Первые месяцы жизни в ЮАР (Иммиграция в ЮАР). Белое население юар подвергается настоящему геноциду Как живут наши в юар


«Радужная нация» – так назвал жителей своей страны новоизбранный в 1994 году президент ЮАР Нельсон Мандела. Вскоре термин был заимствован одним из его соотечественников архиепископом Дезмондом Туту, который окрестил «радужной нацией» Южную Африку времён пост-апартеида...

На современном этапе население ЮАР носит мультикультурный характер. На территории страны проживают представители различных рас и этнических групп. Древнейшие, исконно коренные жители ЮАР – это бушмены. С XV века их начали активно вытеснять пришлые народы-кочевники. Именно их потомки составляют сейчас большую часть населения страны. Это зулу, коса, тсвана, ндебеле, тсонга, педи, суто, свази, венда. В период колонизации в страну завозились выходцы из Индии для работы на плантациях сахарного тростника.

В результате, сейчас на территории Южноафриканской Республики проживают около 80% чернокожих африканцев, в том числе иммигрантов из соседних стран, в частности, из Зимбабве. Белое население (англоафриканцы, потомки буров, немцев, португальцев и французов) составляет всего лишь 10%. Еще 8% представлены так называемыми «цветными» — потомками от смешанных браков ранних поселенцев с коренными жителями ЮАР. Оставшиеся 2% населения страны – это потомки индийцев.

Такая расовая и национальная пестрота в стране, с одной стороны, всегда способствовала культурному взаимообмену, а с другой — являлась причиной обособления одних групп населения от других. Как бы ни хотелось быть толерантными и политкорректными, всё же нужно признать, что в подобном случае – а ЮАР являет собой самый яркий пример – раздельное проживание местных и пришлых – это закономерность. Образ жизни и образ мышления европейцев и чернокожих африканцев был и есть слишком разный.

Слишком разные, чтобы жить вместе

До середины XX века власть в Южной Африке не могли поделить буры и заинтересованные в богатых природных ресурсах страны англичане. В результате англо-бурских войн и последующих политических процессов в 1948 году власть в ЮАР полностью перешла к бурам. В том же году был введен режим апартеида, который был отменён только в 1994 году.

В итоге – сорок шесть лет апартеида, то есть раздельного проживания белых людей европейского происхождения и чернокожих африканцев и, по сообщению лидера африканеров доктора Дана Роодта, только около 7 тысяч убитых в стычках с полицией местных преступников. А вот двадцать лет демократии принесли более 70 тысяч убитых, изнасилованных и физически покалеченных белых, плюс тысячи невинных чернокожих, погибших от рук своих же собратьев.

Сегодня ситуация в стране крайне нестабильная. Это выражается, прежде всего, в уровне преступности, исходящей в основном из среды чернокожих, и в дискриминации белых граждан в практически всех сферах жизни. Необходимо подчеркнуть, что белые в ЮАР (на втором месте индийцы) являются самыми образованными и трудоспособными представителями страны. Готовность к трудностям и жизнестойкость, выработанная их предками, прочно заложены в генах современных африканеров. Они не боятся труда. Ввиду того, что чернокожее правительство со времён падения апартеида систематически лишает белых граждан прав на достойно оплачиваемый квалифицированный труд, они берутся за любую предложенную работу, качество которой остаётся на высоком уровне. Должности же, требующие специальной подготовки, знаний, определённого уровня квалификации, всё чаще и чаще занимают неквалифицированные чернокожие африканцы.

Коренные африканцы, нужно признать, не самая интеллектуально развитая раса на земле. Но это не упрёк и не попытка дискриминировать их, это всего лишь констатация факта. Люди, с момента появления Homo Sapiens и вплоть до XVI века (когда начала колонизация Африки), живущие традиционным укладом жизни, который практически не менялся за всю историю существования африканского континента, не могут в одночасье добровольно совершить скачок в развитии.

А вот европеоиды прошли не один этап развития прежде чем достичь того уровня, на котором мы находимся сейчас. У африканцев не было условий для постепенной эволюции сознания. Поэтому с момента прихода европейских колонизаторов в Африку, её обитателям пришлось автоматически принимать абсолютно не свойственный им уклад жизни. Формально они это сделали, и даже успешно, но внутренние традиционные установки не поменялись. И упрекать их за это было бы несправедливо.

Однако белые никогда и не требовали от аборигенов мгновенных изменений, ведь на протяжении всей истории колонизации чернокожим жителям была предложена работа посильная для них, отвечающая их физическим и интеллектуальным возможностям...

Сегодня ситуация с рабочими местами выглядит двойственной, как, впрочем, и всё, что касается черно-белого вопроса. С одной стороны, внедрив политику BEE (Black Empowerment Economy), которая как раз и заключается в предоставлении чернокожим гражданам ЮАР лучших рабочих мест с хорошей оплатой труда, в прошлом «угнетённые» получили многие привилегии после окончания учебных заведений, и, как результат, более высокий уровень жизни. С другой стороны, уровень образования в ЮАР вынужден был снизиться на законодательном уровне в связи с тем, что африканцы не способны усваивать материал настолько хорошо, чтобы сдать экзамены. Кстати говоря, качество образования в ЮАР во времена апартеида было одним из самых высоких в мире.

Возвращаясь к теме, хотелось бы подчеркнуть, что дело не в плохой системе образования, или недостатке кадров, а в природных способностях. Африканцы, несомненно, обладают другими врождёнными данными, например, они удивительно пластичны, сама природа создала их для танцев и музыки – почти у всех отменный слух и мягкие голоса. Но чтобы достичь необходимой статистики в уровне грамотности и образованности населения, школам и университетам пришлось именно снизить стандарты, чтобы чернокожие студенты смогли беспрепятственно сдать необходимый минимум. Соответственно, специалисты выходят из университетов вовсе не того уровня, который необходим для получения высокой должности. Но они, тем не менее, получают эти должности по закону...

Таким образом, правительство ЮАР дискриминирует белое население в следующей последовательности: при найме на любую должность в государственном секторе преимуществом будет пользоваться сначала чернокожий мужчина, потом чернокожая женщина (оба – как бывшие угнетённые по расовому признаку), затем белая женщина (как бывшая угнетённая по половому признаку), и только потом рассматривают кандидатуру белого мужчины.

Из-за подобной абсурдной системы большинство белых в стране работают больше на себя, а не на государство — чаще всего молодые люди наследуют семейный бизнес или создают свой собственный. Но чтобы открыть средний бизнес необходимо нанять определённое количество чернокожих, а это уже чревато. Обычно их нанимают на основе отзывов людей, у которых кандидат уже когда-то работал. Этот вариант наиболее безопасный.

Неудивительно, что многие белые получают образование и уезжают из страны. За последние 20 лет из ЮАР уехало около 1 млн белых. Те, кто не может позволить высшее образование и иммиграцию, остаются на родине и принимают ситуацию как данность.

Хроники кошмара

Помимо дискриминации в сфере занятости белые жители ЮАР подвергаются физическому насилию. Сложно сказать, растёт ли рост насилия только из-за расы, или же причины этому имеют иной характер. Есть два противоположных мнения, которых придерживаются сами африканеры.

Первое гласит, что в ЮАР сегодня процветает преступность по расовому признаку. Приверженцы этой позиции считают, и не безосновательно, что чернокожие африканцы часто нападают без всякой жажды материальной наживы, и делают это, скорее, чтобы отомстить за колониальное прошлое. Разумное зерно в этом есть, и вот почему. По статистике взломы домов и убийства их хозяев не всегда сопровождаются кражей вещей и денег. Зато, за редким исключением, убийства белых сопровождаются жестокими пытками. Зачем пытать человека, чтобы потом, после его убийства, украсть ценные вещи из дома? Не проще ли выбрать время, и в отсутствие хозяев ограбить дом? Или уж сразу застрелить их и унести все, что нужно?

