Удивление когда все. Удивление. Смотреть что такое "удивление" в других словарях




Удивление

Удивле́ние

сущ. , с. , употр. часто

Морфология: (нет) чего? удивле́ния , чему? удивле́нию , (вижу) что? удивле́ние , чем? удивле́нием , о чём? об удивле́нии

1. Удивлением называется состояние, чувство, которое вызвано сильным впечатлением от какого-либо необычного, неожиданного или странного объекта, события, явления.

Сильное, искреннее удивление. | Её прекрасный голос привел нас в удивление: мы не знали, что она поёт. | Позже я с удивлением узнал, что мой сосед написал огромный роман. | К моему великому удивлению, он первый позвонил мне и извинился, чего я даже и не ожидала.

2. Если вы говорите, что, к примеру, ночь прошла на удивление спокойно, то это означает, что вы ожидали противоположного (т. е. беспокойной ночи) и выражаете недоумение, почему всё произошло не так, как вы предполагали.

На удивление смышлёный мальчик. | Утро было на удивление свежим, даже холодным.


Толковый словарь русского языка Дмитриева . Д. В. Дмитриев. 2003 .


Синонимы :

Смотреть что такое "удивление" в других словарях:

    удивление - Удивление …

    Повергать в удивление, приводить в удивление, приходить в удивление, раскрыть глаза от удивления, раскрыть рот от удивления... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. удивление… … Словарь синонимов

    Удивление - Удивление ♦ Étonnement В классическом, подчеркнуто глубоком смысле слова – чувство изумления или оцепенения, вызванное неожиданностью. В современном значении – чувство, порожденное не только внезапностью, но и странным или таинственным… … Философский словарь Спонвиля

    УДИВЛЕНИЕ, я, ср. Впечатление от чего н. неожиданного и странного, непонятного. Вне себя от удивления. Смотреть с удивлением. К всеобщему удивлению (так, что все удивлены). На удивление (разг.) о ком чём н. удивительном (во 2 знач.). Яблок в… … Толковый словарь Ожегова

    УДИВЛЕНИЕ, удивления, мн. нет, ср. Состояние, вызванное сильным впечатлением от чего нибудь, поражающего неожиданностью, необычайностью, странностью или непонятностью. Посмотреть на кого нибудь с удивлением. Вне себя от удивления. Открыл рот от… … Толковый словарь Ушакова

    удивление - УДИВЛЕНИЕ, недоумение УДИВИТЕЛЬНЫЙ, восхитительный, невиданный, неправдоподобный, разг. дивный УДИВЛЕННЫЙ, изумленный, ошеломленный, пораженный УДИВЛЯТЬ/УДИВИТЬ, ошеломлять/ошеломить, разг. дивить, разг., сов. подивить… … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    Удивление - Имена существительные НЕДОУМЕ/НИЕ, озада/ченность. Состояние лёгкого удивления, растерянности, вызванное непониманием, неясностью чего либо. СТРА/ННОСТЬ, чуда/чество, разг. бзик, разг. завихре/ние, разг. заско/к, разг. чуди/нка.… … Словарь синонимов русского языка

    удивление - безмерное удивление большое удивление великое удивление глубокое удивление крайнее удивление немалое удивление необычайное удивление неподдельное удивление огромное удивление чрезвычайное удивление … Словарь русской идиоматики

    Запрос «Сюрприз» перенаправляется сюда; о фильме см. Сюрприз (фильм, 2007). Удивление когнитивная эмоция, возникающая при возникновении неожиданной ситуации. Адекватная реакция на отклонение от нормы. Если неожиданная ситуация окажется опасной,… … Википедия

    удивление - вызвать удивление действие, каузация выразить удивление демонстрация мелькнуло удивление действие, субъект, мало представить удивление начало, знание, понимание … Глагольной сочетаемости непредметных имён

Книги

  • Удивление перед жизнью. Воспоминания , Виктор Розов. Виктор Розов – один из крупнейших драматургов XX века. С его появлением началась новая театральная эпоха, связанная с именами Анатолия Эфроса и Олега Ефремова, новым периодом Центрального…

Прекрасный способ нетривиально подвести итоги вашего личного года – хит-парад от Екатерины Иноземцевой, рекомендую!

Для начала вспомните месяц за месяцем – январь, февраль, март… Что произошло в этом месяце, чем он запомнился, каким вы его оставили в памяти. Выделите главное. Также можно дать каждому месяцу определяющее слово. Внесите его в свою личную историю одним самым ярким словом или событием!

Затем Екатерина предлагает составить сам хит-парад. Сначала, как и положено в подобных «премиях», выделите номинантов, потом выберите победителя. И продумайте формулировку «как, почему и за что»:)

Желаю вам вдохновения!

