Значение слова «карнавал. Карнавал, с чего все начиналось Карнавал в Гоа, Индия


Невероятные факты

Как это ни странно, но февраль является самым праздничным месяцем года . Все дело в том, что именно в этом месяце по всему миру проходят самые незабываемые карнавалы, во время которых можно увидеть красочные парады, изобилие еды и все виды развлечений.

Существует множество теорий касающихся происхождения карнавала.

Некоторые считают, что слово "карнавал" произошло от латинского выражения "carne vale ", что означает "прощание с мясом", означающим последние дни, когда можно было есть мясо перед наступлением Великого Поста.

Другие полагают, что празднования отгоняют злых духов и являются способом попрощаться с зимой и встретить весну.

По всему миру проводят сотни карнавалов, среди которых есть самые памятные и красочные:


1. Карнавал в Рио, Бразилия



Карнавал Рио является своего рода эталоном, с которым сравнивают все другие карнавалы. Это еще и одно из самых прославленных художественных событий в мире.

Чуть больше половины миллиона туристов приезжают каждый год в "столицу всех карнавалов в мире", чтобы наблюдать за величайшим разгулом всех времен и народов.

Карнавал начинается с коронования короля Момо, которому передают огромные серебряные и золотые ключи от города. Затем начинаются празднования по всей стране: по всем улицам, скверам, барам и клубам, заканчиваясь Парадом Самбы, когда лучшие школы самбы проходят по Рио-де-Жанейро для того, чтобы завоевать звание лучших в Бразилии.

2. Венецианский карнавал, Италия



Венецианский карнавал является, наверное, вторым по популярности карнавалом в мире. Он начинается за две недели до Пепельной среды и заканчивается в Жирный вторник, называемый Марди Гра по католическим традициям.

Во время карнавала проходят концерты, балы, танцы, парады и другие мероприятия. Участники, как правило, одевают замысловатые костюмы и маски.

Сама традиция ношения венецианской маски появилась на свет потому, что все жители города хотели быть равными, независимо от того, были они богаты или бедны. Сегодня более 30 000 туристов в день приезжают в Венецию на празднование карнавала.

3. Карнавал в Тринидад и Тобаго



Танцоры калипсо, стальные барабаны и бутылки рома являются неизменными атрибутами самого крупного Карибского карнавала. Карнавал в Тринидад и Тобаго является смесью европейского, африканского, индийского, индейского, китайского и ближневосточного влияния.

Позаимствовав лучшие традиции множества культур, этот карнавал по праву называется "величайшим шоу на Земле".

4. Карнавал в Барранкилье, Колумбия



Карнавал в Барранкилье настолько удивителен, что даже ЮНЕСКО назвал его "Шедевром устного и нематериального культурного наследия человечества".

Тысячи туристов наводняют Барранкилью, портовый город на севере Колумбии, чтобы отметить этот праздник, начинающийся за четыре дня до Пепельной среды и достигающий пика во время Batalla de las Flores (боя цветов).

Карнавал в Барранкилье является самым важным фольклорным праздником в Колумбии и одним из крупнейших в мире.

5. Карнавал в Ницце, Франция



Карнавал в Ницце является одним из самых значимых карнавальных событий, наряду с бразильским и венецианским карнавалами.

Во время карнавала, город Ницца превращается в массовую вечеринку, сопровождаемую парадами, фейерверками и кострами, цветочными шествиями и пышными уличными представлениями. В первый день под оглушительный крик толпы на площадь Массена прибывает Король карнавала.

Карнавальная процессия представляет собой более 20 колесниц и 500 "больших голов" из папье-маше. В последний день проходит ночной парад, когда улицы Ниццы зажигаются множеством красочных огней.

6. Карнавал в Санта Крус де Тенерифе, Испания



На сегодняшний день карнавал в Санта Крус де Тенерифе является вторым по популярности, всемирно известным карнавалом, после карнавала Рио.

