Как называется самый высокий собор в мюнхене. Тайны Фрауенкирхе. История самой известной церкви Мюнхена. Мюнхен – сердце туризма Баварии


Фрауэнкирхе (нем. Frauenkirche) - крупнейший кафедральный собор Мюнхена, усыпальница династии Виттельсбахов и современный туристический символ баварской столицы. Необходимо уточнить, что название «Фрауэнкирхе» является простонародным, тогда как официально именуется Собор Пресвятой Девы Марии (Dom zu Unserer Lieben Frau).

Содержание
содержание:

Фрауэнкирхе представляет собой классический образец бескомпромиссной и холодной готики. Фрауэнкирхе - это величие пространства, строгость линий и суровый аскетизм. Удивительным является тот факт, что изначально собор был рассчитан на 20 000 прихожан, хотя в период постройки население города составляло всего лишь 10-15 тысяч человек. В наше время внутри установлены сидячие места для 4 000 верующих, хотя на воскресные службы собирается не более 200-300 посетителей.

Началом строительства Фрауэнкирхе является 1468 год. Основная часть сооружения была готова уже через 20 лет, что для того времени являлось рекордно быстрым сроком. Однако затем работы были приостановлены из-за нехватки финансирования. Недостроенными оставались две башни-колокольни. Потребовалось несколько десятилетий, чтобы собрать необходимые денежные средства. Окончательное строительство Фрауэнкирхе завершили в 1525. Длительное время столб северной башни являлся ориентиром и точкой отсчёта для всех территориальных замеров Баварии (например, при определении земельных участков).

Несмотря на внушительные размеры собора, которые составляют 109×40 метров, внутреннее пространство достопримечательности не производит ошеломляющего впечатления. Визуально помещение уменьшается за счёт двух рядов восьмиугольных колонн, удерживающих соборную крышу. Для готических сооружений подобных размеров такое архитектурное решение абсолютно не свойственно, ведь опорные колонны всегда находились снаружи. Также не свойственным является и строительный материал - кирпич, а не камень. Последний факт объясняется отсутствием поблизости Мюнхена каменоломни, способной удовлетворить столь масштабное строительство.

От других готических построек Фрауэнкирхе отличают и купола. Согласно первоначальному проекту, венчать две 99-метровые башни-колокольни должны были заостренные шпили, схожие с теми, что украшают Кёльнский собор, однако под влиянием зарождающегося стиля Возрождения от готических архитектурных идей отказались. За основу взяли купола Храма Гроба Господня в Иерусалиме, которые, в свою очередь, были скопированы с византийских храмов. Купола Фрауэнкирхе стали ярким контрастом общей архитектурной стилистики, и до сих пор неоднозначно воспринимаются жителями Мюнхена. В наше время в городе запрещено строить здания и сооружения превышающие по высоте выше башни Фрауэнкирхе.

Фрауэнкирхе - символ Виттельсбахов

Собор никогда не был народной церковью, так как являлся символом политической власти и духовным оплотом правящей династии Виттельсбахов. Эта роль перешла по наследству от романской церкви Мариенкирхе, которая в течении двух веков являлась семейным храмом герцогов Баварии. Фрауэнкирхе построили вокруг Мариенкирхе, и только затем разобрали последнюю. Исключительное положение обоих сооружений во многом определялось тем, что их настоятелей назначал сам герцог, выбирая его только из дворянских семей.

Для жителей Мюнхена собор всегда олицетворял союз трона и алтаря. Вот почему горожане и простые баварцы никогда не считали Фрауенкирхе близким им по духу. Они предпочитали молиться в Церкви св. Петра (самый старый храм города) и до сих пор не могут смириться с тем, что их «Старина Пётр» остаётся в тени привилегированного собора Фрауенкирхе.

Окончательно «придворным» собор стал при суровых и набожных баварских курфюрстах эпохи Контрреформации. Максимилиан I, ярый католик и лютый враг протестантов, умел ловко объединять религию с политикой. Он даже повелел перенести статую Богоматери с алтаря на центральную площадь Мариенплац . Величественную фигуру Девы Марии Максимилиан I объявил святой заступницей Баварии и превратил в политическое оружие дома Виттельсбахов.

