Палаты юсуповых. Дворец Юсуповых (Палаты Волковых-Юсуповых) Палаты юсуповых


В шумном и суетном городе среди современных зданий еще сохранились заповедные уголки той древней Москвы с её златоглавыми церквями, пряничными теремами и роскошными дворцами. Только места эти надо знать!

Между Садовым и Бульварным кольцом протянулся Большой Харитоньевский переулок, получивший свое название по церкви Харитония Исповедника в Огородной слободе, стоявшей на его углу с Малым Харитоньевским переулком (сейчас там стоит дом №13). До XIII века здесь жил и трудился рабочий люд, прежде всего, огородники, хлебники, рукавичники и т.д. Позже этот московский район облюбовали аристократы, старые постройки были снесены либо перестроены, и улица совершенно преобразилась. Но кое-что все же сохранилось от XVII века. Это большие каменные палаты Юсуповых-Волковых, расположенные по адресу: Б.Харитоньевский переулок, 21.

Прогуляться по палатам, посмотреть интерьеры и почитать про их историю —>



Фото из дореволюционного журнала «Столица и усадьба»

Было или не было, но говорят, что именно здесь находился знаменитый Сокольничий дворец Ивана Грозного. По преданию, царь-батюшка как-то раз выехал со своими приближенными на соколиную охоту. Когда он проезжал мимо этих мест, его шапка зацепилась за ветку дерева и упала на землю. Иван Грозный сильно рассердился и приказал выстроить путевой дворец на месте, где упала царская шапка. Есть предположение, что дворец строили зодчие Барма и Постник. Специально для царя был проложен из Кремля в Сокольничий Дворец подземный тайный туннель. В XIXвеке при очередной реконструкции Юсуповского дворца тайный ход был найден и замурован.

После смерти Ивана Грозного дворец долгое время пустовал. В XVII-XIII веке владение в Б. Харитоньевском переулке переходит к сподвижнику Петра Первого, барону Петру Павловичу Шафирову. Он отстраивает палаты, но пожить там Петру Павловичу, увы, не пришлось.
В 1723 году палаты были подарены Главе Тайной Канцелярии графу Петру Андреевичу Толстому (1645-1729),но и ему не судьба была долго насладиться своим новым жилищем. Вскоре графа сослали на Соловки, где он и скончался.
Следующим счастливым обладателем роскошных палат в 1727 году становится ближайший помощник Александра Даниловича Меншикова, обер-секретарь Военной коллегии Алексей Волков. В том же 1727 г. власть поменялась. Меншикова отправили в ссылку, а у Волкова все отобрали, включая палаты. Любопытно, что Алексей Волков владел ими меньше всех по времени, а в историю палаты вошли под названием «палаты Волкова».
Внук Петра I, Петр IIв 1727 году дарит владения в Б. Харитоньевском князю Григорию Дмитриевичу Юсупову. Начиная с этого времени, и до 1917 года палаты находились во владении знатного и древнего рода Юсуповых.

Наиболее яркие представители этого славного рода внесли свою лепту в благоустройство дворца. В эпоху галантного века князь Николай Борисович Юсупов (1751 — 1831), известный государственный деятель, фаворит Екатерины II, любил и коллекционировал предметы искусства. Его многочисленные поместья, в том числе и дворец в Б.Харитоньевском, были изысканно обставлены редкими и прекрасными вещами. В кабинете князя находилась картина с изображением обнаженных Аполлона и Венеры. При ближайшем рассмотрении этого художественного шедевра можно было заметить поразительное сходство этих двух греческих богов с самим князем и императрицей.

Нередко во владении Николая Борисовича Юсупова снимали жилье постояльцы. Так с 1802 по 1803 годы в левом деревянном флигеле Юсуповского дворца жила семья Сергея Львовича Пушкина, отца Александра Пушкина.Будущий великий поэт вместе со своей няней любил гулять в прекрасном «Юсуповом саду». Позже Александр Сергеевич Пушкин посвятил насколько строк этому саду:

И часто я украдкой убегал
В великолепный мрак чужого сада,
Под свод искусственный порфирных скал.

Там нежила меня теней прохлада;
Я предавал мечтам свой юный ум,
И праздномыслить было мне отрада.

Любил я светлых вод и листьев шум,
И белые в тени дерев кумиры,
И в ликах их печать недвижных дум…

К сожалению, этот сад, впрочем, как и флигель, не сохранился. Все погибло во время великого пожара 1812 года. Правда, вскоре начались ремонтные работы, кое-что удалось восстановить.
Юсуповский дворец неоднократно перестраивался. В конце XIX века Юсуповы наняли видных архитекторов того времени, А.Н. Померанцева и Н.В. Султанова, для крупномасштабных реставрационных работ.

Комнаты первого этажа выполнены в русском стиле. В Охотничьей палате потолок и часть стен расписаны на сюжеты из жизни Ивана Грозного.

Любопытно, что на одном из настенных изображений имеется визуальный эффект. Отыщите глазами сюжетную сценку, где Иван Грозный, сидя на лошади, держит сокола, рядом находятся его приближенные в красных одеждах, а слева, в углу, всадник на белой лошади. В какую вы часть комнаты не пошли бы, лошадь будет пристально за вами наблюдать!

Красная палата с ажурными бронзовыми дверьми

На Парадной лестнице установлена скульптура грозного льва с разинутой пастью, который держит в своих лапах герб рода Юсуповых. Лев, олицетворяющий силу и мощь. Герб поделён на шесть частей. В верхней части на зеленом фоне всадник, скачущий на коне с поднятым вверх ятаганом и со щитом. Рядом шестиконечная звезда (вполть до XX века звезда Давида была просто звездой библейского Давида и никак не олицетворялась с евреями) и татарин с молотком в руках. В третьей части на голубом фоне изображен натянутый золотой лук и устремленная вверх стрела. Справа — на красном фоне изображение льва. Слева — в углу двуглавый орел. Рядом на голубом фоне — перекрещенные шпаги, окруженные шестиконечными звездами. В центре — изображение месяца с четырьмя звездами, а над ним корона российской империи.

На втором этаже — Китайская комната.
Тема Востока в XIXвеке была очень модной. И многие состоятельные люди стремились оформлять свои жилища в китайском и японском стиле


Фото 1910-х гг. из журнала «Столица и усадьба»

На этом же этаже — Тронный зал, просторный и богато украшенный,с хорошим освещением, создает ощущение торжественности.

По бокам от главного входа на стенах висят портреты российских императоров Петра I и Петра II.

На потолке — причудливая роспись с изображением всех двенадцати знаков Зодиака

Изящная изразцовая печь

В проходах Юсуповского дворца встречаются оригинальные пилястры с вырезанными на них виноградными лозами. Поскольку хан Юсуф в свое время отказался от мусульманской религии и принял православие, нет ничего удивительного в том, что во дворце помимо восточной символики присутствует один из символов христианства- виноградная лоза. Виноградная лоза олицетворяет Христа, ее ветви — апостолов, а виноград – верующих

Портретная комната – здесь находятся портреты почти всех представителей семьи Юсуповых, начиная с родоначальника, хана Юсуфа

Кабинет князя. На стене изображены символы рода Юсуповых, лев и олень. Во дворце вся мебель за небольшим исключением современная. В шкафу XIX века когда-то находились старинные книги и коллекция древнерусского искусства. Сегодня этот кабинет используется для проведения конференций и встреч на высшем уровне


Обстановка комнаты, конечно, сильно изменилась

Часовня святой Татьяны. Была так названа в память о дочери Николая Борисовича Юсупова (1827-1891), Татьяне, которая скончалась от тифа в 22 года.

Начало XXвека стало переломным моментом для дворянства и всей русской интеллигенции в целом. Из-за воцарившегося хаоса в России многие вынуждены были спасать свои жизни и имущество, уезжая заграницу. Последний владелец Юсуповского дворца Феликс Феликсович (младший) Юсупов, покинул Россию в 1919 году, но все же надеялся вернуться когда-нибудь на родину. Вместе со своим слугой Бужинским, Феликс спрятал фамильные драгоценности в тайнике Юсуповского дворца. Правда, ненадолго, его нашли уже в 1925 году большевики. В своих мемуарах Феликс писал о том, что его верного дворецкого жестоко пытали комиссары, чтобы выведать место тайника, но тот, якобы, ничего им не сказал. Так или иначе, но тайник был найден.