Гуляния на улицах Санта Крус де Тенерифе начинаются в пятницу великолепным парадом открытия, который достигает пика ночью, когда тысячи людей в карнавальных костюмах танцуют до самого утра.

Карнавал состоит из двух частей: официальный карнавал и уличный карнавал. Карнавал известен своими переодетыми танцорами, ослепительными королевами и музыкальными театрами мурги.

7. Карнавал Марди Гра в Новом Орлеане, США



Марди Гра – это популярный американский праздник, который начали праздновать еще в середине 1800 годов. Костюмированные балы, шумные вечеринки и праздничные парады, делают этот карнавал одним из самых красочных и неистовых событий в Америке.

Жирный вторник – это последний день, когда католики могут потакать своим желаниям перед Пепельной Средой, после чего начинаются недели воздержаний, приходящих с постом. За время карнавала проходит больше 400 колесниц с 15 000 участников, за которыми наблюдают миллионы зрителей.

8. Карнавал на Гоа, Индия



Карнавал – это скорее исключительное и уникальное событие в Индии, которое было введено португальцами, правящими на Гоа больше 500 лет.

Карнавал также проводится в феврале, в течение трех дней и ночей, когда легендарный король Момо берет правление над штатом, и улицы наполняются музыкой и всеми цветами радуги.

Карнавал на Гоа сопровождается танцами, шествиями, балами и знаменитым "красно-черным танцем" который проводится в последний день Национальным клубом столицы Гоа - Панаджи.

9. Кельнский карнавал, Германия



Открытие карнавала в Кельне начинается задолго до главного события, 11 ноября в 11:11 часов дня, а после Нового года карнавал вновь набирает силу.

Уличный карнавал длится с Жирного вторника по Пепельную среду, а сами празднования проходят на улицах, в скверах и пабах. Но самым ключевым моментом уличного карнавала является "розовый понедельник", когда проходит праздничное шествие, во время которого хозяева праздника: Принц, Крестьянин и Дева проходят по городу и раздают сладости.

10. Базельский карнавал, Швейцария



Карнавал в Базеле является крупнейшим в Швейцарии, и каждый год проходит между февралем и мартом. В дни карнавала старый город полностью преображается, наполняясь сотнями горящих фонариков, украшенных иллюстрациями.

По улицам проходят барабанщики и музыканты, играющие на флейтах-пикколо. Согласно местным историкам традиция разбрасывания конфетти появилась в Базеле, а позже распространилась на весь мир.

В средние века это день разрушал барьеры между сословиями, игнорировал правила приличия и допускал открытое высмеивание власти. Это было время бесконтрольного веселья, отдыха и вседозволенности. Закрывались школы и суды. Забывались недопонимания и ссоры. Даже войны останавливали свой ход.

Как зарождался карнавал и какие его традиции дошли до наших дней, узнала Анна Баклага.

Карнавал является днем невообразимых перевоплощений. Яркие наряды, всеобщее ликование, зажигательные танцы и шутки — сложно оставить без внимания такую процессию. Поэтому каждый год, в феврале, тысячи людей съезжаются в место зарождения этого праздника — в Европу. Само слово карнавал имеет итальянское происхождение и переводится как: «прощай-мясо». Дело в том, что изначально, это мероприятие подразумевало прощание с мясной пищей и развлечениями перед Великим Постом. И только в день карнавала люди позволяли себе, практически, все. Самое важное отличие карнавала от других праздников — отмена всех социальных статусов. И если на других официальных праздниках демонстративно подчеркивали иерархические различия людей, то карнавал был полной их противоположностью. Человек как — будто перерождался. Карнавальная площадка открывала возможность, совершенно несвойственных для определенного типа людей, отношений.

