Может ли быть минарет без мечети. Минареты стамбула. Архитектура и жилищный вопрос


Слова является воплощением всей исламской архитектуры. Эта башня - самый броский элемент сооружения, главное, что даёт понять неопытному туристу, что перед ним именно мечеть. Тем не менее декоративная, архитектурная функция - это не главное в минарете, важно его функциональное назначение.

Что означает минарет? Основные теории его происхождения

Слово «минарет» происходит из арабского термина «манар», что в переводе означает «маяк». Название, как мы можем заметить, символическое: минарет, как и маяк, создан для того, чтобы оповещать. Когда появились первые минареты в прибрежных городах, на их вершинах зажигали огни, дабы указать кораблям путь к бухтам.

Приблизительно 100 лет назад египтолог Батлер высказал предположение, что каирских минаретов эпохи Мамлюков, представляющий собой башню из нескольких разноразмерных пирамид, поставленных одна на другую, являет собой ретроспекцию Александрийского маяка - общепризнанного архитектурного чуда античного мира.

К сожалению, до современников дошло лишь описание Фароса Александрийского. Тем не менее доподлинно известно, что маяк был цел в то время, когда в Египет вошли арабы, так что гипотеза о заимствовании у него архитектурных форм вполне правдоподобна.

Некоторые исследователи полагают, что минареты - архитектурные наследники зиккуратов Междуречья. К примеру, любой, кто знаком с формой зиккурата, может проследить его сходство с 50-метровым минаретом Аль-Мальвия в Самарре.

Также одной из теорий происхождения формы минаретов является заимствование их архитектурных параметров у церковных башен. Такая версия относится к минаретам квадратной и цилиндрической формы сечения.

Назначение минаретов

Именно с минарета каждый день доносится призыв на молитвы. При мечети есть специально обученный человек - муэдзин, в должностные обязанности которого входит ежедневное пятиразовое оповещение о начале молитвы.

Для того, чтобы взобраться на вершину минарета, а именно на шараф (балкон), муэдзин идет ввысь по винтовой лестнице, находящейся внутри минарета. Разные минареты имеют различное количество шарафов (один-два, либо 3-4): высота минарета является параметром, определяющим их общее количество.

Так как некоторые минареты очень узкие, кругов у этой винтовой лестницы могло быть бесчисленное количество, так что подъём по такой лестнице становился целым испытанием и порой занимал часы (в особенности, если муэдзин был стар).

В нынешнее время функции муэдзина более упрощены. Ему более не нужно взбираться на минарет. Что такое произошло, спросите вы, что так изменило исламские правила? Ответ предельно прост - технический прогресс. С развитием технологий массового оповещения всю работу за муэдзина начал исполнять громкоговоритель, установленный на шарафе минарета: 5 раз в день на нем автоматически проигрываются аудиозаписи азана - призыва к молитве.

История строительства минаретов

Самая первая мечеть с башнями, напоминающими минареты, была возведена в Дамаске в 8-м веке. Эта мечеть имела 4 невысокие башни квадратного сечения, практически неотличимые по высоте от общего Каждая отдельно взятая башня этой мечети отдалённо напоминала минарет. Что такоеобозначали эти башенки, оставшиеся от ограждения римского стоявшего ранее на месте этой мечети, доподлинно не известно.

Некоторые историки полагают, что эти римские башни не убирались, потому что были использованы в качестве минаретов: с них муэдзины призывали мусульман на молитву. Чуть позднее над этими осевшими башнями были возведены еще несколько пирамидальных верхушек, после чего они стали походить на минареты эпохи мамлюков вроде тех, что в Самарре.

Затем сложилась традиция, согласно которой, лишь султан мог строить при мечети более, чем один минарет. Сооружения, что строились по приказам правителей, были вершиной архитектурного Для упрочения своей правящей позиции султаны не скупились на отделку и материалы, нанимали лучших зодчих и отстраивали мечети с таким количеством минаретов (6 и даже 7), что иногда не было уже физической возможности достроить ещё один минарет. Что такоемогла значить подобная масштабность, пышность, неумеренность в строительстве мечетей и минаретов, нам может наглядно показать следующая история.