Существует специальный проект, посвящённый статистике убийств, изнасилований и пыток всех белых за последние несколько лет. Данные собираются скрупулёзно со всех провинций страны. Новости обновляются ежедневно. За этим лично следит автор проекта (www.sunettebridges.co.za). И вот что мы имеем на сегодняшний день: если дом взломала банда, то у его обитателей почти нет шансов выжить. Это касается и женщин, и мужчин. Причём, участь и у тех и у других не завидная. Женщины и девочки 95% будут подвергнуты изнасилованию, в том числе групповому. Если они выживут, то те же 95% гарантируют им ВИЧ или СПИД, которыми почти поголовно заражены чернокожие африканцы.

Возраст женщины для чернокожего не имеет значения, насилию подвергаются особи женского пола от 8 месяцев и до 90 лет и старше. Описание пыток – не самая приятная вещь, поэтому скажу лишь, что в ход идут разные «инструменты» – от деревянных палок до кипятка или раскаленного утюга. По свидетельству жертв, женщин часто насилуют на глазах мужей, сыновей и братьев, а потом на их же глазах убивают. Последним убивают мужчину – чтобы успел посмотреть на смерть семьи...

Вот почему на сегодняшний день большинство белых уверено, что в стране процветает самый настоящий геноцид. По данным международной организации Genocide Watch (www.genocidewatch.org), возглавляемой Доктором Грегори Стэнтоном, уровень геноцида в ЮАР по соответствующей шкале стоит на отметках 6 и 8. Шестой уровень идентифицируется как подготовительная стадия геноцида, а седьмой – стадия истребления. Восьмая стадия не требует комментариев. К слову сказать, г-н Стэнтон когда-то был участником движения, направленного на борьбу с апартеидом.

Большая доля убийств белых приходится на фермеров – людей, благодаря которым страна имеет первоклассную молочную продукцию, мясо, свежие фрукты и другие продукты питания. С 1994 года в ЮАР от рук чернокожих погибли около 4.000 белых фермеров. Эта цифра ещё не включает тех, кто сумел выжить...

Есть и другая позиция, согласно которой о геноциде говорить нет смысла, потому что всё то же самое происходит и в среде чернокожего населения: такой же уровень насилия, те же пытки. Просто чернокожих в стране 44 миллиона против менее 4 миллионов белых. И подобный образ жизни у первых – закономерность. Тем более, кто будет считать убитых чёрных, да ещё и вести статистику? Это не нужно, в первую очередь, самим чернокожим африканцам. Жизнь человека не является для них ценностью, смерть для них – в порядке вещей, даже если она является насильственной...

Инструкция по выживанию

Со стороны может показаться, что жить в подобных условиях просто невыносимо, но потомки отважных буров уже больше двадцати лет соблюдают правила, которые хоть как-то помогают обезопасить их жизнь. Любому иностранцу, впервые приехавшему в ЮАР, эти правила будут озвучены. Но нужно иметь здравый смысл и понимать, что никакие правила не являются гарантией того, что ночью можно спать спокойно. Рекомендации следующие.

Не носить с собой наличные, не выкладывать на виду (в том числе и дома) электронную технику. Что касается охраны жизни и здоровья, то женщинам лучше не носить блестящие украшения, иначе можно остаться без ушей, не сидеть в машине с открытой дверью, на шоссе стараться не опускать стекла автомобильных окон, самое главное — НИКОГДА, НИ ПРИКАКИХ УСЛОВИЯХ не останавливаться на дороге в ответ на сигнал подвезти. Ещё советуют не останавливаться на красный свет в больших городах, если вокруг слишком много болтающихся чернокожих – могут разбить стекла машины, выпихнуть из неё всех пассажиров и угнать авто. Хорошо, если обойдётся без жертв. Был случай, когда из машины попросили выйти беременную женщину, а когда она вышла, выстрелили ей в живот.

Дома белых все сплошь и рядом имеют решётки на окнах. Более того, имеется и кованная железная дверь-сетка, которая ставится снаружи обычной деревянной двери. На мой наивный вопрос: не лучше ли поставить дверь цельнолитую металлическую, ответа не последовало — действительно, нет смысла ставить дорогую дверь, если в дом можно попасть, просто разбив окна, снеся имеющиеся на них решетки. Те, кто может себе позволить, устанавливают в доме сигнализацию. Удовольствие это дорогое, сама установка стоит примерно 20.000 рандов, то есть примерно 80.000 рублей.

На окраинах Йоханнесбурга и Претории дома белых жителей обнесены высокими заборами с электротоком. Состоятельные граждане стараются приобретать жильё в специальных комплексах, которые охраняются. Жить в них действительно безопаснее, но мало, кто может себе позволить такую роскошь.

Апартеид наоборо т

Все белые южноафриканцы знают, что не следует приближаться к тауншипам – поселениям чернокожих, в основном около больших городов. В пример хочу привести один из красивейших городов мира Кейптаун. Город расположен у подножия Столовой горы на берегу Атлантического океана. Красота природы и уютная капско-голландская архитектура соседствуют с грязными серыми тауншипами, где рождаются и вырастают чернокожие преступники. Постройки, которые сложно назвать домами, сооружаются из коробок, ржавых металлических листов, полусгнивших досок и других отходных строительных материалов. Крышей часто служат плёнки, по виду напоминающие разорванные черные мешки для мусора, придавленные камнями, чтобы в случае ветреной погоды их не снесло. Канализации в тауншипах нет, соответственно, повсюду тотальная антисанитария. Так живут тысячи чернокожих.

Белые в Кейптауне и окрестностях живут совсем по — другому. Частные дома с садом и бассейном, или винодельческие и другие фермы – вот излюбленное жилище голландских потомков провинции Западный Кейп. Но это самая «белая» провинция ЮАР, где люди действительно могут себе это позволить, занимаясь виноделием, цветоводством и сельским хозяйством. Заработали. Построили. Наслаждаются… до тех пор, пока чернокожие не трогают. А часто им очень хочется прибрать к рукам то, что нажили честным трудом белые.

Увы, более или менее обеспеченную жизнь могут себе позволить совсем не многие белые. Множество белых южноафриканцев живут на уровне чернокожих, а то и хуже. Невозможность найти работу кончается тем, что люди фактически оказываются на улице и живут в постройках, подобных тауншипам. Существует благотворительный проект, который посредством Facebook привлекает помощь со стороны для белых людей, оказавшихся в бедственном положении. Проект называется Vriende van Nehemia, что в переводе с языка африкаанс означает «Друзья из Негемии». Цель проекта – найти не просто гуманитарную помощь в виде продуктов питания и одежды, но и научить этих людей заново бороться за жизнь, ведь многие из них, потеряв надежду, просто перестают что-либо делать. Непосредственная гуманитарная помощь необходима, но зачастую она превращает людей в безамбициозных существ, которые привыкают к постоянно приходящей помощи и считают, что сами со своей проблемой не справятся.

Волонтёры обучают нуждающихся белых разным ремёслам, которые позволяют им зарабатывать хоть какие-то деньги. Но для более успешного развития самому проекту также не хватает финансирования. Правящая в стране партия АНК (Африканский Национальный Конгресс) отказывается помогать неимущим африканерам, в то время как многие их чернокожие сограждане получают от правительства шикарные автомобили почти бесплатно. Стоит внимательно присмотреться на дорогах ЮАР к водителям новеньких иномарок – 90% из них это чернокожие южноафриканцы...

Надо сказать, африканеры – народ дружный и отзывчивый. Из тех, кого я знаю лично, многие помогали соседям, оказавшимся в какой-то момент без средств к существованию – отдавали одежду, покупали на свои деньги продукты питания. Безвозмездно.

