Собор святого марка - нетипичный для италии храм и символ венеции. Собор Святого Марка – сердце Венеции Святого марка в венеции


Собор Святого Марка – архитектурная жемчужина Венеции и Италии, уникальное творение, признанное во всем мире классикой византийского церковного зодчества. Он поражает величественностью, уникальностью архитектуры, искусностью декора фасадов, роскошью внутреннего оформления и захватывающей многовековой историей.

История собора Святого Марка

Местом нахождения мощей евангелиста святого Марка до 828 года был город Александрия. При подавлении вспыхнувшего там крестьянского восстания мусульманские каратели подвергли разрушению много христианских церквей и уничтожали святыни. Тогда два торговца из Венеции поплыли к берегам Александрии, чтобы уберечь мощи святого Марка от вандализма и вывезти их на родину. Чтобы пройти таможню, они прибегли к хитрости, спрятав корзину с останками святого Марка под свиными тушами. Их надежда, что мусульманские таможенники побрезгуют прислоняться к свинине, оправдалась. Они успешно пересекли границу.

Первоначально мощи апостола разместили в церкви Святого Теодора. По приказу дожа Джустиниано Партечипацио для их хранения возле возвели базилику. Город обрел покровительство святого Марка, его знак в виде золотого крылатого льва стал символом столицы Венецианской республики.

Пожары, охватившие Венецию в Х-XI веках, стали причиной нескольких перестроек храма. Его реконструкцию, близкую к сегодняшнему облику, завершили в 1094 году. Пожар 1231 года повредил церковное сооружение, в результате чего были выполнены восстановительные работы, закончившиеся созданием алтаря в 1617 году. Величественный храм снаружи и изнутри предстал красивее прежнего, украсившись статуями святых, ангелов и великомучеников, изумительным резным декором фасадов.

Собор стал главным культовым местом Венецианской республики. В нем проводились коронации дожей, получали благословение известные мореплаватели, отправляясь в далекие путешествия, сходились горожане в дни празднований и бед. Сегодня он служит резиденцией венецианского патриарха и является достопримечательностью мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Архитектурные особенности собора

Прообразом собора Святого Марка стал храм Двенадцати апостолов. В основу его архитектурной конструкции взят греческий крест, завершенный объемным куполом в центре пересечения и четырьмя куполами над сторонами креста. Храм площадью 4 тысячи квадратных метров устремляется ввысь на 43 метра.

Многочисленные реконструкции базилики гармонично соединили в себе несколько архитектурных стилей.

В фасадах гармонично совместились детали из восточного мрамора с барельефами романского и греческого стилей. Ионические и коринфские колонны, готические капители и множество статуй придают божественную величавость храму.

На центральном западном фасаде привлекают внимание 5 порталов, украшенных мозаичными тимпанами XVIII столетия, скульптурными шедеврами от античных до средневековых эпох. Верх главного фасада оформлен тонкими башенками, добавленными 6 столетий назад, а по центру над входом возвышается статуя Святого Марка, окруженная фигурами ангелов. Под ним золотым блеском сияет фигура крылатого льва.

Южный фасад интересен парой колонн V столетия с резьбой, выполненной в византийской манере. У внешнего угла казначейства притягивают взор изваяния четырех тетрархов-правителей IV века, завезенных из Константинополя. Изысканная романская резьба, сохранившаяся с XIII столетия, служит украшением большей части внешних стен храма. На протяжении веков здание достроили – притвором (XII век), баптистерием (XIV век) и сакристией (XV век).

Роскошь внутреннего убранства

Убранство внутри собора Святого Марка, выполненное в традиционном венецианском стиле, вызывает восторг и небывалый духовный подъем. Фото внутри изумляют огромной площадью и красотой мозаичных картин, покрывающих своды, поверхность стен, куполов и арок. Их создание было начато в 1071 году и продлилось почти 8 веков.

Мозаики нартекса

Нартексом называют церковный притвор, предваряющий вход в базилику. Его пристройка с мозаичными картинами, иллюстрирующими ветхозаветные сюжеты, относится к XII-XIII столетиям. Перед глазами здесь предстают:

  • Купол о сотворении мира, оформленный золотыми чешуйками и привлекающий внимание изображением 6 дней сотворения мира из книги Бытия.
  • Арки дверей, открывающих вход в храм, привлекают внимание циклом мозаик о жизнеописании прародителей, их детей, событиями всемирного потопа и некоторыми библейскими сценами.
  • Три купола Иосифа в северной стороне притвора знакомят с 29 эпизодами из библейского жизнеописания Иосифа Прекрасного. На парусах куполов предстают фигуры пророков со свитками, где написаны пророчества о явлении Спасителя.
  • Купол Моисея расписан мозаикой 8 сюжетов деяний, совершенных пророком Моисеем.

Сюжеты мозаик соборного интерьера

Мозаики собора продолжают мозаичные повествования нартекса, связанные с ожиданием явления мессии. Они иллюстрируют прижизненные деяния Иисуса Христа, жития Пресвятой Богородицы и евангелиста Марка:

  • С купола на центральном нефе (вытянутом помещении собора) смотрит Богородица в окружении пророков. Теме исполнения пророчеств посвящены 10 настенных мозаичных картин и 4 сюжета над иконостасом, выполненные по эскизам знаменитого Тинторетто в XIV столетии.
  • Мозаики поперечного нефа (трансепта), повествующие о событиях, описанных в Новом Завете и благодеяниях Иисуса, стали украшением стены и сводов.
  • На живописных полотнах арок над центральным куполом показаны картины мучений, испытавших Христом, от распятия до Воскресения. По центру купола перед прихожанами предстает картина Вознесения Спасителя на небо.
  • В ризнице украшением верха стен и сводов стал ряд мозаик XVI столетия, выполненных по эскизам Тициана.
  • Произведением искусства выглядит пол из разноцветных мраморных плиток, сложенных в геометрических и растительных рисунках, изображающих обитателей земной фауны.

Бесценной реликвией собора Святого Марка и Венеции считается «золотой алтарь» – Pala D`Oro, создававшийся около 500 лет. Высота уникального культового творения – более 2,5 метра, а длина – примерно 3,5 метра. Алтарь приковывает внимание 80 иконами в золотом обрамлении, декорированных множеством драгоценных камней. Он потрясает воображение 250 эмалевыми миниатюрами, созданными с помощью уникальной техники.

Центр алтаря отведен Пантократору – небесному царю, восседающему на троне. С боков он окружен круглыми медальонами с ликами апостолов-евангелистов. Над его головой размещены медальоны с архангелами и херувимами. На верхних рядах иконостаса представлены иконы с евангельскими сюжетами, с икон на нижних рядах смотрят праотцы, великомученики и пророки. По бокам алтаря вертикально следуют изображения жизнеописаний святого Марка. К сокровищам алтаря открыт свободный доступ, что дает возможность рассмотреть все детали и насладиться божественной красотой.

Вблизи собора Святого Марка возвышается Кампанила – соборная колокольня в виде квадратной башни. Ее завершает звонница, увенчанная шпилем, на котором установлена медная фигура Архангела Михаила. Общая высота колокольни достигает 99 метров. Жители Венеции любя называют колокольню Святого Марка «хозяйкой дома». На протяжении своей длительной истории, уходящей в 12 век, она успела послужить сторожевой башней, маяком, обсерваторией, звонницей и великолепной обзорной площадкой.