После революции чего тут только не было: сначала Военно-исторический музей, затем хотели передать помещения дворца для музея Чехова, но не сложилось. С 1928 г. здесь находились различные сельскохозяйственные учреждения — Совхозный институт, Институт планирования, экономики и организации, а в 1929 году — президиум Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В.И. Ленина (ВАСХНИЛ). В 1992 году на базе ВАСХНИЛ была создана Российская академия сельскохозяйственных наук (РАСХН).

К 2000-м годам дворец находился в плачевном состоянии, но нашелся инвестор, и в 2009 году были проведены реставрационные и ремонтные работы.

Ныне во дворце проходят приемы, частные мероприятия, банкеты и экскурсии.

Всю информацию о нынешней деятельности дворца (с ценами и расписанием экскурсий) можно найти на официальном сайте: http://yusupovpalace.ru/

Текст и современные фото: Мария Антонова

Дворец Юсуповых в Москве — одна из наиболее старинных гражданских построек. Возведение здания относят к XVII веку или началу XVIII, хотя датировки до сих пор подвергаются сомнению. Старинные палаты Юсуповых - настоящее архитектурное чудо, прославившее переулок Большой Харитоньевский близ Чистых прудов, знакомый всем москвичам. Своей протяженностью и количеством примечательных сооружений переулок может многим улицам.

Дворец Юсуповых в Москве (фото в статье представляет особенности архитектуры здания) является настоящей достопримечательностью столицы. Строение считается одним из крупных объектов культурного наследия.

Для тех, кто интересуется, где находится в Москве - адрес: ЦАО, Басманный р-н, Б. Харитоньевский пер., д. 21, стр. 4.

Конец XVII века считают самой вероятной датой постройки. В это время был сформирован комплекс двухэтажных построек, декорированный в стиле московского барокко. Вероятно, существовал еще и третий деревянный этаж, который был жилым. Строение представляло собой парадные сводчатые помещения на подклетах. В начале XVIII в. к северо-восточному углу дворца была пристроена так называемая Столовая палата с характерным широким проездом. При Петре І вся Мясницкая улица была превращена в парадную дорогу для царского выезда. В округе начали селиться приближенные.

Дворец Волковых-Юсуповых в Москве: первые владельцы

Первым, о ком достоверно известно как о владельце дворца в Б. Харитоньевском, стал один из сподвижников Петра І, вице-канцлер, кавалер ордена св. Андрея Первозванного, известный дипломат П. П. Шафиров. Историки считают, что именно Шафировым были построены наиболее ранние из частей комплекса, составляющего будущий дворец Юсуповых в Москве.

Сделав успешную карьеру, в 1723-м чиновник попал в немилость к императору. Его приговорили к смертной казни, которая в последний момент была заменена ссылкой в Сибирь. Бывшего дипломата лишили титулов, чинов, всего имущества.

Петр Андреевич Толстой

Строение в Харитоньевском переулке (будущий дворец Юсуповых в Москве) было передано графу П. А. Толстому. Начальник Тайной канцелярии в те времена наводил ужас на современников. Его потомками являются знаменитые писатели Толстые - Алексей Константинович и Лев Николаевич. Вследствие участия в дворцовой интриге против Петр Андреевич был сослан на Соловки.

Доверенный обер-секретарь А. Я. Волков

Следующим, в чьем владении находился дворец Юсуповых в Москве, был ближайший сподвижник «светлейшего князя» А. Я. Волков. Если судить по характеру возложенных на него обязанностей, которые в большинстве случаев были весьма щекотливыми, Волков принадлежал к числу его наиболее доверенных слуг. После свержения вельможи Волкова лишили генеральского чина, а также дворца в Харитоньевском переулке.

Проклятие рода

Владение было передано в казну, а 1727-м пожаловано князю Г. Д. Юсупову - представителю одного из наиболее знатных дворянских родов России, чья история своими корнями восходит к мусульманскому средневековью.

Историки считают, что его основателем был Юсуф-Мурза - хан великой Ногайской Орды, наводивший страх на Русь. В 1563 году в Москву прибыл его сын Иль-Мурза, которому удалось отличиться на службе у царя. Во времена внук Иль-Мурзы, Абдулл, по незнанию в пост накормил гусиным мясом патриарха Иоакима, который, узнав об обмане, был в страшном гневе. Чтобы спастись от опалы и разорения, Абдул-Мурза решился принять православие. Ему были дарованы прощение государя, титул князя и имя Дмитрий Юсупов. Но как утверждает семейное предание, в эту же ночь ему во сне явился сам пророк Мухаммед, который за вероотступничество проклял весь род Юсуповых. Отныне в каждом его поколении лишь одному мужчине суждено было дожить до возраста 26 лет.

Новый владелец, Борис Юсупов

Борис Григорьевич был генерал-губернатором Москвы, а также занимал должность директора Шляхетского кадетского корпуса. Благодаря ему императрицей Елизаветой в 1756 году был подписан указ о создании в Санкт-Петербурге первого публичного театра.

В 1770-х владения Юсуповых были расширены: с западной стороны вместе с каменным домом к участку присоединили приобретенную соседнюю усадьбу Измайловых.

Легендарные богатства рода Юсуповых

Начало легендарным богатствам, хранившимся в старинных палатах Харитоньевского переулка, было положено еще при первых владельцах. О Юсуповых известно, что они по всей России владели множеством дворцов, домов и усадеб. Число крепостных крестьян, принадлежавших им, исчислялось десятками тысяч, земли насчитывалось сотни тысяч десятин. Принадлежащие Юсуповым палаты в Петербурге по аналогии также стали называть дворцом.

На рубеже XVIII и XIX вв. к их владениям присоединился дом купца Чирьева (жилой, одноэтажный). Теперь в Харитоньевском переулке Юсуповым принадлежали целых три дома. В те времена владельцем участка был самый знаменитый из Юсуповых - Николай Борисович, министр департамента уделов, сенатор, действительным тайный советник, член Государственного совета, первый директор Эрмитажа. Вельможа, слывший просвещеннейшим человеком своего времени и талантливым политиком, большую часть жизни проводил за границей.

Знаменитый квартирант

Часть строений дворцового комплекса Николаем Борисовичем сдавались внаем. В 1801-м средний дом вместе со всеми хозяйственными службами снимал отец великого поэта Александра Сергеевича Пушкина - Сергей Львович. К этому времени вблизи дома уже существовал фруктовый сад, в котором маленький Пушкин гулял со своей няней. Позже свои детские впечатления он перенес в поэму «Руслан и Людмила». Хотя будущему поэту довелось прожить в доме лишь три года, переулок Харитоньевский увековечен в его творчестве. Неказистый одноэтажный деревянный дом на углу переулка, по одной из столичных легенд, упоминается в седьмой главе знаменитого «Евгения Онегина». Его так и называют - «домом Татьяны» или «Ларинским».

В горниле войны

В начале XIX в. дом, где жили родители великого русского поэта, перешел во владение князя А. И. Вяземского. Известно, что дворец сильно пострадал в пожаре 1812 года. Внутри спасти почти ничего не удалось. После изгнания из Москвы французов палаты были отремонтированы, былое декоративное убранство удалось восстановить. В ходе перестроек в середине XIX столетия дом приобрел в плане П-образную форму.

Последний из рода владельцев

Борис Николаевич Юсупов (следующий владелец) был церемониймейстером императора Николая I, действительным тайным советником. Он жил преимущественно в Петербурге и в Москву наведывался лишь мельком.

Но в 1860-х жизнь во дворце Юсуповых по-настоящему забила ключом. Палаты были вновь отремонтированы, когда ими стал владеть Юсупов-младший, князь Николай Борисович, который выкупил у надворного советника Племянникова дом, бывший некогда жилищем семьи Пушкиных. Гофмейстер императорского двора Юсупов был известен как большой ценитель музыки, талантливый исполнитель и сочинитель.

К сожалению, этот незаурядный человек был последним из представителей мужской линии старинного дворянского рода Юсуповых. Княжна Зинаида Николаевна, его единственная дочь, наследница огромного состояния, стала женой графа Ф. Ф. Сумарокова-Эльстона, праправнука М. И. Кутузова, которому императором Александром III, по просьбе Николая Борисовича, было разрешено именоваться князем Юсуповым.

Крупномасштабная реставрация

Старый князь Юсупов не жалел средств в стремлении придать палатам в Харитоньевском дворцовое великолепие. В конце XIX в. началась его крупномасштабная реставрация, в ходе которой перестроили западную часть палат, изменили стилизованный под XVII век декор фасадов, выполнили перепланировку помещений. Тогда же к палатам пристроили третий этаж. Был восстановлен также декор кровли, представляющий собой высокие покрытия с каменными дымниками и флюгерами. В окна были вставлены стекла - имитацияю слюдяных окошек XVII в.