Особенно прекрасным художественным и скульптурным творением является чёрный мраморный кенотаф Людвига IV - самого знаменитого представителя Виттельсбахов за 738-летнюю историю династии. Кенотаф представляет собой роскошный надгробный памятник без останков усопшего монарха (находятся в крипте собора). Уникальную достопримечательность воздвигли в 1622 по заказу курфюрста Максимилиана I. Центральное место в составе скульптурной композиции занимает бронзовая статуя Альбрехта V (дед Максимилиана I), который вошёл в историю как один из руководителей Контрреформации в Германии. Именно он в 1559 для поддержки католичества пригласил в Мюнхен иезуитов. В последствии, большинство германских правителей поддержат идеи Реформации, однако представители баварской династии Виттельсбахов всегда будут оставаться яростными защитниками «истинной веры».

Согласно старой легенде, сам дьявол оставил отпечаток своей ноги у входа в Собор Пресвятой Девы Марии. Поговаривают, главный архитектор заключил с ним сделку: Люцифер обещал помочь в сложном строительстве взамен на душу первого человека, который войдёт в собор. Однако когда дьявол явился за обещанной платой, архитектор пожаловался, что сооружение выстроено с недочётами и прогнал его. Сатана в бешенстве топнул ногой у дверей храма, отпечатав свой след, и убрался восвояси, но «должника» не простил. Последний умер в течение года и был похоронен под северной башней.

Появились в конце XVI века, так как настоятели Фрауэнкирхе особо ревностно относились к богослужениям и утверждали, что последние всегда должны начинаться строго в положенное время. Кроме точного времени часы показывают планеты Солнечной системы, знаки Зодиака, лунные фазы и движение Солнца. В 1749 в рамках реставрационных работ в часовой механизм был добавлен кукарекающий петух. Несколько раз корпус часового механизма видоизменяли в зависимости от новых художественных веяний своего времени, поэтому первоначальный облик уникальной достопримечательности не сохранился. Мелодия часов воплощает заступничество Христа и Марии перед Богом Отцом.

Крипта

Лестница за алтарём ведёт в Крипту, где находятся захоронения представителей династии Виттельсбахов, архиепископов и кардиналов. В наше время Крипта представляет собой простое помещение с кирпичными стенами и бетонным балочным перекрытием, хотя до середины XX века отличалась более изысканным художественным оформлением. Все могилы и захоронения вмурованными в стены Гробницы (отдельное помещение в Крипте). Вход в Гробницу, как правило, закрыт для туристов.

Напомним, кроме Фрауэнкирхе, Виттельсбахов хоронили ещё в Театинеркирхе и Церкви св. Михаила, а в некоторых случаях существовала традиция погребения сердца умершего (отдельно от тела) в поминальной капелле Альтёттинга.

Не удивляйтесь, если на стенах собора увидите надгробные плиты с эпитафиями. Они напоминают о кладбище, которое окружало Фрауэнкирхе вплоть до конца XVIII века. Когда его закрыли, плиты вынули из земли и повесили на стены.

Кафедральный собор Фрауэнкирхе (Frauenkirche) является символом Мюнхена. Он стоит недалеко от Мариенплац (Marienplatz‎). В 2004 году в городе состоялся референдум, на котором было запрещено строить здания в Мюнхене выше собора Фрауэнкирхе, высота которого составляет 99 метров. Собор Фрауэнкирхе тесно связан с династией Виттельсбахов, которые хотели возвести в нем величественный семейный склеп. Строительство собора началось в 1468 […]

Является символом Мюнхена . Он стоит недалеко от Мариенплац (Marienplatz‎). В 2004 году в городе состоялся референдум, на котором было запрещено строить здания в Мюнхене выше собора Фрауэнкирхе, высота которого составляет 99 метров.

Собор Фрауэнкирхе тесно связан с династией Виттельсбахов , которые хотели возвести в нем величественный семейный склеп. Строительство собора началось в 1468 году. Именно тогда герцогом Сигизмундом и епископом Йоханнесом Тульбеком был торжественно заложен первый камень. В 1494 году собор был частично построен и освящен. Однако строительство продолжалось дальше. И только в 1525 году были достроены уникальные купола на башнях храма. Собор Фрауэнкирхе является примером для подражания всех храмовых построек Баварии.

