительно, в течение нескольких месяцев были взяты Познань, Варшава и Краков; польская шляхта в массовом порядке переходила на сторону врага; король Ян Казимир бежал из страны. 18 ноября того же года шведская армия под командованием генерала Миллера подступила к стенам Ясной Горы. Несмотря на многократное превосходство шведов в живой силе (шведов было около 3 тысяч против 170 солдат, 20 дворян и 70 монахов в монастыре) настоятель Августин Кордецкий принял решение сражаться. Героическая оборона монастыря вынудила захватчиков отступить и послужила примером для всей страны, что привело к изгнанию шведов, что многими в Польше было расценено как чудо Богородицы.

    Вернувшийся из изгнания король Ян Казимир в ходе «львовских обетов» торжественно избрал Деву Марию покровительницей королевства. Ещё несколько нападений монастырю пришлось пережить в ходе Северной войны, в 1702, 1704 и 1705 годах, однако они были также отражены. В 1716 году монахи монастыря подали в Рим петицию о короновании образа. В 1717 году после получения одобрения от папы Климента XI икона была коронована в присутствии 200 000 паломников. Возложение на головы Младенца и Матери Божией корон символизировало особую важность иконы и её чудотворность.
    После поражения Барской конфедерации в 1772 году последний польский король Станислав Понятовский приказал сдать монастырь русским войскам. Второй раз монастырь был занят русской армией в 1813 году в ходе наполеоновских войн, настоятель Ясной Горы преподнёс русским военачальникам список иконы, который потом хранился в Казанском соборе Санкт-Петербурга, а после закрытия собора в 1932 году перешёл на хранение в Государственный музей истории религии. Русская армия разрушила крепостные стены Ясной Горы, однако, в 1843 году Николай I повелел восстановить их. Стены были построены, впрочем, в несколько иной конфигурации, чем раньше. В условиях, когда Польша была разделена между другими государствами, Ясногорский монастырь и хранящаяся в нём икона были важными символами единства нации, так на знамёнах участников Польского восстания 1863 года был изображён Ченстоховский образ. После подавления восстания некоторые из числа монахов-паулинов были обвинены в поддержке восставших и высланы в Сибирь. Во время второй мировой войны монастырь был оккупирован нацистами, паломничества запрещены, а монахи находились под наблюдением гестапо. Икона была заменена копией, а оригинал спрятан под одним из столов в монастырской библиотеке. Немецкие власти пытались использовать монастырь для своей пропаганды, в частности Ясную Гору дважды посетил губернатор Ганс Франк. 16 января 1945 года внезапная атака советских танков на Ченстохову (батальон Хохрякова из 54 гв. танковой бригады) привела к тому, что нацисты оставили монастырь, не причинив ему вреда. По воспоминанием Бориса Полевого, перед уходом монастырь был заминирован. После войны Ясная Гора продолжала быть духовным центром страны. В сентябре 1956 года, в день трехсотлетия «львовских обетов» Яна Казимира, около миллиона верующих молились здесь об освобождении брошенного в тюрьму коммунистическими властями примаса Польши, кардинала Стефана Вышинского. Освобождение кардинала состоялось через месяц после этого. В августе 1991 года в Ченстохове проводился католический Всемирный день молодёжи, в котором принял участие папа римский Иоанн Павел II, и в ходе которого паломничество к иконе совершили более миллиона человек, в том числе и значительное количество молодых людей из СССР, что стало одним из ярких свидетельств падения железного занавеса. У монастыря есть собственная FM радиостанция Radio «Jasna Góra», вещающая также в интернет."

    Основным собором монастыря на Ясной Горе является Собор Святого Креста и Рождества Богородицы со старинными солнечными часами на фасаде.

    Собор, примыкающий к капелле чудотворной иконы, самое старое сооружение монастыря, его сооружение началось в начале XV века. В настоящее время собор имеет 46 метров в длину, 21 метр в ширину и 29 метров в высоту. В 1690 году большой пожар практически уничтожил интерьер храма. В 1692—1695 году были проведены восстановительные работы. Ещё несколько реставраций были проведены в 1706 и 1728 году.

