Екатерининский дворец в каком парке. Музей-заповедник «Царское село. Екатерининский парк в Царском селе


Большой Екатерининский дворец расположился в одноимённом парке. Екатерининский парк состоит из двух основных частей: регулярного Английского сада и Пейзажного парка. Посреди всего этого разбросаны многочисленные постройки и скульптуры. Продолжим прогулку по Царскому Селу.

В летнее время, чтобы попасть в парк, необходимо купить в кассе билет за 100 рублей. При входе можно ознакомиться с картой и основными достопримечательностями:


Территория парка довольно велика - его площадь чуть более ста гектаров. Поэтому при совместном осмотре дворца и прогулке по парку необходимо отводить целый день.

Здесь можно встретить большое количество скульптур:

Вплотную к Екатерининскому дворцу примыкает Камеронова галерея. Она была изначально построена в 1784-1787 годах по проекту архитектора Ч.Камерона по задумке Екатерины II для прогулок.


Камеронова галерея расположена на склоне холма, на границе регулярной и пейзажной частей Екатерининского парка. По высоте Камеронова галерея совпадает с Екатерининским дворцом, но из-за того, что она стоит на пологом склоне, высота её нижнего этажа по мере удаления от дворца значительно возрастает за счет постепенного повышения цоколя.


Нижний этаж служит основанием колоннады второго яруса, состоящей из 44 белых каннелированных колонн с ионическими капителями. Увеличенные оконные проемы остекленного зала в центральной части второго этажа здания придают прозрачность.


Во внутреннем дворе галереи расположен Фрейлинский сад.









Очередная группа азиатских туристов фотографируется на фоне дворца:


Павильон "Верхняя ванна" расположен на берегу Зеркального пруда. В XVIII веке Верхнюю ванну называли "Мыльня их высочеств". Она была построена в 1777-1779 годах архитекторами В.И. и И.В. Неёловыми в стиле раннего классицизма. До середины XIX века Верхняя ванна сохраняла свое первоначальное назначение и состояла из шести помещений: сеней, раздевальни, ванны, бани (парильни), помещения истопника (водогрейной) и центрального восьмигранного зала для отдыха. В настоящее время павильон используется для размещения временных выставок.


С этой возвышенности хорошо видна часть пейзажного английского парка:






Скульптурная аллегория "Мудрость (Добродетель), попирающая порок":

Скульптурная аллегория "Патриотизм":




Через Рыбный канал, впадающий в Большой пруд, перекинут Горбатый мост:


На берегу самого крупного водоёма в парке, да и в городе, - Большого пруда расположен Грот. Он построен в 1753-1757 годах по проекту архитектора Ф.Б. Растрелли. На заднем плане виднеется Камеронова галерея:


Павильон "Зал на острову" находится, в соответствии с его названием, на острове Большого пруда. Он был построен в конце 1740-х годов по проекту С.И.Чевакинского. В XVIII и начале XIX века павильон, предназначенный для концертов и отдыха катающихся на лодках, изредка использовался для придворных обедов. Для этого рядом с ним была построена небольшая кухня, уничтоженная в начале XX века. В настоящее время в павильоне ведутся реставрационные работы, после завершения которых "Зал на острову" будет использоваться для размещения временных выставок и проведения концертов.


Чесменская колонна поставлена посредине Большого пруда в честь победы русского флота в 1770 году в Чесменском сражении над турецким флотом. Она была сооружена в 1771-1776 годах по проекту архитектора А.Ринальди и скульптора И.Г.Шварца. 22-метровая колонна из олонецкого розового мрамора стоит на четырёхгранном гранитном основании. Ствол колонны завершён аллегорической скульптурой: бронзовый орёл ломает турецкий полумесяц. На противоположном берегу - Турецкая баня.


Один из павильонов Адмиралтейства, выстроенного в голландском стиле в 1773 году по проекту В.И.Неёлова для Екатерины II, возможно, в память о присоединении к России Крымского ханства. Сейчас эти павильоны используются для размещения временных выставок.

Перед Адмиралтейством установлена скульптурная композиция "Ночной дозор" по одноименному полотну Рембрандта. Солдаты больше похожи на мушкетёров:


Возможно, это Д"Артаньян, которому уже до блеска натёрли левую руку:






Еще одна скульптурная композиция воссоздана по картине нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего - "Слепцы":


Отправимся дальше вокруг Большого пруда. Изредка встречаются скамейки для отдыха.




Турецкая баня - последний построенный павильон Екатерининского парка, был возведён архитектором И.А.Монигетти в 1852 году.


Баня была возведена в память о войне России с Турцией 1828-1829 годов.



Во время прогулки по парку можно встретить необычную постройку - пирамиду. Она была построена в 1770-1772 годах по проекту В.И.Неёлова. В 1774 году разобрана и в 1782-1783 годах отстроена заново Ч.Камероном. По некоторым данным, с противоположной от входа стороны, у подножия Пирамиды, похоронены три любимые собачки Екатерины II: Том Андерсон, Земира и Дюшес. Места погребения были отмечены досками из белого мрамора с высеченными на них эпитафиями, не дошедшими до наших дней.


Верхние пруды, вырытые в начале 1770-х годов в пейзажной части Екатерининского парка, сообщались с Большим прудом. Вода, свободно стекавшая по склону холма в направлении пруда, стала вымывать ложбину, и чтобы предотвратить высыхание Верхних прудов, решено было создать систему плотин на протоке. Этим занялся инженер И.К.Герард.


Сохранился ряд его проектов плотин-каскадов, позволяющих поддерживать в Верхних прудах постоянный уровень воды. В числе осуществлённых - Красный (Турецкий) каскад, представляющий собой плотину с двумя сужающимися кверху "готическими" башенками по сторонам.



Около Большого пруда, находится Мраморный (Палладиев) мост, или Сибирская Мраморная галерея. Он поставлен над узкой протокой, которая соединяет Большой пруд с несколькими прудами, вырытыми в 1769-1770 годах. Мост является копией Мраморного моста из Уилтонского парка в Англии. Постройка фундамента Мраморного моста датируется 1773 годом. Через год, в 1774 году, мост был собран из готовых деталей в Царском Селе мастером В.Тортори.






Вскоре дорога привела меня к так называемому Большому Капризу. Он находится на стыке двух парков: Екатерининского и Александровского. Большой Каприз представляет собой насыпную гору - пандус с аркой, переброшенной над Баболовской дорогой.


Большой Каприз построен в 1772-1774 годах по общему замыслу архитектора А.Ринальди, впоследствии осуществленному В.И.Неёловым при непосредственном руководстве работами инженера И. Герарда.

К сожалению, проход по Капризу был закрыт, поэтому пришлось только оглядеться по сторонам.


Главный арочный проем имеет ширину 5,25 метра и высоту 7 метров.

Китайская беседка, которую ещё называют Скрипучей, строилась с 1778 по 1786 год. Работы по возведению этого нетипичного павильона для парка начались в один момент со строительством Китайской деревни. Руководил постройкой зодчий В.Неёлов, а сам проект разработал архитектор Ю.Фельтен.








Осмотрев Китайскую беседку, отправимся дальше.


Встречаются в парке и безголовые скульптуры:

На самом деле это всё, что осталось от Кухни недалеко от Концертного зала. Кухня была сооружена по проекту Дж.Кваренги в 1785-1786 годах.

Вход в сам Концертный зал бесплатен. Он был построен в 1780-х годах архитектором Д.Кваренги.

Первоначально павильон называли "Храмом Дружбы", но с 1788 года по желанию Екатерины II он стал именоваться "Музыкальным" или "Концертным" залом.


Заглянем внутрь. Интерьеры павильона выполнены в соответствии с канонами строгого классицизма.