Осенью 1902 года здание колокольни внезапно обрушилось, после чего уцелели лишь угловая часть и балкон 16 столетия с мраморным и бронзовым декором. Властями города было принято решение восстановить Кампанилу в первозданном облике. Обновленную колокольню открыли в 1912 году с 5 колоколами, один из которых сохранился оригинальный, а четыре были подарены Папой Пием Х. С колокольни открывается изумительная панорама Венеции с близлежащими островками.

Интересные факты про собор Святого Марка

  • На масштабное сооружение церкви Сан-Марко пошло около сотни тысяч бревен из лиственницы, становившейся от влияния воды только прочнее.
  • Мозаичными изображениями на золотом фоне покрыто более 8000 кв. м сводов, стен и купола храма.
  • «Золотой алтарь» украшен 1300 жемчужинами, 300 изумрудами, 300 сапфирами, 400 гранатами, 90 аметистами, 50 рубинами, 4 топазами и 2 камеями. Под ним в раке лежат мощи Святого Марка.
  • Эмалевые медальоны и миниатюры, украсившие алтарь, отобраны крестоносцами в константинопольском монастыре Пантократор при четвертом походе и подарены храму.
  • Сокровищница собора экспонирует собрание христианских реликвий, подарки от римских пап и около 300 предметов, добытых венецианцами при разгроме Константинополя в начале XIII столетия.
  • Квадрига бронзовых коней, отлитых в IV веке до нашей эры греческими скульпторами, сберегается в сокровищнице базилики. Наверху фасада предстает их искусная копия.
  • Частью базилики является капелла святого Исидора, чтимого венецианцами. В ней под алтарем покоятся останки праведника.


Vgm8383 / flickr.com Площадь Сан Марко (Anna Fox / flickr.com) Вид сверху на собор Святого Марка (MCAD Library / flickr.com) Nick Bramhall / flickr.com Anna Fox / flickr.com Площадь Святого Марка (Nathan Hughes Hamilton / flickr.com) Andy Hay / flickr.com Glen Scarborough / flickr.com Вид с кампанилы собора Сан-Марко (Clayton Parker / flickr.com) Clayton Parker / flickr.com O Palsson / flickr.com Фасад собора Святого Марка (Ulbrecht Hopper / flickr.com) Крылатый лев на фасаде базилики Сан-Марко, Венеция, Италия (Bernard Tey / flickr.com) Архитектурные элементы собора Святого Марка (Scotscowgirls / flickr.com) Изображение сцены из истории о похищении святых мощей Апостола Марка (Dennis Jarvis / flickr.com) TravelingOtter / flickr.com Michael Vadon / flickr.com Интерьер Сан Марко, Венеция (Michael Vadon / flickr.com) Внутри собора Сан Марко (Xiquinho Silva / flickr.com)

В историческом центре Венеции расположился величайший памятник итальянского зодчества эпохи Средневековья – Собор Святого Марка, или Собор Сан Марко, как его принято называть в западном мире.

Несмотря на принадлежность сакрального сооружения католической церкви, его архитектурный стиль представляет собой образцовое воплощение византийских строительных канонов, что довольно необычно для Западной Европы.

Собор Святого Марка знаменит тем, что в нем покоятся мощи святого апостола Марка и уникальное собрание произведений искусства, вывезенных из Константинополя во времена крестовых завоеваний.

Базилика была выстроена в честь одного из последователей Иисуса Христа – апостола Марка. А вот история появления главной реликвии достопримечательности – святых мощей евангелиста – во многом схожа со сценарием авантюрного фильма.

Изображение сцены из истории о похищении святых мощей Апостола Марка (Dennis Jarvis / flickr.com)

В 828 г. святые мощи, находившиеся в Александрии, похитили венецианские купцы Буоно и Рустико. Венецианцы, торговавшие с сарацинами, прознали, что арабы собираются разрушить христианские святыни.

Дабы уберечь святые останки от поругания, купцы разработали хитроумный план: они вывезли мощи на корабле, скрыв их под свиными тушами.

Тактика торговцев была оправдана – охранники-мусульмане, досматривавшие корабль на выходе, не стали прикасаться к «нечистому» животному и беспрепятственно пропустили груз.

В дальнейшем сцена похищения главной реликвии была отражена на мозаике, которая украшает Собор Святого Марка.

Масштабный спектакль с «чудесным» обретением реликвии

История похищения на этом не закончилась. Венецианские власти, опасаясь, что александрийцы узнают о краже реликвии, разыграли масштабный спектакль с «чудесным» обретением святых мощей.

В 1904 г. всем жителям Венеции было приказано обратиться с молитвой к Господу, чтобы тот указал месторасположение мощей. В результате массового сеанса молитвы Бог «внял» просьбам горожан: во время службы обрушилась мраморная плита, и взору верующих открылось «чудо» – мощи святого апостола Марка.

Апостол Марк – небесный покровитель Венеции

Такое ревностное отношение венецианцев к реликвии неслучайно. Святой Марк считается небесным покровителем Венеции, сменив на этом «посту» первого небесного патрона города – святого Феодора Тирона.

Площадь Святого Марка (Nathan Hughes Hamilton / flickr.com)

Новый покровитель во многом был выбран по идеологическим соображениям: в IX в. н. э. Венеция вышла из-под контроля Византийской империи, приобретя статус самостоятельной республики.

Новой державе был нужен свой святой покровитель взамен прежнего хранителя, бывшего символом свергнутой власти. В качестве такового венецианцы избрали апостола Марка.

По преданиям, святитель держал путь из Аквилеи, где проповедовал заветы Христа, но в пути был остановлен ненастьем, переждать которое он выбрался на один из островов близи бухты Венеции. Здесь ему пришло видение, в котором божий посланник возвещал апостолу, что именно в этих землях он найдет свой покой.

Крылатый лев на фасаде базилики Сан-Марко, Венеция, Италия (Bernard Tey / flickr.com)

Пророчество сбылось в 829 г., на следующий год после обретения святых мощей. Именно в это время началось возведение базилики в честь евангелиста Марка. А уже в 832 г. Собор Сан Марко открыл свои двери для прихожан.

Появление нового покровителя сказалось и на внешнем облике Венеции: поменялась архитектура города – повсеместно стали появляться статуи крылатых львов, которые считаются символичным воплощением святителя Марка.

К сожалению, собор Святого Марка простоял недолго. В 976 г. храм сгорел в результате городских беспорядков, вспыхнувших во время восстания против дожа Пьетро Кандиано.

Восстановительные работы начались только спустя век, в 1063 г. во времена правления дожа Доменико Контарини. Новый собор возвели за 30 лет, и уже в 1094 г. состоялась церемония освящения. Однако работы над оформлением собора Сан Марко длились не одно столетие, и каждое поколение горожан вносило свою лепту в облик базилики.

Архитектура собора Святого Марко

Собор Святого Марка по внешнему виду напоминает константинопольскую церковь во имя Святых Апостолов и Софийский храм в Стамбуле.

Архитектурные элементы собора Святого Марка (Scotscowgirls / flickr.com)

Сооружение представляет собой форму равноконечного греческого креста, центр которого венчает башня с высоким куполом, еще четыре купола – украшают ветви «креста».