Вот пример хит-парада самой Екатерины >>>

А вот перечень номинаций (добавляйте свои по усмотрению!):

УЧИТЕЛЬ ГОДА /оказал серьёзное влияние или произвёл сильное впечатление/

Номинанты:
Победитель:

ЗНАКОМСТВО ГОДА /новый человек в жизни/

ПАРТНЁР ГОДА

ЛЮДИ ГОДА /те, кто особенно были рядом и кого очень любите/

УСПЕХИ ГОДА И СОБЫТИЯ ДРУГИХ

УСПЕХ ГОДА /свой успех, о котором хочу рассказать правнукам/

ПРОВАЛ ГОДА /что планировали и чего не удалось достичь/

ПУТЕШЕСТВИЕ ГОДА /поездка с самыми сильными впечатлениями/

МЕСТО ГОДА /физическое место силы или вдохновения/

МЕРОПРИЯТИЕ ГОДА

УДИВЛЕНИЕ ГОДА

ЭМОЦИЯ ГОДА /превалирующая эмоция/

ОТКРЫТИЕ ГОДА /новое открытие, которого не было раньше – место, еда, книга/

УРОК ГОДА /чему вы научились/

БЛАГО ГОДА /то, что вы сделали бескорыстно и отдали другим/

ЛИЧНЫЙ АПГРЕЙД

ПУБЛИКАЦИЯ ГОДА

ДЕВИЗ ГОДА

Напишите в комментариях, какие ощущения после этого упражнения?

Если вы хотите поработать со своими индивидуальными целями на следующий год, записывайтесь ко мне на коуч-сессию по тел. +38 095 197 11 22 (Viber, What’s up), Facebook или email – olga@сайт.

Хотите подарить коуч-сессию или участие в близкому человеку? Специально для этого случая у меня есть подарочный сертификат:

Илья Рыжков , сооснователь студии интерактивных коммуникаций «Луна Парк».

Комбинация технологий, персонализация, необычная форма — секрет крайне прост.

У вас есть невероятный проект Heineken “Spyfie”, который был изготовлен специально к показу фильма про Бонда «007: Спектр». В рамках проекта можно было сделать первое селфи из космоса! Сколько времени ушло на реализацию такого кейса? Что было самое интересное в работе с этим проектом?

В мае мы предложили идею в Heineken. В июне мы выиграли тендер, в сентябре начались монтажи. Проект разрабатывался под ключ, сборкой конструкций занимались наши партнеры из Bugrov.pro.

Для нас это был первый опыт подвесных конструкций в ТЦ. Сложность была в работе с альпинистами. Это был не просто макет спутника, а конструкция с двигателями, механикой, светодиодами, контроллерами, направленным звуком, беспроводной передачей видеопотока. Все спутники должны были удаленно управляться. Спутник должен был висеть под определенным углом на определенной высоте, чтобы ракурс камеры совпадал с перспективой наклейки на полу. К конструкции нельзя было подводить провода с пола, были жесткие требования по весу и материалам. Подвесить такую штуку было непросто, но очень интересно.

Интересно было наблюдать за реакцией людей на направленный звук сверху, как люди самостоятельно разбирались, как подключиться своим телефоном к спутнику, как удивлялись раскрывающимся солнечным батареям после успешного подключения, как радовались необычному результату на фотографии со спутника.

Какие модные тенденции есть на рынке технологий сейчас? Поделитесь с нами проектом, который сумел удивить даже вас за последнее время.

В 2013-м многих удивил ролик от GMUNK. Это короткометражный фильм, который показывает живое выступление, полностью записанное на камеру. Видео, в котором роботы вращают панели, на панелях — проекция, сцену снимает камера. Контент проекции зависит от многих факторов: углы поворота манипуляторов, движение и фокусное расстояние камеры, за счет этого получается магия, пространство ломается. До сих пор появляются проекты с похожей механикой, и до сих пор удивляет проект с любопытным названием «Куда мы идем отсюда?», где используется хореографическое взаимодействие света, тени и звука, дабы направить заплутавших людей через Старый город Халла. Заснувшие роботы пробуждаются посреди города, заставляя исследовать улицы. Удивительно, что роботы общаются через сети и выступают в качестве неких световых лучей, создавая кинетическую анимацию, приводящую к любознательному знакомству с городом.

Также мне нравится и меня удивляет проект «Королевские фотобудки». Например, в 2014 году все увидели проект от архитектора Asif Khan, а в 2017-м все увидели четырнадцатифутовую универсальную человеческую голову, сделанную из лент ультраярких светодиодных экранов в проекте «Как мы».

Наш подход похож на корпоративную культуру Starbucks: дело не в кофе,

который мы продаем людям, а в людях, которым мы продаем кофе.