«Византийская» роскошь

Приемы, которые устраивались в Юсуповском дворце, поражали гостей своею пышностью, называемой многими «византийской». Хозяева разрешали осмотреть роскошные интерьеры дворца всем желающим. Особенно поражал своим богатым убранством и размерами тронный зал, куполообразный потолок которого был расписан зодиакальными созвездиями, а стены украшены изображениями дракона, сказочной птицы Сирин и райскими цветами. Вели в зал три бронзовые ажурные двери. По моде того времени имелась также китайская комната с птицами, драконами, стилизованными фонариками и характерным орнаментом.

В портретной висели изображения всех представителей рода Юсуповых. В гербовом зале были размещены скульптурные медальоны с гербами. Этот зал был украшен роскошной хрустальной люстрой, венецианскими зеркалами в тяжелых резных рамах и старинной мебелью. Во дворце содержалась богатая коллекция произведений искусства.

Во времена княгини Юсуповой

Зинаида Николаевна, прославившаяся благодаря своей красоте, богатству и гостеприимству, была одним из наиболее известных меценатов России. На ее средства в Москве и других городах построены церкви, школы и многие богоугодные заведения.

В 1908-м, незадолго до своего двадцатишестилетия, погиб на дуэли ее сын Николай Феликсович. Сбывалось родовое проклятье. Феликс Феликсович, единственный продолжатель рода и наследник всех богатств, стал участником убийства Распутина, в те времена одной из ключевых фигур, оказавшей влияние на ход истории. До сих пор тайна его смерти остается одной из неразрешенных загадок.

Национализация

После революции Ф. Ф. Юсупов с семьей выехал в Европу. Их имущество было национализировано. Известно, что большевики пытали дворецкого, чтобы узнать место, где князем спрятаны сокровища, но тайна так не была раскрыта.

С 1928-го Юсуповский дворец стал местом, где размещались различные советские учреждения.

Преобразования

В 1940-х проездная арка под Столовой палатой была заложена. Этим оказался искажен весь облик здания. Во времена Советского Союза памятник архитектуры не реставрировали. К 1990-м дворец Юсупова в Москве был уже в крайне ветхом состоянии.

В 1999-м частично были отремонтированы также кровля и кованая решетка.

Наши дни

В 2000-х началось масштабное проведение ремонтно-реставрационных работ: был восстановлен разрушенный северный фасад (постройка XIX в.), разобраны наружные стены в проездной арке. В ней остеклили витражами проемы, а также укрепили кровлю. В соответствии с историческими материалами были восстановлены северное и южное крыльцо, паркетные и каменные полы на этажах, историческая окраска фасадов и росписей. После реставрации для всех посетителей были открыты двери во дворец Юсупова в Москве. Экскурсия в знаменитые палаты была интересной и желанной для многих, кто хотел воочию увидеть эту уникальную красоту. Благодаря усилиям Комитета по культурному наследию столицы состоялось настоящее возрождение уникального памятника архитектуры.

В связи с очередными ремонтно-реставрационными работами в настоящее время опять является недоступным для осмотра дворец Юсуповых в Москве. Когда откроется достопримечательность для посетителей, интересует многих. По мнению специалистов, не исключено, что в массовом порядке посещения возобновлены уже не будут.

Палаты Волковых-Юсуповых в Москве, стоящие в Большом Харитоньевском переулке, построены в начале царствования Петра I - в конце 17 или в самые первые годы 18 в. Они являются одним из самых ярких памятников стиля Нарышкинского барокко.

Другое название палат - Юсуповский дворец. Дворец-палаты связаны с известными деятелями русской истории и культуры - «птенцами гнезда Петрова» Петром Павловичем Шафировым и Петром Андреевичем Толстым , князьями Юсуповыми - представителями одного из известнейших и богатейших русских аристократических родов, а также с великим русским поэтом Александром Сергеевичем Пушкиным.

Еще немного фотографий интерьеров Юсуповского дворца в Москве. Изображения кликабельны.

12.

До реставрации.

13.

Роспись до реставрации.

14.

Воссоздание росписи во время реставрации дворца.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

Интерьеры Дворца в видео: мастер-класс от известного американского фотомастера Дэвида Бэкстода /David Beckstead проходивший во Дворце Волковых-Юсуповых в Москве в марте 2012 г. Источник видео.

В Москве появился ещё один музей – Юсуповский дворец. Недавно открылся для осмотра Юсуповский дворец расположенный в Большом Харитоньевском переулке, 21. В статье подробно рассказано:

  1. Юсуповский дворец в Москве. История
  2. Интерьер дома с фотографиями комнат,
  3. История рода Юсуповых,
  4. Юсуповский дворец в Москве. Легенды
  5. Воспоминания А.С.Пушкина о князе Н.Б.Юсупове
  6. Истории женитьбы Ф.Юсупова на племяннице императора И.Романовой

Вестибюль

Помещение, в котором мы сейчас находимся, на снимке это светло-зелёное крыльцо, сени дворца, было пристроено в XIX веке, когда проводилась глобальная реконструкция дома. В XVII веке этой части дома не было и вот эта стена была наружной. Вы видите, в ней есть окошко, которое функциональной нагрузки в этой части помещения не несёт, а раньше это было окно наружу.


Что касается даты постройки этого дворца, то документально подтвержден 1698 год. Пётр Первый подарил некую постройку Петру Шафирову, когда праздновал окончательную победу над Софьей Алексеевной. Шафиров владел домом до 1723 года. Ещё при жизни Петра он был обвинён в казнокрадстве, сослан в Сибирь, его недвижимость отошла государству.

Затем этот дом был пожалован Петру Толстому, начальнику Тайной Канцелярии. Но при правлении Петра Второго Меншиков изъял эту собственность, да и другую, впрочем, тоже и не только у Толстого. Толстой проводил следствие по делу отца юного императора, Алексея Петровича, поэтому Меншикову не составило труда добиться у Петра Второго ссылки Толстого, который умер в Соловецком монастыре.

В 1727 году дом переходит во владение Алексея Волкова. Интересно, что он владел этой недвижимостью меньше года, но благодаря ему дом вошёл в историю как палаты Волковых – Юсуповых.

В 1728 году Пётр Второй пожаловал палаты Григорию Дмитриевичу Юсупову.

Юсуповский дворец в Москве. Парадная лестница

После многих лет реставрации дворец Юсуповых в Москве наконец был открыт для посетителей в 2010 году. Этот дворец – один из самых древних образцов гражданской каменной застройки Москвы – датируется XVII-XIX веками.


Фундаментальная реставрация этого здания проводилась в 1892-94 годах, на средства Юсуповых. Инициатором и заказчиком реставрации была Зинаида Николаевна Юсупова. Муж З.Н.Юсуповой граф Сумароков – Эльстон был назначен генерал-губернатором Москвы, супруги переехали в древнюю столицу из Петербурга и поселились здесь, в Большом Харитоньевском.
Сейчас посетители могут осмотреть только парадную, восточную часть дворца. В ней никто не жил, эти залы использовались лишь в представительских целях – для приёмов гостей и важных встреч.


Для реставрации дворца были приглашены московские архитекторы Померанцев и Султанов. В росписях стен были использованы иллюстрации Константина Сомова.
В конце XIX века, когда во дворце проводились восстановительные работы, научной реставрации строений ещё не существовало, эта наука только зарождалась. Поэтому, с полным правом можно сказать что это – дом-мечта. Особняк восстановили по представлениям людей XIX века о том, как могли жить и украшать здания двумя веками ранее, в веке XVII-м.


Лестница, которая видна выше, была пристроена в XIX веке, её украшают львы, держащие в руках очень сложный герб Сумароковых – Юсуповых. Описание герба можно встретить в разных источниках, где просто перечисляются его элементы, их расположение, цвет поля.


Но что означает тот или иной символ сейчас приходится только догадываться. Например в центре виден мусульманский полумесяц,что подчёркивает исламские корни рода Юсуповых. Все остальные элементы могут означать самые разные вещи.


Лев – фигура чрезвычайно популярная в XVII веке, его часто использовали как элемент украшения зданий, особенно жилых. Считалось, что лев даже спит с открытыми глазами и денно и нощно охраняет покой дома без сна и отдыха. Лев также символизирует ВЛАСТЬ и БОГАТСТВО.


Поэтому лев ещё раз изображён на лестничной стене. На пару к нему добавлен олень, который символизирует БЛАГОРОДСТВО И ЧИСТОТУ.