Постоянные строительные работы по возведению собора сказались на ее архитектурном облике. Базилика, изначально выстроенная по классическим византийским канонам, за длительное время непрекращающихся перестроек приобрела образ, в котором представлены различные стили: романский, византийский, итальянский, готический.

При всем архитектурном буйстве собор Святого Марка имеет гармоничный вид. Главный фасад собора состоит из пяти порталов. Все они декорированы двухъярусными колоннами и арочными перекрытиями, в сводах которых выстроены скульптурные композиции и мозаики на библейские темы.

Вершины фасадов, увенчанные куполами, довершают пять крестов установленные на высоких шпилях.

Фасад собора Святого Марка (Ulbrecht Hopper / flickr.com)

В некотором отдалении от основного храмового ансамбля находится кампанила Собора Святого Марка.

Кампанила собора Святого Марка (Dennis Jarvis / flickr.com)

Колокольня была возведена спустя пять столетий после основного строения, и помимо своего основного церковного предназначения выполняла функцию маяка для кораблей.

Кампанила Собора Святого Марка в Средневековье служила в качестве пыточной клети, которая была расположена в шахте сооружения. Колокольня укомплектована пятью колоколами и на ней располагается площадки обозрения. Самой примечательной частью колокольни являлся флюгер в виде золотого ангела.

Примерно в одно время с колокольней была возведена Часовая башня Святого Марка. Башня имеет причудливую архитектуру: на ее вершине находятся две бронзовые скульптуры, поочередно бьющие о колокол возвещая о новом часе. Ниже покоится крылатый лев, еще одним уровнем ниже – статуя девы Марии. Сами часы имеют довольно сложный механизм: они показывают время, лунные фазы и доминирующий знак зодиака.

Внутреннее убранство и сокровища храма

Каждый, вошедший в собор Сан Марко, отмечает выразительный контраст между его внешним и внутренним обликом. Внешне собор являет яркое украшение площади, поражающее своей пышностью и парадностью. Внутри – входящего встречает умиротворенная атмосфера, насыщенная религиозностью и сакральным таинством.

Интерьер Сан Марко, Венеция (Michael Vadon / flickr.com)

Между тем внутренне оформление базилики в роскоши убранства ни чем не уступает его экстерьеру. Стены собора Святого Марка украшают многочисленные мозаичные панно и витражи, изображающие библейские сцены. Все их условно можно разделить на целостные композиционные картины («Искушение Христа», «Вход в Иерусалим» и др.) и тематические сюжеты («Чудеса Христовы», «Страсти Христовы», «Земная жизнь Христа» и др.)

Интерьер собора, как и архитектура здания, также разительно отличается от всех остальных католических храмов: изобилие внутренних росписей и фресок, богатство иконостасов, количество золота и золоченых деталей – все это роднит его с православной культурой.

Внутри собора Сан Марко (Xiquinho Silva / flickr.com)

Подобное сходство вполне объяснимо – практически большинство икон и фресок, украшающих стены храма было вывезено их Константинополя, в дальнейшем художественное оформление наполнялось по схожей стилистике.

В наши дни Собор Сан Марко представляет собой сокровищницу, где собраны величайшие произведения искусства и культуры. Именно здесь хранится богатейшая коллекция реликвий, принадлежавших когда-то христианскому Константинополю. Сюда свозились бесчисленные трофеи, завоеванные в ходе Крестовых походов. В соборе в качестве выставочного экспоната хранятся средства из древней казны храма. Таким образом, базилика является богатейшим музеем культуры и искусства Средневековья.

В 1987 г. историко-культурная ценность Сан Марко обрела официальное признание – он был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сан Марко в наше время — общественная и сакральная жизнь собора

Вплоть до Нового времени Собор Святого Марка считался сосредоточием социальной жизни города. В стенах храма и на площади возле него проходились самые важные события: именно здесь возводили дожей Венецианской республики, вручали знаки отличия флотоводцам и кондотьерам, организовывались массовые моления и торжественные церемонии.

Вид на кампанилу и собор Сан Марко (O Palsson / flickr.com)

Собор стал настоящим символом Венеции. Воины венецианской армии, вступая в бой, выкрикивали лозунг – «Viva San Marko!». Да и сама республика во всех официальных документах часто выступала под названием Республики Сан-Марко. На сегодняшний день Собор Святого Марка является действующим храмом. Он доступен как для прихожан, так и для простых посетителей. В соборе регулярно проводятся открытые церковные службы. Необычайно торжественно и завораживающе выглядят чтение Евангелия в Сан Марко.

Трое служителей храма со свечами и кадилом в руках встают пред главным священником, несущим Евангелие. Чтение, как правило, происходит по ролям. Главный священнослужитель читает слова Христа, остальные – произносят слова второстепенных действующих лиц священной книги.

Вид сверху на собор Святого Марка (MCAD Library / flickr.com)

В храме постоянно слышна органная музыка и песнопение на христианские мотивы. Особенностью церковного песнопения собора Сан Марко является возможность использования разновысотных и равноудаленных мест для выступления.

Кроме привычных хоров, музыканты одновременно могут располагаться на кафедре, трибуне, трансепте и иных местах. Ко всему прочему, в соборе развивалось попеременное пение одновременно несколькими составами хоров. Благодаря потрясающей акустике, служба поистине превращается в священнодействие.

Известно, что в стенах базилики выступали величайшие музыканты своего времени – Адриан Вилларт, Джованни Габриели, Монтеверди, Вивальди.

Если вы приехали в Венецию ненадолго, на один день или всего на несколько часов, я рекомендую вам не ломать голову над маршрутом прогулки по городу. За столь короткое время даже бывалый путешественник успеет осмотреть только самое основное, то, чем на весь мир славится . Чаще всего в таких случаях туристы плывут по Гранд-Каналу к площади Сан-Марко и уже там решают, что делать дальше. И, конечно, большинство людей, оказавшись на площади в первый раз, стремятся посетить самую главную достопримечательность Венеции: легендарный собор Святого Марка.

На тщательный осмотр собора внутри и снаружи, его музея и сокровищницы уйдет практически целый день. Давайте же хотя бы в общих чертах исследуем этот потрясающий исторический памятник.

От истоков Венецианской республики до наших дней

Обретение мощей святого Марка

Нельзя сказать, что история Венецианской республики отсчитывается с момента возведения собора Святого Марка. И до 829 года, когда началось его строительство, своеобразная венецианская государственность развивалась уже несколько столетий. Однако невозможно отрицать, что именно со времен обретения венецианцами мощей святого Марка и создания собора республика начала постепенно подниматься на вершину своего могущества. Впоследствии она оказалась в числе ведущих мировых держав Средневековья. Мы-то с вами знаем, что никакой мистики во всем этом не было, так уж сложились политические, географические и прочие обстоятельства, которые порой столь причудливо влияют на ход мировой истории. Но для венецианцев тогда все выглядело несколько по-другому.

В те далекие времена христианство играло главную роль в быте людей, причем религия пронизывала буквально все аспекты жизни средневековой Европы, оказывая влияние на политику, экономику и т. д. Поэтому приобретение тем или иным городом мощей какого-нибудь святого рассматривалось не просто как акт религиозного благочестия, а как укрепление могущества и престижа соответствующего поселения или государства.