Так почему же африканеры оказались в таком положении? Есть версия, что происходящие в стране события – это ответная реакция на апартеид. Среди чернокожих, в первую очередь, из молодёжной лиги партии Африканский Национальный Конгресс, весьма распространена песня «Kill the Boer» («Убей Бура»). Считается, что первым её начал петь в свое время Нельсон Мандела. На youtube есть видео, на котором можно видеть Манделу и его соратников-коммунистов, хором напевающих эту песню (http://www.youtube.com/watch?v=fcOXqFQw2hc).

Возникает закономерный вопрос: как человек, желающий демократии, может петь песни расистского характера? Ответ один: Мандела хотел ЛИШЬ ЧЁРНОЙ ДЕМОКРАТИИ, а не всеобщей, а значит, был за апартеид при власти чернокожих. Власти утверждают, что буры отняли землю у народа и теперь платят за это жизнью. По словам членов партии АНК земля Южной Африки всегда принадлежала их предкам, и теперь они хотят получить её обратно как законные наследники. А так как сейчас ею владеют белые фермеры, то единственный способ отомстить за такую несправедливость – это убить их.

Но, во-первых, предки современных чернокожих, как уже говорилось ранее, были такими же «чужаками» в ЮАР, как и белые. Во-вторых, зачем им земля, с которой они ничего не делали до прихода белых, и не делают до сих пор, даже если она у них есть? Ответ: не зачем! Просто хочется власти. Абсолютной. Месть за апартеид – просто прикрытие, хотя многие до сих пор верят, что при апартеиде их предкам жилось плохо, хотя это не так. Но реалии апартеида – тема отдельной статьи.

Южноафриканское правительство в лице лидирующей партии АНК и недавно переизбранного президента Джейкоба Зумы отрицают геноцид белых, утверждая, что атаки на фермеров – обычный криминал. Но наводит на размышления тот факт, что власти перестали вести статистику подобным преступлениям. Это говорит о том, что реальное количество убитых и пострадавших белых гораздо выше, чем официально названные цифры.

Основатель организации Genocide Watch Доктор Стэнтон считает, что убийства фермеров отнюдь не случайны хотя бы из-за невероятно жестоких пыток, которые применяют к ним чернокожие. Подобные пытки с целью ограбить дом – исключение из правила. Но в ЮАР такие «исключения» случаются чуть ли не каждый день. А это уже, можно сказать, система. Кстати говоря, ООН определяет геноцид как «преднамеренное, систематическое разрушение полностью или частично этнической, расовой, религиозной или национальной группы».

«Мы пока не знаем, кто планирует эти убийства, но мы просим международного расследования, чтобы узнать, кто за этим стоит», — говорит г-н Стэнтон. Изучая вопрос геноцида в мире уже несколько десятилетий, Грегори Стэнтон пришел к выводу, что происходящее сейчас в ЮАР уже имело место быть и в других странах. То же самое было в Бурунди и Руанде. Подобное совсем недавно произошло в Зимбабве. Кстати говоря, от режима в Зимбабве пострадали не только белые, у которых отняли фермы, но и сами чернокожие. Последним пришлось искать прибежище и работу в соседних странах, в том числе и в ЮАР. Я лично знаю двух выходцев из Зимбабве, которые довольно успешно нашли работу в Южной Африке в городке под названием Мтунзини. Оба работают в местном буш-пабе (Bush Pub) Трудятся, как все и благодарны за то, что хоть как-то могут помогать своим семьям, оставшимся на родине.

Что касается ЮАР, то в Genocide Watch уверены, что все жестокие преступления чётко спланированы, и что за этим стоит какая-то экстремистская группировка. В этом утверждении есть логика. Если поехать в глубинку Южной Африки, в места, которые расположены очень далеко от поселений белых людей, то люди там живут своей жизнью – истинно африканской. У них нет машин, нет телефонов, нет телевидения. При виде белого человека смотрят с одной стороны с тревогой в глазах, с другой с интересом – не часто, оказывается, белые захаживают сюда. Один из близких мне людей рассказывал, как по долгу службы ездил в подобное место для геодезических расчётов – чтоб провести электричество в дома. Когда местные об этом узнали (через переводчика), радости их не было предела. Женщины стали петь хвалебные песни на своем языке, предлагать еду в знак благодарности. Эти люди говорили, что появление белого человека в их краях – добрый знак, сулящий хорошие изменения в жизни.

Прыжок Пантеры

Несмотря на все происходящее, этот случай несколько меняет представление о чернокожих людях в Африке и их отношении к белым. И можно быть уверенным, что таких случаев немало. Тогда получается, что жестокие нападения на белых и ненависть по отношению к ним – удел определённой группы людей. А раз есть исполнители, значит, есть и заказчики.

Многие африканеры считают, что за массовым истреблением белых в ЮАР стоит Партия Чёрная Пантера (Black Panther Party). На сайте ФБР она значится как «экстремистская организация чернокожих людей, основанная в Оклэнде (Калифорния) в 1966 году». Но её деятельность была направлена против империализма и на борьбу за гражданские права чёрных американцев. И никаких насильственных методов борьбы с их стороны не наблюдалось.

Противоречие? Нет, просто существует другая организация с похожим названием — Партия Новая Чёрная Пантера (New Black Panther Party), возникшая в 1989 году в Далласе (Техас). Эти два названия часто путают, принимают за одну организацию, хотя партия Новая Чёрная Пантера не является прямым преемником Пантеры 60-х годов. Это подтверждает сам основатель шестидесятников Доктор Хьюи П. Ньютон. В открытом письме «Партии Новая Чёрная Пантера не существует» он пишет, что Новые Пантеры не имеют права претендовать на подобное название, так как это незаконно. Более того, их цели абсолютно противоположны тем, что были у первоначальной Партии.

Основополагающим принципом Партии Чёрная Пантера было, выражаясь словами Че Гевара, утверждение «настоящий революционер движим огромным чувством любви», и, кроме этого, деятельность её была основана на любви к чёрным, а не на ненависти к белым». А Новые Пантеры – это самозваные лидеры, применяющие насилие по отношению к белым именно из ненависти к ним...

Идея создания Новых Пантер принадлежала Майклу МакГи – олдермену из Милуоки, который в 1987 году угрожал срывать все события, организованные белыми американцами, до тех пор, пока не будет увеличено количество рабочих мест для чернокожих. Именно тогда он заявил о своем намерении создать Новую Чёрную Пантеру. Если дать краткую характеристику её идеологии, то в основном она сводится к национализму чернокожих граждан США, социализму, пан-африканизму, превосходству негроидной расы над остальными и анти-империализму. На эмблеме организации изображена черная пантера на фоне африканского континента. Надпись гласит: «Партия Новая Чёрная Пантера – свобода или смерть». В настоящее время главой Партии является Нашим Нзинга.

The New American сообщает, что Новые Пантеры не раз бывали на африканском континенте. В частности, они гордятся своей «исторической» поездкой в Зимбабве и Южную Африку. В конференции, транслируемой онлайн, члены Партии проговорились о своем замысле полностью истребить южноафриканцев европейского происхождения. Участники конференции утверждали, что они «поднимут чёрную армию», организуют военное обучение, буду тесно сотрудничать с теми, кто уже убивал белых и, наконец, станут требовать ещё больше убийств на расовой почве...

Ещё не вечер?

Сегодня правозащитники пытаются привлечь внимание стран Европы, Америки, а также Австралии и Новой Зеландии к проблеме преступности на расовой почве в ЮАР. Одним из способов помочь белым является принятие их за рубежом и признание за ними статуса беженцев. Но проблема в том, что массовая иммиграция 4 млн южноафриканцев невозможна! Например, в США существует квота для африканцев. К сожалению, несмотря на то, что в африканерах течет европейская кровь, они попадают именно под эту квоту. Более того, аналитики считают, что разрешение на иммиграцию белых может подорвать статус покойного ныне Нельсона Манделы, что развеет миф о нём и АНК как о "борцах за свободу и справедливость».