С этим помещением связана трагическая история юсуповских сокровищ. Юсуповы окончательно уехали из России в 1919 году, но увезти с собой все свои несметные богатства они не смогли. Часть сокровищ спрятали в Петербурге, другую же часть здесь, в Москве. Помогал Феликсу Юсупову его дворецкий по фамилии Буженинов. “Товарищи” арестовали Буженинова и подвергли пыткам. По одним сведениям он сознался, по другим – нет. Однако именно в парадной прихожей под лестницей был обнаружен тайник. Причастен ли Буженинов к обнаружению тайников или нет – неизвестно, но сокровища Юсуповых одновременно обнаружили и здесь, в Москве, и в Ленинграде Петербурге в 1925 году. В Москве было найдено более тысячи наименований предметов – диадемы, броши, браслеты и пр. Вес серебряных изделий был 1000 кг, золотых – 13 кг. Часть клада была передана в музеи, часть пропала, скорее всего была разворована чекистами.

Поднимаемся по лестнице вверх и оказываемся в небольшом помещении, которое условно называют

Юсуповский дворец в Москве. Китайская комната

В декорации этой небольшой комнаты использована китайская символика.

Сто лет назад считалось, что в XVII веке Россию отождествляли со сказочной страной, отсюда такие яркие, броские орнаменты. Кроме того в то время существовала мода на китайское искусство. Китайский стиль был чрезвычайно популярен и повсеместно распространён.


В элементах декора этого зала заметны китайские фигуры, несущие в себе очень важную символику. Например, парное изображение птичек на сводчатом потолке символизирует счастливый семейный союз.

В центре свода над люстрой выписан пятипалый дракон – символ китайского императорского дома. Юсуповы отождествляли себя с китайскими императорским домом, считая, что их род происходит от китайских правителей. Дракон также является символом мудрости, символом плодородия и хранителем рода. Любопытно, что в отделке китайской комнаты использованы два вида драконов. Один из них – пятипалый, это символ самого императора.

У второго на лапах по четыре пальца. Такой дракон служил символом наследного принца.

Помимо росписей свод украшен фарфоровыми тарелками. Их использование в декоре дворца также вполне объяснимо. В XVII веке фарфор был на вес золота в буквальном понимании этого слова – на одну чашу весов клали фарфоровое украшение, а на другую – сыпали золото, то есть фарфор уравновешивался золотом, такие тарелки стоили очень дорого и использовались как украшение. Также следует помнить, что именно Юсуповы были владельцами императорских фарфоровых заводов, множество фарфоровых произведений искусства хранилось в их подмосковной усадьбе Архангельское. Сейчас коллекция юсуповского фарфора составляетоснову экспозиции музея керамики в Кусково.

Борис Николаевич Юсупов, который и основал свой фарфоровый завод в Архангельском, производил эти дорогие предметы не для продажи. Фарфор делали для собственных нужд – для украшения дворцов, подарков друзьям, высокопоставленным лицам и т.д.

Сейчас китайская комната используется как прихожая тронного зала. Раньше в ней было больше мебели и, говорят, здесь стояли чучела двух медведей, которых один из Юсуповых собственноручно убил на охоте.
Современную реставрацию проводили по чертежам, сделанным в 1928 году. По свидетельству некоторых тогдашних посетителей дворца, это помещение украшала чрезвычайной красоты люстра, о которой в данное время нет никаких сведений.

Юсуповский дворец в Москве. Тронный зал

Этот зал также называют крестовой палатой, по названию главного помещения в княжеских и боярских хоромах XVII века. Юсуповы предпочитали называть этот зал Тронным, в память о том, что именно на этом месте, якобы, стоял дворец Ивана Грозного. По мнению Юсуповых именно в этом зале стоял трон государя.


Структура этого зала подлинная. Многое было взято из русского деревянного зодчества, строители того времени стремились сохранить древние традиции, стараясь закрепить их при использовании новых материалов.

Отделка этого зала, росписи и декоративные орнаменты отличаются особой яркостью и броскостью красок.


Многие считают, что такие яркие росписи объясняются тем, что перед нами новодел, соответственно краски не успели потускнеть и отличаются лубочной яркостью. Эта трактовка не совсем верна.
В XVII веке использовались исключительно натуральные красители. Минеральные краски просто толкли, измельчали и сразу же использовали в росписях. В XIX веке об этом знали и помнили и нарочито использовали такие сочные цвета при воссоздании интерьеров помещений.

Размеры этого зала весьма велики. Его высота составляет 11 метров, общая площадь – 170 квадратных метров.
Люстры, освещающие помещение, были сделаны в XIX веке и в настоящее время реставрированы. Однако в XIX веке центральная люстра можно было опустить ниже или, при необходимости, поднять выше. Сейчас люстра закреплена неподвижно.
В росписи сводов использованы знаки зодиака и некоторые символические образы.


Например, павлин символизирует особость рода. Эта птица служит символом гордости в хорошем понимании слова, спеси – в плохом, а также особости, исключительности. Кроме того павлин – это символ возрождения. Ведь каждый год он меняет свой хвост.


Птица Сирин в Древней Руси символизировала женское начало.


Пеликан – символ родительской любви и самопожертвования. Прежде считалось что пеликан вырывает из собственной груди куски плоти, чтобы насытить своих птенцов.


Единорог означает чистоту помыслов, благородство. Исторически сложилось, что изображение единорога могла держать невеста, девственница и монах, которые являются чистыми, непорочными. Белый цвет также означает чистоту и непорочность. Недаром единорога изображали в виде белого коня.

Стоит обратить внимание на изображение грифона, фантастического существа с телом льва, и головой орла. Орёл символизирует те же качества, что и лев. Если лев это царь зверей, то орёл – царь птиц. Таким образом грифон символизирует власть, могущество и богатство.(На снимке справа)

Знаки Зодиака расположены на рёбрах сводов. Зодиакальный цикл начинается с Весов и Девы. Однако он изображён не полностью. Здесь всего 9 изображений – 4 парных и Весы расположены без пары.

Три недостающих знака Зодиака помещаются в больших медальонах, это ещё и образы, несущие бОльшую символическую нагрузку.

Тронный зал украшает подлинная печь. Она выложена настоящими голландскими изразцами. Теперь печь не действует, во дворце устроена современная система отопления.

Два венецианских зеркала в простенках окон также подлинные. Оправа зеркал восстановлена во время реставрации дворца.

Украшением зала служат портреты представителей императорского дома Романовых. Отпрыски рода Юсуповых были в родстве с императорской фамилией. Последний рода Юсуповых по мужской линии Феликс Феликсович был женат на Великой княжне Ирине Александровне Романовой.

Портреты Петра Первого и Петра Второго – подлинные. Представитель рода Юсуповых был ближайшим сподвижником Петра Великого, а этот дворец был подарен Юсуповым Петром Вторым. В зале есть и портреты первых Романовых – Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича. Портрет царя Алексея Михайловича – подлинный.


В старину Крестовая палата освещалась слюдяными окнами. В XIX веке в окна были вставлены стёкла, стилизованные под слюду. Переплетающиеся решётки установили специально, для более точной имитации средневековых слюдяных окон.

Комоды под зеркалами были расписаны по эскизам Султанова.
Наличие во дворце современных аудиовизуальных средств вполне объяснимо. Дворец был взят в аренду большим строительным холдингом БАМО, который на свои средства провёл научную реставрацию с соблюдением всех реставрационных технологий. Поэтому арендатор понемногу окупает расходы на реставрацию и содержание – в залах дворца проводят свадьбы, банкеты, торжества, дни рождения. Очень часто здесь проводятся дипломатические конференции, дворец неоднократно использует Московская Патриархия. Кроме того здесь проводятся экскурсии. Поэтому для светских, не музейных мероприятий мониторы бывают необходимы.

Юсуповский дворец в Москве. Маленькая прихожая, соединяющая тронный зал и трапезную

Это совсем крохотное помещение появилось во дворце лишь в XIX веке. В XVII веке, да и позже, лестницы ведущие на верхний этаж палат всегда строили снаружи. Внутренние лестницы появляются позже с распространением среди знати европейских обычаев и привычек. Первоначально в интерьерах дворца лестниц не было. Но в XIX веке стиль жизни изменился и появилась потребность соединить помещения изнутри. Стоит обратить внимание на дверь. Прежде она служила выходом на наружную лестницу, по ней можно было подняться на второй парадный этаж дворца.

Юсуповский дворец в Москве. Трапезная

Этот зал служил для торжественных обедов и приёмов. Он перекрыт традиционным для позднего русского средневековья коробовым безопорным сводом.