Когда строилась мечеть Сулеймание, по неизвестным причинам произошёл длительный перерыв. Узнав об этом, сефевидский шах Тахмасиб I вознамерился подтрунить над султаном и отправил ему шкатулку с драгоценными камнями и украшениями, дабы на них он смог продолжить строительство.

Султан, рассвирепев от насмешки, приказал своему зодчему раздробить все драгоценности, замесить их в строительный материал и построить из него минарет. Согласно некоторым косвенным записям, этот минарет мечети Сулеймание еще очень долго переливался всеми цветами радуги на солнце.

Конструкция минаретов

Минарет как элемент мечети создаёт вместе с ней единый, неразрывный архитектурный комплекс. Существует несколько основных элементов, образующих минарет. Что такое представляют собой эти элементы в визуальном плане, можно увидеть почти в любом комплексе мечети.

Башня минарета устанавливается на прочном фундаменте из гравия и закрепительных материалов.

Вдоль периметра башни имеется навесной балкон шерефе, который, в свою очередь, опирается на мукарны - декоративные выступы, служащие поддержкой балкона.

На самом верху минарета располагается цилиндрическая башня Петек, на которую водружен шпиль с полумесяцем.

В основном минареты выполняются из тесаного камня, ибо это наиболее стойкий и долговечный материал. Внутренняя же устойчивость строения обеспечивается за счет укрепленного лестничного колодца.

Араб. menaret. Башня на мечети, с которой муэдзины возвещают час молитвы. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. МИНАРЕТ башня при магометанских мечетях, с высоты… … Словарь иностранных слов русского языка

минарет - а, м. minaret <араб. manara. Башня при мечети, с которой муэдзин призывает на молитву. БАС 1. Самый храм <в Мекке> седмь менаре, то есть башни, с них же певцы времена молитв возвещают, имеет. Кн. сист. 187. Минаре, род колокольни у… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

- (от араб. манбра, буквально маяк), башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении) для призыва мусульман на молитву; ставится рядом с мечетью или включается в её композицию. Ранние минареты часто имели винтовую лестницу или пандус… … Художественная энциклопедия

Минарет - Минарет. Селение Вабкент (Узбекистан). 1196 98. МИНАРЕТ (от арабского манара, буквально маяк), башня (круглая, квадратная или многоугольная в сечении) для призыва мусульман на молитву; ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

См … Словарь синонимов

- (от араб. ман ара букв. маяк), башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении) для призыва мусульман на молитву; ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию … Большой Энциклопедический словарь

МИНАРЕТ, минарета, муж. (араб. Manara, букв. место освещения). Возвышающаяся над мечетью башня, с которой муэдзины призывают мусульман на молитву. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

МИНАРЕТ, а, муж. Башня при мечети, с к рой муэдзин призывает на молитву. | прил. минаретный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Муж. искаженное арабское слово: каланча при мечети; башня, с которой муэдзин призывает мусульман напевом к молитве. тный, к минарету относящийся Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

- (ар. минара, букв. – маяк) – башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении) для призыва мусульман на молитву; ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

Книги

  • Кирпичик. Архитектурная сказка , Стайн Д.Д.. Какие бывают сказки? Волшебные и добрые, а еще бывают сказки архитектурные!Сказка&171;Кирпичик&187;именно такая! Архитектура окружает нас все здания однажды кто-то придумал. И некоторые из…
  • Кирпичик Архитектурная сказка , Стайн Д.. Какие бывают сказки? Волшебные и добрые, а еще бывают сказки архитектурные!Сказка «Кирпичик» - именно такая! Архитектура окружает нас - все здания однажды кто-то придумал. И некоторые из этих…

Башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении), с которой муэдзин призывает верующих на молитву . Минарет ставится рядом с мечетью или включается в её композицию. Ранние минареты часто имели винтовую лестницу или пандус снаружи (спиралевидные минареты), в поздних - внутри башни.