Сейчас многие реальные вещи уходят в виртуальные пространства. Как вы считаете, сможет ли digital стать повседневностью, и будут ли роботы жить наравне с людьми? Или это лишь воображение фантастов?

Искусственный интеллект очень быстро развивается, уже в ближайшем будущем мы не будем понимать, говорим ли по телефону с роботом или с реальным человеком. Google уже это продемонстрировал в проекте, где виртуальный помощник может позвонить в салон или ресторан, чтобы записаться на прием.

VR, шлемы, очки, Hololence, сенсоры позиционирования в пространстве, голограммы в комбинации с искусственным интеллектом могут сделать сцену из фильма «Она» реальной.

Дайте пару советов по распределению маркетингового бюджета. На что не стоит жалеть денег, а где их рациональнее приберечь?

На нас не стоит жалеть денег.

Какая ваша профессиональная мечта?

Проекты в городской среде: архитектурные, световые, кинетические инсталляции, которые работают ежедневно и радуют жителей города.

Сегодня – ПРЕДПОСЛЕДНИЙ ЭЛЕМЕНТ схемы, шестая базовая эмоция – УДИВЛЕНИЕ.

Уже следующей статьей все основные элементы схемы (все базовые эмоции) будут открыты и описаны. Однако, самое интересное находится между ними. Это то, что перевернет ваше понимание себя и всей реальности, а также даст понимание ваших возможностей по управлению собой и своими состояниями.

И да, этот простейший инструмент – 1% от того, что будет дано на онлайн-курсе “Апгрейд Эмоционального Интеллекта”. Но сейчас не об этом.

Эмоция удивление

Сейчас мы говорим о, непосредственно, УДИВЛЕНИИ. Будет слегка сложновато, но чертовски интересно и УДИВИТЕЛЬНО.

Главная функция удивления, высшая точка амплитуды этой эмоции – построение новой нейронной связи в мозгу. Или ОСОЗНАНИЕ.

Не спеши понимать всё сразу и прямо сейчас, я всё объясню!

Ты ведь ловил так называемые “Инсайты” (как сейчас модно выражаться) или по-русски “Озарения” о каких-либо жизненных явлениях?

Это то самое чувство, когда тебе в долю секунды, в один миг становится ясна вся картина происходящего, вся суть явления. Ты видишь все составляющие явления, ты его понимаешь, чувствуешь, ты его ОСОЗНАЕШЬ!

В этот момент в твоем мозгу была построена новая нейронная связь. Ощущается этот момент построения новой нейронной связи именно как “осознание”/”озарение”/”инсайт”/”просветление”.

А возможно такое ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО внутри эмоции удивления. Нет удивления – никогда не будет прозрения, осознания.

Каждая такая вспышка, по сути своей, является переломной точкой в вашей жизни, потому что с построение каждой новой нейронной связи, с каждым новым осознанием, меняется ваша картина мира, ваше мышление, ваш образ действий, и как следствие – ваш результат. Вам становится известно то, что доселе было неизвестно, видно то, то чего вы раньше не видели, доступно то, что раньше было недоступно.

Амлитуда эмоции удивления так же очень широка. Начиная от банального неярковыраженного интереса заканчивая прозрением, расширением сознания, просветлением (“сатори”, “самадхи”, “нирвана”).

Гормональный агент удивления – дофамин в чистом виде. Чем сильнее удивление, тем сильнее и продолжительнее выброс дофамина.

Гормональная реакция в незначительной степени подкрепляется выбросом серотонина, но основой удивления является дофамин.

К слову, именно поэтому на длительных сроках информационного/полового/пищевого воздержания, когда чувствительность рецепторов к дофамину предельна, вас всё удивляет, как будто вы видите это в первый раз, даже вид заката или неба вызывает у вас нереальный “@XyEвоз”

Вы начинаете, буквально, жить в этой эмоции, потому что ваш гормональный фон меняется вследствие конкретных физиологических практик (ограничение базовых потребностей).

Удивление – эмоция, созданная для обучения. Именно внутри этой эмоции ваши когнитивные способности, способности к запоминанию, обработке, фиксации и структуризации информации – предельны.

Нужно чему-то научится? Что-то усвоить из речи человека, книги, видео? Тогда задаете себе вопрос: “Чему я могу у него научиться”? “Чему я могу научится у этой книги”, входите в эмоцию удивления через триггерные мысли, которые будут указаны ниже и… Всасывайте как губка!

Кстати, вы все, наверное, встречали на своем жизненном пути так называемых “шизоидов” – людей, что фанатично пропагандируют какую-либо идею. Они маниакальны, их зрачки всегда расширены а брови чуть подняты, будто в их голову каждую секунду загружаются Божественные, мать их, законы мироздания, повергающие в шок.

Да, эти шизики – люди с “застрявшей” эмоцией удивления, они в ней “залипли”.