И тут можно встретить безголовые скульптуры.

Статуя Нервы - римского императора. Отлит в 1852 году.


Прогулка по Екатерининскому парку мы закончим около фонтана "Девушка с кувшином". Статуя была выполнена в 1816 году известным скульптором П.П.Соколовым на сюжет басни Ж.Лафонтена "Молочница, или Кувшин с молоком" и отлита из бронзы в мастерской Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Сейчас бронзовый оригинал "Девушки с кувшином" помещен в фонды музея-заповедника, а в парке установлена копия, отлитая в 1990 году.

Продолжение следует...

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

После того, как мы с вами познакомились с , давайте пройдем по его дорожкам и полюбуемся его достопримечательностями. И сегодняшняя наша прогулка будет посвящена Старому саду.

Старый сад в Екатерининском парке Царского Села

От города Старый сад (и Екатерининский парк в целом) отделен Каскадным каналом. Первоначально он был прорыт для осушения территории. В 1775-1777 годах были сооружены 12 каскадов из пудостского известняка и гранитная набережная с литой оградой. В строительстве принимали участие архитекторы В.И.Неелов, Ю.М.Фельтен и инженер И.К.Герард. Свое начало Каскадный канал берет из клюва лебедя-фонтана около Екатерининского дворца.

Каскадный канал в Екатерининском парке Царского Села

На берегу канала мы увидим интересное сооружение в готическом стиле – Эрмитажную кухню, архитектор В.И.Неелов. Она была построена в 1775-1776 годах и использовалась по прямому назначению. Другое ее название – Придворная булочная . Эрмитажная кухня также была въездом на территорию Екатерининского парка, поэтому ее также называли Красными воротами .

История Старого Сада

Голландский (Старый) сад является старейшей частью Екатерининского парка. Он был разбит в 1720-х годах на месте фруктового сада Саарской мызы. Руководили работами голландские садовники Я.Роозен и И.Фохт. В 1743 году, в царствование императрицы Елизаветы Петровны, началась широкомасштабная реконструкция парка, территория Старого сада была расширена. В работах принимали участие архитекторы, занятые на строительстве Екатерининского дворца: А.В.Квасов, С.И.Чевакинский, Ф.-Б.Растрелли.

Старый, или как его еще называют, Голландский сад выполнен в регулярном стиле, популярном в первой половине XVIII века. Его главной осью является , соединяющая Екатерининский дворец с Эрмитажем. Все в саду подчиняется принципу строгой симметрии. Деревья и кустарники искусно подстрижены, играя роль своеобразного строительного материала: из них сооружались залы, кабинеты, зеленые галереи. Также здесь были построены павильоны, поставлены скульптуры. Со временем структура Старого сада была нарушена. После войны, в ходе реставрационных работ он был восстановлен по сохранившимся чертежам и рисункам.

Старый сад подразделяется на три участка:

  • Верхний сад, куда входят три террасы,
  • Нижний сад – от последней террасы до Рыбного канала
  • Эрмитажный участок – от Рыбного канала до Каскадных прудов.

Верхний и Нижний сады объединены в Придворцовый участок , или собственно Голландский сад.

Партер

На первой террасе Верхнего сада И.Фохт создал два симметричных партера с прихотливым барочным узором из угля, кирпича, битого стекла и цветного песка. В полной красе они раскрываются, если смотреть на них из парадных залов Екатерининского дворца. В центре установлены мраморные скульптуры «Мир» и «Великолепие».

Боскеты

На второй террасе были устроены зеленые боскеты из стриженных деревьев и кустарников:

Зеркальные пруды и Верхняя Ванна

На третьей террасе в 1720-1722 году вырыли два симметричных пруда, названных Зеркальными . В 1777-1779 годах на берегу одного из них по проекту архитектора И.В.Неелова была построена Верхняя Ванна , в стиле раннего классицизма. Другое ее название – «Мыльня их Высочеств». Долгое время она использовалась по назначению, а с 1911 года здесь устроили музей в память 200-летия Царского Села. В годы войны Верхняя Ванна была разрушена, восстановлена в ходе реставрации 1952-1953 годов.

Нижняя Ванна

Неподалеку от Верхней Ванны находится Нижняя Ванна , созданная по проекту И.В.Неелова в 1778-1779 годах. Она выполняла роль мужской бани для придворных и потому получила второе название «Кавалерская мыльня». Здание скрыто за стеной подстриженных кустов, над зеленью виднеется лишь купол классической постройки.

Вдоль Эрмитажной аллеи установлены скульптуры, которые по распоряжению Петра Первого были куплены в Италии для украшения садов Санкт-Петербурга. Здесь мы увидим героев античной мифологии и аллегории: Персея, Андромеду, Галатею, Геракла и др.

Эрмитажная аллея в Екатерининском парке Царского Села

Рыбный канал

Придворцовый и Эрмитажный участки Старого сада разделяет Рыбный канал . Он был прорыт в начале 1720-х годов и является старейшим каналом на территории парка. Рыбный канал соединяет Большой пруд с Каскадным каналом. Некогда в нем разводили и ловили рыбу для царского стола. По преданию, Петр Первый собственноручно посадил вдоль него еловую аллею. В годы войны она погибла и была возобновлена в послевоенные годы. Через канал были переброшены мосты, первоначально деревянные. В 1774-1775 годах по проекту В.И.Неелова были сооружены два гранитных и два металлических моста. Еще один мост, при впадении Рыбного канала в Каскадный, был спроектирован В.П.Стасовым в 1855 году.

Эрмитаж

Центром Эрмитажного участка является павильон Эрмитаж, о котором вы можете прочитать в статье .

Пройдя вдоль Рыбного канала, на берегу Большого пруда мы увидим изящное бело-голубое здание в стиле барокко – . Его строительство продолжалось три десятилетия – с 1749 по 1779 года. Архитектор Ф.-Б.Растрелли, внутренняя отделка выполнена А.Ринальди. Грот – первое сооружение на берегах Большого пруда . При Екатерине II здесь было место уединения и отдыха. В XIX веке перед ним был насыпан берег и устроена пристань, которую украсили две бронзовые статуи – «Умирающий галл» и «Гладиатор». Внутри Грота установлена статуя Екатерины Великой в образе Минервы, отлитая в 1789 году. Грот отличается прекрасной акустикой.

Скульптура «Умирающий галл»

Павильон Грот и паром на Большом пруду

От пристани у Грота открывается великолепная панорама Большого пруда :

Ворота «Любезным моим сослуживцам»

Завершают сооружения Старого сада ворота «Любезным моим сослуживцам» , выполненные в стиле ампир. Они расположены в юго-восточной части Екатерининского парка и поставлены в честь победы над Наполеоном. Чугунные ворота были созданы по проекту архитектора В.П.Стасова в 1817 году. Колонны длиной 5,7 м были отлиты на чугунолитейном заводе Петрозаводска и привезены в Петербург. Общий вес ворот составляет 100,6 тонн. В 1828 году к воротам была добавлена решетка. Надпись «Любезным моим сослуживцам» принадлежит императору Александру I.

Ворота «Любезным моим сослуживцам» в Царском Селе

Деталь ограды ворот «Любезным моим сослуживцам» в Царском Селе

Прогулка по Старому саду закончена. Впереди нас ждут новые прогулки по Екатерининскому парку. До новых встреч!

© Сайт , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Царское село — это музей-заповедник, расположенный недалеко от Санкт-Петербурга в городе Пушкин. Царское село является одной из трех самых посещаемых достопримечательностей Санкт-Петербурга, не считая самой северной столицы. Другие две достопримечательности конечно Эрмитаж и Петергоф. В наше короткое знакомство с Петербургом, кроме всего прочего мы посетили две из них. И сегодня расскажем о Царском селе, музее с богатой и сложной историей.