Трапезную отличает яркая и насыщенная роспись, похожая на ту, что украшает Тронный зал. Такая роспись зрительно увеличивает помещение и снимает чувство тяжести свода. если бы стены и своды трапезной были просто побелены, то они бы “давили” на присутствующих.
В орнаменте стен доминируют элементы экзотической восточной росписи. Декор подчёркивает происхождение Юсуповых из арабского халифата. В элементы узора вплетаются стилизованные изображения свечей – прямоугольник с наконечником – стилизованное изображение пламени свечи. Эта стилизация большой церковной свечи, которая называлась “вощяница”. Существует и другая гипотеза, что прямоугольник – не сама свеча, а подсвечник.
Внутри прямоугольников присутствуют изображения элементов герба Юсуповых.






Трапезная, как и все прочие помещения дворца, отапливалась изразцовой печью. Сейчас эта подлинная русская печь сохраняется лишь как часть декора интерьера.

Изразцы, украшающие печь, заметно отличаются по оттенку синего цвета.

Светлые изразцы – подлинные, относящиеся к XVIII веку. Тёмные – современные, выполенные по образцу старинных во время реставрации. Печи в старых русских домах несли не только обогревали дом, но и украшали его. Печные изразцы были сюжетными и орнаментальными. Орнаментальные изразцы поражают богатством и прихотливостью узора, а сюжетные представляют всевозможные истории – не только библейские, но, чаще всего, житейские сцены или поучительные притчи.
Из окна трапезной открывается вид во двор.


Раньше Юсуповым принадлежали обширные земли в этом районе, не только этот дом, а и много других. Вокруг этого дворца был большой сад, который, к сожалению не сохранился. С этим садом связаны воспоминания А.С.Пушкина. Сергей Львович и Надежда Осиповна своего дома в Москве не имели и некоторое время снимали флигель у Юсуповых. Маленький Саша Пушкин, гуляя с Ариной Родионовной в юсуповском саду, видел механического кота на цепи и описал его в знаменитой поэме «Руслан и Людмила». Этого кота Н.Б.Юсупов привёз из Голландии. До конца своих дней Александр Сергеевич любил князя Н.Б.Юсупова и когда тот умер, поэт написал: «Умер мой князь».
Узкая лестница ведёт наверх в

Домовый храм. Юсуповский дворец в Москве

Лестница в Домовый храм находится в маленькой комнатке, соединяющей Трапезную и Гербовый зал. Лестница маленькая, её сложно заметить.

Домовый храм находится на третьем этаже, в надстройке возведённой в XIX веке. Первоначально дворец был двухэтажным. Поначалу здесь размещались личные покои Зинаиды Николаевны, а позже архитектор Султанов организовал единое пространство из трёх разных помещений. Сейчас эти помещения называются по доминирующему цвету той или иной комнаты – голубая, красная и зелёная комнаты.
В XIX веке здесь были росписи, их остатки обнаружили при смывке стен. Росписи решено было восстановить по остаткам прежних.
Храм был освящён в честь Татьяны и Николая.

Юсуповский дворец в Москве. В голубой комнате

В настенной росписи представлены новозаветные сюжеты –
1.Господь с предстоящими святыми – Деисусный чин иконостаса – с обеих сторон Спасителя – Богоматерь и Иоанн Предтеча.
2.Вознесение Господнее.

3. Преображение

4. Тайная Вечеря.


Свод голубой комнаты окрашен в небесный цвет со звёздами, в центре – изображение Святого Духа в виде голубя.

Иконостас в домовом храме был, но литургии здесь не служили. Проводились поминовения усопших, приходили помолиться.
Патриарх Алексий Второй высказывал желание освятить помещение церкви с тем, чтобы здесь, может быть, проводить венчания и литургии, но пока это осталось пожеланием предыдущего Патриарха.

Юсуповский дворец в Москве. Красная комната

На своде в медальонах изображены святой Феликс. Это одно из мужских родовых имён Юсуповых.


Святая Татьяна, поскольку это было родовое женское имя


и святой Николай, покровитель многих Юсуповых, носивших это родовое имя.


Святая Зинаида – покровительница последней владелицы этого дома.


Святая Зинаида была прославлена в лике святых вместе со своей сестрой. На одной из стен изображено их краткое житие.


На росписях видно, как сёстры первоначально жили в пещере, лечили больных, совершали чудеса.


И приняли мученическую смерть от рук язычников. Те побили их камнями.

Здесь также стоит русская печь, на её изразцах изображены многочисленные сюжеты и орнаменты. Хорошо заметно, что в нижней части печи было очень много утрат, утраты заменены современной плиткой с более сочным и тёмным голубым цветом.

Юсуповский дворец в Москве. Зелёная комната


В тон росписям изразцы на печи тоже зелёные. В медальонах на стены изображения святых – покровителей рода Юсуповых – святой Димитрий Солунский,

священномученик князь Борис

святой Григорий


и святая Ирина.

Последний образ вряд ли мог здесь появиться ранее 1914 года. Сын Зинаиды Николаевны и Феликса Феликсовича, тоже Феликс сочетался браком с Ириной Александровной лишь в 1914 году.
По периметру комнаты отчётливо читается надпись – имена последних представителей Юсуповых.

Гербовый зал. Юсуповский дворец в Москве

Сводчатая палата, декорированная бледно зелёным цветом с серебристым орнаментом.


В отделке свода видны узоры, в которые вплетены элементы герба Юсуповых.


Один из главных геральдических знаков – восьмиконечный мальтийский крест.


Известно, что Борис Николаевич Юсупов был рыцарем Мальтийского ордена. Восемь концов мальтийского креста символизируют восемь рыцарских доброодетелей, которыми должен обладать каждый рыцарь ордена.
В этом помещении проходили приёмы особо важных гостей. По свидетельствам современников раньше этот зал украшала люстра, которая стоила половину стоимости всего дома. Сейчас зал освещает современная люстра, стилизованная под старину.


В углу комнаты стоит старинная печь, привезённая из Поволжья. Она отделана изразцами очень редкого лимонного цвета.

К концу ХХ века эта комната оказалась в наихудшем состоянии. За годы советской власти дворец оказался поражённым грибком. До сих пор его не удалось полностью вывести. Некоторые районы Москвы расположены в низинах, на болотистых местах, поэтому многие старинные постройки в городе поражены грибком.
На стене – портрет З.Н.Юсуповой, копия картины В.А.Серова.

В XIX веке, когда Зинаида Николаевна обустраивала этот дом, она приобретала мебель либо в антикварных магазинах, либо специально заказывала за границей, поскольку приобрести подлинную мебель XVII века было практически невозможно. Хотя Юсуповы могли себе позволить очень многое, но предметов того времени просто не сохранилось.

Зинаида Николаевна была последней наследницей рода. Стоимость принадлежавшего ей только недвижимого имущества в Москве и Санкт-Петербурге оценивалось в более чем 21 миллион рублей. Кроме того, у неё было огромное количество разных драгоценностей, включая жемчужное ожерелье Марии Антуанетты. К тому же Юсуповы владели бесценной коллекцией живописи, включая полотна Рембранта.

Хорошо понимая, чем грозит роду фамильное проклятье, Юсуповы оставили завещание, в котором передавали, в случае прекращения рода, своё недвижимое имущество государству, Российской империи. Попытки многих Юсуповых способствовать продолжению и разветвлению рода успехом не увенчались. У Зинаиды Николаевны и Феликса Феликсовича было четверо детей. Младший сын, Николай, погиб на дуэли из-за женщины накануне своего 25-летия. Поэтому наследник в семье был только один – Феликс Феликсович младший.

Ирина и Феликс

Интересна предыстория брака Феликса и Ирины Александровны. Юсуповы и помыслить себе не могли сделать предложение Великой Княжне. Но Романовы сами заговорили об этом. Это случилось в Москве, когда царскую семью принимали в Архангельском. Есть мнение, что сам Николай Александрович заговорил о том, Юсуповы – древний и достойный род и они не прочь были бы с ними породниться. Такое предложение, конечно, было расценено как величайшая честь и брак Ирины Александровны Романовой и Феликса Феликсовича Юсупова состоялся в 1914 году. А уже в 1915 в семье родилась девочка – Ирина Феликсовна Юсупова.

Юсуповский дворец в Москве. Портретная

В этой комнате логично поговорить об истории рода Юсуповых, который ведёт свою историю с X века. Пращур князей Юсуповых был выходцем из Багдадского халифата. В свою очередь он происходит из рода тестя самого пророка Мухаммеда.

Подробно с историей рода можно познакомиться на этой страничке. Мы же кратко остановимся лишь на некоторых представителях рода.