История вывоза мощей святого Марка из Александрии венецианскими купцами обросла легендами. До конца неясно: пошли венецианцы на обыкновенную кражу (это было вполне в духе времени и венецианцев) или действовали по согласию с местными священниками, спасая реликвию от мусульман, но, так или иначе, 31 января 829 года останки святого Марка были доставлены в Венецию. Сарацины якобы подозревали неладное и подвергли корабль досмотру, но хитрые купцы спрятали мощи среди свиных шкур, увидев которые правоверные пришли в ужас и убежали.

Между прочим, до Марка у Венеции уже был свой святой покровитель Теодор. Однако автор одного из Евангелий Марк, видимо, выглядел для венецианцев посолиднее, да и кстати пришлась легенда о том, что он когда-то проповедовал христианство на островах местной лагуны. С этого момента святой Марк становится покровителем Венецианской республики, а его библейский образ - крылатый лев - главным государственным символом. Старого покровителя, впрочем, тоже не забыли: одну из колонн перед площадью Сан-Марко венчает статуя святого Теодора, попирающего дракона (на фото выше).

Возведение собора Святого Марка

Отсюда берет отсчет и история собора Святого Марка: для хранения реликвии нужно было соорудить нечто особенное. Его начали строить тогда же, в 829 году, а закончили работы в 832 году, но то здание до нас не дошло: пожар 976 года очень сильно его повредил. Более того, из-за стихии были утрачены мощи святого Марка, и нашлись они только спустя почти 100 лет, в 1094 году при строительных работах уже в новом здании собора. Сообщают, что отыскать мощи удалось благодаря чуду: рука евангелиста высунулась из-под колонны и показала, где копать.

Новый собор построили к 1071 году, позже его расширяли и достраивали - таким он дошел до наших дней. Архитектура собора весьма необычна для Европы: он построен в византийском стиле по образцу храма Апостолов в Константинополе. Учитывая тот факт, что от церквей Византийской империи мало что осталось после турецкого завоевания, этот «византийский след» был для меня особенно интересен в Венеции. Республика на заре своей государственности вообще была тесно связана с Византией, и собор Святого Марка - яркое тому подтверждение.

Впрочем, рассматривая собор, трудно сказать, что он выполнен как-то однородно: строительство и украшение отдельных его элементов продолжалось в течение всего времени существования Венецианской республики, и это не могло не привести к некоторому смешению стилей. Собор часто сравнивали даже с мечетью (его купола действительно наводят на такие ассоциации). Один путешественник как-то выразился в духе, что он не знает другого храма, в оформлении которого нагорожено столько стилей и вкусов, куда впихнули бы над центральным входом четырех бронзовых коней, и при всем этом внешний вид постройки только выигрывал бы. Да, собор Святого Марка действительно сооружение уникальной архитектуры.

От расцвета до падения Венецианской республики

Собор украшали на протяжении почти 800 лет: самая поздняя мозаика была создана в 1838 году, спустя 41 год после падения республики. А в первые века после строительства собора и в годы расцвета Венеции украшение и возвеличивание храма рассматривалось как важнейший долг каждого гражданина республики. На эти цели щедро жертвовали средства дожи и многочисленные богачи, стремившиеся попасть во власть, а для венецианских купцов, говорят, действовал специальный налог, обязующий их привозить из поездок что-то для собора. Поэтому неудивительно, что мало найдется в мире храмов, сравнимых с собором Святого Марка не только по богатству внутреннего и внешнего убранства, но и по количеству сокровищ и реликвий, собранных в нём.

Львиной долей своих богатств собор обязан захвату и разграблению Константинополя в 1204 году во время IV крестового похода. Венецианцы приняли в нём активное участие и вволю полакомились византийским добром. Этическая сторона вопроса: как же так, христово войско громит и грабит христианский город - никого тогда не интересовала. вознеслась на вершину своего могущества, а собор Святого Марка сиял в блеске невиданного великолепия.

Без малого через 600 лет история забрала должок у венецианцев: Наполеон не только покончил с республикой, но и увёз в огромное количество драгоценностей и произведений искусства, в том числе и из собора Святого Марка. Часть из них впоследствии вернули в Венецию, но многое исчезло навсегда.


До 1807 года собор Святого Марка являлся придворной капеллой при Дворце дожей, и простых людей в него не впускали. Правда, здесь порой проводились торжественные церемонии, включая презентацию нового дожа или демонстрацию захваченных вражеских знамён, но и тогда, несомненно, доступ в собор имели только знатные венецианцы. Видимо, существовали серьезные опасения, что рабочий люд, увидев вблизи все великолепие храма, не удержится от желания немножко пограбить.

В 1807 году он получил статус кафедрального собора Венеции (сюда перенесли кафедру местного епископа). С тех пор собор Святого Марка как бы замер во времени и служит главным экспонатом города-музея. Периодически его подтапливает, время от времени ведутся реставрационные работы. Не утихают разговоры, что все это великолепие может со временем уйти под воду, как и сама . Но и такой риск, если он существует, вполне в венецианском духе: город всегда жил в состоянии некоей неопределенности.

Сейчас в собор бесплатно пускают всех желающих, правда, в сокровищницу и музей доступ осуществляется уже за деньги. Но и снаружи святыню можно рассматривать долго и с разных сторон. Предлагаю начать нашу небольшую экскурсию.

Вокруг собора Святого Марка

Со стороны набережной и Дворца дожей

Если мы подходим к площади Сан-Марко со стороны набережной (так сюда добирается большинство туристов), то справа от нас будут Бумажные ворота, позади - Дворец дожей, а впереди - южный фасад собора Святого Марка. Надеюсь, вам повезёт с погодой, а то в один из моих приездов это место выглядело вот так.


Подтапливает площадь Сан-Марко часто, и в такие моменты, чтобы осмотреть собор вблизи со всех сторон, вам понадобятся высокие резиновые сапоги, благо они продаются здесь в изобилии. Уровень воды почти по колено, похоже, не считается критическим: на площади моментально выстраивают дорожки из высоких лавок, по которым бегает народ, а в собор продолжают спокойно пускать посетителей. Будьте готовы к подобным нюансам и не переживайте: погода в Венеции меняется часто, а воду с площади периодически откачивают.

Итак, мы стоим с южной стороны собора. Обратите внимание на выступ справа, примыкающий вплотную к Бумажным воротам.


Эта пристройка соединяет храм с Дворцом дожей, а в ее внутренних помещениях сейчас располагается сокровищница собора. Вы, наверное, заметили четыре фигурки на углу? Рассмотрим их поближе.


Как и большинство других декоративных элементов собора, эта скульптурная группа из темно-красного порфира была вывезена из Константинополя после разграбления города в 1204 году. Считается, что на композиции IV века изображены наследники римского императора Константина, так называемые императоры-тетрархи. Однако существует гораздо более захватывающая легенда: некие сарацины пытались украсть что-то из собора и в наказание были обращены в камень.

Элементы колонн, которые мы видим у стены собора, тоже из Византии. Рядом с ними порфировый постамент Пьетра-дель-Бандо, на нем когда-то выставлялись головы казненных преступников.


Также обратите внимание на изображение святого Христофора.

Существовало поверье, что если на него посмотреть, в этот день с тобой не случится ничего плохого, поэтому моряки, отплывающие в путь, бросали последний взгляд на собор со стороны залива.