Во время карнавала люди позволяли себе практически все


Прообразом этого праздника в дохристианской эпохе можно назвать Римские Сатурналии. Они были связаны с окончанием сельскохозяйственных работ. Мотивом же был отдых, и переворот существующего миропорядка. Власть переходила к выдуманному королю, низшие сословия становились высшими. Одним словом, люди менялись местами и делали то, что не могут себе позволить в обычной жизни. Маска на лице была главным составляющим образа. Она позволяла остаться не узнанным и избежать наказания за свои проделки. Люди в масках могли публично критиковать неправедную власть и тех, кто скрывал свои безнравственные поступки. Причем делалось это в крайне жесткой форме.

Спустя некоторое время, традиция карнавала распространилась по всей Европе. Сейчас же, этот праздник устраивают во всем мире. Однако, в каждой стране он имеет свою собственную историю и неповторимый стиль.

Венецианский карнавал

Карнавал в Венеции считается одним из самых популярных в мире. Ему присуща таинственность и мистика. Помимо традиционных ритуалов, которые представляют собой огромное по масштабам сценическое действие, венецианский карнавал каждый год проходит под особой темой. Это зрелище захватывает дух приезжих и не только. Сценой действия становится весь город. Церемония открытия карнавала проводится на главной площади города, перед собором Святого апостола Марка. Именно оттуда и начинается первый костюмированный парад.

В Италии белые маски с длинным носом носили во время чумы, или убийцы


На карнавале, в Венеции, можно встретить целое обилие загадочных масок. И только там можно увидеть маскарадную регату местных гондольеров. Кстати, любимая туристами белая маска с огромным носом, имеет для горожан неприятные ассоциации. Ведь в Италии такие маски носили во время чумы, а в длинный нос клали губку с уксусом, чтобы не подхватить болезнь. Так же, ее носили очень таинственные люди или убийцы.

Бразильский карнавал

Незабываемое шоу, фантастические наряды, полная свобода самовыражения — все это нашло отклик в Рио. Популярный бразильский карнавал «пришел» в страну из Португалии. Столицей шествия именуется город Рио-де-Жанейро, где праздник длится четыре дня и четыре ночи. Главной гордостью карнавала в Бразилии является парад школ самбы. Самые лучшие представители разных школ соревнуются на аллее длинною в 700 метров, называемой «Самбодром». Насчитывается от трех до пяти тысяч выступающих. За каждой группой танцоров закреплена определенная тема, которую они ежегодно выбирают. И, в соответствии с выбранной тематикой, каждая команда оформляет себе площадку, хореографию, презентацию и костюмы.

Бразильский карнавал насчитывает от 3 до 5 тысяч выступающих


Каждая деталь в этом шоу продумана до мелочей, ведь в соревновании оценивается не только мастерство танцевальных школ. На суд экспертов выносятся костюмы, декорации, художественное воплощение темы, ритмическая точность, а также степень восторженности публики. На время карнавала, в Рио-де Жанейро забывают про работу и погружаются в ритм самбы, которую танцует практически весь город.

Кёльнский карнавал

Многочисленные гулянья, переодевания, музыкальные представления и костюмированные балы- все это не обошло и жителей Кёльна. Грандиозное карнавальное шествие проходит по центральным улицам и площадям города. За несколько месяцев до основного праздника, организаторы придумывают лозунг карнавала — песню, с которой пройдет шествие, и трех главных персонажей. Традиционно, ими являются — принц, крестьянин и дева. А уже в феврале, в городе начинают проходить карнавальные заседания, балы и шествия. И это продолжается на протяжении шести дней. С раннего утра, во время официального открытия праздника, улицы города заполняются женщинами. Они штурмуют ратушу Кёльна и делают в этот день все, что им вздумается. Все дни город наполнен яркими музыкальными и карнавальными мероприятиями. В завершение карнавала проводится обязательный ритуал — сожжение большого соломенного чучела. Жители города верят, что таким образом перед Великим постом, им прощаются все грехи, накопившиеся за год.