Как добраться до Царского села

Самый простой, удобный и быстрый способ доехать до Царского села это маршрутное такси. Для этого нужно доехать на метро до станции Московская. Здесь между Московской площадью и Домом Советов находится стоянка пригородных автобусов и маршруток. Если вам трудно будет сориентироваться просто спросите остановку пригородных автобусов или Дом Советов. С этой остановки до Царского Села идут маршрутки № 287, 342, 545 . Детально посмотреть схему движения маршруток с остановками можно воспользовавшись приложением . Есть еще вариант электричкой с Витебского вокзала, но в Пушкине все равно придется пересесть на маршрутку. Мы уехали в Царское село от станции метро Московская и уже через 30 минут были на месте.

Приехав в Пушкин только после обеда и проанализировав очередь во дворец, мы решили ограничиться прогулкой по парку. Стоит оговориться, что билет в парк, за которым тоже нужно выстоять очередь, не является входным билетом во дворец, куда нужно стоять дополнительно уже после входа на территорию парка. На территории парка есть несколько павильонов, а во дворце несколько выставок. С ценами на посещение музейных экспозиций можно ознакомится на официальном сайте музея-заповедника Царское село.

Рядом с кассами есть арка. Этой аркой Церковный флигель соединен с Императорским Царскосельским Лицеем, в котором с 1811 по 1817 обучался и окончил его в числе первого набора Александр Сергеевич Пушкин.

Большой Екатерининский дворец в Царском селе

Екатерининский дворец назван так в честь императрицы Екатерины I, по приказу которой здание и было заложено в 1717 году. Поместье Саарская мыза стало подарком Петра I своей супруге, ныне это Царское село. Дворец был загородной резиденцией трех Российских императриц: Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II. Каждая из императриц внесла что-то свое в облик Большого Екатерининского дворца. Нынешний вид дворца дело рук знаменитого архитектора Бартоломео Франческо Растрелли, бюст которого установлен с северной стороны дворца.

По приказу Елизаветы Петровны Растрелли перестроил и существенно увеличил Екатерининский дворец. Так в 1756 году на суд ошеломленных гостей предстал 325-ти метровый дворец с позолоченным фасадом. После смерти предшественницы, Дворец с парком перешел во владения Екатерины Великой, которая до конца своего правления вносила коррективы во внешний облик парка и дворца, но существенно во дворце уже ничего не менялось.

Здание дворца сильно пострадало во время фашистской оккупации в ходе Великой Отечественной войны. Кроме обгоревшего здания, дворец лишился главной своей реликвии — Янтарной комнаты, которая была вывезена из России. Сейчас в Большом Екатерининском дворце открыта для посещения Янтарная комната, скрупулезно воссозданная реставраторами. А сам дворец входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.





Екатерининский парк в Царском селе

В Екатерининский парк, как и в Екатерининский дворец можно попасть только через один вход, хоть их и предусмотрено больше. Находится он на улице Садовая, недалеко от остановки маршруток, они подвозят к самому входу, от него и забирают. Екатерининский парк баснословно богат. По парку можно гулять не один день и все равно трудно будет уйти отсюда повидав все его достопримечательности. На территории более чем в 100 гектаров кроме самого дворца расположилось множество павильонов, мостов и памятников сооруженных в разное время и в разных архитектурных стилях.

Камеронова галерея

Знакомство с павильонами парка можно начать недалеко от Большого дворца, с южного флигеля. Южный флигель дворца или как его правильно называть Зубовский — назван так в честь последнего фаворита Екатерины II, Платона Зубова, для которого он и был возведен. Здесь же находится Холодная баня и Камеронова галерея. Все три павильона соединяет пандус с ликами римских императоров.



Камеронова галерея называется так в честь архитектора Камерона, который и построил этот павильон. Верхний ярус украшен бюстами кумиров Екатерины Великой, а сам павильон предназначался для философских прогулок и бесед.



Отсюда открываются красивые виды всего парка и Фрейлинского садика.



Приверженность Камерона к античному искусству видна невооруженным взглядом.







Зеркальные пруды и Верхняя ванна

Напротив Большого Екатерининского дворца расположен регулярный парк, одно из главных мест в котором занимают два Зеркальных пруда. На северной стороне дальнего от Камероновой галереи пруда расположена Верхняя ванна.



Как можно понять из названия, данное здание служило парильней для членов императорской семьи. В настоящее время вход в этот павильон бесплатный, в нем представлена экспозиция посвященная кинематографическому искусству, а точнее всем российским фильмам снятым на территории Царского села. В одной из комнат в качестве экспонатов представлена аппаратура со съемочной площадки «Анны Карениной».

Недалеко от Верхней ванны, находится павильон Нижняя ванна, сюда вход уже платный.

Испортить прогулку может только дождливая питерская погода, в остальном по уютным тропинкам, тенистым аллеям и симметрично выстриженным лужайкам очень приятно гулять и легко забыть о времени.





Павильон Грот, Царское село

Регулярный парк условно можно разделить на Старый сад и Эрмитажную рощу. Старый сад включает в себя два Зеркальных пруда, Верхнюю и Нижнюю ванны и павильон Грот.

Грот, построенный самим Растрелли был декорирован в соответствии со своим названием. Покровители морей, дельфины и раковины создают настроение моря. Внутреннее убранство Грота много раз менялось, так со стен исчез туф, еще больше придававший похожесть помещения с гротом. Множество скульптур и картин из Грота в настоящее время находятся в Санкт-Петербургском Эрмитаже.

Павильон Эрмитаж, Царское село

Старый сад отделен от Эрмитажной рощи Рыбным каналом, через который переброшены несколько каменных мостков. Мостики очень красочно вписываются в созданный ландшафт.

Эрмитажная роща названа так в честь главного здания в этой части парка. Павильон Эрмитаж также является главной достопримечательностью всего регулярного парка.

Эрмитаж один из классических образцов русского барокко. Что характерно, проект был разработан Земцовым, а Растрелли только исполнил его, дополнив некоторыми деталями, такими как колонны. Внутренняя отделка тоже характерна для архитектурного стиля барокко, в чем с легкостью можно убедиться купив билет в павильон Эрмитаж. Заплатив чуть больше и придя к определенному времени вам проведут экскурсию по внутренним залам Эрмитажа с демонстрацией механизма подъемного стола. Подъемный механизм позволял трапезничавшим царствующим особам получать сменные блюда не видя прислугу. Механизм опускал стол в кухню, расположенную на первом этаже и уже накрытый стол поднимался в трапезный зал.

Нижние пруды и их достопримечательности

Северо-восточная граница парка условно ограничена нижними прудами. За последним третьим установлены символичные ворота.

Ворота «Любезным моим сослуживцам» сооружены в 1817 году в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Текст, выгравированный на воротах принадлежит руке Александра I.

Неподалеку установлена чугунная беседка, где можно отдохнуть от суеты регулярного парка. Надо отметить, что в эту часть парка почти никто не доходит.

Мост-каскад разграничивает Второй Нижний пруд и Третий Нижний пруд.

Такой же мост-каскад разграничивает Первый и Второй Нижние пруды. Рядом с этим мостом-каскадом установлена Морейская колонна, являющаяся памятником победе России в русско-турецкой войне.

Так двигаясь от Третьего пруда к Первому мы дошли до Большого озера, на берегу которого, да и на самом озере расположилось много достопримечательностей. Первое что мы увидели это Кроличий остров, рядом расположен паром, который доставляет всех желающих на Большой остров. У парома есть график движения и стоимость. А на Большом острове расположен концертный зал «На острову» и Чесменская (Орловская) колонна, произведения знаменитого архитектора Антонио Ринальди. Возведена она в честь морских побед графа Орлова.