Известный в русской истории основатель Ногайской Орды хан Едигей также является одним из предков Юсуповых.
Первое изображение, которое начинает портретную галерею Юсуповых – это Ногайский хан Юсуф, он жил в XVI веке (1480-1555).

Его дочь, казанская царевна Сююмбека была пленена Иваном Грозным и вывезена в Москву.


Содержалась она с почестями, а два её сына похоронены в царской усыпальнице Архангельского собора Московского Кремля. Самого Юсуфа убили, а двух его сыновей привезли в Москву, где они служили Московии верой и правдой.
Князь Дмитрий (умер в 1694) принял православие – это случилось после известного конфуза, когда князь по незнанию накормил Патриарха Иоакима гусем в постный день.


Когда Его Святейшество похвалил хорошо приготовленное блюдо, князь похвастался своим поваром, который и гуся может приготовить под рыбу. Патриарх разгневался, дело получило огласку, дошло до царя Фёдора Алексеевича и князю Дмитрию грозило и разорение, и опала, и, может быть, казнь. Тогда Юсупов решил принять православие. Ночью приснился Юсупову пророк Мухаммед и проклял весь род, пообещав, что отныне в его роду лишь один наследник будет доживать до 26 лет. Так оно впоследствии и вышло.
Следующее изображение – портрет сына князя Дмитрия, Григория Дмитриевича Юсупова.

Служил он во время Петра Первого, был сподвижником первого императора и прославился в Азовских походах и Северной войне. О его близости к Петру говорит тот факт, что за гробом императора он шёл наравне с А.Д.Меньшиковым и Ф.М.Апраксиным.
Этот дом в Большом Харитоньевском был пожалован Григорию Дмитриевичу императором Петром Вторым.
Его сын Борис Григорьевич предпочёл гражданскую службу военной. В 1740 году был назначен генерал-губернатором Москвы. Рядом – портрет его жены.

На другой стене представлен портрет князя Николая Борисовича, одного из самых ярких представителей рода, екатерининского вельможи. По некоторым сведениям одно время он даже был любовником императрицы. Во всяком случае, в его кабинете висела картина, изображающая его и императрицу в виде обнажённых Аполлона и Венеры. В числе его заслуг – закупка картин для Эрмитажа, он считался «знатоком искусств». Закупая картины для императорской коллекции, Николай Борисович и себя не забывал. Он дружил и вёл переписку с Дидро, Вольтером, а Бомарше даже посвятил ему стихотворение. В Европе Н.Б.Юсупов был принят монархами разных стран – Иосифом Вторым в Вене, Фридрихом Великим в Берлине, Людовиком XVI и Наполеоном в Париже.


В разное время он был директором Эрмитажа и главноначальствующим кремлёвских строений и Оружейной палаты.

Н.Б. Юсупов – единственный вельможа в русской истории, который был маршалом на коронации трёх императоров – Павла, Александра Первого и Николая Первого. Был награждён ВСЕМИ русскими и многими иностранными орденами. Специально для него была учреждена новая награда – драгоценная жемчужная эполета.

Он снискал славу ловеласа. В его комнате висело 300 портретов женщин, благорасположением которых он пользовался. В Москве рядом с его особняком был специальный дом, окружённый стеной, где содержались наиболее миловидные из его крепостных. В 80-летнем возрасте имел 18-летнюю любовницу из крепостных.
Такое женолюбие было одной из причин разъезда супругов – он был женат на родственнице князя Потёмкина.

Живя в Москве, Юсупов купил имение Архангельское и обустроил его таким образом, что его называли «русским Версалем».
Н.Б.Юсупов основал знаменитые фарфоровые заводы.
Николая Борисовича очень любил А.С.Пушкин и после его смерти написал: «Умер мой князь Юсупов». Также поэт посвятил князю такие строки:
…Ты понял жизни цель, счастливый человек,
Для жизни ты живёшь свой долгий, ясный век,
Ещё ты смолоду умно разнообразил
Искал возможного, умеренно проказил.
Чредою шли к тебе забавы и чины…
Кстати, умер князь в 82-летнем возрасте от холеры.
Рядом на портрете изображена его сестра,


далее – жена.



Портрет его сына – Бориса Николаевича. Был полной противоположностью отцу. Однако сумел поправить пришедшие в упадок финансовые дела Юсуповых. Николай Борисович оставил немало долгов, Борис же сумел поправить дела.


Здесь же представлен портрет его жены.

Сын Бориса Николаевича Николай Борисович (его портрета здесь нет) был последним представителем рода по мужской линии. Значительную часть своей жизни он жил за границей, выполняя дипломатические поручения двора.

За семь лет до своей смерти он обратился к императору Александру Второму с просьбой о дозволении передать своё имя, титул и герб зятю – мужу старшей дочери графу Сумарокову-Эльстону.

Супружеская жизнь Зинаиды Николаевны была счастливой, она вышла замуж за графа Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстона по любви. В своё время к ней сватались представители европейских правящих домов – два французских инфанта и болгарский принц. Все получили отказ. Со своим будущим мужем Зинаида Юсупова познакомилась во время церемонии сватовства болгарского принца – Феликс Сумароков-Эльстон, потомок фельдмаршала М.И.Кутузова и прусского короля Фридриха-Вильгельма Четвёртого был в свите принца. Посватался к своей будущей жене через два дня после знакомства и получил не только жену, но в придачу имя, титул и герб семьи Юсуповых.

Над печкой слева – портрет матери Зинаиды Николаевны.


Завершает портретную галерею изображение сестры Зинаиды Николаевны, Татьяны Николаевны, умершей в 22-летнем возрасте от тифа. Ещё одна семейная история связана со смертью Татьяны Николаевны. Когда старшей, Зинаиде, было около 20 лет, она, упав с коня, сильно повредила ногу. Началась гангрена, в доме уже вряд ли надеялись на выздоровление девушки. Но случилось так, что в бреду Зинаида увидела Иоанна Кроншдтатского. Ей стало немного лучше и она попросила пригласить святителя в дом. После беседы со святым отцом девушка пошла на поправку и выздоровела. Говорили, что своим выздоровлением она подставила младшую сестру.

Юсуповский дворец в Москве. Кабинет

Интерьер кабинета был воссоздан по описаниям дворца Алексея Михайловича. На своде изображено движение небесных тел вокруг солнца. Хорошо видно, что Земля с Луной – больше по размеру, чем другие планеты – так считали в XVII веке.



И движение Земли с Луной вокруг Солнца.

В этой комнате находится редчайший экспонат музея – подлинный буфет.(Где он был сделан – неизвестно).


После событий 1917 года дворец захватили анархисты, затем здесь размещался военный музей, позже – Академия Сельскохозяйственных Наук известная под аббревиатурой ВАСХНИЛ. В этих помещениях работал академик, выдающийся учёный Николай Иванович Вавилов.


Обмеры здания и попытки реставрации проводились в 1928 году, а затем – в 1946 году. Но лишь в 1990-е годы, к 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина, который имеет непосредственное отношения к этому дому, отреставрировали фасад особняка.
Ещё одно помещение, которое можно осмотреть – это подвал дома.

Подвал. Красная комната. Юсуповский дворец в Москве

Эта самая старая часть дома, по некоторым данным она датируется концом XVI века. Существовала семейная легенда Юсуповых, говорящая о том, что именно на этом самом месте располагался сокольничий дворец Ивана Грозного. Существует гипотеза, что сокольничим дворцом пользовался и Алексей Михайлович, то есть он сохранялся около 100 лет.
Домом некоторое время владел Пётр Шафиров, прославившийся казнокрадством и мздоимством, за что и был сослан в Сибирь. Это самый первый известный владелец дома.
Затем, домом владел Пётр Толстой, начальник Тайной канцелярии, интриговал против Меншикова, за что попал в опалу. Дом был передан Волковым – хотя они владели домом совсем недолго, но в историю они вошли, как одни из владельцев особняка, который известен под названием дом Волковых – Юсуповых. Юсуповым дом жаловал император Пётр Второй.

Юсуповы – род очень древний. Представители рода непременно любили это подчёркивать во всём. Семейное предание говорит о том, что однажды Иван Грозный охотился в этих местах. Проезжая по лесу, ветка зацепила его шапку, сбросив её с головы. Разгневанный царь приказал срубить это дерево. Приказание перевыполнили, чтобы угодить государю – срубили несколько деревьев. Получилась небольшая полянка, на которой и был построен охотничий дворец царя. Поэтому присутствие на сводах изображений ловчих птиц.