Карнавал в Ницце

Праздник в Ницце жители города отмечают две недели. Главные герои карнавала — гигантские куклы из папье-маше. Весят они до двух тонн и возвышаются над повозками на восемь или двенадцать метров. На площади Массена воздвигается целый сборный стадион, а дома одеваются в 120 тысяч квадратных метров фанеры, которую расписывают 120 художников.

Карнавал в Ницце продолжается на протяжении двух недель


Там же можно увидеть настоящие цветочные шествия. Около двадцати платформ украшены свежими цветами. Чтобы проделать эту долгую и кропотливую работу, флористам требуется 4000−5000 стеблей. Позже, во время прогулки тысячи цветов летят в толпу. Веселый праздник сопровождается концертами, фейерверками, и Его Величеством Карнавалом, со своей королевой.

Карнавал в Санта-Крус-де-Тенерифе

Испанский карнавал уступает свой величиной только бразильскому шествию. Нарядившись в разнообразные костюмы, в карнавале участвуют, практически, все. Повсюду играет живая музыка и продаются различные сувениры и еда. Проходят разнообразные балы, спектакли и концерты. Не обходится и без парада зажигательных танцев под латиноамериканские мелодии. Знаменательным событием праздника можно назвать и выбор королевы карнавала, которая на протяжении всех дней будет участвовать в празднике.

Карнавальные костюмы могут весить не один десяток килограммов


Кандидаток для этого подбирают в течении всего года. Королева должна быть не только красивой, но и довольно выносливой. Ведь, все эти невероятные костюмы, которые шьются для карнавала, могут весить не один десяток килограммов.

Карнавал в Барранкилье

Этот, ни на что не похожий, карнавал включает в себя карибский фольклор, танцы с элементами поэзии, комедийный театр, костюмированные выступления и музыкальные группы. Карнавал в Колумбии был назван ЮНЕСКО «нематериальным сокровищем человечества». Во время праздника, который носит мультикультурный характер, все в городе погружаются в иллюзорный мир грез.

Отмечаемый перед Великим постом . Аналогичен восточнославянской Масленице или Мясопусту у славян-католиков (см. Жирный вторник). Распространён в основном в католических странах. Сопровождается массовыми народными гуляньями с уличными шествиями и театрализованными представлениями.

Карнавал появился в IX-X веках. К этому времени относятся наиболее ранние упоминания о периодических городских празднествах в разных городах Западной Европы. Первые карнавалы появились в Италии - Венецианский карнавал , где раньше всего появились большие независимые города. Затем появились карнавалы во Франции , позже всего - в Германии : Майнце, Дюссельдорфе и Кёльне .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Власть факта. Карнавал

Субтитры

Этимология

Происхождение слова «карнавал» однозначно не выяснено, предполагается связь либо с итальянским словом «carne» (мясо), либо с «carrus» (повозка) [ ] .

Сторонники происхождения от «carne» указывают на варианты этого слова в итальянских диалектах , утверждая, что источником являются слова carne levare «удалять мясо», запрещённое в Пост .

Существует версия происхождения от римского названия фестиваля Навигиум Исидис - «carrus navalis» .

Народная этимология - происхождение слова от carne vale «прощание с мясом» (ср. мясопуст).

Празднование

Народно-праздничные формы обычно составляли вторую, неофициальную половину праздника, тогда как первая была связана с выполнением определённых церковных ритуалов. Лишь в XVIII и XIX вв. они разделились, и карнавал стал существовать как один из видов массовых развлечений.

Главнейшая часть любого карнавала - шествие по главным улицам города. Ведущий его мотив - изобилие, которым надо насытиться перед Великим постом. Оно может быть выражено в огромных кучах сельскохозяйственных продуктов, цветов, кушаний, которыми кормят всех желающих. Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер. Основная фигура на карнавале - шут. Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем развёртывается на центральной площади города.

В каждом городе карнавал развивался по определённому сценарию, сложившемуся за многие годы. Во главе карнавала обычно стояли городские купеческие корпорации . Например, устроителем масляничного карнавала в Нюрнберге традиционно являлась корпорация мясников, а во Франции - виноделов .