Главный фасад собора Святого Марка

Начинаем двигаться к главному фасаду храма. Слева от нас высится кампанила собора, служившая когда-то и сторожевой башней, и маяком, и, собственно, колокольней. Свой нынешний вид башня приобрела в 1514 году, но в 1902 году она внезапно обрушилась. Я так и не смогла понять, каким чудом эта громада не повредила тогда окружающие здания. Восстановили её в прежнем виде к 1912 году.


Ну а мы сейчас смотрим на главный фасад собора Святого Марка. Роскошная мраморная отделка появилась не сразу: облицовочные работы велись с XIII по XV век. И мрамор, и многочисленные колонны и капители - это тоже трофеи четвертого крестового похода. Трудно поверить, что больше 1 000 лет назад все это украшало дворцы и церкви Константинополя.


Обязательно рассмотрите мозаики над пятью арками фасада. Справа мы видим сначала иллюстрацию легенды о том, как венецианцам удалось отогнать мусульман от корабля с мощами святого Марка при помощи свиных шкур.


Следующая картина иллюстрирует прибытие мощей святого в Венецию. Как и предыдущая, эта мозаика выполнена в 1660 году.


Над центральным пролетом расположена самая «молодая» мозаика собора, изображающая явление Христа Судии. Ее закончили, как я уже упоминала, только в 1838 году.


Рядом работа XVIII века: дож и венецианская знать встречают мощи святого Марка.


И, наконец, над крайней левой аркой самая старая из мозаик фасада, созданная в XIII веке: перенесение мощей святого Марка в собор.


Выше больших арочных проёмов можно увидеть и другие мозаики, иллюстрирующие сцены из Евангелий.

Квадрига святого Марка. К северному фасаду собора

Разглядывая фасад, вы наверняка уже заметили скульптурную группу из четырех бронзовых коней в самом верху над центральной аркой.


Это знаменитая квадрига святого Марка, и история ее поистине необычна. Судя по всему, композиция была создана в IV веке до нашей эры и, как дружно сообщают все путеводители, она является единственным дошедшим до нас примером многофигурной конной скульптуры античных времен. Венецианцам она досталась (вы, наверное, уже догадались) в 1204 году: до той поры кони украшали константинопольский ипподром. Уже в середине XIII века их водрузили на лоджию собора Святого Марка, но на этом их странствия не закончились. Наполеон, покорив Венецианскую республику в 1797 году, не смог пройти мимо такого памятника и отправил его в . Полтора десятилетия античные кони простояли на арке Каррузель возле Лувра, но в 1815 году их все-таки вернули в Венецию. Сейчас на лоджии установлена копия, а оригинал скульптурной группы находится в музее собора.

Рассмотрев базилику со стороны главного фасада, не спешите заходить внутрь. Обогните собор с северной стороны, здесь можно полюбоваться на так называемые Ворота цветов, получившие своё название из-за витиеватого растительного орнамента.


А еще мне очень понравились порфировые львы, сидящие рядом на постаментах. В отличие от суровых крылатых львов, которые часто встречаются в Венеции, эти выглядят очень мило и как-то по-домашнему. И ведь тоже наверняка константинопольские трофеи…


Ну а теперь, когда мы увидели все интересно снаружи, самое время отправиться в святая святых Венеции, внутрь собора Святого Марка.

Что ждет на входе в собор

Посетителей запускают в собор через центральную дверь со стороны главного фасада. Очередь есть всегда: для таких объектов понятия сезон / не сезон просто не существует. Не пугайтесь: поток движется достаточно быстро. Вход в собор бесплатный, но заставляют открывать рюкзаки и сумки для проверки. Впускают народ группами: партия людей прошла, 5–10 минут постояли, следующая партия прошла и т. д. Это обычная практика для особо популярных туристических объектов, иначе может возникнуть столпотворение.


С крупными сумками внутрь не пускают, а под «крупные» зачастую попадают и рюкзаки, например. Но особых проблем это не создаёт: в соборе работает собственная камера хранения, в случае чего придется ей воспользоваться. Нельзя входить в храм в неподобающей одежде, внутри не следует громко разговаривать, и (самое неприятное) запрещена видео- и фотосъемка. Последний запрет периодически нарушается многими посетителями, и я не замечала, чтобы здесь рьяно следили за фотоаппаратами, но правила таковы.

Внутри собора Святого Марка

Интерьеры и на что обратить внимание

Когда я оказалась здесь в первый раз, меня неприятно удивила темнота, царившая вокруг. Передвигаться по выделенным дорожкам было еще терпимо, но вот разглядеть что-то на стенах было совершенно невозможно. Очаги нормального света виднелись только со стороны сокровищницы и алтаря, где выставляется Золотой образ (он же Золотой алтарь - переводы разнятся).


Впоследствии я узнала, что нормальное освещение в соборе включают по часам: каждый день с 11:30 до 12:45, а по воскресеньям и праздникам интерьеры подсвечивают целый день. Не знаю, чем объясняется подобная практика: экономией, доведенной до абсолюта, или опасением, что свет повредит старинные шедевры (не зря и фотографировать запрещают). Так или иначе, но повторюсь: без подсветки рассмотреть что-либо в соборе практически невозможно. А рассмотреть здесь хотелось бы многое.

Ни в одном соборе мира я не видела такой цельной картины мозаик. Они создавались в течение нескольких столетий, начиная с XI века. Ранние мозаики делались неизвестными мастерами-византийцами по иконописным канонам. Более поздние работы выполнялись в основном венецианцами по эскизам знаменитых художников: Тициана, Тинторетто и др. Чаще всего материалом для мозаик служило знаменитое муранское стекло.


На мозаиках - различные библейские сюжеты из Ветхого завета и Евангелий, сцены из жизни святых. Вот, например, изображение XI века - похищение венецианцами мощей святого Марка.


Вот популярный у художников всех времен религиозный сюжет Тайная вечеря.


А эта мозаика изображает искушение Христа.


В северном поперечном нефе собора хранится знаменитая икона Божией Матери «Никопея».


Считается, что первым этот образ воплотил в жизнь сам апостол Лука. Икона - еще один трофей, добытый венецианцами в Константинополе. Ее почитали своей хранительницей византийские императоры, у нее просили заступничества воины перед битвой, отсюда и ее название, которое переводится как «победоносная».

В небольшом внутреннем дворе собора у стен стоят различные колонны, ничем на первый взгляд не примечательные. Но стоит узнать, что некоторые из них якобы вывезены когда-то из храма Соломона в Иерусалиме, и начинаешь смотреть на них другими глазами.

Золотой образ

Мощи святого Марка хранятся в главном алтаре храма.


Над алтарем возвышается одна из самых главных драгоценностей собора Святого Марка Pala d’Oro (Золотой образ). Внешне он напоминает огромный золотой куб с большим количеством вделанных в него маленьких образов, изображающих различных святых. Этот шедевр был заказан в 978 году у византийских мастеров дожем Пьетро Орсеоло, но свой нынешний вид Золотой образ приобрел только в XIII–XIV веках. Его украшают рубины, изумруды и другие драгоценные камни, золото и эмаль византийского происхождения.


В годы Венецианской республики и позднее, вплоть до середины XX столетия, немногие люди могли увидеть Золотой образ: его выставляли в соборе только во время самых торжественных служб. А в наши дни, чтобы рассмотреть Pala d’Oro вблизи, необходимо приобрести билет (касса находится рядом с алтарем).