Адмиралтейство и Турецкая баня

Здесь на берегу Большого озера уже в конце XVIII века было построено три кирпичных здания, под единым названием Адмиралтейство. Эти здания выстроены уже не в стиле русского барокко, а ближе к готике.


На противоположном от павильона Грот берегу Большого озера, расположена Турецкая баня. Павильон задуманный Александром I воплотил в жизнь архитектор Монигетти. Турецкая баня была построена в память о русско-турецкой войне. Во время Великой Отечественной Войны павильон был разрушен, и позднее восстановлен. Вход в павильон Турецкая баня платный.

Пейзажный парк, Царское село

За Большим озером начинается Пейзажный парк. Множество каналов, через которые проложены мостики, тропинки, холмы и деревья делают прогулку незабываемой. Находясь здесь можно легко потерять ощущение реальности и провалиться в настоящую сказку.









Гуляя по Пейзажному парку мы пересекли Рамповую аллею, которая ведет к Камероновой галерее. А по дороге мы увидим Гранитную террасу. Хочется признаться, что все названия и местоположения павильонов и аллей мы подсмотрели в бесплатной карте, которую выдают в кассах вместе с билетом в парк, поэтому вы не останетесь без спасательного ориентира.

С Гранитной террасы, украшенной точными копиями античных статуй, открывается вид на Адмиралтейство.





А если смотреть с террасы по прямой, то мы увидим тот самый Концертный зал на Большом острове, перед ним скульптуру «Нервы, цезаря римского», и еще ближе к нам статуя «Венера с Амуром».



В юго-западной части парка расположены Верхние пруды, которые стали основным элементом ландшафтного решения этой части парка.



В самых недрах островов, опоясанных прудом расположился Павильон Кухня-руина.



Рядом павильон Концертный зал.

Уже совсем на границе с Александровским садом расположилась Скрипучая (Китайская) беседка, задуманная архитектором Растрелли и воплощенная Нееловым.

Отсюда уже можно двигаться в сторону выхода из парка, то есть в сторону Большого Екатерининского дворца. По пути нам встретился еще один павильон Вечерний зал. Одно из самых поздних сооружений Екатерининского парка, построенное уже в XIX веке.

Уже почти рядом с Зубовским флигелем, к которому мы вышли, находится красочная Пергола (Трельяжная беседка), излюбленное место для фотосессий молодоженов.

Перлога является условной границей так называемого Собственного сада. Его нетрудно распознать по мраморному фонтану и скульптуре «Нимфа».

С территории Екатерининского парка мы вышли не через парадный вход, а через Треугольную площадь, мимо Золотых ворот Екатерининского дворца. С этой стороны дворец мы показали в самом начале статьи. Кстати вход на внутреннюю территорию дворца разрешен только в составе экскурсионной группы по пропускам.

Напротив Золотых ворот в Екатерининский дворец находится вход в Александровский сад. Мы же обогнув дворцовые постройки снова оказываемся на Садовой улице, рядом с аркой. Рядом с лицеем находится первая каменная церковь в Пушкине.

Царское село — отзыв

Есть несколько советов для всех, кто решил посетить Царское село в Санкт-Петербурге. Если ваша поездка совпала с туристическим сезоном, а это май-сентябрь, то будьте готовы к огромному количеству народа. Как уже было сказано выше, Царское село одна из самых посещаемых достопримечательностей северной столицы. Посетители здесь самые разные и не только наши соотечественники, но и много иностранцев, причем делегации из Китая весьма многочисленны. Поэтому если у вас есть желание погулять не Только по Екатерининскому парку, но и посетить сам Екатерининский дворец, вам следует приехать сюда рано утром и захватить с собой бутерброды, потому что стояние в очереди и прогулка по парку могут растянуться на весь день.

Что же касается лично нас, дорога из Санкт-Петербурга совершенно не утомительна. Утомляет только большое количество людей. Но и здесь не все так плохо, большие скопления только у самого Екатерининского дворца (очередь во дворец) и на Камероновой галерее. Остальной парк почти пуст, поэтому по нему будет комфортно гулять даже в самый час пик и в самый сезон. Что же касается входа во дворец, если вы все-таки намереваетесь попасть внутрь, будьте готовы выстоять 2-3 часовую очередь. Но на этом неудобства не закончатся. Из-за большого потока туристов вам не дадут свободно прохаживаться по залам дворца. Экскурсия очень лимитирована по времени, а Янтарную комнату вы посмотрите почти не останавливаясь. Так что если вы все же хотите увидеть легендарную Янтарную комнату, запаситесь терпением.

Для справки. На месте будущего Царского Села находилась небольшая усадьба «Saris hoff», или «Saaris moisio» (в переводе с финского - «мыза на возвышенном месте»), а по-русски - Сарская мыза, обозначенная на шведских картах XVII столетия. Сразу по окончании Северной войны мыза была подарена А. Д. Меншикову, назначенному генерал-губернатором освобожденного края, а 24 июня 1710 года по приказу Петра I «отписана» его будущей жене Екатерине Алексеевне (официальное бракосочетание Петра I с Екатериной состоялось в феврале 1712 года) и включена в разряд дворцовых земель.
В 1710–1720 годах на месте усадьбы начинает создаваться загородная царская резиденция, вокруг которой появляются деревни, а также слобода дворцовых служителей. Постепенно планировка ансамбля упорядочивается. А с началом дворцового строительства Старая мыза получила высокий титул Царского Села.
Композиционным центром ансамбля является Большой Царскосельский (Екатерининский) дворец. Главный фасад Екатерининского дворца ориентирован в сторону Александровского парка, противоположный - обращён на юг и выходит в Екатерининский парк.

Со стороны города отчётливо видны церковный и великокняжеский (Императорский лицей) флигели, а Зубовский корпус и Термы Камерона скрыты со стороны парка.

Поражают масштабы Екатерининского дворца, длина главного фасада которого (без флигелей) составляет 280 метров. Екатерининский дворец является одним из самых крупных исторических зданий Санкт-Петербурга.

По кончине Екатерины I, Царскосельское имение перешло к будущей императрице Елизавете Петровне. При ней, Царское Село превратилось в одну из главных летних императорских резиденций, где огромное внимание уделялось строительству.
Современники были буквально ослеплены роскошью отделки дворца. Когда Елизавета приехала с двором и иностранными послами осмотреть законченный дворец, то всякий спешил выразить императрице свой восторг и удивление, один только французский посол не говорил ни слова. Императрица, заметив его молчание пожелала знать его причину и получила на это в ответ, что он не видит здесь самой главной вещи: «футляра на сию драгоценность».
Дворец перестраивался всё царствование Елизаветы. Позднее, Екатерина II говорила в своих записках: «Здешний дворец тогда строился, но это была работа Пенелопы: завтра ломали то, что сделали сегодня. Дом этот был шесть раз разрушен до основания и вновь выстроен прежде, чем доведён был до состояния, в каком находится теперь…».

Во время Великой Отечественной войны город Пушкин оказался в зоне оккупации. Несмотря на заранее подготовленный план и героические усилия оставшихся работников музея, эвакуирована была лишь четвёртая часть фондов.
Пытались эвакуировать и знаменитую Янтарную комнату, однако пробное снятие узкого панно показало, что без значительных повреждений демонтировать её не получится. Тогда и было принято решение законсервировать Янтарную комнату от возможных повреждений и оставить во дворце...

Екатерининский дворец. Фрагмент фасада. Фото М. А. Величко. 1944.