Города Европы (в том числе некоторые российские), проводящие традиционные карнавалы, объединяет Ассоциация европейских карнавальных городов (FECC).

Подробное описание карнавала имеется в романе Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль » .

Исследователи указывают на родство западно-европейского карнавала и русской масленицы . Иностранец, побывавший в Москве при Иване Грозном писал: «Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется… Карнавал тем только отличается от масленицы, что в Италии день и ночь в это время ходит дозором конная и пешая городская стража и не позволяет излишнего буйства; а в Москве самые стражи упиваются вином и вместе с народом своевольствуют» .

См. также

Сопровождается массовыми народными гуляньями с уличными шествиями и театрализованными представлениями.

Карнавал появился в IX-X в. К этому времени относятся наиболее ранние упоминания о периодических городских празднествах в разных городах Западной Европы . Первые карнавалы появились в Италии - Венецианский карнавал , где раньше всего появились большие независимые города. Затем появились карнавалы во Франции , позже всего - в Германии : Майнце, Дюссельдорфе и Кёльне .

Этимология

Происхождение слова «карнавал» однозначно не выяснено, предполагается связь либо с итальянским словом «carne» (мясо), либо с «carrus» (повозка). Первая теория предполагает христианское происхождение, а вторая - языческое.

Сторонники происхождения от «carne» указывают на варианты этого слова в итальянских диалектах , утверждая, что источником являются слова carne levare «удалять мясо», запрещённое в Пост .

Существует версия происхождения от римского названия фестиваля Навигиум Исидис - «carrus navalis» .

Народная этимология - происхождение слова от carne vale (прощание с мясом) .

Празднование

Народно-праздничные формы обычно составляли вторую, неофициальную половину праздника, тогда как первая была связана с выполнением определённых церковных ритуалов. Лишь в XVIII и XIX вв. они разделились, и карнавал стал существовать как один из видов массовых развлечений.

Главнейшая часть любого карнавала - шествие по главным улицам города. Ведущий его мотив - изобилие, происходящее от древнейших праздников урожая. Оно может быть выражено в огромных кучах сельскохозяйственных продуктов, цветов, кушаний, которыми кормят всех желающих. Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер. Основная фигура на карнавале - шут. Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем развёртывается на центральной площади города.

В каждом городе карнавал развивался по определённому сценарию, сложившемуся за многие годы. Во главе карнавала обычно стояли городские купеческие корпорации . Например, устроителем масляничного карнавала в Нюрнберге традиционно являлась корпорация мясников, а во Франции - виноделов .

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Карнавал" в других словарях:

    Карнавал - в Венеции: серебряная пара. КАРНАВАЛ (французское carnaval), в Западной Европе, Латинской Америке и других регионах народное гулянье с уличными шествиями, ряжением, театрализованными играми перед началом Великого поста. Карибский карнавал.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (итал. carnevale прощай мясо). Время народных забав и увеселений в западной Европе, начинается в день Богоявления и оканчивается в среду, в день поминовения усопших. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

    карнавал - КАРНАВАЛ, КАРАНАВАЛ, КРАНАВАЛ а, м. carnaval m., нем. Carnaval, пол. karnawal <, ит. carnovale.1. Католическая масляница. Даль. В романских странах Западной Европы весенний народный праздник, сопровождающийся маскировкой и мимическими играми… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    КАРНАВАЛ, карнавала, муж. (итал. carnevale). 1. В романских странах Западной Европы весенний народный праздник, сопровождающийся маскировкой и мимическими играми (соответствующий русской масленице). Римский карнавал. 2. Праздничная революционно… … Толковый словарь Ушакова

    Празднество, праздник, фестиваль Словарь русских синонимов. карнавал сущ., кол во синонимов: 5 масленица (14) … Словарь синонимов