Удивление граничит с радостью и состоянием ребенка (которое я описывал в предыдущей статье про “радость”).

Напоследок следует сказать, что нет удивления – нет развития. Люди с подавленным удивлением (эмоция может существовать в трех фазах – одобренная, неодобренная, подавленная) – неспособны осознавать новое, выстраивать новые нейронные связи и как следствие, развиваться. Учится они тоже не хотят и не могут.

Импотенция. Ментальная. Гормональная, эмоциональная, называйте как хотите, суть не меняется.

Ключевые триггерные мысли, прокрутка и проживание которых вводит в эмоцию удивления:

Ничего себе!
?ОЙ!
?УХ ТЫ!
?ВАУ!
?ВОСХИТИТЕЛЬНО!
?И другие, включая русские матерные слово-формы (“Ебать!”, “Охуеть!”).

Смотреть запись про эмоциональный интеллект

Хочешь научится погружаться в эмоцию удивления максимально глубоко и становится лучшим в своем деле за счет небывалой обучаемости?

Хочешь уметь свободно переключаться между любыми эмоциями?

Вызывать в каждый конкретный момент ту эмоцию и то состояние, которое тебе сейчас наиболее необходимо?

Управлять своим гормональным фоном через эмоции?

Тогда не тормози и записывайся на онлайн-курс “Апгрейд эмоционального интеллекта” от “Института Сильной Личности”.