Также существовала легенда о подземном ходе. Во всяком случае, последний Юсупов – Феликс Феликсович младший зафиксировал эту историю в своих мемуарах. Он писал, что родители, реставрируя дом, действительно нашли тайный ход с людскими скелетами и замуровали его. Версия о многочисленных подземных ходах, прорытых во времена Ивана Грозного, до сих пор бытует в Москве. Легенда повествует, что царь любил, переодевшись, выходить из Кремля тайными подземными ходами и оказываться в самых неожиданных местах столицы, чтобы послушать, что люди говорят. Юсуповы подчёркивали, что такой ход существовал и вёл от их дома к Кремлю. Но это пока ещё остаётся легендой, никаких ходов реставраторы не обнаружили.

Главная тема орнамента этого помещения – «райский сад». А также имитация пышной, буйной растительности летнего времени.


Лето в наших краях довольно короткое, скоротечное, и чтобы продлить ощущение тепла, лета, благоприятного времени года, помещения очень часто расписывали таким узором.
Если оглянуться на дверной проём, ведущий в этот покой, то в глаза бросается довольно обширный зондаж в стене.

Хорошо видно, что вход в подвальные залы находится именно там, где он и был на протяжении веков. Можно подумать, что раньше вход был очень низкий и людям приходилось буквально проползать в комнату. на самом деле проём был достаточно высоким. Просто за три века нарос культурный слой и уровень пола заметно поднялся.

Главной темой росписей сводов подвальной залы является соколиная охота на лебедя и селезня. Соколиная охота – занятие весьма дорогостоящее. Один тренированный охотничий сокол стоил цену шести лошадей!!!

Этапы охоты живописно показаны в росписях верхних частей стены и полусводов. Рассматривать их следует, начиная с правой стороны от входа. На первом изображении видна торжественная свита государя, первого венчанного царя Ивана Грозного и выезд из дворца на соколиную охоту.

Царю подводят коня, все сопровождающие уже готовы к торжественному выезду.
Следующая картина – напротив, на левой стене. Это сцена уже в лесу, на природе. Царю подносят соколов, он надевает крепкие, кожаные перчатки.

Это было необходимой мерой предосторожности, потому что когти у сокола настолько крепкие, что при нападении он перерубал шею лебедя надвое. Поэтому все сокольничьи всегда носили на руках перчатки. И ещё здесь можно обратить внимание на то, что на головках у всех соколов надеты шапочки.

Это было специальным способом охоты – шапочки надевались для того, чтобы сокол не отвлекался на посторонние предметы. А когда наступало время охоты, то шапочку, закрывающую соколу глаза, снимали и он стразу же бросался на добычу.

Ещё одна деталь – не следует путать сокольников и сокольничьих. Сокольники – простые слуги, которые следят за соколами, они и изображены на картине. Сокольничий – это придворный боярский чин.
На противоположной от входа стене нарисована сама сцена охоты с собаками и дичь.

На соколиную охоту обязательно брали собак. Но не затем, чтобы они приносили добычу. Сокол сам приносил добычу хозяину, для этой цели собаки были не нужны. А нужны они, чтобы спугнуть добычу – уток, гусей или лебедей. Ведь пернатые могли затаиться и просто тихо сидеть, не взлетая. Собаки их вспугивали, а сокол уже ловил. Во время охоты скорость сокола достигает 300 км в час. Это скорость поезда «Сапсан», хотя, говорят, что сейчас «Сапсан» идёт медленнее.

Соколиная охота проходила без участия человека. Сокола, предварительно сняв с него шапочку, подбрасывали вверх и он улетал в точку. А затем с высоты, с которой его и рассмотреть было нельзя, камнем бросался на добычу. И не всегда попадал сразу. Иногда промахивался и тогда взлетал ещё раз. Эти взлёты называются “ставкой”. Вот чем меньше таких “ставок”, тем лучше считается сокол.
На стене над дверью изображен итог всей охоты – царский пир. Видно, как перед столом в поклоне стоят сокольничьи.



У них при дворе был особый статус и особая ответственность. За утрату сокола сокольничий платил своей головой.

На последней картине вдалеке изображен ельник. Юсуповы подчёркивали, что это то самое место, на котором позже был построен дворец Ивана Грозного, а потом и этот дом.

Все росписи были сделаны артелью художников под руководством Морозова. При реставрации было смыто несколько слоёв (до 18!) побелки и штукатурки.

В 1919 Юсуповы покинули Россию. Зинаида Николаевна и Феликс Феликсович – старший уехали в Рим, Феликс Феликсович – младший с семьёй – в Париж. Когда старший Юсупов умер, в 1928 году, Зинаида Николаевна переехала с сыну в Париж.

В конце 30-х годов нацисты неоднократно делали предложения о сотрудничестве князю Юсупову графу Сумарокову-Эльстон, которые он с негодованием отвергал. В отместку нацисты не вернули капиталов, хранившихся в банках Берлина. После войны Юсуповы окончательно разорились. Умер Феликс Феликсович в 1967 году.
Его дочь, Ирина Феликсовна вышла замуж за графа Николая Шереметьева. Их дочь Ксения Николаевна была в России, даже приняла российское гражданство. В 2004 году в семье единственной дочери Ксении Татьяны родилась девочка – Марилья.

О современниках Юсупоых, барских усадьбах и старинных храмах мы рассказываем на

Большой Харитоньевский переулок расположен близ Чистых прудов, знакомых каждому жителю столицы. По протяженности и по количеству примечательных зданий этот переулок даст фору многим улицам. Знаменитый москвовед С.К. Романюк в книге «Из истории московских переулков» пишет: «У Большого Харитоньевского переулка берет начало речка Черногрязка, правый приток реки Яузы, ныне заключенная в подземную трубу. Название этой реки, возможно, происходит от характера местной почвы, и неудивительно, что именно здесь поселились огородники, образовавшие целую слободу, обитателям которой вменялось в обязанность поставлять ко двору «всякий огородный овощ».

Приходской храм огородников – церковь Харитония – была построена в 1652–62 годах, находилась примерно в центре этого района и носила название «что в Огородниках» или «что в Огородной слободе». По ней и именуется Большой Харитоньевский переулок. В XVIII веке переулок разделялся на две части – одна, от Белого города до церкви Харитония, называлась Харитоньевским переулком, а другая – до Земляного вала, Хомутовкой, по владельцу участка на углу с Садовым кольцом. Большой Харитоньевский переулок славится настоящим архитектурным чудом – старинными палатами, которые являются одной из самых старых гражданских построек, сохранившихся в Москве.

Появление на этом месте первого строения окутано московскими легендами. Согласно одной из них, первым владельцем палат был сам Иван Грозный. В XVI веке от Сокольников до нынешних Красных Ворот простирался дремучий лес, в котором царь любил охотится. По преданию, Иван Грозный, проезжая однажды на лошади через бор, зацепился за ветку, и его соболья шапка упала в снег. На этом самом месте государь приказал возвести Сокольничий дворец. Говорят, что строили этот дворец Барма и Постник – создатели собора Василия Блаженного. По государеву приказу был проведен подземный ход от Сокольничего дворца в Кремль. Иван Грозный любил появляться и исчезать внезапно.

В очередной раз следует оговориться, что история этого места до XVIII века состоит в основном из легенд и преданий. О них подробно рассказано в мемуарах одного из владельцев палат – Ф.Ф. Юсупова. После смерти Ивана Грозного Сокольничий дворец пустовал, пока по приказу Алексея Михайловича – большого любителя охоты – он снова не был открыт и приведен в порядок. Наиболее вероятной датой постройки существующих палат, по мнению исследователей, нужно считать конец XVII века. В это время сформировался комплекс двухэтажных построек с характерным декором в стиле московского барокко. Скорее всего, был еще и третий деревянный жилой этаж.

Части комплекса, построенные в конце XVII века, представляли собой сводчатые парадные помещения на подклетах. На рубеже XVII и XVIII веков к северо-восточному углу палат пристроили так называемую Столовую палату с широким проездом. При императоре Петре I Мясницкая улица, находившаяся недалеко от Огродной слободы, превратилась в парадную дорогу для царского выезда, в окрестностях которой стали селиться дворяне – приближенные государя. Первым достоверно известным владельцем палат в Большом Харитоньевском переулке стал П.П. Шафиров – сподвижник Петра Великого, известный дипломат, вице-канцлер, кавалер ордена святого Андрея Первозванного.