    - (ит. Carnevale, от лат. carno мясо, vale здравствуй) вкатолических странах первоначально время от дня Богоявления до чистойсреды (на первой неделе вел. поста). В разных местностях карнавальноевремя имеет различную продолжительность: в Венеции… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - (франц. carnaval) вид народного гулянья с уличными шествиями, театрализованными играми … Большой Энциклопедический словарь

    Культурный и массовый поведенческий феномен, фундированный соответствующим ‘типом образности’ (М.М.Бахтин). Выступал значимым компонентом средневековой и ренессансной народной культуры. Используется в современной философии культуры. Многомерный… … История Философии: Энциклопедия

    КАРНАВАЛ, а, муж. Народное празднество с шествиями, уличным маскарадом [первонач. весенние праздники в Италии]. | прил. карнавальный, ая, ое. Карнавальное шествие. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

в низшей мифологии европейской культуры антропоморфное воплощение календарного праздника проводов зимы. Карнавал выражает мифосознание и культовые действия уровня языческой культуры. Начало года совпадало в этом календаре с весенним возрождением природы. Этот цикл был включен в более поздний -христианский - карнавал проводился за 40 дней до праздника Пасхи. В русской традиции совпадает с масленицей. Происхождение названия связывают с древней традицией использования культовой повозки -«колесницы - корабля». Сущность карнавала заключается в вывозе чучела Зимы на этой повозке за пределы поселения и сжигания его. В народной итальянской традиции карнавал связывается с праздником жизни: - «Да здравствует плоть!». В средние века карнавал праздновали очень широко, с избранием Короля шутов, отбрасывая многие культурные «строгости». Часто карнавальная культура сравнивается с «золотым веком» равенства. В настоящее время наиболее пышно карнавал празднуют в католических странах Латинской Америки.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КАРНАВАЛ