После завершения строительства, собор мог одновременно принимать до 20000 прихожан, хотя на тот момент в городе насчитывалось только 13000 человек. Крышу величественного здания поддерживают 22 колонны. Они то и создают иллюзию ограниченного пространства, хотя на самом деле в нутрии собора на сегодняшний день установлены скамьи, на которых могут разместиться 4000 прихожан Мюнхена.

Frauenplatz 12, 80331 München, Германия

Ехать метро до станции Marienplatz‎

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Из-за богатства своей архитектуры в литературе получил название «Флоренция на Эльбе». Памятники зодчества в стиле барокко сделали город известным на весь мир.

Третья в списке достопримечательностей

Дворцово-парковый комплекс Цвингер, дворец Марколини и Японский дворец, церковь Кройцхирхе - это далеко не все легендарные Фрауэнкирхе (церковь Святой Марии) - ярчайшая из них.

Она занимает третье место в перечне главных уникальных объектов Дрездена и всей Германии. Главная и самая большая лютеранская церковь города имеет необычайную и загадочную историю, уходящую корнями в XI век, к тем временам, когда на территории Дрездена проживал славянский народ собры (или лужичане - западнославянский народ, лужицкие сербы).

История возникновения

На месте церкви Фрауэнкирхе (Дрезден) еще задолго до основания самого города существовала одноименная небольшая кирха. Спустя столетие, примерно в 1142 году, здесь располагалось культовое сооружение, выполненное в романском стиле (в XV веке была надстроена башенка). К 1722 году оно обветшало настолько, что совсем не подлежало реконструкции, из-за чего было принято решение о его сносе. Великолепный собор, воздвигнутый на освободившемся месте в 1726-1742 годах и рассчитанный на 3500 мест, является как раз одним из тех архитектурных памятников в стиле барокко, которыми славен Дрезден.

Фрауэнкирхе - Она была воздвигнута по приказу Августа Сильного (1670-1733), короля Польши и саксонского курфюрста (имперский князь). Изначально она задумывалась как объект, который обязан был затмить католические соборы, хотя сам Август I был католиком.

Главная лютеранская церковь

Огромный, но изящный храм после своего открытия стал символом Реформации (борьба в Западной Европе в XVI веке против католицизма и папской власти). Фрауэнкирхе (Дрезден) была изначально передана городской лютеранской общине города. В скобках Дрезден указан потому, что одноименная церковь есть и в Мюнхене. Можно добавить, что именно в этом соборе был похоронен знаменитый немецкий композитор Генрих Шютц (1585-1672). После сноса первоначальной церкви могила его была утеряна, но в восстановленном соборе существует упоминание о захоронении.

Яркая отличительная черта

Высота церкви Св. Марии - 95 метров. Она видна из каждого уголка города, особенно хороша она со стороны Carolbrucke (мост Каролы). С этого ракурса церковь особенно потрясает воображение своим величием.

Знаменитому Георгу Беру (1666-1738) удалось создать настоящий шедевр барочного искусства, которым гордится Дрезден. Фрауэнкирхе (церковь) выделяется из всех строений города своим уникальным огромным 12-тонным куполом (среди построенных целиком из камня он - самый большой в мире), который не имеет дополнительных опор внутри здания.

Инженерные решения, опередившие время

Конструкция купола удивительного дрезденского здания, которое в те времена являлось строительным чудом, была невероятно прочной. Согласно историческим свидетельствам, во время Семилетней войны артиллерия прусского короля Фридриха II выпустила конкретно по куполу около 100 снарядов, которые из-за прочности конструкции не причинили куполу ни малейшего вреда. Разрушить его смогла только американская авиация, уничтожившая 13 февраля 1945 года почти весь Дрезден. Фрауэнкирхе тоже превратилась в руины.

Вообще на площади Ноймаркт, кроме каким-то чудесным образом уцелевшего памятника не осталось ни одного здания.

Движение за восстановление

Температура которого достигала 1400 градусов, уничтожил все. Но оплавленные части органа защитили собой изумительный алтарь церкви, он укрылся в своеобразном коконе. Только поэтому сохранились детали алтаря, их и использовали при его восстановлении. С 1989 года началось движение неравнодушной общественности под названием «Акция-Фрауэнкирхе», которое возглавил Людвиг Гюттлер, известный во всем мире трубач и дирижер. Восстанавливать церковь собирались на пожертвования, они и поступили в размере 100 млн долларов из 26 стран. Но вплотную к реставрации этого собора приступили только после объединения Германии, конкретно в 1996 году.