Как и многие другие «птенцы гнезда Петрова», Шафиров сделал успешную карьеру благодаря слепой преданности государю. Он был сыном перешедшего в православие польского еврея. Историк С.Ю. Дудаков в книге «Петр Шарифов» пишет: «За границей царь не расставался с Шафировым. Иностранец отмечал, что «Петр окружен совершенно простым народом; в числе его перекрещенец еврей и корабельный мастер, которые с ним кушают за одним столом». Полное доверие царя позволило Шафирову играть все более активную роль в определении внешней политики России». Возможно, именно Шафиров построил самые ранние из существующих частей комплекса.

Впрочем, в 1723 году Петр Павлович попал в немилость к императору, был приговорен к смертной казни, которую в последний момент заменили ссылкой в Сибирь. Шафирова лишили всех чинов и титулов и отобрали все имения. Палаты в Харитоньевском переулке были переданы графу П.А. Толстому – начальнику Тайной канцелярии, наводившему ужас на современников. Петр Андреевич происходил из старинного служилого рода. Он добился возвращения из-за границы царевича Алексея и в 1718 возглавил следствие по его делу, за что был награжден поместьями и поставлен во главе Тайной канцелярии. Получив титул графа, он стал основателем этого знаменитого графского рода.

Потомками Петра Андреевича являются писатели Алексей Константинович и Лев Николаевич Толстые. Во время недолгого царствования Петра II Петр Андреевич ввязался в дворцовую интригу против А.Д. Меншикова и был сослан в Соловецкий монастырь, где вскоре умер. Владельцем дворца становится обер-секретарь Военной коллегии и ближайший сподвижник Меншикова А.Я. Волков. В книге Н.И. Павленко «Меншиков: Полудержавный властелин» Волков характеризуется так: «Судя по характеру возложенных обязанностей, во многих случаях весьма щекотливых, один из них, Волков, принадлежал к числу самых доверенных слуг светлейшего князя».

Своим «дненощным трудом» Волков представлял интересы Меншикова в следственных комиссиях. Консультант, бухгалтер, поднаторевший в распутывании кляуз стряпчий, Волков был фактически правой рукой князя, но всегда оставался в тени». После свержения Меншикова Волков лишился генеральского чина и палат в Харитоньевском переулке. Несмотря на то, что он оставался хозяином дома меньше года, в истории закрепилось название «Волковы палаты». Переданное в казну владение было пожаловано Петром II в 1727 году князю Г.Д. Юсупову – представителю одного из знатных российских дворянских родов, который уходит своими корнями в мусульманское средневековье.

Фамильный документ «Родословная роспись князей Юсуповых от Абубекира» до сих пор хранится в Российском государственном архиве древних актов. Сами Юсуповы называли родоначальником своего рода легендарного Абу Бакра – соратника и тестя пророка Мухаммеда. Однако историки считают основателем рода Юсуфа-Мурзу – хана великой Ногайской Орды, наводившего страх на Русь. Его сын Иль-Мурза в 1563 году прибыл в Москву на службу русскому царю Ивану Грозному. Внук Иль-Мурзы Абдулл-Мурза был храбрейшим воином в сражениях России с первыми ее врагами – Речью Посполитой, Османской империей и Крымским Ханством.

При царе Федоре Ивановиче Абдулл-Мурза во время Великого поста по незнанию накормил патриарха Иоакима гусем. Иоаким похвалил поданную «рыбу». Когда патриарх и царь узнали об обмане – оба страшно разозлились. Нерадивому хозяину грозила опала и разорение. Абдул-Мурза думал три дня и три ночи и решил принять православие. Он получил имя Дмитрий, фамилию Юсупов, титул князя и прощение государя. Однако, согласно семейному преданию, в ту же ночь во сне ему явился пророк Мухаммед и проклял весь род за вероотступничество. Отныне в каждом поколении до возраста 26 лет предстояло доживать лишь одному мужчине. Проклятие сбылось…

Сын Григория Дмитриевича Борис Григорьевич Юсупов занимал должность генерал-губернатора Москвы. Вот что сообщает о нем Ф.Ф. Юсупов в книге «Перед изгнанием. 1887–1917»: «При Елизавете Борис Григорьевич был директором Шляхетского кадетского корпуса. Он выбрал наиболее одаренных из своих учеников и создал любительскую труппу актеров. Императрица Елизавета услышала молву о труппе, состоявшей исключительно из русских, пригласила их в Зимний дворец дать представление. На государыню это произвело впечатление. Это привело к тому, что императрица подписала в 1756 году приказ создать в Санкт-Петербурге первый публичный театр».

В 1770-х годах владение Юсуповых было расширено за счет покупки соседней усадьбы Измайловых, которая примкнула к участку с запада вместе с каменным домом. Уже при первых владельцах из рода Юсуповых было положено начало легендарным богатствам, которые хранились в старинных палатах в Харитоньевском переулке. Юсуповы владели множеством домов, дворцов и усадеб по всей России. Число принадлежавших им крепостных крестьян исчислялось десятками тысяч, а десятин земли – сотнями тысяч. По аналогии со всем известным Юсуповским дворцом на Мойке в Петербурге палаты в Первопрестольной столице стали называться также дворцом.

На рубеже XVIII и XIX веков к владению присоединился одноэтажный жилой дом купца Чирьева, и у Юсуповых в Харитоньевском переулке оказалось целых три дома. В то время участком владел самый знаменитый представитель княжеского рода – Николай Борисович Юсупов. Николай Борисович был министром Департамента уделов, сенатором, действительным тайным советником, членом Государственного совета, первым директором Эрмитажа, главноуправляющим Оружейной палаты и Экспедиции кремлевского строения. Этот вельможа, просвещеннейший человек своего времени и талантливый политик большую часть своей жизни провел за границей.

А.И. Герцен в книге воспоминаний «Былое и думы» пишет о Юсупове: «В России люди, подвергнувшиеся влиянию западного веяния, не вышли историческими людьми, а людьми оригинальными. Иностранцы дома, иностранцы в чужих краях, праздные зрители, испорченные для России западными предрассудками, для Запада русскими привычками, они представляли какую-то умную ненужность. К этому кругу принадлежал на первом плане блестящий умом и богатством русский вельможа, европейский grand seigneur и татарский князь Н.Б. Юсупов. Старый скептик и эпикуреец, приятель Вольтера и Бомарше, Дидро и Касти, он был одарен артистическим вкусом».

Часть строений в Харитоньевском переулке Николай Борисович сдавал внаем. В 1801 году средний дом комплекса с хозяйственными службами – кладовою, кухней, амбаром, конюшней, хлебным и каретным сараями – снимал Сергей Львович Пушкин, отец великого поэта. К тому времени близ дома был разбит фруктовый сад, в котором гулял с няней маленький Пушкин. Позднее он перенес свои детские впечатления от сада в поэму «Руслан и Людмила». Будущий поэт прожил в Харитоньевском только три года, но с этим переулком связано множество событий. Еще до рождения Пушкина бабушка поэта приобрела в соседнем Малом Харитоньевском скромную усадьбу.

Еще несколько десятилетий назад на углу двух Харитоньевских переулков стоял дряхлый одноэтажный деревянный домик. По одной из московских легенд, именно он упоминается в седьмой главе «Евгения Онегина», когда после утомительной прогулки возок Татьяны Лариной остановился, наконец, «у Харитонья в переулке». Этот домик так и назывался «Ларинским» или «домом Татьяны». Вполне возможно, Ларины имели «родственные связи» с Юсуповыми. Татьяна приехала к княжне Алине, московской кузине своей матери, а в 1820-е годы во дворце Юсуповых действительно жила княжна Алина – сестра Николая Борисовича Александра Борисовна Юсупова.

Некоторые москвоведы полагают, что именно с легкой руки Пушкина переулок, на котором находится Юсуповский дворец, получил название Харитоньевский. В пушкинские времена переулок назывался Хомутовский – по имени не слишком известного домовладельца Хомутова, жившего здесь в XVIII веке. На протяжении всей жизни Пушкин имел приятельские отношения с князем Юсуповым. Последняя их встреча произошла незадолго до смерти Николая Борисовича в 1831 году на праздничном ужине, устроенном четой Пушкиных. После кончины князя Александр Сергеевич написал нежно в одном из своих писем: «Мой Юсупов умер». Поэт посвятил ему стихи:

От северных оков освобождая мир,
Лишь только на поля, струясь, дохнет зефир,
Лишь только первая позеленеет липа,
К тебе, приветливый потомок Аристиппа,
К тебе явлюся я; увижу сей дворец,
Где циркуль зодчего, палитра и резец
Ученой прихоти твоей повиновались
И вдохновенные в волшебстве состязались.


Продолжение


Денис Дроздов







2024 © rus-leto.ru.