В 2010 году марш-протест против геноцида белых в ЮАР прошёл в Швеции. Радио The Right Perspective сообщило: участники марша считают, что «больше нельзя сидеть и ничего не делать, ведь то, что происходит сейчас в ЮАР, может случиться в будущем с нами». В 2012 году был организован протест в Лос-Анджелесе и еще в 15-ти штатах США. Листовки с информацией о геноциде в ЮАР раздавались всем случайным прохожим. Организаторы протеста были приятно удивлены отзывчивостью людей и их желанием поддержать африканеров.

В самой Южной Африке африканеры воплотили в жизнь проект под названием Красный Октябрь (www.redoctober.co.za). Проект призван повысить осведомлённость сограждан, а также мировой общественности о высоком уровне расовых преступлений против национальных меньшинств страны. 21 марта 2014 года участники акции выпустили в небо десятки красных воздушных шаров в ознаменование единства меньшинств в борьбе против расовой дискриминации и геноцида...

Проблема массовых убийств белых в ЮАР долго замалчивалась, а представителям белого меньшинства не удавалось привлечь к ней внимание других стран. Хочется верить, что ситуация начала меняться в лучшую сторону, и, что потомков буров, наконец-то, услышит мир. И пусть статус титулованного «борца за свободу» Нельсона Манделы пострадает, зато африканеры – этот уникальный в этническом и культурном плане народ — сохранится, чтобы передать богатые культурные традиции своим будущим поколениям.

Валерия Вестэйзен, специально для «Польского приказа»

Иммиграция в ЮАР имеет ряд преимуществ. При наличии огромного количества препон переехать сюда на ПМЖ гораздо проще, чем, например, в США. Будучи профессионалом, наш соотечественник относительно легко может получить здесь работу по специальности. При этом в Южной Африке достаточно низкие цены на жилье и питание по сравнению с Европой и Америкой.

8/6/2002

Население к выходцам из бывшего СССР относится дружелюбно, на них не смотрят, как на людей второго сорта, что нередко случается в западных странах. В ЮАР прекрасный климат и удивительной красоты природа. Кроме того, здесь широкий простор для ведения бизнеса.

При всем этом процесс иммиграции в Южную Африку в настоящее время достаточно сложен. Предлагаем вниманию читателей обсуждение иммиграционных вопросов, которое проходило на форуме сайта ЮАР.ru.

«В свое время я мечтал поехать в ЮАР на ПМЖ. Мечты своей не оставил и сейчас. Но слышал, что теперь белые оттуда бегут. Правда ли это?»

«Еще как быстро. Но так же быстро возвращаются. Пожив в комфортабельных стойлах американской демократии, бегут назад, в когда-то (и еще до сих пор отчасти) либеральное общество. Они мирятся с тем, как там постепенно строят такие же комфортабельные стойла, но уже замешанные на чуждой культурной среде».

«Разочаровавшись в прелестях американской, канадской и австралийской жизни, многие возвращаются – принцип «там хорошо, где нас нет». Того уровня, как в ЮАР, никто себе создать за границей не может. Все познается в сравнении».

«Так стоит ли перебираться в Южную Африку на ПМЖ?»

«Смотря откуда и смотря чего ждать... К тому же процедура получения гражданства для белого человека весьма хлопотная».

«Я бы советовал сначала поработать здесь по контракту хотя бы год, если такая возможность есть. Тогда и решите сами».

«Если нет денег или какой-то серьезной профессии – не стоит! Оптимальный вариант для иммигранта – открытие своего бизнеса (зарплаты в ЮАР низкие)».

«ЮАР, конечно, не является тихой, сонной и благополучной страной, вроде Швейцарии, где неуплата налогов считается хуже убийства. Если вы это ищете, то сюда ехать не надо. Но здесь классный климат, потрясающая природа и прекрасная экология».

«В местном МВД работают разные люди, поэтому всегда можно наладить отношения с чиновниками. Я раз пять продлевал и получал всякие визы для семьи. Проблемы возникли один раз, и то быстро разрешились. Такой бюрократии, как на родине, в ЮАР я не встречал. Тебя уважают как человека и как работника, который на свои налоги содержит правительственных чиновников, а не наоборот».

«Попасть в ЮАР на данном этапе очень сложно. Ни на чью материальную помощь практически нельзя рассчитывать, только на себя. Но если ты классный специалист в нужной области, то все-таки устроиться можно. Главное – не питать иллюзий и быть готовым к трудностям и длительному процессу поиска работы».

«Если вам просто хочется уехать из любимой родины, то есть много стран, которые дают иммигрантам всякие пособия, помогают с трудоустройством. ЮАР не из этого списка. Здесь ты сам по себе. Хорошо только, что климат теплый и бананы дешевые (с голоду не помрешь). Для специалистов в других развитых странах зарплаты на порядок выше. Ну, а если все-таки хотите жить и работать именно в ЮАР, то цель должна быть вполне определенной, иначе овчинка выделки не стоит. Устроиться на работу с хорошей специальностью можно, но не ожидайте золотых гор. 2.000 баксов в месяц в рандовом эквиваленте минус налоги – это для ЮАР огромная зарплата».

«Какие существуют легальные способы переехать на жительство в Южную Африку?»

«В ЮАР нет иммиграционной квоты, как, например, в Канаде или в Австралии. Поэтому попасть сюда очень и очень трудно. Реально это возможно только по четырем каналам:

1. Женитьба или замужество. Способ не для ленивых и нервных. Home Affairs замучит до потери либидо. Я знал несколько таких пар. Все они начинали дергаться при упоминании этой службы, возглавляемой зулусским принцем. При мне правила ужесточились: взнос увеличился до 5.000 рандов, и его перестали возвращать при вынесении положительного решения. Сам процесс рассмотрения растянулся до трех лет.

2. Воссоединение семей. То же самое.

3. ПМЖ через рабочую визу. С этим легче, но не для всех. Программист, ученый, крутой инженер – пожалуйста. Вот только трудно найти среди них таких, которые в Африку поедут. Их и в Америке ждут и, в отличие от ЮАР, даже подманивают. Да не введет вас в заблуждение jobseeker"s permit, который фигурирует в посольских документах. Этот тип визы предназначен по идее для тех, кого фирма вызывает на интервью еще до подписания контракта. В реальности этот тип визы практически не используется. Препон почти столько же, сколько для work permit, а толку никакого: все равно потом надо будет оформлять разрешение на работу.

4. Бизнес-иммиграция, при условии инвестирования экономики ЮАР. От одного начальника из Home Affairs слышал еще такую формулировку: self-sustained. На то время (1998 год) надо было иметь два миллиона рандов. Это вариант для желающих просто поселиться в Южной Африке, например, выйдя на пенсию».

«Можно ли в ЮАР получить статус беженца?»

«Я знаю некоторых беженцев, они по этому статусу живут уже много лет. Получить ПМЖ с таким статусом крайне трудно, и занимает долгие годы, но, например, недавно я прочитал в газете, что большую часть беженцев легализовали. Конечно, со статусом беженца работу по специальности вы себе без знания языка не найдете, но и голодать не будете.

Можно работать официантом в ресторане, водителем – я знаю многих, кто этим занимается без особого знания языка. Роскошной жизни не будет, но на питание хватит вполне. Все русские, которые сюда приехали разными способами и которых я знаю, как-то устроились, и многие весьма неплохо. Никто не голодает. Государственных программ по поддержке беженцев нет. Ну и что? Больше стимулов к выживанию: хочешь жить – умей вертеться».

«Можно ли приехать в ЮАР летом на заработки?»