Когда в город вошли немцы, в Екатерининском дворце, в личных покоях Александра II расположилось гестапо, в подвалах дворца - тюрьма. Нижний этаж был превращён в гигантский гараж, дворцовая церковь - в стоянку и мастерскую для мотоциклов, а в церковных куполах размещался наблюдательный пункт.
Екатерининский дворец получил сильнейшие повреждения от бомбёжек и пожаров, больше всего пострадала центральная часть дворца с Большим залом. Дворец был разрушен так сильно, что после войны вначале даже планировалось его не восстанавливать.

Екатерининский дворец в Пушкине. Первая антикамера. Фото С. Г. Гасилова. 1944.

21 марта 1944 года состоялась научно-техническая конференция, посвященная вопросу реставрации пригородных дворцов (Петергоф, Пушкин, Павловск, Гатчина). О том, как решалась судьба Екатерининского дворца, узнаём из стенографического отчёта: «...это самое тяжелое место для подлинного восстановления. Почему же такая странность: меньше сгорело, а восстановить труднее? Дело в том, что вся обработка в других дворцах была монументальной - состояла из штукатурных украшений, искусственного мрамора, который не сгорает до конца, и т.д. А в Детскосельском дворце все парадные части не были оштукатурены, они имели гладкие кирпичные стены, на которых сделан деревянный каркас, по которому делались деревянные щиты, а затем шла деревянная резьба. И все затянуто шелками. И пожар уничтожил все деревянное. Но, к счастью, не все погибло: сохранился Большой зал, он, во всяком случае, восстановим, а вот анфилада погибла. Екатерининские Агатовые комнаты сохранились, но не сохранился зал Камерона. Что же делать? Половина сохранилась, и половина нет. И волей судеб приходится оставить дворец - дворцом: дворец Елизаветинской и последующих эпох».
Мастерство реставраторов возродило основные черты былого великолепия императорской резиденции, а к 300-летию Петербурга была воссоздана и утраченная Янтарная комната.

А теперь небольшая прогулка по парку.
Екатерининский дворец и Горбатый гранитный мост через Рыбный канал.

Горбатый гранитный мост через Рыбный канал.

Екатерининский парк состоит из двух частей: регулярного Старого сада и пейзажного Английского парка. Старый (Голландский) сад основал, по преданию, сам Петр I. Эту легенду приводит в своем сочинении «Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей» (1817) П. П. Свиньин: «Петр I, заезжая иногда сюда прохлаждаться молоком к старой голландке Сарре, пленился местом сим…» и собственноручно насадил платановые и дубовые аллеи.
Так или иначе, но именно голландские мастера садово-паркового дела Я. Роозен и И. Фохт распланировали в 1720-х годах Старый сад на трех уступах перед царицыным дворцом. В это же время на третьем уступе были устроены Зеркальные пруды, а на речке Вангазе, стекавшей с холма, - еще два пруда: Верхний (Большой) и Мельничный, позже вошедший в систему Каскадных, или Нижних, прудов.
В середине XVIII века сад был расширен, перепланирован и украшен скульптурой. Ф.-Б. Растрелли спроектировал павильоны «Эрмитаж» и «Грот», а также Катальную гору.

Павильон «Эрмитаж» и чаша с химерами.

Тогда же на территории к югу от дворца и вокруг Большого пруда, был разбит пейзажный «английский сад».

Мраморный мост.
Также мост называют Сибирская мраморная галерея. Мост поставлен над узкой протокой, соединяющей Большой пруд с соседним, на котором был создан архипелаг из 7 островков. На них в раскрашенных по рисункам А. Ринальди домиках жили лебеди. Эти островки по сей день сохраняют название Лебяжьих.
Детали моста были вытесаны уральскими мастерами на Екатеринбургской гранильной фабрике из местного голубовато-серого горношитского и белого становского мраморов.

Лебяжьи островки

Комплекс из трех павильонов, издавна называемый Адмиралтейством. Был возведен на берегу Большого пруда, на месте деревянного шлюпочного сарая.

В нижнем этаже центрального корпуса хранились лодки, использовавшиеся для катания придворных по Большому пруду; отсюда и название зданий - Адмиралтейство. В XIX веке здесь находилась коллекция гребных судов разных стран мира.
Эта традиция перешла в Царское Село от петровского потешного флота, существовавшего в свое время на прудах Московского Кремля. Плавание на богато украшенных и подсвеченных огнями фонарей судах было неотъемлемой частью праздничных вечеров. Эта уникальная коллекция, связанная с историей русского флота, погибла во время Великой Отечественной войны.

Птичник (один из двух корпусов-башен).

По сторонам от центрального павильона располагаются два корпуса, издавна называемые Птичными домиками, или Птичниками, в которых прежде содержались различные водоплавающие птицы (утки, лебеди), а также фазаны и павлины.
Между главным зданием и корпусами, соединенными оградой, выполненной на Монетном дворе в Санкт-Петербурге, в XVIII веке были расположены садики и два круглых пруда.

В архитектурный комплекс Адмиралтейства входил и построенный в 1780-х годах Матросский домик. Здесь жили матросы-гребцы, которые в XVIII веке катали по пруду и перевозили гуляющих по парку на остров Большого пруда.
Похоже, традиции возобновляются.

Центральный корпус Адмиралтейства от Гранитной террасы.

Павильон «Зал на острову»

В XVIII и начале XIX века павильон, предназначенный для концертов и отдыха катающихся на лодках, изредка использовался для придворных обедов.

Ещё один остров на Большом пруду. Дикий (Пустой) остров. Не трудно догадаться, что назван так из-за отсутствия каких-либо построек.

Екатерина II спешила явить просвещенной Европе сад, не только разбитый в новейшем вкусе, но и украшенный памятниками, прославляющими величие ее царствования. Так, в честь российских побед в русско-турецких войнах были воздвигнуты в 1770–1780-х годах Башня-руина, Чесменская, Морейская, Крымская колонны, Кагульский обелиск, Турецкий киоск и Турецкий каскад.

Чесменская колонна

Отражение

Башня-руина

Башня представляет собой аллегорию погребенной под османской империей Греции. Руина выглядит как частично ушедшая в недра земли тосканская колонна, верх колонны завершается квадратной в периметре площадкой, античные развалины венчает круглая турецкая надстройка.

Турецкий каскад.

Красный (Турецкий) каскад представляет собой плотину с двумя сужающимися кверху «готическими» башенками по сторонам. Стены башенок из красного кирпича были обработаны нишами со стрельчатыми завершениями; их белые рустованные обрамления отчетливо выделяются на кирпичном фоне. Узкие щели-бойницы в нишах и зубчатый парапет придавали каскаду вид своеобразного крепостного сооружения.

В начале XIX века к числу памятников русской славы прибавились ворота «Любезным моим сослуживцам», посвященные победе над Наполеоном, а в середине столетия ансамбль Екатерининского парка был завершен павильоном «Турецкая баня».

В 1850–1852 годах по распоряжению императора Николая I на небольшом мысе в юго-западной части Большого пруда велось строительство нового сооружения - павильона «Турецкая баня». По времени создания Турецкая баня является последней постройкой на территории Екатерининского парка.

Автором проекта, задуманного как своеобразный мемориал Русско-турецкой войны 1828–1829 годов, был архитектор И. А. Монигетти, избравший в качестве образца для павильона турецкую мечеть. Купол сооружения украсили рельефные орнаменты, а высокий минарет, увенчанный шпилем с полумесяцем, придал ему особую живописность.

Вернёмся к временам Екатерины II. О чуткости императрицы - просветительницы и законодательницы - к новейшим веяниям в искусстве свидетельствовали павильон «Холодная баня» с Агатовыми комнатами и Камеронова галерея, Концертный зал и другие классицистические постройки. Сооружение литых чугунных Готических ворот и множества металлических мостиков демонстрировало высокий уровень развития русской промышленности. В свою очередь, разнообразные по художественному решению парковые павильоны и беседки напоминали о том, что сад создан для удовольствий и отдыха.