Единственный сохранившийся

Восстановление методом археологической реконструкции продолжалось до 2005 года. Сегодня этот объект никак нельзя назвать новостроем, хотя бы потому, что при его восстановлении удалось использовать 43% строительного материала старого здания, возводилось оно по оригинальным, историческим чертежам. Небольшую деревянную колоколенку установили рядом со стройплощадкой с момента начала работ. В ней подвесили единственный сохранившийся колокол (из бывших четырех), изготовленный в 1732 году. Вообще история колоколов этой церкви заслуживает отдельной статьи.

Красив снаружи и внутри

Собор снаружи облицован плитами из песчаника теплых тонов. В них вмонтированы аналогичные детали сгоревшего здания. Древние плиты более темные и придают зданию уникальный вид, а также служат напоминанием о трагической судьбе собора.

Церковь Фрауэнкирхе в Дрездене славится не только внешней величественностью, но и богатым внутренним убранством. Светло-желтый цвет стен создает торжественную атмосферу, полную воздуха и умиротворения. Высота внутренней части купола равна 26 метрам. Делится он на восемь секторов, украшенных росписью и золотом. В четырех из них изображены евангелисты, в оставшихся запечатлены аллегории христианских добродетелей - Вера, Надежда, Любовь и Милосердие. Великолепен восстановленный в первоначальной красоте алтарь, над которым находится орган. В центре алтаря расположена скульптурная картина, изображающая моления Христа в ночь на Страстную пятницу на Масличной горе. Вся реконструкция обошлась стране в 180 млн евро.

Церковь в наши дни

Церковь Фрауэнкирхе (Frauenkirche) - ныне действующий евангелическо-лютеранский собор. Привлекательна церковь и тем, что здесь регулярно звучат прекрасные органно-колокольные концерты. В год в церкви Св. Марии дают около 130 концертов.

После восстановления на куполе оборудована прекрасная смотровая площадка, дающая возможность с высоты купола посмотреть на Дрезден. Фрауэнкирхе как собор и как место панорамного обзора очень популярна у жителей и гостей города.

В будни собор и его смотровая площадка открыты для посетителей с 10 до 18 часов, в субботу - с 12-00. Подъем стоит 8 евро, для пенсионеров и студентов действуют скидки.

Одним из символов Мюнхена является главный собор города - Фрауэнкирхе. Силуэт Фрауэнкирхе стал визитной карточкой Мюнхена и четко виден на любой панорамной фотографии Мюнхена.

Frauenkirche - Der Dom zu Unserer Lieben Frau

Над всем городом возвышается громада из красного кирпича с высокой двускатной крышей, покрытой ярко-красной черепицей, и двумя башнями-близнецами, увенчанными зелеными луковками – Собор Пресвятой Девы Марии, коротко называемый Frauenkirche . Он расположен в двух кварталах от Мариенплатц, выходя фасадом на Фрауэнплатц.

Этот собор не только является символом Мюнхена, но и в огромной степени сдерживает буйные фантазии местных гениев архитектуры, заставляя их творить в рамках установившихся традиций, сохраняя сложившийся веками патриархальный вид города. Дело в том, что в 2004 году был проведен референдум мюнхенских бюргеров, по результатам которого было принято решение о запрете строительства в городе зданий выше башен , высота которых около 99 метров. Точнее, по имеющимся данным, северная башня имеет высоту 98,57 м, а южная – 98,45 м, то есть на 12 см ниже. То есть, строительство всяческих стеклобетонных гигантов - кукурузных початков и прочих голиафов – в Мюнхене исключено.

Собор, шедевр поздней немецкой готики, был построен из кирпича на фундаменте более ранней капеллы Девы Марии за 20 лет архитектором Йоргом фон Хальсбахом. Первый камень в основание церкви был заложен в 1468 году герцогом Сигизмундом и епископом Йоханнесом Тульбеком. В основном строительство закончили к 1488 году. Пышная церемония освящения состоялась в 1494 году. В 1525 году мастер Ротталер соорудил на башнях собора луковки.