«Как вы себе это представляете? Я имею в виду, как получить визу, долететь и т.п.? Поработать нелегально на каникулах в Южной Африке почти невозможно. Рынок рабочей силы здесь весьма специфический, и платят на порядок меньше, чем в Европе».

«ЮАР – не страна для летних заработков. Всю неквалифицированную работу (ну, скажем, на 95%) выполняет чернокожее население. Платят за нее гроши. А получить разрешение на работу в ЮАР очень трудно, хлопотно и долго, приехать по гостевой визе – маловероятно. Средний заработок официанта – $350-400 в месяц, хотя в некоторых шикарных ресторанах можно заработать и до $800. Но, во-первых, нужно знание английского на определенном уровне, а во-вторых, опыт работы официантом высокой квалификации. Ну и, как вы сами понимаете, нелегальная работа в Южной Африке наказывается».

«Я бы посоветовал поискать такую работу в Европе, если уж так хочется за кордоном работать. Зачем же так далеко ехать?! Один билет сюда по минимуму будет $750 стоить».

«Какие в ЮАР условия для бизнеса?»

«Предприниматели, для вас здесь – поле непаханое. Дерзайте. Хороший сервис плюс конкурентоспособные цены – и вы на коне. Ведь большинство предприятий здесь из-за лени работает не на обороте, а на высоких прибылях. А страшных указов не бойтесь. Они ведь, в основном, только на бумаге».

«Пусть вас не пугают страшные заявления правительства ЮАР. Мы тут таких заявлений слышали мно-о-ого! Но между законом и его воплощением в жизнь в этой стране две большие разницы. Парламент штампует законы пачками. Ну и что? Они ведь не задумываются, каким образом и на какие средства воплощать их в жизнь. А средств-то у них нет. Я считаю, что ЮАР – это не страна для работы на дядю (низкие зарплаты, восстановление справедливости, консерватизм работодателей).

У иммигранта здесь только одно будущее – свой бизнес. В этом плане открываются практически неограниченные возможности: уровень сервиса постоянно падает, полный бардак и коррупция в госсекторе (а на этом, как известно, делаются деньги), неуклюжее налоговое законодательство и еще более неуклюжий сбор налогов. Плюс традиционная лень южноафриканцев».

Южно-Африканская Республика. Демо-версия для туристов из России Згерский Иван

Русские в ЮАР

Русские в ЮАР

Сколько их? Никто не знает. По данным консульства России в Кейптауне зарегистрировано около 300 граждан России. В Йоханнесбурге намного больше. Регистрируются, конечно, далеко не все. Распоясались с демократией, и сосчитать народ нереально. Вокруг православной церкви собирается, возможно, до тысячи прихожан. Так или иначе, русские друг друга шарахаются, клубов и общин не создают, больше трех не собираются. Почему? Спросите их сами. Обычно получается так: как только собираются русские в группу, начинаются разборки и склоки.

Когда-то русские были здесь в цене. Помогали бурам воевать с англичанами в 1899–1902 годах. Крейсер Аврора заходил в Кейптаун. Потом началась холодная война. Потом - война в Анголе. Официально советские войска в бои с войсками ЮАР не вступали. На самом деле, пересекали границу Намибии и наносили удары. В ответ ЮАРовцы заходили в Анголу, мстили как могли. Были и пленные, и убитые. Захватывалась и техника. Но это - отдельная история. Потом утихли с приходом Горбачева. Тот решил отрезать помощь в борьбе за независимость Намибии, и война как бы сама по себе прекратилась.

Самый знаменитый выходец из России - художник Владимир Тречиков, продавший более 2 миллионов копий своих картин с 1948 года.

Русских было мало. Их всегда почему-то любили. Я вроде бы оказался первым студентом из России в Кейптаунском Университете. Я был нарасхват. Обо мне писали в прессе. Меня просили прийти на вечера, буквально все - от свидетелей Иеговы до АНК. Со мной даже встречался агент из секретной службы ЮАР. Не очень-то секретной, но все же. Теперь их уже нет. Агент, наверное, на пенсии. Я стал гидом по стране. Считается, что я знаю ЮАР лучше, чем многие местные жители. Вполне возможно. Я нашел тут родину. В юношестве говорил себе - Ubi Bene Ibi Patria . Означает - Где хорошо, там и Родина . Какая-то проститутская идея, но я нигде не чувствовал себя так хорошо, как в ЮАР.

Из книги Большая книга афоризмов автора Душенко Константин Васильевич

Россия и русские См. также «Западники, славянофилы и почвенники», «Русская история», «Эмиграция» Россия - страна фасадов. Астольф де Кюстин Россия: сотни миль полей и по вечерам балет. Алан Хакни Россия - это историческая родина инородцев. Акрам Муртазаев Земля наша

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЯК) автора БСЭ

Из книги Сибирь. Путеводитель автора Юдин Александр Васильевич

Из книги 100 великих театров мира автора Смолина Капитолина Антоновна

Из книги Крылатые слова автора Максимов Сергей Васильевич

Из книги 100 великих рекордов авиации и космонавтики автора Зигуненко Станислав Николаевич

Русские идут Дальнейшая история заселения и освоения Сибири русскими связана с легендарным Ермаком. В грамоте 1582 г. Иван Грозный констатировал, что Ермак со своей дружиной «ссорил нас с Ногайскою Ордою, послов ногайских на Волге на перевозах побивал <…> и нашим людям

Из книги Географические открытия автора Хворостухина Светлана Александровна

Русские сезоны „Русские сезоны“ - ежегодные театральные выступления русской оперы и балета в начале XX века в Париже (с 1906 года), в Лондоне (с 1912 года) и других городах Европы и США. „Сезоны“ были организованы Сергеем Павловичем Дягилевым (1872–1929).С. П. Дягилев - русский

Из книги Энциклопедия крупнейших городов Америки автора Коробач Лариса Ростиславовна

Из книги 8000 рыбацких советов от знатока автора Горяйнов Алексей Георгиевич

Русские идеи Так на практике была доказана справедливость расчетов выдающегося русского ученого К. Э. Циолковского. Еще в 80-е годы XIX века, когда во всем мире только начали строить небольшие управляемые аэростаты, он научно доказал возможность и целесообразность

Из книги Южно-Африканская Республика. Демо-версия для туристов из России автора Згерский Иван

Русские первопроходцы Русского царя Петра I давно уже мучил вопрос о том, соединяется ли Азиатский материк с Америкой. И однажды он повелел снарядить экспедицию, главой которой назначил иноземного мореплавателя Витуса Беринга. Помощником же руководителя морского

Из книги автора

Русские в Антарктиде Впервые русская научная экспедиция в Антарктиду была организована в 1956 году. Еще в начале 30-х годов XX века в СССР планировалась экспедиция на далекий материк. Тогда ее руководителями должны были стать географы Рудольф Самойлович, в 1928 году

Из книги автора

Русские бостонцы В Бостоне очень много русскоговорящего населения и его вполне можно назвать русским городом. Когда идешь по Бостону, создается впечатление, что каждый второй житель говорит по-русски и выражение лица чисто русское.Исторически так сложилось, что Бостон

Из книги автора

Русские в Лос Анджелесе Лос-Анджелес – один из крупных центров проживания русскоязычных иммигрантов в Америке. Выходцы из бывшего СССР проживают практически во всех районах и предместьях Лос-Анджелеса.Самое большая численность «русскоговорящих» жителей во входящем в

Из книги автора

Из книги автора

Русские в ЮАР Сколько их? Никто не знает. По данным консульства России в Кейптауне зарегистрировано около 300 граждан России. В Йоханнесбурге намного больше. Регистрируются, конечно, далеко не все. Распоясались с демократией, и сосчитать народ нереально. Вокруг

Летели мы «Турецкими авиалиниями» из Кишинева, так как получалось гораздо дешевле чем лететь из Одессы. Билеты, конечно, было взять целая проблема, но нерешаемых вопросов не бывает. Потому на руках у нас оказались билеты общей стоимостью 1800 долларов. Причем выгоднее билеты было брать в две стороны, так как в одну сторону стоимость практически та же самая.