Камеронова галерея от цветочного партера.

Задуманная императрицей Екатериной II для прогулок и философских бесед и осуществленная Ч. Камероном галерея расположена на склоне холма, на границе регулярной и пейзажной частей Екатерининского парка.

Скульптурная коллекция бронзовых бюстов

В 1780–1790 годах на галерее установили бронзовые бюсты, выполненные в литейной мастерской Санкт-Петербургской Академии художеств.
Скульптурная коллекция, украсившая Камеронову галерею по воле Екатерины II, воплощает продуманную идеологическую программу и составляет единый цикл, отражающий мировоззрение великой императрицы.
Выражая в подборе исторических персонажей свои взгляды, подобно английским аристократам первой половины XVIII века, Екатерина II включила в свою скульптурную галерею изображения богини Юноны, Платона, Гомера, Овидия, Сенеки, Цицерона и Демосфена. Отнюдь не случайно в числе первых был установлен бюст Сенеки. Древнеримскому философу и драматургу, полагавшему, что при справедливом правителе, носителе разума, монархия может быть залогом благоденствия государства, принадлежит выражение «Только мудрец умеет быть царем», которое любила повторять Екатерина II.

Собрание бронзовых кумиров Екатерины II

Террасу Камероновой галереи, бельэтаж Зубовского флигеля, где располагались личные покои Екатерины II, и Агатовые комнаты Холодной бани, в которых императрица в утренние часы читала, просматривала государственные бумаги и отвечала на письма, соединяет Висячий сад.

Со стороны сада можно попасть во второй этаж Холодной бани.

Модель Холодной бани была закончена в 1780 году, и весной того же года началось строительство павильона - небольшого двухэтажного здания. В его нижнем этаже были расположены помещения для водных процедур, а в верхнем - шесть богато отделанных помещений для отдыха и развлечений, получившие название «Агатовых комнат».
Со стороны Висячего сада и Камероновой галереи верхний этаж Холодной бани воспринимается как совершенно самостоятельный одноэтажный парковый павильон.

Зеркальная площадка Зубовского флигеля. Слева бюст императора Марка Аврелия, справа Висячий сад с Холодными банями.

Зеркальная площадка Зубовского флигеля. Скульптура Венера Каллипига

Флигель, получивший название Зубовского по имени одного из фаворитов императрицы Екатерины II, был пристроен к Большому Царскосельскому дворцу в 1779–1785 годах по проекту архитектора Ю. М. Фельтена.
Помещения второго этажа, спроектированные и отделанные Ч. Камероном и Д. Кваренги, составляли личную половину императрицы и включали Купольный зал, Китайский зал, Серебряный кабинет, Опочивальню, Синий кабинет (Табакерку), Зеркальный кабинет, Рафаэлевскую комнату, Камерюнгферскую и Уборную.
Образующие единый комплекс интерьеры Камерона соединялись висячим садом с павильоном «Холодная баня».

Зубовский флигель

Помещения нижнего этажа, также созданные Камероном и Кваренги, предназначались для фаворитов: здесь поочередно размещались Г. А. Потемкин, А. Д. Ланской, А. М. Дмитриев-Мамонов и П. А. Зубов. Впоследствии в этой части дворца жили родственники и приближенные императорской семьи. Флигель имел отдельный подъезд, также получивший название Зубовского.

В 1865 году на лугу перед южным фасадом Зубовского флигеля был устроен Собственный императорский садик с большим мраморным фонтаном и Перголой - верандой в итальянском стиле, что придало этой части парка законченный вид.

В 1780-х годах архитектор Д. Кваренги построил в Екатерининском парке Концертный зал, охарактеризованный им как «зал для музыки с двумя кабинетами и открытым храмом, посвященным богине Церере». Подтверждением того, что павильон был задуман как храм Цереры, служило панно «Жертвоприношение Церере» в его большом зале с изображением статуи богини в портике храма, перед которым установлен жертвенник. Первоначально павильон называли «Храмом Дружбы», но с 1788 года по желанию Екатерины II он стал именоваться «Музыкальным» или «Концертным» залом.

Неподалёку от Концертного зала в кустах обнаруживаем рояль. Шутка. Кухня-руина! Как же долго я её искала, видела на фотографиях других авторов и всё не могла понять, где же, где она находится?!

Интересно, что при создании Кухни-руины Д. Кваренги воспользовался находившимися в его распоряжении фрагментами подлинных античных памятников - мраморными капителями, карнизом и фризом с высеченными гирляндами.
В верхней части стен и в промежутках между колоннами установлены шесть гипсовых барельефов, отлитых скульптором К. Альбани и намеренно поврежденных с целью придания им характера глубокой древности, навевающей меланхолические размышления. В нишах на фасадах Кваренги поместил античную пластику и внутри павильона также расставил несколько скульптур, не дошедших до наших дней. Имитация разрушенного памятника древности выполнена строителями Кухни-руины с исключительным мастерством: местами обнажена выветрившаяся кирпичная кладка, карниз и штукатурка стен покрыты трещинами. По словам И. Э. Грабаря, Кваренги построил «руину такой чарующей, убедительной подлинности, что с трудом веришь в ее поддельность».

Насладившись красотой, выпутываемся из кустов и попадаем в царство китайской символики и колорита. Скрипучая (китайская) беседка.

Экзотический павильон, называемый Скрипучей (Китайской) беседкой расположен на границе между пейзажной частью Екатерининского парка и Подкапризовой дорогой, сразу за которой находится Китайская деревня. На кровле беседки укреплен флюгер в виде китайского знамени, который при вращении на ветру издает громкий скрип: этим объясняется одно из названий беседки - Скрипучая.

Замечательные образцы парковых композиций в духе позднего барокко были созданы к середине XVIII века в летней царской резиденции, расположенной к югу от столицы. Ее владелица — Елизавета Петровна — решила затмить великолепием новых царскосельских дворцов и садов другие пригородные ансамбли.

Старая усадьба, принадлежавшая Екатерине I, была основана в 1708 году на месте шведской Сарской мызы. В 1716 году строятся каменные палаты, хозяйственные дворы, заложен плодовый сад, устроены охотничьи угодья. В 1719-1723 годы садовыми мастерами Я. Роозеном и И. Фохтом был заложен регулярный увеселительный сад с террасами, липовыми шпалерами, каналами, двумя декоративными бассейнами и прудом на речке Кузьминке. Центральная аллея сада и ее продолжение на северо-запад от дворца к Зверинцу предопределили основную композиционную направленность ансамбля на много лет вперед.

Опытный зодчий М. Г. Земцов разработал программу радикальной реконструкции сложившейся усадьбы, но ему не суждено было ее осуществить. После смерти Земцова его ученики и последователи А. В. Квасов и С. И. Чевакинский успешно вели строительство дворца и парковых сооружений, а также Нового, или Верхнего, сада, расположенного между дворцом и Зверинцем. Завершение строительства дворца, причем уже в новой трактовке его объемно-пространственного решения и барочного декора фасадов, выпало на долю Ф.-Б. Растрелли.

Окончание строительства было отмечено праздником 30 июля 1756 года, который совпал с другим событием, имевшим важное военно-политическое значение — победами русских войск в Пруссии. В Царское Село были доставлены военные трофеи. С этого момента его залы и парки стали свидетельствовать не только о достижениях русского искусства, но и об успехах русского воинства. В дальнейшем сложилась традиция отмечать многочисленные победы русского оружия установкой в парке обелисков и других торжественных монументов.

Полным ходом шли работы и по реконструкции Старого сада и расширению всего паркового комплекса. В одну осевую композицию протяженностью 1,2 километра были объединены Старый сад, дворец, Новый сад и Зверинец.