Удивление - это самая кратковременная эмоция. Удивление возникает внезапно. Если у вас есть время подумать о событии и порассуждать о том, удивляет вас произошедшее или нет, значит, вы не испытали удивления. Вы не можете удивляться долго, если только поразившее вас событие не открывается для вас своими новыми неожиданными гранями. Удивление никогда не растягивается. Когда вы перестаете испытывать удивление, то оно исчезает зачастую так же быстро, как и возникло.
Удивление вызывается как неожиданным событием, так и событием, которое можно назвать псевдонеожиданным . Представьте ситуацию, когда жена появляется в офисе мужа. Если она регулярно приходит в это время, чтобы принести мужу обед, то он не испытает удивления - ее появление в офисе не будет ни неожиданным, ни ошибочно ожидаемым. Если жена редко заходит в офис и секретарша, увидев ее, сообщает: «Я вижу на улице вашу жену», то приход супруги не вызовет у мужа удивления, потому что в этом случае у него останется время, чтобы поразмышлять об этом нетипичном событии и его причинах. Но если жена входит в офис без предварительного оповещения и ее появление воспринимается как нечто необычное, то это событие оказывается неожиданным сюрпризом - необычным событием, которое не предвиделось. Оно называется неожиданным, а не псевдонеожиданным, потому что в этот момент испытывающий удивление человек не ожидает ничего подобного. Теперь предположим, что вместо продавца кофе вразнос, который всегда приходит в офис в одно и то же время и всегда стучит в дверь особым образом, в офисе появляется жена. Такое событие является псевдонеожиданным сюрпризом. Здесь возникает специфическое предчувствие чего–то другого, что должно произойти в данный момент. В случае псевдонеожиданного сюрприза событию не нужно быть действительно неожиданным, чтобы оказаться удивительным; именно контраст с тем, что ожидалось в данный момент, и составляет предмет удивления. Если в тот момент, когда ожидается появление продавца кофе, в офис входит секретарша, это тоже может вызвать удивление, возможно, незначительное. Если же событие, противоположное ожидавшемуся, оказывается еще и неожиданным, то удивление будет еще большим. Появление жены в данный момент покажется более удивительным, чем появление секретарши.
Удивительным может быть практически все, что угодно, при условии, что оно оказывается либо неожиданным, либо ошибочно ожидавшимся. Удивительными могут быть взгляд, звук, запах, вкус или прикосновение. Когда человек откусывает кусок пирога, начинка которого выглядит как шоколадный крем, то вкус начинки из свинины и грибов может стать для него сюрпризом. Такой вкус оказался для него псевдонеожиданным. Но удивление вызывают не только физические ощущения. Непредвиденные или ошибочно предвиденные идеи, замечание или предположение другого человека также могут оказаться удивительными. Такими же могут оказаться и ваши собственные мысли или чувства. Цель многих детективных романов состоит не в том, чтобы просто вызвать у читателя чувство страха (это задача произведений, описывающих всевозможные ужасы), но также и удивить его неожиданной развязкой. К примеру, в основе многих анекдотов лежат ошибочные ожидания людей, и потому анекдоты производят эффект. Степень вашего удовольствия от услышанного анекдота будет зависеть от того, насколько вас заинтригует сюжет и удивит финал.
Если у вас есть время, чтобы правильно предвидеть событие, то тогда вы не испытаете удивления. Вернемся к нашему примеру: если муж мог бы увидеть свою жену, подходящую к офису, то он испытал бы удивление в тот момент, когда заметил ее на улице, но ко времени, когда она постучала бы в его дверь, от удивления не осталось бы и следа. Он не испытал бы удивления, если бы знал, что его жена собирается пройтись по магазинам, расположенным вблизи офиса. Удивление сохраняется только до тех пор, пока вы не оцените то, что произошло. Как только вы определите природу удивившего вас события, вы перестаете удивляться. Обычно имеется готовое объяснение: «Я пошла по магазинам, но у меня кончились деньги; я решила зайти за ними к тебе, встретила по дороге продавца кофе и принесла тебе стакан кофе сама». Если событие с трудом поддается объяснению, то период удивления растягивается; вы можете почувствовать себя сбитым с толку, испуганным или решить, что вас мистифицируют. Предположим, что женщину приветствует на пороге дома ее муж, который, как она думала, был убит на войне. Женщина испытывает удивление. Но оно исчезает, когда мужчина объясняет: «Я брат–близнец твоего мужа» или: «Я по ошибке попал в список убитых, а после ранения долго страдал амнезией». Если интерпретация события оказывается еще более невероятной, чем само событие, то эта женщина может испытать удивление снова, испугаться или решить, что ее мистифицируют, например, если мужчина скажет: «Я дух твоего мужа. Я пришел, чтобы поговорить с тобой».
Как только неожиданное или псевдонеожиданное событие вами оценено, происходит быстрый переход от удивления в другое эмоциональное состояние. «Я приятно удивлен», - говорите вы, не понимая, что удивление само по себе является нейтральным в гедонистическом смысле. Скорее именно следующая эмоция придает позитивный или негативный тон вашему опыту в зависимости от природы исходного события. Удивление превращается в удовольствие или радость, если событие приносит или обещает принести вам то, что вам приятно. Отвращение возникает вслед за пагубным или неприятным событием. Если событие провоцирует агрессию, то удивление перерастает в гнев. А если событие таит в себе угрозу, которую вы не в состоянии ослабить, то вы испытываете страх. Страх является наиболее типичным следствием удивления, возможно потому, что неожиданные события часто бывают опасными и многие люди ассоциируют с опасностью любое неожиданное событие. Далее мы покажем, как люди могут путать страх с удивлением из–за сходства проявления этих эмоций на лице.
Поскольку удивление является кратковременным и ему на смену быстро приходит другая эмоция, то лицо часто отображает смесь удивления с последующей эмоцией. Подобным образом, если человек уже испытывает какую–то эмоцию, когда происходит удивительное событие, то на его лице отображается сочетание этой эмоции с удивлением. Проницательный наблюдатель, обращающий внимание на мимолетные выражения лица, может уловить чистое выражение удивления. Однако большинству из нас более знакомы внешние проявления удивления в сочетании с элементами второй эмоции. Так, широко открытые от удивления глаза могут оставаться в таком положении в течение какого–то мгновения, пока усмешка распространяется по нижней части лица. Или же брови могут от удивления моментально подниматься вверх, а оттянутые назад уголки рта будут придавать лицу выражение страха. В исследовании эмоции страха мы покажем, как одновременно отражаются на лице страх и удивление; далее мы покажем смешанные выражения удивления и отвращения, удивления и гнева и удивления и радости.
Удивление по степени интенсивности может проявляться от слабого до предельного - в зависимости от вызвавшего его события. Неожиданное появление жены в офисе мужа, по–видимому, окажется менее удивительным, чем появление старого друга детства, связь с которым прервалась много лет назад. Реакция испуга рассматривается как предельная форма удивления, но она имеет специфические характеристики, отличающие ее от удивления. Испуг проявляется на лице иначе, чем удивление. Глаза на мгновение закрываются, голова откидывается назад, губы втягиваются и человек «вздрагивает». Внезапное сильное изменение стимулирования, лучше всего иллюстрируемое звуком выстрела из ружья или визгом тормозов, вызывает реакцию испуга. В отличие от удивления, когда правильное предвидение события предотвращает получение опыта, реакция испуга может быть вызвана событием, которого вы ожидаете. Последовательные громкие звуки выстрелов не перестают вызывать реакцию испуга, хотя само это чувство и его проявление ослабевают. В отличие от опыта удивления, который не является ни приятным, ни неприятным, опыт испуга обычно оказывается неприятным. Никто не любит испытывать испуг. Иногда люди говорят об испуге, вызванном чьими–то идеями или словами, но эти утверждения следует воспринимать скорее как обороты разговорной речи. Неясно, может ли человек действительно быть испуган чем–нибудь, кроме внезапного громкого звука, зрелища или прикосновения. Вы можете быть крайне удивлены чьими–то словами, продемонстрировать выражение крайнего удивления на лице и описать произошедшее как вызвавшее у вас испуг. Таким образом, термин «испуг» используется для описания реакции предельного удивления, а также для реакции, родственной удивлению, но отличной от него. Реакция испуга также тесно связана со страхом, и в следующей части мы рассмотрим различие между страхом и удивлением, а также продолжим объяснение связи между испугом и удивлением, страхом.
Опыт переживания каждой из эмоций, которые мы будем обсуждать, может доставлять удовольствие. Понятно, что радость - это приятная эмоция, но удивление, страх, гнев, отвращение и даже печаль также могут быть приятными, хотя очевидно, что обычно они таковыми не являются. Есть люди, которые редко получают наслаждение, испытывая радость, а вместо этого ощущают чувство вины или стыда за получаемые ими удовольствия. Наслаждение эмоциями или неспособность наслаждаться ими, возможно, является результатом воспитания, но о том, как достигается этот результат, известно очень мало.
Разумеется, есть люди, которые любят испытывать удивление. Удивительная вечеринка, удивительный подарок, удивительная встреча доставляют им удовольствие. Они организуют свою жизнь таким образом, чтобы чаще иметь возможность испытывать удивление, ищут нового. В предельном варианте человек, «зависимый» от удивления, наслаждающийся испытываемым удивлением больше, чем любыми другими эмоциями, оказывается вынужденным отказаться от планирования своей жизни - он стремится настолько ее дезорганизовать, чтобы способность предвидеть события не лишала его возможности испытывать удивление.
Но есть и другие люди, которые не любят испытывать удивление. Они говорят вам: «Пожалуйста, никогда не делайте мне сюрпризов», даже если сюрпризы могут оказаться для них приятными. Они не хотят подвергаться неожиданностям. Они организуют свою жизнь таким образом, чтобы сократить в ней появление всего нового и избежать ситуаций, в которых они не будут знать, какое событие окажется следующим. В предельном варианте человек, не выносящий сюрпризов, занимается ненормально подробным планированием и учетом всех возможных событий, он никогда не признает ничего неожиданного, если не может сделать это неожиданное предсказуемым. Представьте себе ученого, который боится удивляться: такой ученый способен лишь подтверждать или опровергать гипотезы, но он никогда не сможет открыть ничего неожиданного.