В те времена в Мюнхене проживало всего 13000 человек. Но здание проектировалось для размещения 20000 прихожан. Работали на перспективу. В наше время на установленных для удобства молящихся деревянных лавках могут разместиться одновременно до 4000 человек.

Размеры собора просто поражают, это самый большой готический собор Южной Германии: длина 109 м, ширина 41,5 м, высота 55 м, высота тридцати окон 20 м. Но внутри собора не ощущается огромность пространства, потому что 22 поддерживающие крышу колонны, расположенные близко друг к другу, создают иллюзию внутренних стен, отделяющих боковые нефы. Из боковых окон, почти невидимых за плотно стоящими колоннами, свет струится словно ниоткуда, очерчивая силуэты колонн, строгий интерьер, все пространство устремленного вверх, к небесам среднего нефа собора, создавая эффект бесконечной дороги к Богу.

Фрауэнкирхе - Средний неф собора Фрауенкирхе.

С 1821 года Фрауенкирхе – главный кафедральный собор Мюнхена и архиепископата Мюнхен – Фрайзинг.

В соборе находится кенотаф (надгробный памятник над пустой могилой) императора Людвига IV Баварского. Он украшен династической символикой Виттельсбахов и скульптурами – фигурами рыцарей, преклонивших колено и держащих значки с именами Карла Великого, Людовика Благочестивого, Карла Толстого, Людовика IV. Рядом стоят герцоги Баварские Альбрехт V и Вильгельм V.

В полу собора имеется высеченный в камне отпечаток ноги, встав на который человек не видит ни одного окна. По легенде архитектор так боялся трудностей строительства, что призвал в помощники самого черта. Тот потребовал соорудить церковь без окон в надежде, что в темный храм никто не будет приходить. Но после завершения строительства люди пришли в храм на молитву. Черт потребовал объяснений. Тогда архитектор пригласил черта прийти в собор и самому убедиться в отсутствии окон, а когда тот пришел, поставил его на то самое место, с которого черт действительно не увидел ни одного окна. Но церковь была освещена солнечным светом, струящимся как бы ниоткуда. Черт так разозлился на хитрость архитектора, что топнул ногой, оставив след, и испарился навеки.

Здание Фрауенкирхе сильно пострадало во время Второй мировой войны, но было полностью восстановлено.




Время работы Фрауэнкирхе

На южную башню собора можно подняться на лифте или пешком.

Стоимость посещения Фрауэнкирхе

Как добраться до Фрауэнкирхе

Фрауэнкирхе на карте


Фрауэнкирхе (собор Девы Марии)

Мюнхен многолик, ярок и непредсказуем. Испытав множество беспощадных войн и несколько раз опустошаемый эпидемиями, пережив во времена Тридцатилетней войны XVII века захват иноземцами и изменив свой облик в годы национал-социализма, город сегодня поражает своей многогранностью и насыщенностью историей. Среди памятников старого Мюнхена одну из центральных ролей в истории города играл и играет по сей день кафедральный собор — Фрауэнкирхе (нем. Frauenkirche «собор Девы Марии») . Будучи самым высоким зданием старого Мюнхена, он первым виден всем прибывающим в столицу Баварии. Именно эту цель и преследовал герцог Сигизмунд Баварский, закладывая в феврале 1468 г. первый камень в основание будущей церкви.

Фрауэнкирхе была построена за рекордно короткие сроки: всего 20 лет потребовалось для возведения сооружения, в котором могло поместиться до 20 тысяч человек (с учетом того, что население Мюнхена на конец XV в. составляло всего лишь 13 тысяч). Церковь можно по праву назвать церковью всего народа, так как не было человека в средневековом Мюнхене, который бы не принял участие в строительстве храма. Помощь в постройке церкви оказал и Папа Римский Сикст IV, который пообещал отпущение грехов всем, кто направится в Мюнхен и пожертвует на постройку собора свой недельный заработок. В честь папы назван один из порталов собора.

В 20-е годы XVI века было завершено строительство башен Фрауэнкирхе. После войны 1503 — 1505 гг. между двумя линиями правителей Баварии Виттельсбахов, во время которой на них были установлены служившие защите города пушки, башни получили характерные завершения, форма которых отсылает нас к Храму Скалы в Иерусалиме.