Размах работ в период 1740-1750-х годов был огромным. Строительство велось на многих участках царской резиденции, на них трудились сотни каменщиков, землекопов, садовых рабочих, возчиков. Во дворцах и павильонах работали русские крепостные мастера - лепщики, живописцы, резчики. В Царское Село везли строительный материал - кирпич, уральский мрамор, тосненский и пудостский камень, лес. Сюда непрерывным потоком доставляли на повозках крупномерные деревья - липы, дубы, клены, иноземные экзотические растения. Так рядом со столицей возникал крупнейший дворцово-парковый комплекс.

Одним из шедевров русской садово-парковой архитектуры середины XVIII века считается царскосельский Эрмитаж. В нем ярко выражены все наиболее характерные черты эпохи зрелого барокко, что стилистически объединяет его с главным элементом ансамбля — Большим дворцом. Эрмитаж был поставлен на открытой площадке, облицованной мрамором «в шахмат», в центре пересечения десяти радиально расходящихся аллей, в окружении канала и балюстрад, образовавших в плане вычурную фигурную рамку.

К центральному, перекрытому восьмигранным куполом двухэтажному объему главного зала примыкали четыре симметричных «кабинета». Фасады павильона, чрезвычайно пластичные, покрытые сложным архитектурным декором, представали перед зрителем в разных ракурсах, причем с каждой из радиальных аллей раскрывалась лишь часть фасада. Эрмитаж (архитекторы М. Г. Земцов, Ф.-Б. Растрелли, С. И. Чевакинский) являл собой яркое, праздничное зрелище, был щедро украшен скульптурой, имел богатую полихромную раскраску: белые архитектурные детали и позолоченная скульптура на сине-зеленом фоне. Большие оконные проемы, отражающиеся в многочисленных зеркалах, росписи стен и плафонов, резные цветочные гирлянды, вазы, живописные изображения архитектуры — все это связывало интерьеры с парковым пейзажем, иллюзорно растворяло одно в другом. Вместе со своим окружением Эрмитаж представлял великолепный пример синтеза архитектуры, скульптуры, живописи и садово-паркового искусства.

В 1749 году на берегах Большого пруда строится Грот. Композиционная роль этого сооружения (архитектор Ф.-Б. Растрелли) заключается, прежде всего, в том, что он органично связывает Старый сад с пространством Большого пруда, как бы выводит его замкнутые внутренние пространства по новой поперечной оси на широкий простор озера и одновременно акцентирует юго-западный «фасад» сада. Скульптуры дельфинов и нереид, купол, изображающий фонтан, фигуры морских божеств - все это говорит о водной тематике этого павильона.

Непрерывно изменялся и обогащался облик аллей, боскетов и террас в Старом саду. Но его планировочная структура оставалась неизменной. Как и прежде, к дворцу примыкала верхняя терраса, которая имела плоскостное решение. В поле зрения преобладали сложные цветочные партеры, огибные дороги. Далее располагались стриженые боскеты, водные зеркала в вычурном барочном обрамлении. Следующие террасы были засажены в основном плодовыми деревьями. Завершала композицию эрмитажная березовая роща. Однако сложный рисунок дорог и аллей вокруг Эрмитажа, каскады Нижних прудов и, конечно, сияющие позолотой павильоны придавали Старому саду совершенно новый, праздничный, парадный облик. Функции эрмитажной рощи усложнились, это был уже не только сад для уединения и размышления, но и место пышных приемов, развлечений придворной знати. То же относится и ко многим другим частям парка - Зверинцу, островам Большого пруда.

В 50-60-х годах XVIII века крупные парковые павильоны доминировали в пространстве. Вся система визуальных взаимосвязей была в те годы иной, чем в более поздний период. Дворец (как и Эрмитаж) свободно просматривался со многих точек молодого еще сада. Из окон дворца открывалось все пространство сада, включая и Большой пруд. С другой стороны, плотные боскеты создавали малые камерные пространства, почти полностью изолированные, тогда как сегодня, несмотря на то что деревья разрослись, взгляд свободно проникает в подкронное пространство на значительную глубину. Ведущей породой в садах Царского Села была в тот период, бесспорно, липа, а дополняющей - дуб. Липа наилучшим образом соответствовала местному климату, почвам и в то же время превосходно переносила стрижку. Большую роль играли также шпалеры из тиса, самшита.

В Старый сад было свезено множество беломраморных, свинцовых и позолоченных скульптур из парков Петербурга, принадлежавших ранее опальным царедворцам и государственным деятелям - А. Д. Меншикову, А. И. Остерману и др. Он становился, так же как и ранее Летний сад, музеем скульптуры. Выполненные в динамических формах барокко фигуры античных богинь и героев удовлетворяли познавательные интересам публики, прославляли гражданские добродетели. Большинство скульптур были созданы лучшими итальянскими мастерами — П. Баратта, Л. Дзордзони, Д. Бонацца и др. Мраморные скульптуры экспонировались на наиболее выгодном для их осмотра фоне, образованном мелкой фактурой стриженой листвы, в зеленых нишах, которые служили им своеобразной рамкой и контрастно их оттеняли.

Одновременно проводились работы и в Новом саду. Его территория, квадратная в плане, была окружена глубоким каналом. Каменная стена с бастионами по углам окружила Зверинец. В центре Зверинца по проекту С. И. Чевакинского построили нарядный павильон Монбижу. Композиционная роль его во многом аналогична эрмитажной: находясь на продолжении главной оси (но только в противоположном северо-западном направлении) и на пересечении 6 радиальных просек, он архитектурно активизировал все пространство Зверинца. Павильон напоминал Эрмитаж и внешне: это был двухъярусный восьмигранный объем под куполом, с барочной отделкой интерьеров и фасадов. Он также был окружен каналом.

Территория Нового сада членилась на 4 боскета размером 200x200 метров, причем каждый из них имеет свой собственный облик: в боскете Карусель — это искусственные прудки, в боскете Грибок — 37 беседок, боскет Парнас до сих пор украшает высокая искусственная гора конусовидной формы, центральное место в четвертом боскете занимал театр.

Границы паркового ансамбля расширяются и переносятся к ручью Вангази. Были также предприняты работы по дальнейшему развитию водной системы за счет использования источников в 6 км к северо-западу от дворца. Для этого пришлось прорыть Виттоловский канал. Это позволило не только поднять уровень воды и увеличить площадь Большого пруда, придать ему более четкие геометрические контуры, но и создать целый ряд водоемов, в том числе цепочку каскадных прудов за Эрмитажем, на ручье ниже старой плотины.

На северном берегу пруда Растрелли строит увеселительный павильон Катальной горы. Известный изобретатель А. К. Нартов выбрал место и разработал техническую часть этого сложного сооружения. Оно было поставлено на холме, открытом в сторону пруда, имело два специальных «катальных» форса, к которым В. И. Неелов позже пристроил третий, достигавший острова в центре пруда. Катальная гора была уникальна и не имела аналогов в Европе.

Дальнейший переход проектирования в руки А. Ринальди, И. В. Неелова, Д. Кваренги, Ч. Камерона не привел к резкому разрыву с замыслами их предшественников. Екатерининский период формирования ансамбля ознаменовался его территориальным развитием, появлением новых элементов. От регулярного принципа к пейзажному, от стремления подчинить, упорядочить природу с помощью архитектуры до идеализации «натуры», подражания ей — такими путями шло формирование Царского Села в 60-90-е годы XVIII века.

Доминанта ансамбля — Большой дворец сохранил и усилил господствующее положение. Проходящая через него центральная планировочная ось «северо-запад—юго-восток» длиною более километра продолжала играть ведущую роль в плане огромного дворцово-паркового комплекса. Но то новое, что было создано здесь, придавало ансамблю большое стилистическое и пейзажное разнообразие, художественно-историческую глубину.