Для демонстрации типичных выражений лица нами используются фотографии двух людей, Патрисии и Джона. В Приложении I описывается, какие задачи мы перед собой ставили, делая эти фотографии, как они были получены и кто эти люди.
Каждая из трех частей лица, выражающего удивление, имеет свои внешние характерные особенности. Брови приподнимаются, глаза широко раскрываются, челюсти разжимаются, а затем размыкаются губы.

Брови



Брови изгибаются и приподнимаются. На рис. 1 (сверху) вы видите удивленные брови Патрисии (В) и ее брови в нормальном или нейтральном состоянии (А). Кожа под поднятыми бровями растягивается и становится более заметной, чем обычно (стрелка 1). Поднятие бровей приводит к появлению длинных горизонтальных морщин на лбу (стрелка 2). Эти морщины появляются не у каждого. Их нет у большинства маленьких детей, даже когда брови находятся в приподнятом положении, а также иногда отсутствуют и у взрослых. Некоторые люди имеют горизонтальные морщины - бороздки, постоянно присутствующие на коже лица, - даже при неподвижности бровей, но обычно такие морщины появляются в среднем возрасте. Если эти постоянные морщины имеются на нейтральном лице, то они становятся еще глубже и заметнее, когда брови удивленно приподнимаются вверх.
Хотя у человека, испытывающего удивление, обычно не только приподнимаются брови, но и широко раскрываются глаза и опускается челюсть, поднятые брови можно наблюдать и на нейтральном лице. В таких случаях выражение лица больше не отражает эмоцию; оно приобретает другие значения, причем некоторые из них могут иметь отношение к удивлению. На рис. 1 (снизу) вы видите удивленные брови на нейтральном лице (В) и абсолютно нейтральное лицо (А). Когда брови удерживаются в приподнятом положении в течение нескольких секунд, то это выражение лица становится эмблемой сомнения или вопроса. Часто так поступает человек, слушая, что говорит ему кто–то другой; таким образом он без слов выражает вопрос или сомнение в том, что ему говорят. Вопрос или сомнение могут быть серьезными или нет; часто такая эмблема выражает ироническое сомнение, скептицизм или удивление слушателя по поводу сказанных слов. Если это дополняется движением головой в сторону или назад, мы наблюдаем немое восклицание. Если же удивленно приподнятые брови дополняет искривленный в гримасе отвращения рот, то эмблема приобретает несколько иное значение - скептического неверия или же, если человек начинает покачивать головой взад и вперед, - недоверчивого немого восклицания.
На рис. 1 раскрывается что–то еще, имеющее очень важное значение при рассмотрении выражений лица. Патрисия, по–видимому, выражает сомнение на всем своем лице, но эта фотография является составной. Поднятые брови - это только часть измененного ранее нейтрального лица, показанного на левой фотографии. Если вы закроете ее брови рукой, то убедитесь в этом сами. Несмотря на существование многих выражений лица, изменение только в одной области создает впечатление, что остальные черты лица также изменились.
Если удивленные брови удерживаются в приподнятом состоянии очень ненадолго, это может свидетельствовать о других значениях. Если поднятие бровей сопровождается наклоном головы или легким движением головы вверх и вниз, то мы наблюдаем эмблему приветствия, называемую вскидыванием бровей; такая эмблема, встречающаяся в Меланезии, была названа одним исследователем универсальной. Быстрое вскидывание бровей может также использоваться как разговорный «знак препинания». Когда человек что–то говорит, он может быстро поднимать и опускать брови, чтобы акцентировать внимание на конкретном слове или фразе. Выражения лица акцентируют внимание на произносимых словах подобно тому, как это делает курсив в напечатанном тексте. Другие движения бровей и движения прочих частей лица также используются как «знаки препинания», о чем мы обязательно поговорим позже.