После осмотра всего этого великолепия у меня возник вопрос: каким же образом французы, тащившие из Венеции все без разбора, не польстились на Золотой образ? Оказывается (по крайней мере, такова самая распространённая версия), солдаты Наполеона попросту не поверили, что найденный ими здоровенный алтарь украшен настоящим золотом и настоящими драгоценными камнями. Ну не укладывалось это в солдатских головах. Так вот роскошный вид Pala d’Oro послужил отличной маскировкой.

Сокровищница собора

Вход в сокровищницу находится в дальнем от входа углу собора, правее алтаря. Здесь тоже работает отдельная касса. Помещение включает в себя две небольшие комнаты: зал, где выставлены собственно сокровища, и зал с религиозными реликвиями. Пространства здесь мало, а людей всегда много, даже если в самом соборе не слишком людно, в сокровищнице придется потолкаться. Особенно мало места в реликварии, здесь движется непрерывная очередь: люди заходят в узкую дверь, обходят комнатку по периметру, ненадолго задерживаясь у некоторых витрин, и выходят через ту же дверь.

Собрание экспонатов состоит в основном из многочисленных ларцов и других предметов, в которых лежат мощи святых. В путеводителях, описывающих самые ценные реликвии, хранящиеся здесь, отмечаются такие, как кусок черепа Иоанна-Крестителя, палец Марии Магдалины, образец почерка святого Марка, молоко Богородицы, шип с тернового венца Иисуса, нож, использовавшийся во время Тайной вечери и др. Однако разглядеть что-нибудь конкретное в витринах реликвария очень трудно: чтобы разобрать маленькие надписи на итальянском языке, нужно останавливаться надолго, а это неудобно делать в нескончаемом потоке людей. Кстати, если вы пришли с детьми, подумайте, стоит ли заходить в реликварий: сухие руки и пальцы, черепа, зубы, кости - впечатлительным людям здесь может стать не по себе.

В зале сокровищницы мы можем увидеть впечатляющую коллекцию предметов искусства и быта Античности, раннего Средневековья. Наиболее широко представлено византийское искусство: иконные оклады и прочая религиозная атрибутика, ювелирные изделия, эмали, богато украшенные кубки, изделия из стекла и т. д. Есть сосуды из Месопотамии и Древнего Египта, присутствуют и предметы исламского искусства.


Вот, например, образец резьбы по горному хрусталю IV века: лампа в византийской оправе.


А вот византийское стеклянное ведёрко IV века с изображениями на тему охоты.


Стеклянный сосуд с позолотой, украшенный серебром и полудрагоценными камнями, появившийся на свет в Константинополе в X веке. Ещё один венецианский трофей 1204 года.


Здесь мы видим образчики уже исламского искусства. Игральная фишка, резная хрустальная тарелочка и стеклянный стакан с изображениями львов.


Предположительно эти предметы были созданы на территории современных Ирана или Ирака в IX–X веке.Рассматривать древние сокровища можно долго, но у нас впереди ещё музей собора. Поэтому выходим из сокровищницы и двигаемся в сторону главного входа. Здесь в вестибюле находим кассу, покупаем билет и поднимаемся наверх, в музей.

Музей собора

Музей обладает достаточно большой экспозицией которая располагается на нескольких этажах. Здесь представлено большое количество воссозданных мозаик храма и их отдельных элементов, которые можно рассмотреть вблизи.


Мы видим различную государственную символику Венецианской республики в виде скульптур, флагов, гобеленов.


Есть тут и церемониальные предметы, которыми пользовались венецианские дожи.


В одном из коридоров я нашла оригинальные скульптуры коней из квадриги святого Марка.


А рядом с ними виднеются уже знакомые нам порфировые тетрархи, тоже в оригинале.


Проходя из одного помещения музея в другое, в какой-то момент мы оказываемся на балконе, откуда открывается вид на интерьер собора. Отсюда можно рассмотреть мозаики, которые не видно снизу.


Неспешно бродя по залам музея, вы увидите еще много интересного: старинные книги, иконы и предметы декоративного искусства.


Наконец, оказавшись на верхнем уровне, не пройдите мимо небольшой двери, ведущей на лоджию Кавалли. Свое название («лошадиная») она получила потому, что именно здесь установлена квадрига святого Марка. Сюда стоит подняться, даже музей вас не особо заинтересовал: с лоджии открываются отличные виды на площадь Сан-Марко.


Она вся как на ладони: здания прокураций, кампанила и Часовая башня.


С противоположной стороны лоджии прекрасно видно Дворец дожей и две колонны со статуями на Пьяцетте - парадные ворота Венеции.


Сфотографировав все, что вызывает восторг, возвращаемся в музей.

При желании можно еще побродить по его залам, но, думаю, что на сегодня мы увидели достаточно. Поэтому можем с чистой совестью спуститься вниз и выйти из собора.

Время работы и стоимость входа

Собор Святого Марка

Режим работы:

  • с ноября по июнь (день праздника Тела Господня*):
    • с понедельника по субботу - 9:30–17:00,
    • в воскресенье и праздники - 14:00–16:30;

Вход свободный.

* Праздник Тела Господня отмечается в первый четверг после дня Святой Троицы. Соответственно, конкретная дата разнится от года к году, примерный диапазон - с 25 мая по 25 июня.

Музей собора

Открыт ежедневно с 9:45 до 16:45.

Вход стоит 5 EUR.

Золотой образ

Режим работы:

  • с ноября по июнь (день праздника Тела Господня):
    • с понедельника по субботу - 9:45–16:00,
    • в воскресенье и праздники - 14:00–16:00;
  • с июня (день праздника Тела Господня) по октябрь:
    • с понедельника по субботу - 9:45–17:00,
    • в воскресенье и праздники - 14:00–17:00.

Вход - 2 EUR.

Сокровищница

Время работы такое же, как и у Золотого образа.

Как добраться до собора Святого Марка

Собор (1) находится на одноименной площади, куда можно добраться пешком с северо-западной стороны Венеции (следуйте указателям, которых в городе много). Либо можно приплыть на вапоретто (№ 1, № 2 и др.) к остановке San Zaccaria (2), обогнуть Дворец дожей (3) и выйти к собору Святого Марка.


После знакомства с собором прогуляйтесь по площади. Не рекомендую вам в этот же день идти во Дворец дожей: сил на его осмотр вам уже не хватит. Можно подняться на кампанилу (4) и оценить панораму Венеции с самой верхней её точки. Или просто направиться в сторону моста Риальто (5), наслаждаясь прогулкой по одному из красивейших городов мира..

Есть что добавить?

Собор Святого Марка в Венеции

В этом храме уже много веков бережно сохраняются останки евангелиста Марка. Для их размещения он, собственно, и был возведен. Датой основания считается 829 год, когда мощи апостола были доставлены в Венецию. Прежде тело ученика Христа пребывало в одном из соборов Александрии, но в 828 году его выкрали венецианские торговцы Буоно и Рустико. Они были движимы благими намерениями: спасти останки Марка от вандализма мусульман, разрушавших в то время христианские храмы с целью возведения мечетей. Провоз реликвии был сопряжен с определенным риском, и, чтобы не быть пойманными, они пошли на хитрость. Останки Марка поместили в большую корзину, а сверху накидали свиных туш. Они были уверены, что сарацины (население Арабского халифата в V-XIII веках) при досмотре путников к такой «нечистоте» и не прикоснутся вовсе. Но для пущей надежности запрятали корзину в парусных складках.