культурный и массовый поведенческий феномен, фундированный соответствующим "типом образности" (М.М.Бахтин). Выступал значимым компонентом средневековой и ренессансной народной культуры. Используется в современной философии культуры. Многомерный анализ К. в культурологическом контексте был впервые осуществлен в книге М.М.Бахтина "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и "Ренессанса" (первый вариант рукописи был завершен в 1940; первое издание - Москва, 1965; переведена на многие языки). Отказавшись от традиционалистских описаний социального фона эпохи Возрождения и от рассмотрения передовых взглядов Рабле-гуманиста, Бахтин сосредоточился на исследовании античных и особенно средневековых истоков романа Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль". Бахтину удалось понять и разгадать (в контексте реконструкции, по мысли академика АН СССР М.П.Алексеева, "народно-фольклорной традиции средневековья") ряд особенностей изучаемого произведения, давно казавшихся исследователям очень странными. Присущее "Гаргантюа и Пантагрюэлю" парадоксальное сочетание многочисленных "ученых" образов и простонародной (а часто и непристойной) комики Бахтин объяснил значимым воздействием на Рабле площадной смеховой культуры средневековья, возникшей в гораздо более ранний период, но достигшей своего полного расцвета к 16 в. По мнению Бахтина, не только Рабле, но и Дж.Бокаччо, У.Шекспир, М.Сервантес оказались подвластны обаянию жизнеутверждающей и светлой атмосферы, свойственной К. и другим народным праздникам того времени. Карнавальная культура обладала хорошо разработанной системой обрядово-зрелищных и жанровых форм, а также весьма глубокой жизненной философией, основными чертами которой Бахтин считал универсальность, амбивалентность (т.е. - в данном случае - восприятие бытия в постоянном изменении, вечном движении от смерти к рождению, от старого к новому, от отрицания к утверждению), неофициальность, утопизм, бесстрашие. В ряду обрядово-зрелищных форм народной средневековой культуры Бахтин называл празднества карнавального типа и сопровождающие их (а также и обычные гражданские церемониалы и обряды) смеховые действа: "праздник дураков", "праздник осла", "храмовые праздники" и т.д. Народная культура воплощалась также в различных словесных смеховых произведениях на латинском и на народных языках. Эти произведения как устные, так и письменные, пародировали и осмеивали буквально все стороны средневековой жизни, включая церковные ритуалы и религиозное вероучение ("Вечерня Киприана", многочисленные пародийные проповеди, литургии, молитвы, псалмы и т.д.). Веселая вольница карнавального празднества порождала разнообразные формы и жанры неофициальной, а чаще всего и непристойной фамильярно-площадной речи, в значительной мере состоящей из ругательств, клятв и божбы. На карнавальной площади всегда настойчиво звучали возгласы балаганных зазывал, которые - вместе с другими "жанрами" уличной рекламы ("крики Парижа", крики продавцов чудодейственных средств и ярмарочных врачей) - обыгрывались и пародировались, становясь при этом важным элементом народной смеховой культуры. По мысли Бахтина, Рабле объединил в романе "Гаргантюа и Пантагрюэль" все эти формы, жанры и мотивы, сохранив их для потомков и создав тем самым своего рода "энциклопедию" средневекового смеха. Причем, с точки зрения Бахтина, опора на смеховую народную культуру не только не противоречила гуманистическим идеалам Рабле, но, напротив, гармонично сочеталась с ними и даже помогала их пропаганде, поскольку "карнавальное мироощущение является глубинной основой ренессансной литературы". Как отмечает Бахтин в книге "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и "Ренессанса", "как бы ни были распылены, разъединены и обособлены единичные "частные" тела и вещи - реализм Ренессанса не обрезывает той пуповины, которая соединяет их с порождающим телом земли и народа". Например, "реабилитация плоти", характерная для гуманизма, соотносима и сродственна с "гротескной концепцией тела", с преобладанием "материально-телесного начала жизни", присущим народной культуре. Смеховая народная культура, будучи древней, архаичной по своим истокам, тем не менее предвосхитила некоторые фундаментальные философские концепты, которые специфичны для Нового времени. Согласно оценке Л.Е.Пинского, "в эпоху Ренессанса нерушимую иерархическую вертикаль средневекового официального представления о космосе ("Великую Цепь Бытия") сменила историческая горизонталь: движение во времени. В гротескной концепции тела, переживающего становление в народно-праздничных играх, предметом которых был веселый ход времени, рождалось новое историческое чувство жизни и представление о прогрессе человечества". Ср. в тексте книги Бахтина: "И вот гротескные образы с их существенным отношением к временной смене и с их амбивалентностью становятся основным средством художественно-идеологического выражения того могучего чувства истории и исторической смены, которое с исключительной силою пробудилось в эпоху Возрождения". Именно поэтому понять Рабле и вообще ренессансную литературу невозможно без учета их связи с народной смеховой культурой. Средневековый смех интерпретируется в книге Бахтина как имеющий "универсальный и миросозерцательный характер, как особая и притом положительная точка зрения на мир, как особый аспект мира в целом и любого его явления". К. (этому термину Бахтин придавал расширенное значение, понимая под ним "не только формы карнавала в узком и точном смысле, но и всю богатую и разнообразную народно-праздничную жизнь средних веков и Возрождения") противопоставил серьезной, высокой культуре средневековья "совершенно иной, подчеркнуто неофициальный, внецерковный и внегосударственный аспект мира, человека и человеческих отношений".