Глаза



Рисунок 2 На лице, выражающем удивление, глаза широко открыты, нижние веки расслаблены, а верхние веки приподняты. На рис. 2 (слева) у Патрисии и Джона удивленно раскрытые глаза; для сравнения в правой части рисунка показаны их глаза при нейтральном выражении лица. Отметьте, что в состоянии удивления узкие полоски белков глаз - склеры - становятся видны между верхним веком и радужной оболочкой (окрашенной центральной частью глаза). Склера может также быть видна и ниже радужной оболочки, но это зависит от того, насколько глубоко посажены глаза, и опущена ли нижняя челюсть достаточно низко, чтобы натянуть кожу под глазами. Таким образом, когда вы видите белок ниже радужной оболочки глаза, это не является таким же надежным индикатором удивления, как появление склеры между верхним веком и радужной оболочкой.
Обычно удивленные глаза дополняются удивленными бровями, удивленным ртом или тем и другим одновременно, но иногда они появляются сами по себе. Когда верхние веки приподнимаются, показывая склеру при отсутствии соответствующих изменений положений бровей и рта, то это движение почти всегда оказывается кратковременным и длится малые доли секунды. Такие раскрытые глаза могут служить отражением мгновенно возникшего интереса либо дополнением или заменой, например, такому слову как «Здорово!» Широко раскрытые глаза могут также использоваться как разговорные «знаки пунктуации», акцентирующие внимание на конкретном прозвучавшем слове.

Нижняя часть лица

В момент удивления нижняя челюсть опускается, в результате чего разжимаются зубы и размыкаются губы. На рис. 3 показано, что приоткрытый от удивления рот расслаблен, а не напряжен; губы не сомкнуты и не оттянуты назад. Вместо этого рот выглядит так, будто он раскрылся естественным образом. Рот может быть приоткрыт лишь слегка, умеренно приоткрыт, как это показано на рис. 3, или раскрыт более широко, и эта степень раскрытия зависит от того, насколько сильным оказывается удивление. Мы приведем пример таких вариаций ниже.

Челюсть может опускаться без каких–то движений остальных элементов лица. На рис. 3 показано лицо, на котором удивление отражается только в нижней его части в виде опущенной челюсти, а для сравнения показано то же лицо в нейтральном состоянии. Смысл опускания челюсти состоит в том, чтобы выразить ошеломление. Опускание челюсти могло бы произойти, если бы Патрисия действительно была чем–то ошеломлена; оно может служить эмблемой, если Патрисия захочет заявить, что она была ошеломлена в какой–то момент в прошлом; или оно может использоваться для придания лицу притворного выражения, когда она захочет разыграть ошеломление. Рисунки 3 и 1 показывают, как изменение одной части лица приводит к полному изменению выражения всего лица. Взгляните на область глаз на рис. 3В: кажется, что выражается чуть больше удивления, чем на рис. 8А. Но это также составная фотография; если вы закроете своей рукой области рта на обоих изображениях, то увидите, что глаза и брови - лоб на обеих фотографиях одинаковы.

От легкого удивления к крайнему



Испытываемое удивление различается по своей интенсивности, и лицо отражает эти вариации. Хотя при этом наблюдаются незначительные изменения бровей (немного приподнимаются) и глаз (расширяются и открываются чуть шире), главным индикатором интенсивности удивления является нижняя часть лица. На рис. 4А показано легкое удивление, а на рис. 4В - умеренное удивление. Брови и глаза на обеих фотографиях выглядят одинаково; изменяется только уровень опускания челюсти. Чем сильнее удивление, тем шире раскрывается рот. Проявления крайнего удивления часто сопровождаются восклицаниями наподобие «О–о» или «Ого».