    При входе, стоит красивейшая часовня святого Антония

    с прекрасными элементами барокко в интерьере

    Свод над храмом является "полом" колокольни

    Вход плавно перетекает в храм Святого Креста. Он считается одним из лучших образцов польского барокко.

    Интерьеры с многочисленными часовнями

    Пожалуй, стоит подняться на колокольню, вход почти бесплатный, фиксированной платы нет, нужно положить несколько злотых смотрителю, сколько? На своё усмотрение, они пойдут на поддержание колокольни в должном виде. Колокольня 106-метров в высоту была построена в 1714 году в барочном стиле. Несколько раз она страдала от пожаров, в 1906 году была реконструирована и надстроена, состоит из 5 уровней. На высоте второго уровня с внешней стороны располагаются четыре часовых циферблата, с каждой стороны башни. Каждые 15 минут 36 колоколов исполняют мелодию гимна, посвящённого Деве Марии. Интерьер третьего уровня украшают 4 статуи — св. Павла Фивейского, св. Флориана, св. Казимира и св. Ядвиги. На верхний, пятый уровень ведут 516 ступеней. Поднимая голову вверх, карабкаясь по ступеням, с губ слетают совсем неподходящие такому месту слова.

    Со смотровой площадки открывается вид на город и на стены монастыря. Так выглядит аллея Девы Марии с земли

    А так с колокольни

    Вид на город хороший, но не то что бы особо интересный, поэтому если Вы по каким-то причинам не смогли посетить смотровую на колокольне, большого смысла расстраиваться нет. А те кто всё равно лезет куда повыше, всё равно заберётся, даже если буду отговаривать.

    После посещения колокольни стоит вернуться обратно в собор и дойти до главной святыни монастыря, капеллы Девы Марии. Капелла, в которой хранится Ченстоховская икона Божией Матери — сердце монастыря. Первоначальная капелла была построена ещё до начала XVII века, в 1644 году она была перестроена в трёхнефную часовню (сейчас это пресвитерий). Икона была помещена на алтарь из чёрного дерева и серебра, подаренный монастырю великим канцлером Оссолинским в 1650 году и до сих пор остаётся на том же месте. Серебряная панель, защищающая икону, датируется 1673 годом.

    В 1929 году к капелле была пристроена ещё одна часть. В капелле 5 алтарей, её стены покрыты вотивными дарами. В левой стене захоронен прах Августина Кордецкого, настоятеля, руководившего обороной монастыря от шведов.

    В богослужения, икону открывают и каждый может помолиться, в такие моменты большой наплыв посетителей и подойти близко к иконе довольно затруднительно.

    Завершить осмотр Ясной Горы лучше всего прогулявшись по бастионам монастыря, для этого созданы все условия и пандусы для не ходящих людей. За стенами раскинулся парк со скульптурами из священного писания и монументами деятелям религиозной культуры.

    Детали ковки входных врат

    Двойные стены

    Колокольня

    Изящные перила

    Справа на фотографии полевой алтарь, в большие праздники служба проводится в нём и может вместить всех желающих

    Полевой алтарь

    Памятник Августину Кордецкому (16 ноября 1603 — 20 марта 1673) — настоятель Ченстоховского монастыря, сумел выдержать месячную осаду шведов и поднять боевой дух нации.

    Ну и конечно неизменный памятник каждого польского городка - Иоанну Павлу II

    На этом можно было бы закончить рассказ про Ченстохову,

    но оставалось ещё немного времени и мне захотелось прогуляться по парку 3 Мая. Как и положено в "майском" парке, все цвело и благоухало, белки бегали, птицы щебетали, молодёжь упоенно целовалась.

    Прекрасное место для отдыха и релакса

    Моумент Ежи Попелушко (польск. Jerzy Popiełuszko) — римско-католический священник из Польши, капеллан и активный сторонник профсоюза "Солидарность". Был убит сотрудниками Службы безопасности МВД Польской народной республики. Мученик католической Церкви, причислен к лику блаженных 6 июня 2010.

    Памятник Станиславу Монюшко (польск. Stanisław Moniuszko) — польский композитор; автор песен, оперетт, балетов, опер; творец польской национальной оперы, классик вокальной лирики

    Обсуждение худрука и балетмейстера концепции балета "Жар-птица" в Зелёном театре.







2024 © rus-leto.ru.