К. не просто разыгрывали, это была "как бы реальная... форма самой жизни", которой люди средневековья жили во время праздников, - причем "другая свободная (вольная)", "идеальная" форма. Если официальные праздники утверждали стабильность, неизменность и вечность существующего миропорядка, освящали торжество уже победившей, господствующей, непререкаемой "правды", то К. "был как бы временной приостановкой действия всей официальной системы со всеми ее запретами и иерархическими барьерами": в это время жизнь на короткий срок выходила из своей обычной колеи и вступала "в сферу утопической свободы". Эта свобода была легализована: и государство, и церковь терпели ее, даже каждый официальный праздник имел свою вторую, народно-карнавальную, площадную сторону. Праздничная толпа воспринимала жизнь сквозь призму "веселой относительности", во время К. люди переодевались (обновляли свои одежды и свои социальные образы), избирали, а затем развенчивали и избивали (в символическом плане "умерщвляли") шутовских королей и пап, высмеивали, снижали, пародировали все, чему поклонялись в обычные дни, предавались различным физиологическим излишествам, пренебрегая нормами приличий: "Тема рождения нового обновления, органически сочеталась с темой смерти старого в веселом и снижающем плане, с образами шутовского карнавального развенчания". В гротескной образности К. всячески подчеркивался момент временной смены (времена года, солнечные и лунные фазы, смерть и обновление растительности, смена земледельческих циклов): "этот момент приобретал значение более широкое и более глубокое: в него вкладывались народные чаяния лучшего будущего, более справедливого социально-экономического устройства, новой правды". Обилие пиршественных образов, гиперболическая телесность, символика плодородия, могучей производительной силы и т.д. акцентировали бессмертие народа: "В целом мира и народа нет места для страха; страх может проникнуть лишь в часть, отделившуюся от целого, лишь в отмирающее звено, взятое в отрыве от рождающегося. Целое народа и мира торжествующе весело и бесстрашно". С эстетической точки зрения, карнавальная культура представляет собой особую концепцию бытия и особый тип образности, в основе которых, по мнению Бахтина, "лежит особое представление о телесном целом и о границах этого целого". Это представление Бахтин определяет как гротескную концепцию тела, для которой характерно то, что с точки зрения "классической" эстетики ("эстетики готового, завершенного бытия") кажется чудовищным и безобразным. Если классические образы индивидуализированы, отделены друг от друга, как бы очищены "от всех шлаков рождения и развития", то гротескные образы, напротив, показывают жизнь "в ее амбивалентном, внутренне противоречивом процессе", концентрируются вокруг моментов, обозначающих связь между различными телами, динамику, временную смену (совокупление, беременность, родовой акт, акт телесного роста, старость, распадение тела и т.д.). "В отличие от канонов нового времени гротескное тело не отграничено от остального мира, не замкнуто, не завершено, не готово, перерастает себя самого, выходит за свои пределы. Акценты лежат на тех частях тела, где оно либо открыто для внешнего мира, то есть где мир входит в тело или выпирает из него, либо оно само выпирает в мир, то есть на отверстиях, на выпуклостях, на всяких ответвлениях и отростках: разинутый рот, детородный орган, груди, фалл, толстый живот, нос" (Бахтин). Этот тин образности, характерный для народной смеховой культуры, обусловлен верой народа в свое бессмертие: "... в гротескном теле смерть ничего существенно не кончает, ибо смерть не касается родового тела, его она, напротив, обновляет в новых поколениях". Концепция К., выдвинутая в книге Бахтина о Рабле, вызвала при своем появлении и публикации бурные споры, да и до сих пор далеко не является общепризнанной. Однако она сыграла большую роль в развитии и стимулировании культурологических исследований, в расширении горизонтов научной мысли. В настоящее время истолкование концепции К. продолжается, и возможно как появление ее оригинальных истолкований, так и ее плодотворное использование для изучения различных мировых культур. Многомерные исследования карнавальной культуры, осуществленные Бахтиным, способствовали, в частности, легитимации такого феномена культуры, как "раблезианство". Раблезианство трактовалось, как связанное не столько непосредственно с творчеством Ф.Рабле, сколько с традицией его философской интерпретации, в рамках которой культурное пространство выстраивается в контексте семиотически артикулированной телесности, понятой в качестве семантически значимого феномена (текста), прочтение которого порождает эффект гротеска, что и придает культурному пространству статус карнавального (см. Тело, Телесность, Текст, Бахтин М.М.).







2024 © rus-leto.ru.