Четыре типа удивления

Удивление может быть выражено посредством всего двух областей лица, при этом третья область останется нейтральной. Каждое лицо, на котором удивление проявляется на двух частях, имеет свое несколько особое значение. На рис. 5 показаны четыре типа удивления. Но прежде чем мы приступим к объяснениям того, какое сообщение, по нашему мнению, передается каждым из этих лиц и как различия во внешнем виде лица формируют эти разные сообщения, взгляните на каждую из этих фотографий и спросите себя: «Какое это сообщение?» и: «Чем это лицо по внешнему виду отличается от других лиц?»
На рис. 5А Патрисия демонстрирует вопросительное удивление, имеющее довольно неопределенный характер. Это выражение лица могли бы сопровождать, к примеру, такие слова: «Это так?» или: «О, в самом деле?» Оно является в точности таким же, как и показанное на рис. 5D, с той лишь разницей, что на рис. 5D удивленный рот был заменен на нейтральный. Если вы закроете пальцами области рта на лицах, показанных на рис. 5А и 5D, то увидите, что эти лица тождественны во всем, кроме формы рта. Удивление выглядит вопросительным, когда выражение удивления на лице создается только за счет движений бровей и глаз.
На рис. 5В Патрисия демонстрирует удивление, достигшее изумления. Это выражение лица может сопровождаться такими словами, как «Что?», или звуками наподобие «Ах», издаваемыми одновременно с быстрым вдохом. Если вы закроете пальцами брови и лоб на лицах, показанных на рис. 5B и 5D, то увидите, что эти лица идентичны во всем, кроме закрытых частей - областей бровей и лба. Удивление достигает изумления, когда оно выражается на лице только за счет движений глаз и рта.
На рис. 5C Патрисия демонстрирует удивление, более близкое к ошеломлению, или менее заинтересованное удивление, или удивление, которое может выражать на лице внутренне опустошенный или находящийся под влиянием наркотиков человек. Если вы закроете глаза на рис. 5C и 5D, то увидите, что на них все одинаково, кроме глаз. Удивление выглядит подобным ошеломлению, когда оно выражается только движениями бровей и рта.
На рис. 5D показано выражение удивления, создаваемое с помощью элементов всех трех областей лица. Смысл сообщения, распространяемого таким лицом, заключается в одном слове - удивление.

Резюме



Рисунок 6
На рис. 6 показаны выражения удивления, создаваемые всеми тремя частями лица. Обратите внимание на каждый из отличительных признаков удивления.
  • Брови подняты и изогнуты.
  • Кожа под бровями натянута.
  • Поперек лба идут горизонтальные морщины.
  • Веки открыты; верхние веки подняты, нижние опущены; белок глаз - склеру - можно видеть над радужной оболочкой, а нередко и под ней.
  • Нижняя челюсть опускается, так что губы и зубы размыкаются, а рот находится в ненапряженном состоянии.

«Конструирование» выражений лица

Закрепить приобретенные знания о выражениях удивления на лице можно при помощи «конструирования» лиц, которые вы видели на этой странице. Для этого возьмите фотографии с нейтральными выражениями лиц Джона и Патрисии (нажмите для увеличения, сохраните себе на компьютер, и распечатайте). Разрежьте каждую фотографию надвое по белым линиям. Теперь у вас есть все необходимое для составления различных выражений удивления на лицах Патрисии и Джона.
  1. Возьмите части C и поместите их на лица на рис. 2. Какое получилось выражение лица на этих фотографиях?
    Вы уже видели такое лицо у Патрисии, но еще не видели такого лица у Джона. Оно выражает сомнение или недоверие (рис. 1).
  2. Наложите части B на лица на рис. 2. Какое выражение получилось теперь? Вы видели такое выражение у Патрисии на рис. 8. Такое же выражение будет и у Джона. Это выражение ошеломления.
  3. Наложите на изображения рис. 2 части А, а затем наложите части D. Такого выражения лица вы еще не видели, но мы поговорим о нем позже. Вы используете только удивленные глаза, и если выражение возникает лишь на какой–то миг, оно означает интерес или немое восклицание. Оставьте часть D там, где она лежит, и меняйте местами части А и C. Это создаст впечатление, что глаза перемещаются взад и вперед от нейтрального выражения к удивлению, как это и было бы в жизни.
  4. Оставьте только части А. Вы получите выражение изумления (рис 1B). Теперь верните части D обратно и удалите части А. Вы получите выражение вопросительного удивления. Меняя местами А и D, вы можете наблюдать, как изменяется смысл выражений лица.






2024 © rus-leto.ru.