Различаются два основных типа минаретов: четырехгранные (Северная Африка) и круглоствольные (Ближний и Средний Восток). Минареты украшались узорной кирпичной кладкой, резьбой, глазурованной керамикой, ажурными балконами (шерефе).

Малые мечети обычно имеют один минарет (или не имеют вообще), средние - два; в больших султанских мечетях в Стамбуле было от четырех до шести минаретов. Самое большое количество минаретов, десять, у мечети пророка в Медине .

См. также

Напишите отзыв о статье "Минарет"

Ссылки

  • - статья в «Архитектурном словаре»

Примечания

Культовая архитектура в арабо-мусульманском мире начала развиваться с Куб- бат-ас-Сахры (Купол Скалы) - третьей по значению святыни ислама (после Каабы в Мекке и мечети Пророка в Медине). Ее сооружение связано с одним из важнейших событий в истории ислама - ночным путешествием Мухаммеда из Мекки в Иерусалим, где, по преданию, со скалы он взошел к престолу Аллаха - совершил мирадж. Внутри купола и находится выступ этой скалы.

Этот памятник был построен в 687-691 гг. на вершине горы, священной для всех трех религий - иудаизма (на этой горе Авраам был готов принести в жертву своего сына, а Соломон построил Иерусалимский храм), христианства (там находится церковь Святого Гроба) и ислама.

Внутри купола находится выступ скалы

Куббэт-ac-Caxpa царит над старым Иерусалимом, его огромный золотой купол виден издалека. Центральная купольная часть здания окружена восьмиугольной галереей, высота которой доходит до половины высоты центральной части. Внутри помещение разделено столбами и колоннами надвое, создавая двойной обход вокруг священной скалы. Эта скала выступает над полом на полтора метра, ее обрамляют четыре мощных столба с изящными мраморными колоннами между ними. Вообще, число любых архитектурных элементов здесь кратно четырем, что символично (в арабском написании слова «Аллах» - четыре буквы). Под скалой находится пещера, превращенная в святилище. Внутреннее убранство здания великолепно - стены, облицованные узорчатыми мраморными панелями, колонны с золотыми капителями, балки и притолоки, обшитые бронзовыми пластинами с чеканкой и позолотой, окна и арки, украшенные мозаиками, купол, покрытый узорным рельефом и росписями.

Основным культовым зданием является мечеть - место для молитвы. Они появились не сразу. Первоначально молитвы совершались в любом месте, где в этом возникала необходимость. Прямо на земле очерчивался квадрат, иногда его контуры обводились рвом, а направление на Мекку определялось по тени копья, воткнутого в землю. Построенные мечети появились только 665-670 гг. Считается, что прототипом мечети явился дом Мухаммеда в Медине, огороженный двор которого имел с южной стороны навес, укрепленный на пальмовых стволах.

Классический тип арабской мечети, которую называют колонной, или дворовой, представляет собой прямоугольный участок, огороженный высокой стеной. Основным элементом композиции является двор, окруженный аркадой на колоннах или столбах. Колонны чаще всего расположены в несколько рядов, в сторону киблы (направление на Мекку) они образуют обычно глубокий колонный зал. Киблу отмечает также специальная, украшенная надписями и орнаментом ниша - михраб. Эта ниша может быть плоской, условной или вогнутой, перекрытой аркой, сводом или полукуполом. Стрельчатое завершение михраба отмечает точку, благодаря которой молящийся мысленно связывается с земной Каабой. Эта связь становится символом духовной связи человека с небесной Каабой. Михраб всегда освещен - или окном в куполе, или лампой, свисающей с верхней точки михраба.