Летели по маршруту Кишинев-Стамбул-Йоханнесбург. Получалось так, что в Стамбуле мы провели ночь и день. На Йоханнесбург самолет вылетал в 23:45.В гостинице с нами произошла забавная ситуация. Мы сидели в холле гостиницы (ночлег и завтрак входили в стоимость билета) и ждали автобуса в аэропорт. Случайно познакомились с ЮАРовцами которые тоже ждали автобуса.

Естественно, я не выдержала и заговорила с ними. Я им сказала, что иммигрирую в ЮАР (про себя подумала, какая реакция будет на наш, так сказать поступок). И что, вы думаете, они сказали?.. Они мне просто и четко сказали, что страна прекрасная и жить в ней прекрасно, при условии что есть работа. К моему удивлению, они очень хорошо описали свою страну. Единственное что посоветовали — ехать не в Йоханнесбург, а в какой-нибудь другой город.

Аэропорт в Стамбуле огромный, поэтому мы не стали медлить с оформлением багажа. Вообще нам положено было 60 кг всего, но у нас было 160 кг. Как мы прошли с этим весом, я не могу понять. Ну, в общем, пронесло.

Летели всю ночь. Я летела первый раз на самолете, поэтому все было не привычно и немного страшно. Девочка, старшая, восприняла все, как игру. Ей понравилось, что кормили и дали какие-то наклейки. Для маленького (семь месяцев) дали специальную кроватку. Я была не одна с ребенком: еще две женщины рядом летели из Лондона (почему-то через Стамбул). Первый час малый кричал потом, наверное, привык и успокоился. Всю ночь крутили фильмы американские, но на турецком языке. Сервис, в принципе, был неплохой. Некоторые говорили, что не хуже чем на немецких авиалиниях.

Как и положено, без проблем в 8:45 мы приземлились в аэропорту Йоханнесбурга.

Гостиница

Конечно, с приземлением в ЮАР начались уже житейские проблемы. Здесь мы поняли, что при заключении контракта (на оформление вида на постоянное жительство) надо обязательно обговаривать встречу в аэропорту и устройство на ночлег. В идеальном случае, желательно было бы, чтобы сняли для вас недорогой GUESTHOUSE (на время поиска нормального жилья). Стоит такой guesthouse от 100 до 300 рандов.

В общем, я не буду описывать, как и кто нас встречал, но стало ясно, что в этом плане с нами обошлись очень непорядочно. В начале предложили гостиницу за 200 долларов в сутки, а потом завезли в деревню недалеко от аэропорта стоимостью 300 рандов за ночь.

Пришлось обращаться за помощью к Евгению и Сергею. Ребята приехали за нами с утра и перевезли нас в Формулу 1. Это гостиница с небольшими комнатами, где можно день-два перекантоваться. Конечно, это все неприятно, но, повторяю, это надо все обговаривать заранее и нельзя верить никому, потому что их задача с вас побольше денег выкачать.

Еще надо сказать, что жилье в ЮАР, в основном, сдается с 1 чисел каждого месяца, потому желательно прилет подгадывать за две недели до конца месяца. Думаю, что этого времени достаточно, чтобы найти какое-то жилье плюс пару дней на поиски автомобиля.

Поиск автомобиля

Без машины в ЮАР делать НЕЧЕГО. Автомобиль в ЮАР — это элемент необходимости. Если без зубной щетки, как и без зубов можно обойтись, то без машины вы как… Не могу найти слов.

Вообще, автомобиль здесь — это элемент моды, что ли. Как я поняла, автомобиль здесь покупают люди все равно, как вы покупаете себе любую нужную вещь в магазине. Должно быть красиво, надежно, более или менее экономично.

Парк автомобилей здесь просто сумасшедший. Моим мужем проведена статистика: преобладают, по крайне мере, в Йоханнесбурге BMW третьей модели, в последнем и предпоследнем кузове. Потом наверное Ауди, в основном А4, Тойота и Фольксваген примерно в одинаковой пропорции. Перед отъездом из Одессы, у нас в городе БМВ третьей модели было две штуки, и когда они проезжали все внимательно их рассматривали. Здесь этих машин, как грязи на Куяльнике в Одессе.

Правда, хочу сразу сказать, что мерсов новых маловато. Вообще, мы видели всего два мерса последней модели класса 600. Ну, а, в общем, парк машин здесь очень и очень даже приличный. Преобладает цвет автомобилей, в основном, белый.

В общем, на утро с другом Евгения, Виктором, мой муж уехал за покупкой автомобиля, перед этим внимательно изучив в журнале, что есть на продажу. Выбор сумасшедший. В общем, хотелось купить что-нибудь недорогое и свежее. Проехав пару автосалонов с поддержанными автомобилями, они остановились на том, в котором индусы торговали машинами, которые были забраны банками у неплатежеспособных клиентов.

Остановились они на мерсе 1991 года. С виду вроде нечего, и стоил порядка 45 000 .Сели, проехали — ерунда. Тогда стало ясно, что надо брать поновей и менее престижную. На нашу радость им приглянулась Ауди 500 (по-европейски 100) с дутым кузовом, объем двигателя 2300. Это немаловажно, так как Йоханнесбург находится на высокогорье. Муж нормально разбирается в «Ауди», поэтому машина была протестирована по полной программе (кондиционер, электрозеркала, электростеклоподьемники).

Оставалось только сбить цену. Стоило это удовольствие 49 000 рандов. Индус после небольших уговоров скинул до 45 000, но, в конце концов, уговорили его на 42 000 по курсу доллара. Это где-то 4 500 $ на тот момент.

Оформление автомобиля заняло пять минут. Виктор сразу предупредил, что машину надо застраховать. Делается это очень просто, и опять же благодаря ребятам автомобиль был удачно застрахован. Что интересно, его застраховали даже от хайджека. Стоимость страховки зависит от многих факторов, но, повторяю, желательно её иметь. В общем, проблема с автомобилем была решена и, по-моему, удачно.

Аренда жилья

Это, пожалуй, один из ответственных и тяжелых моментов. Мы начали поиск жилья с того, что объезжали те районы, которые считаются благополучными, и искали таблички с надписями «To Let» и «To Rent».Потом стало ясно, что этот вариант — бесполезный, так как, в лучшем случае, таблички будут, но на них будут красоваться фото агентов по продаже и сдаче жилья. И вообще, в основном жилье здесь на продажу, а не на съём.

Начали ездить по агентствам — там никто никуда не спешит. «Подъезжайте завтра, или оставьте свой телефон», — вот что мы слышали в ответ. Были мы в четырёх агентствах, и только один раз нам позвонили — после того, как мы уже сняли жилье. Стало ясно, что основные предложения по сдаче жилья находятся в газетах. Осталось только звонить (при этом нужен GOOD ENGLISH).

В общем, начали звонить и ездить. Здесь настроение совсем упало, так как дешевого жилья на съем не находили. При этом нам нужно было жилье с мебелью и со всеми другими атрибутами. В общем, получалось так, что в хорошем районе жилье более или менее приличное стоило 4000—5000 рандов без коммунальных услуг + прибавьте сюда еще 1000 рандов. Вот и выходит кругленькая сумма.

Выше шла речь о коттеджах (это небольшой дом при хозяевах основного дома, как бы общий двор, но все въезд и вход отдельные). Много было предложений по «town house», но все, что мы посмотрели, нам совершенно не подошло (ориентировались на сумму 2000—3000 рандов в месяц без коммунальных услуг). Либо вокруг много черных (я люблю черных, не подумайте чего-нибудь плохого), либо ужасное состояние квартиры.