Предшественником базилики был скромный по своим масштабам храм Святого Теодора, носивший имя изначального покровителя города. Когда в 829 году доставили тело апостола, дож (глава республики) Партечипацио и распорядился построить другой храм – величественный и роскошный. Он должен был соответствовать высокому предназначению хранилища мощей покойного евангелиста, ставшего новым покровителем Венеции.

Процессия реликвии Святого Креста на площади Сан Марко, Джентиле Беллини, 1496 год

Весть о появлении святыни быстро разнеслась по Европе, и собор Сан-Марко стал в ряд особо почитаемых христианами святых мест. Однако в 976 году случилось несчастье – пожар. После этого храм неоднократно перестраивали. Завершающую реконструкцию освятили в 1094 году. В том виде, практически без изменений, здание собора Святого Марка дошло до наших дней, возвышаясь поблизости от Большого канала (Canal Grande), главной «улицы» современной Венеции, протянувшегося на 3800 метров.

Архитектура собора Сан-Марко

Прообразами собора Сан-Марко стали два православных храма: церковь Святых Апостолов, существовавшая в Константинополе с 330 по 1461 год, и ныне функционирующий стамбульский Софийский собор. Венецианская базилика имеет вид греческого креста и на пересечении увенчана большим куполом. Всего куполов пять: остальные высятся над «ветвями» креста. Порталы центрального фасада, их пять, украшают мозаичные тимпаны XVIII века, установленные вместо устаревших аналогов XVI столетия. В результате многих реконструкций в облике собора Сан-Марко соединились различные стили. Его удивительно гармоничная архитектоника совмещает восточный мрамор и барельефы в романском и греческом стиле, колонны самых разных ордеров и капители в стиле готики, не говоря уже о византийских и итальянских скульптурах. Вместе с тем он остается классической византийской крестовокупольной базиликой.

Купола собора Сан-Марко с видом на Венецию

Что посмотреть в базилике Святого Марка

Деталь центрального фасада собора, где расположены статуи апостола Святого Марка с ангелами, а под ними крылатый лев - символ святого Марка и Венеции

Здание собора потрясает воображение своими масштабами. В высоту оно простирается на 43 метра, в длину – на 76,5 м, в ширину – на 62,5 метра. Общая площадь – 4000 кв. метров. Главный фасад (он же западный) являет собой произведение искусства: здесь представлены шедевры разных эпох начиная от античных и заканчивая Средними веками. В южной стороне – той, что ближе к резиденции бывших глав республики – находятся две колонны, доставленные из Сирии. Их украшает византийская резьба V века. Привезенные из Турции изваяния четырех тетрархов (IV в.) стоят на внешнем углу казначейства. Верхнюю часть главного фасада украшают тонкие башенки, их добавили шесть веков назад.

Интерьер собора

Алтарная часть и центральный неф отделены друг от друга. Между ними находится иконостас конца XIV века. Большим крестом увенчана изготовленная из цветного мрамора алтарная преграда. По сторонам от него, помимо изваяний евангелиста Марка и Девы Марии, находятся статуи всех двенадцати учеников Христа. Главный соборный алтарь, где, собственно, и покоятся мощи апостола, находится под киворием. Они были перенесены туда из крипты в 1835 году. Наборный пол храма (XII век) тоже мраморный, отлично сочетается с его внешним и внутренним убранством. Главный алтарь, более известный как Пала д"Оро («Золотой алтарь»), бесценен. Он создавался на протяжении почти пятисот лет византийскими ювелирами. В высоту простирается на 2,51 метра, в длину – на 3,34 м. Его, состоящего из 80 икон-миниатюр, называют в числе главных сокровищ города. Иконы изготовлены в технике перегородчатой эмали, инкрустированы драгоценными камнями и украшены золотом. Некоторые сокровища в 1797 году были украдены Наполеоном. Большинство же сохранилось, их можно видеть и сегодня. Вообще, сокровищница собора богата: бесценные реликвии привезены еще крестоносцами, разграбившими Константинополь.

Центральный фасад собора Святого Марка

Старейшие мозаики, датированные XIII веком, сберегаются в атрии, это сразу за входом. На них воспроизведены сюжеты Торы (ветхозаветного Пятикнижия), в то время как мозаики внутри храма Сан-Марко показывают нам библейские сюжеты из Евангелия. Купол, который ближе всех к основному входу, одновременно и самый старый. Украшающая его мозаика иллюстрирует, как в Пятидесятницу сошел Святой дух в виде голубя. Могила правителя Венеции Орделафа Фольера и еще двух правителей республики тоже находится неподалеку от главного входа. А сразу за ним видим памятный знак в честь исторического примирения в 1177 году римского понтифика Александра III и императора Священной Римской империи Фридриха I Барбароссы.

В музее при храме Святого Марка хранится квадрига из позолоченной бронзы. Это единственный дошедший до нас образец античной конской скульптуры, изготовленный греческим мастером Лисиппом. Когда-то, примерно в IV веке до н. э., она венчала арки Траяна. Бронзовые копии коней можно видеть на лоджии главного фасада. В музее также хранятся образцы ранних мозаик. Над центральным входом имеется балкончик, с которого можно полюбоваться панорамой площади Сан-Марко. Но планируя посетить храм, не забывайте, что он является действующим, поэтому есть определенные требования к одежде. Нельзя входить с большими сумками, громко разговаривать, фотографировать и снимать на видео.

Время работы

В будние дни базилика открыта с 9:45 до 17:00. По воскресеньям и в праздники работает с 14:00 до 17:00, в зимнее время до 16:00. Вход бесплатный. Музей собора Святого Марка принимает посетителей с 9:45 до 16:45. На колокольню можно попасть летом с 9:00 до 21:00, зимой – до 15:45.

Как добраться

До Венеции есть рейс «Аэрофлота» из Москвы. В Санкт-Петербурге можно сесть на борт итальянского авиаперевозчика AirOne.

Другой вариант: добираться поездом Москва – Ницца. Он идет через Верону, от которой до Венеции, если пересесть на поезд-экспресс, всего час пути.

От местного железнодорожного вокзала Santa Lucia до собора Сан-Марко ходит водный автобус (маршруты №№ 1, 2 и 51). Время в пути примерно 25 минут. Можно пройтись пешком, но это дольше – 30-45 мин.


Основное назначение Собора Святого Марка (сан марко) - демонстрация мощи и величия Венеции. Храм, посвященный небесному покровителю города, хранит огромное количество сокровищ и трофеев, привезенных венецианцами из соседних государств. На протяжении истории своего существования он являлся не только религиозным центром республики и хранилищем христианских сокровищ, но и важным центром светской жизни Венеции, где свершались великие политические события.

История собора

Изначально, в IX веке, на месте нынешнего здания собора было решено построить базилику в качестве места для размещения мощей апостола Марка. По преданию именно через него христианство пришло на территорию Венецианской лагуны. Желая спасти реликвию от мусульман, венецианские купцы в 829 году решили перевезти ее из Константинополя в родной город.

Чтобы обеспечить сохранность мощей при досмотре на границе, венецианцы поместили реликвию в огромную корзину и накрыли свиными тушами. Сарацины, будучи мусульманами, не могли дотронуться до содержимого телег.