В 1770-х годах на берегах Большого пруда, переделанных «под природу», возникает ряд новых парковых сооружений. Их положение и роль в ансамбле была предопределена В. И. Нееловым. По его проекту строятся Палладиев мост (старое название — Сибирская мраморная галерея), комплекс Адмиралтейства. Архитектор Ю. Фельтен воздвигает монументальную башню Руину, призванную отметить победу в русско-турецкой войне 1768 — 1774 годов. С ее верхней площадки, расположенной на высоте 21 метр, открывался широкий вид на парк. А. Ринальди устанавливает Чесменскую, или Ростральную, колонну, а также Кагульский обелиск и Морейскую колонну. Эти сооружения и монументы завершили создание одной из самых интересных архитектурно-ландшафтных композиций царскосельского ансамбля.

Во второй половине 1770-х годов вновь центр внимания устроителей парка перемещается к Старому Екатерининскому саду. К счастью, он не подвергся радикальной перестройке, сохранив в целом регулярный характер планировки. Но в нем появилось много новых черт в духе времени: заменена каналом каменная стена сада (это позволило раскрыть виды на парадные фасады служебных зданий, расположенных вдоль Набережной улицы), сделаны более отлогими берега двух малых прудов на третьей террасе, устроены каскады на Нижних прудах, рядом с ними насыпана Трифонова горка (названа по имени мастера, работавшего в Царском Селе в 1740—1770 годах, — Трифона Ильина). Этот искусственный холм обсажен высокими деревьями, и в их тени на вершине устроена «китайская» беседка. И. В. Неелов (сын В. И. Неелова) строит в Старом саду Верхнюю и Нижнюю ванны, а также Эрмитажную кухню у южного входа в сад.

К западу от Большого дворца возникает архитектурно-ландшафтный комплекс, выполненный в модном китайском стиле. Он включил в себя Большой каприз, Китайскую деревню, Скрипучую беседку, Китайский театр, Китайские мосты на Крестовом канале и другие садовые сооружения (проекты В. И. и И. В. Нееловых, Ю. Фельтена, А. Ринальди, Ч. Камерона, реализованы в основном в 1782—1798 годах). Улицу «деревни» образовывали десять стилизованных гостевых домиков, а на центральной площади расположилась восьмиугольная пагода («обсерватория»), стены которой были орнаментованы на восточный манер.

Комплекс «китайских» построек являлся продуктом широко распространенного в Европе тех лет увлечения искусством Дальнего Востока, оказал сильное влияние на русское паркостроение. Царское Село было самым крупным по масштабам примером создания садовых павильонов в стиле шинуазри. На первых этапах развития пейзажной планировки такие постройки рассматривались чуть ли не как обязательные для дворцового или усадебного парка.

Из сохранившихся доныне «китайских» построек наибольший интерес представляет Большой каприз — земляная гора, имеющая форму насыпи с большой и малой арками и беседкой-пагодой в центральной части. Это монументальное сооружение тесно увязано с планировкой всего парка: большая арка фиксирует направление на Большой дворец, а малая ориентирована на поперечную ось Нового сада, которая в дальнейшем была закреплена портиком Александровского дворца. Таким образом, это парковое сооружение играет роль связующего элемента между двумя архитектурными доминантами ансамбля.

В это же время на прилегающей южной территории парка Д. Кваренги строится ряд садовых сооружений, среди них Концертный зал, купальня, Кухня-руина, зал на острове (реконструкция), Гатчинские ворота (вместе с А. Ринальди).

Летом 1779 года Екатерина II, мечтавшая о греко-римской «рапсодии» в своем царском саду, привлекает к работам по реконструкции дворца и парка шотландского архитектора Чарльза Камерона, два десятилетия изучавшего древнеримские и ренессансные постройки в Италии. Этот выбор не случаен, он полностью отвечает уже осознанной перемене в стилевой направленности. Замечательный архитектор-историк, Камерон проявил тонкое понимание паркового искусства, пейзажных закономерностей. Одновременно с работами по Царскому Селу он строит в соседнем Павловске, на берегах Славянки, Храм Дружбы, Колоннаду Аполлона и дворец наследника престола и во всех работах показывает те новые возможности, которые открываются в художественном взаимодействии строгих форм классической архитектуры с живописно организованным пейзажем. Камерон работал в тесном контакте с ботаником, ученым-садоводом и мастером-парковедом Иоганном Бушем, имевшем самое прямое отношение к пейзажным композициям и Царского Села, и Павловска. Семья Буша, в том числе его помощник-сын и дочь, вышедшая замуж за Камерона, находилась в Царском Селе с 1775 года.

Камерону сразу же поручается проект Концертного зала на острове Большого пруда. Немедленно вслед за этим он приступает к строительству терм наподобие античных.

Большое значение для царскосельского ансамбля имели и другие работы по расширению и перестройке Екатерининского дворца, в особенности строительство Агатового павильона и пандуса (1780—1795). Комплекс преобразил южную часть дворца и прилегающую парковую территорию. Это был качественно новый уровень взаимосвязи архитектуры с окружающим ландшафтным пространством, основанный на их взаимопроникновении. Открытая легкая галерея для прогулок с широкой великолепной лестницей, терраса висячего сада и длинный пандус самым непосредственным образом связывали дворец с прудом, дубовой рамповой аллеей, ведущей к Гатчинским (Орловским) воротам, открывая эффектные виды на новый пейзажный парк и террасы Старого сада.

Важным фактором дальнейшего развития Царского Села стало строительство по проекту Д. Кваренги Александровского дворца (1792—1796), что в дальнейшем определило структуру всей северной части ансамбля. Дворец, выходящий своим строгим и простым (по сравнению с Екатерининским дворцом) фасадом на поперечную просеку — «блезир» Нового сада, закрепил чуть ли не единственную поперечную композиционную ось ансамбля в направлении с северо-востока на юго-запад и явился центром нового планировочного района парка, освоенного несколько позже, в начале XIX века. Однако этот дворец, в отличие от Екатерининского, уже не подчиняет себе пространство сада, а лишь композиционно дополняет его. Величественная полуротонда на западном фасаде эффектно замыкает перспективу широкой аллеи, но зодчий не ставит себе целью превратить дворец в еще одну доминанту парка, спорящую с дворцом Растрелли. Такой прием характерен для периода, когда идея подчинения природы архитектуре уже была отвергнута.

Серьезный этап в развитии ансамбля — формирование пейзажных садов, окружающих Александровский дворец с запада, севера и востока, по проекту, разработанному с большим мастерством И. В. Нееловым в 1792 году (древесные посадки производил И. Буш). Главным мероприятием стало сооружение трех связанных друг с другом прудов со свободными плавными очертаниями, окруженных живописными рощами, лужайками.

Ансамбль территориально развивается и за счет закладки новых парков. Так, в 1783-1785 годах И. В. Неелов строит западнее Царского Села близ деревни Баболово у речки Кузьминки Баболовский дворец и разбивает вокруг него пейзажный сад с прудом. Позже здесь будет создан и большой парк площадью свыше 300 гектаров.

В длительной истории царскосельского ансамбля периоды подъема сменялись годами упадка и разорения. После смерти Екатерины Павел I распространил свою неприязнь к матери и на ее любимую летнюю резиденцию. Все неоконченные работы в Царском Селе с 1796 года приостанавливаются, многие предметы декоративного убранства переносятся в Михайловский дворец, Гатчину и Павловск. Китайская деревня частично разобрана на строительный материал. Многие статуи, ранее украшавшие парк, бесследно исчезли. Коллекцию античных статуй, установленных на пандусе, перенесли в Павловск, который теперь становится центром развития паркового искусства России.







2024 © rus-leto.ru.