Через несколько дней мы поняли, что надо рассчитывать на 5000 рандов в месяц без мебели. И вот в один из прекрасных дней мы позвонили по объявлению, где нам ответил милый женский голос: «Подъезжайте после 16:00 и посмотрите, что я предлагаю».
Взяв про запас еще кучу вариантов, мы поехали на поиски жилья (да, забыла сказать: обязательно нужна карта города, так как ориентироваться без карты очень сложно. Купить ее можно в любом торговом центре в магазине CNА (http://www.cna.co.za)).

Приехав в 16:00 по указанному адресу (район называется Ferndale), мы вошли во двор, в котором, как обычно, есть сад, бассейн и много зелени. Нас встретила приятная женщина, которая открыла нам коттедж. Мы спросили, есть ли мебель. Она нам сказала, что все есть. При осмотре все оказалось очень даже здорово. Во-первых, все чисто — после ремонта. Во-вторых, в наличии имелась полностью оборудованная кухня (холодильник, микроволновка, плита, современная кухонная мебель), гостиная, две комнаты и два санузла.

Из каждой комнаты выход в сад и к бассейну. Мебель в комнатах вся современная. Шкафы встроенные, телевизор имеется и, естественно, телефон. Мне с мужем очень понравилось. При этом, мы еще не знали, что ко всему этому есть такие мелочи, как посуда в полном ассортименте, постельные принадлежности и, раз в неделю, прислуга. Единственное, чего не хватало, — это стиральной машины, но как позже стало ясно, здесь все стирает и гладит прислуга за 60 рандов в месяц (замена постельного белья один раз в неделю тоже входит в стоимость жилья).

Оставалось выяснить цену. 3500 рандов. Мы подумали, что это без воды и электроэнергии. При любом раскладе мы уже были согласны на съём дома. Но всё-таки я спросила, входит ли в эту стоимость вода и электроэнергия. Хозяйка ответила: «Да» (здесь мы с мужем переглянулись). Я еще переспросила и получила утвердительный ответ. Настроение поднялось сразу. Недолго думая, мы оставили в задаток 1000 рандов и спросили, когда можно будет заехать. Только с 1 декабря. Нам оставалось где-то перекантоваться 10 дней.

В общем, вывод какой? Надо искать, искать, и еще раз искать! Нос не вешать! Варианты всегда есть. Поэтому мы пока очень довольны. Дочь из бассейна не вылезает, район нормальный и относительно не дорогой.

Население

Люди здесь очень приятные и дружелюбные, в том числе и черные. Если кто-то думает, что здесь черные только и мечтают, как отомстить белым за прошлое, то он сильно ошибается. Вообще, у меня такое впечатление, что большинство черных — это нормальные чуть туповатые, но вполне воспитанные (по крайней мере, в общении нет грубости и прочих там …) люди. Их надо просто понять и включится на одну волну. Хотя разговор о тупости черных это тоже спорный вопрос: я встречала многих черных, которые владеют английским, африкаанс и плюс еще родной язык, то есть, как минимум, три языка, и говорят нормально. А много вы знаете своих знакомых, которые владеют тремя языками?

Но, все равно, как мне кажется, им не то что не хватает культуры, а просто они никогда не смогут понять и применить ту культуру, которой владеют европейские цивилизации. Ну, это как сравнивать двух млекопитающих, дельфина и кита: вроде, принадлежат биологически к одной группе и живут в одном океане, но находятся на разных этапах эволюции. Так же и здесь есть различия между белыми здесь и черными. Это мое мнение.

Вот еще одна мелочь которую я подметила. В России и на Украине в больших городах вы, наверняка, все время видите бомжей которые копаются в мусорках. Здесь мусорных контейнеров нет, люди складывают мусор в кулек и вечером перед вывозом мусора вытаскивают их на улицу. В течение дня проезжает мусоровоз и все забирает. Так вот, я не видела, чтоб черные копались в этих кульках. Притом, что очень много нищих. В моем понимании СНГовские люди, в большинстве, живут хуже, чем черные здесь. Просто мы разные «животные», вот и всё, притом, что они стараются подражать белым во всём.

Белые здесь — очень приятные и культурные люди. По сравнению с СНГ, высокая культура вождения: стоит вам вытащить руку из окна вашего авто, вам обязательно уступят и, при этом, улыбнутся. В России такого и близко нет. Люди охотно идут на помощь, когда к ним обращаются. Я не видела ни разу, чтобы кто-то с кем-то ругался публично, как у нас принято встать посреди улицы и кричать друг на друга. А если кто-то не уступит дорогу, так обязательно будет скандал или, в крайнем случае, откроются окна авто, и посыплется мат. Здесь этого нет!

Люди очень общительны. Недавно у нас были буры (муж и жена), мы их угощали украинским очень вкусным борщом и долго общались на разные темы. Общение было открытое и доброжелательное. И вообще, люди идут здесь на контакт охотно.

Хочу сразу сказать: школы здесь хорошие во всех отношениях. Недавно мы встречались с одной русской семьей и общались на тему образования. Они, верно, подметили, что знание математики и физики — это еще не образование. Образование — это культура человека, а не только знания точных наук. А культура здешних школ видна сразу.

Вообще, школа здесь мне видится, как в детстве пионерлагерь. Ну, рассудите сами: архитектура школ — это двух-, одноэтажные здания, которые утопают в зелени, то есть такое ощущение что в лесу находится пионерлагерь. Есть бассейн большой: там проходят уроки физкультуры. Несколько теннисных кортов и, конечно, поле для крикета и регби. Это занимает приличную территорию, но, при этом, очень уютно.

Здесь нет в школах грубости среди учеников и отсутствует хамство учителей. Здесь нет, извините, грязных вонючих туалетов. Здесь нет в школах этого (назову грубым словом) совкового порядка. Мой ребенок ходит в школу с удовольствием, и ему очень нравится. Здесь есть очень интересные предметы, например, EMS. На этих уроках детей учат, как стать капиталистом, как открывать счета в банках, как снимать деньги со счёта и прочие жизненно здесь необходимые вещи. Математику, действительно, дают чуть с запозданием, по сравнению с нашими школами, но, еще раз говорю, это не так страшно. Главное, что мой ребенок впитывает то, что его окружает.

Вообще, мы привыкли ругать всех и вся. Мы говорим, что у них плохое образование. Мы говорим, что у них специалисты плохие или узкопрофильные. Мы говорим постоянно, что они замкнутые люди. И при этом считаем себя умнее. Тогда скажите мне, непонятливой, почему эти люди живут так? Учатся в таких школах? Едят такую еду? Почему они всегда улыбаются и не грубят?

Школы здесь разные: есть африканерские, есть еврейские, но, в основной массе, английского уклона. Есть частные школы, есть государственные. Я была и в той, и в другой. Со стороны разница не заметна. Выбрали мы школу приличную. Во-первых, она недалеко от нас, а, во-вторых, не так много черных (хотя это — не основная причина).

Школы здесь, более или менее, приличные, стоят от 400 до 2500 рандов в месяц. Мы платим 700 рандов. Но это не все. Каждая школа имеет свою форму одежды. Форму надо покупать. Существует несколько видов одежды, как в армии, — летняя и зимняя форма. Все продается в специализированном магазине. Спортивная форма тоже должна быть одинаковой, в том числе и купальный костюм. Мою дочь не пустили в бассейн в другом купальнике, пришлось покупать. Учебники тоже платные. Канцтовары очень дорогие. И, при этом, вы должны всё купить строго по списку, который вам выдадут в школе. В общем, для того чтобы отправить ребенка в школу надо выложить кругленькую сумму.