С тех пор как тело апостора Марка попало в Венецию, этот святой стал считаться покровителем города. В это же время крылатый лев, символ этого евангелиста, установился и в качестве символа Венеции.

Первое здание было существенно повреждено при пожаре. Строительство на этом месте современной базилики было начато в XI веке и продолжалось вплоть до XV века. Храм играл важную роль в жизни республики. Здесь публично провозглашались правители, свершались судьбоносные переговоры. В храме хранилась лучшая добыча, отобранная в сражениях с мусульманами.

До сих пор собор Святого Марка функционирует как действующий храм. Большое количество христианских реликвий, хранящихся в нем, делают его популярным центром христианского паломничества.

Архитектурные особенности собора

Исследователи не могут однозначно отнести собор к определенной архитектурной традиции. С одной стороны, велико влияние Византийской школы, оно выражается в общем очертании здания, в куполах и мозаике. Однако, заметен и готический дух в строительстве, проявляющийся в многочисленных башенках, вытянутых статуях и колоннах. Здание можно признать уникальным: являя собой переплетение разных архитектурных течений оно не производит впечателение разрозненности и эклектики, а, напротив, кажется весьма целостным и своеобразным.

Собор построен в традиционной крестообразной форме. Над каждой частью креста возвышаются пять куполов XIII века постройки.

К XIII веку относится мраморная облицовка главного фасада. Он щедро украшен колоннами, статуями и мозаиками. Мозаичная композиция над главным входом повествует о Втором пришествии Христа, другие рассказывают о пути мощей евангелиста Марка в Венецию.

Мозаика, подробно излагающая библейскую историю сотворения человека, веками поражала посетителей и производит впечатление до сих пор. Художник Василий Суриков был настолько восхищен ею, что писал, что никогда не видел подобной психологической глубины в передаче христианской легенды.

Над главным входом помещена грандиозная четверка бронзовых коней. Ее создание датируется III веком, это единственный сохранившийся экземпляр многофигурной конской статуи античного времени. Считается, что эти статуи - творение знаменитого скульптора Лисиппа. В начале XIII столетия дож Энрико Дандоло вывез ее из Константинополя в свой город.

Квадрига восемнадцать лет провела в Париже. Это случилось благодаря Наполеону, который повелел забрать статуи в Париж, чтобы украсить свою столицу. В 1815 году символ венецианской мощи вернулся на свое место.

Интересны бронзовые двери входов. Расположенные по краям двери являются произведением Бертуччи, созданные в 1300. Они датированы и имеют подпись мастера.

Внутреннее убранство

Мозаичная живопись в храме Святого Марка являет собой один из лучших образцов этого вида искусства. В качестве сырья для мозаики выступало стекло с острова Мурано. Стеклянные фрагменты выкладывались на золоченую фольгу и это создавало сияние, которое даже в атмосфере приглушенного света собора создавало ассоциацию со сферой божественного. Самая ранняя мозаика, изображающая святых Марка и Николая датируется IX-м веком.

До Нового времени грамотность в Европе не была распространена, поэтому настенные рисунки, мозаика с библейскими сюжетами, выполняли функцию просвещения. Они рассказывали библейскую историю и приобщали прихожан к вере.

С техникой мозаичного искусства Венеция познакомилась у византийцев. Они владели всеми секретами светопроницаемости и отражаемости камня и умели достигать необычайных эффектов, используя разные сочетания материалов. В Венеции византийские мастера нашли достойных учеников, способных оценить великолепие мозаики по достоинству.

Сверкание мозаики и мраморные переливы стен сочетаются с узором на полу. В атриуме каменные плиты разного цвета выложены в форме сплетающихся окружностей.

Когда вода поднимается и заливает городскую площадь, вода часто попадает на пол атриума и тогда смоченные камни создают удивительные переливы красок.

В центре храма расположена мраморная алтарная преграда, отделяющая общее пространство собора от алтаря. Наиболее впечатляющие украшения преграды: распятие из драгоценных металов в центре, а также статуи Марии, Иоанна Евангелиста и апостолов.

Золотой алтарь этого собора (Пала д’Оро) считается одним из самых роскошных, сохраненных до наших дней алтарей. Современный облик он обрел в середине XIV столетия. Его украшает обилие драгоценных камней и металлов: золото, алмазы, аметисты, рубины и изумруды, а также сочетание прекрасных эмалей тонкой работы, выполненных на золоте.

Солдаты Наполеона хотели забрать и эту ценность из собора. Однако служители храма смогли внушить им, что алтарь не имеет никакой ценности: якобы это всего лишь дерево, покрытое краской, а ценные камни на самом деле разноцветные стекляшки. Солдаты, поверив монахам, оставили ценность в храме.

Вплоть до середины XX века Пала д’Оро был закрыт для взглядов посетителей и открывался только во время праздничных церемоний. Сейчас доступ к нему открыт и рядом с ним проходит большой поток посетителей.

Собор обладает удивительной акустикой, этим свойством он притягивал к себе известных композиторов и исполнителей. Среди них такие имена как Монтеверди, Джованни Вивальди, Адриан Вилларт. Интересным акустическим свойством собора является возможность использовать несколько мест для музыкального исполнения. Здесь зародилось антифонное хоровое пение (двух или нескольких хоров попеременно), которое впоследствии распространилось в католической Европе.

Сокровищница

В соборе находится сокровищница, хранящая предметы, привезенные с разграбленного Востока или полученные в подарок от римских пап. Самые значимые экспонаты были получены из Константинополя. В данный момент здесь хранится чуть менее 300 предметов. Основную часть коллекции составляет церковная утварь, предназначенная для хранения ценностей и религиозных атрибутов.

Сокровищница делится на несколько отделов:

  • отдел Средневековья и Античности,
  • отдел византийского искусства,
  • отдел исламского искусства,
  • отдел западного искусства.

Музей собора

С конца XIX столетия здесь расположился музей, объединяющий предметы, рассказывающие об истории собора. С 2003 года он располагается в верхних помещениях нартекса. Здесь находятся фрагменты первых мозаик, драгоценные ткани, иконы, а также ряд живописных работ.

В музее хранится оригинал квадриги, расположенной на входе. В целях сохранности на фасаде достопримечательности размещена копия скульптуры.

Библиотека

До XVI столетия, в соборе хранилась Библиотека Святого Марка. Ее залы украшены трудами Веронезе, Сальвиати, Мелдолла и других выдающихся художников той эпохи. Часть коллекции была получена от Франческо Петрарки.

Кампанила

Рядом с собором отдельно расположена колокольня, выполненная в виде башни высотой около 98 метров. С верхней площадки, где можно сделать фото, открывается панорамный вид на город.

Местоположение, время работы и стоимость

Адрес: San Marco, 328. Venezia, Италия.

Режим работы:

  • ноябрь - до праздника Пасхи - с 9:45 до 17:00 ;
  • в воскресенье и праздники - с 14:00 до 16:00 ;
  • с Пасхи до ноября - с 9:45 до 17:00 ;
  • в воскресенье и праздники - с 14:00 до 17:00 .

Вход в собор свободный . Плата за билет взимается лишь за посещение следующих помещений:

  • Музей - 5 евро ;
  • Золотой алтарь - 2 евро .

Как добраться

Добраться можно водным транспортом на маршрутах 1, 2, 51. Пешком от жд вокзала путь составит около 25 минут.

Вконтакте







2024 © rus-leto.ru.