Со временем мечети стали различаться по своему назначению. Были небольшие мечети для индивидуальных молитв и большие, соборные мечети для коллективных пятничных молений. В этих мечетях обязательно есть минбар - кафедра, с которой имам (глава мусульманской общины) произносит пятничную проповедь. Он расположен справа от михраба. Минбар имеет вид высокого каменного трона, к которому ведет лестница с перилами и декоративным входом - порталом.

Для зодчих, возводивших мусульманские культовые здания, образцом, естественно, являлись большие столичные мечети - в Дамаске, Самарре. Так, Большая мечеть Омейядов в Дамаске (для ее сооружения были использованы остатки римского святилища Юпитера и христианской церкви Иоанна Крестителя) была украшена внутри цветным узорчатым мрамором и великолепными мозаиками с картинами фантастического города-сада . Большая мечеть Самарры имела площадь 156 х 240 м. От нее сохранились стены с полукруглыми бастионами и угловыми башнями и спиралевидный минарет.

Однако в различных областях халифата строители широко использовали местные, привычные для народа традиционные приемы и архитектурные формы. Поэтому тип колонной мечети в каждой из арабских стран получил своеобразную интерпретацию. Так, мечеть Ибн Тулуна в Каире (876-879) отличалась компактной планировкой, а также пропорциональными высокими стрельчатыми арками, которые стали характерной чертой мусульманской архитектуры.

Купол Скалы. Монумент (не мечеть) на Храмовой горе в Иерусалиме. Внутри купола находится выступ скалы, с которого, по преданию, пророк Мухаммед совершил мирадж

Михраб каирской мечети

Большая мечеть Самарры (Ирак)

с минаретом в виде спирали высотой 52 м и шириной 33 м.

Внутренний двор мечети ибн-Тулуна(Каир)


Еще один замечательный архитектурный памятник - столичная соборная мечеть в Кордове. В плане это был огромный прямоугольник (200 х 144 м), охваченный каменной стеной с контрфорсами и многочисленными входами. Лишь небольшая часть огромной площади была отведена под открытый двор. Основное пространство занимал классический молитвенный зал, в котором было расположено свыше 600 колонн, образующих 19 нефов. Колонны несут двухъярусные аркады, выложенные из белых и красных камней. Аркады равномерными рядами заполняли все внутреннее пространство. Этот зал сравнивали с густым, разросшимся лесом, который терялся в темноте. Словно вырастающие из пола невысокие колонны из голубого и розового мрамора, яшмы, порфира похожи на стволы пальм, от них, подобно переплетенным кронам, отходят в стороны подковообразные арки. Все пространство казалось бесконечным и рождало чувстве бесконечности, вызывало мысли о необъятности Вселенной. Тот посетитель, который попадал с солнечной кордовской улицы в этот полумрак колоннады, освещенной светом сотен низко висящих серебряных лампад, ощущал себя в фантастической обстановке .

В Средней Азии и Персии в XII в. наряду с колонной мечетью появились че- тырехайванные ансамбли, архитектуру которых позднее стали воспроизводить и в светском строительстве. Айван - это сводчатый куполообразный зал без передней стены, открывающийся во внутренний двор мечети или медресе. Вход в айван образуют мощные пилоны, соединенные арками. Айваны возводились в мечетях со стороны, обращенной к Мекке. Это, очевидно, заложило основу четырехай- ванной мечети (и других культовых и гражданских зданий). Она представляла собой большое сооружение с квадратным или прямоугольным внутренним двором. К середине каждой из его сторон в виде глубокой сводчатой ниши выходил айван. Стены двора между айванами были решены в виде аркад, возведенных в один или два яруса. Снаружи вся постройка была замкнута глухой стеной, над которой были видны лишь верхушки айванов. Сооружение четырех айванов в мечети имело символический смысл, обозначая четыре правоверных толка ислама. Особенно распространены подобные постройки в Иране.