Сегодня, год спустя после переезда в ЮАР, я работаю по специальности и довольно успешно. По специальности я инженер электрик. Работаю в одной из крупнейших компаний мира, которая называется АВВ. Работу нашла с первого собеседования. При этом, менеджер, который проводил собеседование, все время говорил, что он восхищен моим образованием и знанием английского языка.
Естественно купила себе машину, так как без машины невозможно здесь жить. Езжу пока на простой АУДИ А-4 1999 года (авант). Снимаем пока небольшой домик 100 метров квадратных. Дом отдельный в хорошем районе. Имею полное медицинское страхование для все семьи самой лучшей ЮАРовской компании. К сожалению, приходилось сталкиваться (ребенок болел), но всё было на наивысшем уровне. Про сервис говорить не буду, но то, что вокруг меня круглые сутки бегали врачи с медсестрами это факт.

Муж пока не работает, но и на месте не сидит. Хотя моя компания приглашала его к себе на работу, он пока отказывается. Год назад Муж вообще не владел английским. На сегодня он легко общается на бытовые темы. Дочь ходит в частную школу. Очень довольна школой и ходит туда с большим удовольствием. Ее английский тоже уже на достаточно хорошем уровне. Сын сидит дома с прислугой. Прислуга — черная. Приходит каждый день вылизывает весь дом заодно и смотрит за сыном. Малый привык к ней, и мы привыкли к ней.


Текст: Ксения Мардина

В первое самостоятельное путешествие в Африку я отправилась в полтора года. В 1991 году мои наивные советские родители привезли меня в Шереметьево и посадили на самолёт до Аддис-Абебы. Там в тот момент работали мои бабушка с дедушкой. Семья решила, что начало девяностых будет спокойнее провести в тропических зарослях российского посольства в Эфиопии. И, в общем-то, не ошиблись: первые годы моей жизни связаны с катанием на огромных черепахах (которые, как я выяснила позже, оказались не такими уж и большими) и борьбой с обезьянами, которые постоянно пытались украсть мою еду.

При переезде в другую страну ты как бы снова становишься ребёнком, который мало что умеет и почти ничего не знает

Перед следующим визитом в Африку прошло двадцать лет. До этого со мной случились два года жизни в США, четыре школы, журфак МГУ, работа в московских медиа и постоянные командировки от журнала о путешествиях, где я три года проработала редактором. Кроме того, я оказалась на зимовке в Таиланде - с неё всё и началось. С высоким и кудрявым южноафриканцем со смешным именем Фосси я познакомилась в лодке, которая везла меня, мою подругу и пятнадцать моих будущих друзей, которые тогда были просто пьяными незнакомцами, на новогоднюю вечеринку. Южноафриканец, обнимая ведро с водкой и Red Bull, шептал мне что-то про полную луну, пока я требовала вещдоков, подтверждающих его африканское происхождение. Подарив мне зелёную купюру с носорогом, которую я храню до сих пор, Фосси купил мне ведро с Red Bull и поцеловал под обратный отсчёт. Так начался наш роман на расстоянии, который в эпоху до мессенджеров держался целиком на дорогих смс и звонках в скайпе. Полтора года спустя я с одним-единственным чемоданом прибыла в аэропорт имени О. Р. Тамбо города Йоханнесбурга.

О переезде из Москвы я начала думать ещё до эпохальной встречи в лодке. Мне грезилась маленькая квартира на солнечной улице, по которой я по утрам бы ходила за кофе. Эту улицу я пыталась найти в Берлине, где хотела учиться в магистратуре, Тель-Авиве, в который влюбилась с первого взгляда, и в Сиднее, где никогда не была, но где есть хорошие киношколы. Мне давно хотелось сменить письменную журналистику на более универсальную профессию, которая бы позволяла рассказывать истории широкой аудитории, не ограниченной одним языком. С Берлином, Тель-Авивом и Сиднеем не сложилось по разным причинам, но желание заняться чем-то новым на новом месте не пропадало. Поэтому когда Фосси предложил переехать к нему в Йоханнесбург и вместе работать над документальным фильмом, который он снимал в качестве режиссёра, я немедленно согласилась.

За месяц я уволилась из журнала, получила визу на три месяца, устроила феерическую прощальную вечеринку и улетела в Африку во второй раз. Эйфория новизны длилась первые две недели. Довольно быстро выяснилось, что зелёный район, где жил возлюбленный, находится довольно далеко от центра и ещё дальше от моей мечты о солнечной улице и кофе. Передвигаться по городу без машины практически невозможно из-за огромных расстояний и неудобного общественного транспорта. Несмотря на моё хорошее знание языка, постоянно общаться по-английски оказалось намного сложнее, чем я думала. Моё русское чувство юмора принимали за грубость, и заводить новых друзей тоже оказалось не так просто, учитывая, что перый месяц я везде бывала только с бойфрендом.



Большую часть времени я проводила в нашем садике, изучая видеотьюториалы по монтажу. Время от времени я ездила с Фосси по съёмкам и пробовала себя в самых разных ролях - от ассистента режиссёра (читай: человека, который держит отражатель) до продюсера и даже актрисы. Мои наивные ожидания за два месяца превратиться в русскую Софию Копполу, конечно, не оправдались - в фильме, который снимал Фосси, подходящего для меня занятия не нашлось, и мы в основном снимали музыкальные видео для нигерийских поп-групп. Например, однажды я всю ночь просидела в лесу, где три рэпера в шапках танцевали в клубах дыма. В мои обязанности входило на протяжении четырёх часов включать и выключать дымовую машину. Около пяти утра я отрубилась в машине и провалила задание. Навязчивая мелодия из клипа звучала в голове ещё неделю.

Но главная проблема, с которой мне довелось столкнуться, - это я сама. До переезда в Йоханнесбург, где я оказалась без своей успешной карьеры, любимых друзей, поддерживающих меня во всём родителей и родного города, я и не подозревала, что я - это капризный, испорченный ребенок с замашками сноба и признаками нарцисса. Моему терпеливому, любящему бойфренду этот человек предстал во всей красе. При переезде в другую страну ты как бы снова становишься ребёнком, который мало что умеет и почти ничего не знает, - в этом полном обнулении и есть, на мой взгляд, главный смысл этого опыта. Оставшись без привычной социальной опоры, умения шутить смешные шутки и узнавать о лучших новых местах в городе до их открытия, можно узнать, чего ты стоишь на самом деле. Можно посмотреть себе в глаза - посмотреть и офигеть от увиденного. Это первый шаг на пути работы над собой, которая, как я подозреваю, длится всю жизнь.



Ручной сурикат Феликс, пещеры, в которых сохранились следы динозавров, райские уголки Мозамбика - каких только приключений с нами ни случилось


Самым лучшим приключением из всех стал переезд в мой самый любимый город на свете - Кейптаун. За 26 лет своей жизни я была в 40 странах и ещё большем числе городов, но Кейптаун не похож ни на что. Я влюбилась в него с первого взгляда. Горы, с которых скатываются облака, два океана, где в любое время года видно дельфинов и китов, виноградники неимоверной красоты, модные рестораны и культура активного образа жизни - этот город продолжает покорять моё сердце каждый день.

С тех пор как я приняла это решение, всё закрутилось само собой. За один день нашлась чудесная квартира с видом на океан, в которой я живу до сих пор. Соседка позвала на хайк, где я познакомилась со своей будущей лучшей подругой. Друзья начали заводиться как раньше - просто и легко. Бизнес расцвёл, ведь Кейптаун - это центр туризма страны. Моё увлечение бегом достигло пика, когда появилась возможность каждое утро бегать вдоль океана, - полгода спустя я пробежала свой первый полумарафон. Оказалось даже, что я люблю природу, хотя раньше впадала в истерику при виде гусеницы. Теперь я хожу в горы каждые выходные - благо они тут везде, и забраться на пик Львиная Голова можно всего за час, перед завтраком. А улица, по которой я по утрам хожу за кофе, точь-в-точь такая, какой я её себе представляла.







2024 © rus-leto.ru.