Рядом с мечетью возвышались минареты, представлявшие собой высокую, тонкую башню с балкончиком. Муэдзин, сообщавший о времени молитвы, поднимался туда по винтовой лестнице, заключенной внутри башни. Возможно, идею минарета мусульманам подсказали христианские колокольни. Формы минаретов разные, они связаны с местными традициями. Так, если на востоке минареты были круглыми в плане, то на западе - четырехугольными. Были даже, как уже отмечалось, спиралевидные минареты - в Самарре и Каире. Минареты украшали узорчатой кирпичной кладкой, резьбой по камню, сталактитовыми карнизами и ажурными решетками балконов. Завершались минареты фонарем, куполом или шатром.

Тип крестово-купольных сооружений был использован арабскими архитекторами при строительстве медресе (зданий духовных училищ) и мавзолеев, построенных над могилами особо почитаемых лиц. Они имеют форму куба, на котором возвышается купол. Переход от куба к куполу выполняется не при помощи парусов, как в Византии, а рядами «консольных ниш», образующих форму сталактита. Вход центрального фасада оформлялся стрельчатой аркой. Среди самых знаменитых мавзолеев - Гур-Эмир в Самарканде, построенный в начале XV в.


В архитектуре мавзолея доминирует огромный ребристый купол, нависающий над высоким цилиндрическим барабаном. Нижняя часть здания представляет собой восьмигранник. Пропорции постройки таковы, что на долю купола и барабана приходится более половины общей высоты здания. Купол покрыт узором из голубых и синих изразцов, не хуже украшен и барабан. Этому соответствует и пышное решение интерьера, с которым контрастирует строгое надгробие Тамерлана. Архитектура мавзолея отличается своеобразием форм, гармонией пропорций и совершенством конструкции.

Гур-Эмир - мавзолей Тамерлана в Самарканде (Узбекистан)

Помимо культовых сооружений, строилось также множество библиотек, больниц. Для всех памятников монументального зодчества свойственны четкость архитектурных форм, специфический абрис подковообразных и стрельчатых арок и куполов, богатство резного орнамента и надписей, а с определенного времени также узорная кладка из разноцветного камня.

  • Мечеть содержит Сокровищницу, которая, как говорят, содержит голову Иоанна Крестителя(Яхья), который почитается пророком как христианами, так и мусульманами.
  • Мечеть подвергалась многочисленным последующим изменениям. В 1236 г., после Реконкисты, мечеть была преобразована в церковь, а некоторые детали интерьера (колонны и арки) были стилистически заменены на византийский лад.

Слово «минарет», или «минара», по-арабски – «место, где что-нибудь зажжено», или «излучающее свет», то есть своего рода «башня света», «маяк». В прежние века минареты прибрежных городов действительно использовали в качестве маяков, по которым корабли определяли правильный курс.

Основная функция минаретов это конечно призыв мусульман в мечеть на молитву . Пять раз в день муэдзины поднимались по лестнице на площадки минаретов и оглашали азан . Чем выше минарет – тем дальше слышен голос муэдзина .

И хотя сегодня такой необходимости в минаретах нет, ввиду наличия звукоусилительной аппаратуры, их продолжают возводить, сохраняя традиционный облик мечетей .

Первый минарет

Уже в пятьдесят третьем году по хиджре Муавия ибн Абу Суфьян (да будет доволен им Господь) дал указание на строительство минарета.

По поводу того, кто же всё-таки первым построил минарет, мнения историков разделились. Одни утверждают, что первый минарет построил правитель Басры Зияду ибн Убайх (да будет доволен им Господь) по указанию Муавии.

Другие придерживаются мнения, что первые минареты были возведены в мечети «Амр ибн аль-Аса» в Фустате (старый Каир) по указание египетского наместника Масляма ибн Мухалляда (ум. 682). Это были четыре башни, располагавшиеся по углам мечети. Эта версия считается более достоверной. При этом первым, кто провозгласил азан с этого минарета, был Шурахбиль ибн Амр.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!







2024 © rus-leto.ru.