Архитектором собора был Йорг фон Хальсбах, который также спроектировал здание Старой Ратуши на площади Мариенплатц. Городской совет выбрал именно этого архитектора, так как он предложил построить церковь полностью из кирпича. Это было выгодно, так как вблизи Мюнхена не было каменоломен. С Йоргом фон Хальсбахом связано одно из самых популярных среди мюнхенцев преданий. Оно гласит, что архитектор, отчаявшись от масштабности строительства, заключил договор с чертом: последний согласился помочь в строительстве церкви, но с условием, что в ней не будет ни одного окна. Архитектор, однако, обманул черта. Он спроектировал постановку двадцати двух пилонов таким образом, что при входе в собор многочисленных окон не было видно. Черт, пришедший принимать работу, увидел, что архитектор его одурачил. В ярости он топнул по каменной плите при входе в собор и исчез. На этом месте до сих пор виден его след.


Однако могущество собора определяется не только участием в его строительстве черта, но и самими его размерами: в длину церковь достигает 109 м., в ширину — 40 м., высота башен — около 100 м. При этом внутреннее оформление поражает готическим аскетизмом, строгостью и простотой. Но все же настоящие ценности далеко не очевидны и, приглядевшись внимательнее, можно убедиться, что Фрауэнкирхе скрывает в себе настоящие сокровища. Чего стоит, например, самое большое в Германии собрание деревянных фигур апостолов и ветхозаветных пророков мюнхенского мастера Эразмуса Грассера. Или же созданные в Вене механические часы XV века , которые являются одними из старейших из до сих пор функционирующих часов в Германии. Помимо их внушительных размеров удивляют фигуры Бога-Отца, Иисуса и Марии: каждый день ровно в 12.10 после того, как петух три раза взмахнул крыльями, Бог-Отец достает меч и застывает, начав диалог с людьми. В это время Иисус и Мария стоят перед ним на коленях, вымаливая человеческие грехи.


Без сомнения взор посетителей собора приковывает к себе также кенотаф (надгробное сооружение над пустой могилой) Людвига Баварца — герцога Баварии и императора Священной Римской империи. Он был воздвигнут первым курфюрстом государства Максимилианом I в. память о славном предке, являвшемся образцом мудрого, справедливого и успешного правителя для всех Виттельсбахов.


По бокам собора расположены многочисленные капеллы — места погребений членов богатых и привилегированных мюнхенских семей. Право на устройство личной капеллы получали те, кто мог заказать себе «вечную мессу», то есть регулярное упоминание своего имени при совершении богослужений. Пожертвования за эти мессы были источником средств существования каноников собора вплоть до реформ Наполеона. Среди наиболее достопримечательных капелл можно отметить капеллу св. Себастиана, алтарную картину которой написал, предположительно, Антонис Ван Дейк, капеллу св. Екатерины Александрийской, в которой хранится сосуд с реликвией — частицей руки папы Пия X, подаренный Фрауэнкирхе во время Евхаристического собора 1960 г. Обращает на себя внимание также капелла Анны, Марии и младенца Иисуса (нем. Anna - Selbdritt ), устроенная правителями Баварии. Помимо фигур святых Георгия (покровителя Киева и Москвы) и баварского рыцаря Рассо мы видим здесь выполненную из дерева статую св. Христофора (греч. Χριστοφορος — «носящий Христа») — великана, несущего на своих плечах младенца Иисуса и держащего в руках ветку дерева. По преданию, один из отшельников направил Христофора — римлянина огромного роста — переправлять через опасный брод людей. Однажды маленький мальчик попросил перенести его через реку.

Христофор взял его, но на середине реки почувствовал неимоверную тяжесть: мальчик объяснил ему, что он — Христос и несет с собой все тяжести мира. Затем мальчик предложил Христофору воткнуть в землю безжизненную ветку дерева, которая превратилась вскоре в плодородное дерево. Это чудо многих обратило в христианскую веру. Легенда о святом Христофоре является одной из наиболее любимых баварцами, поэтому фигура занимает свое достойное место в алтарной части собора.

Обращает на себя внимание также эпитафия одному из пасторов собора Йоханнесу Нойхаузеру, находящаяся у входа в ризницу. На ней изображен изъеденный червями скелет — частый мотив стиля Ванитас (лат. v anitas — «суета»). Подобные изображения были призваны напоминать о быстротечности жизни и неизбежности смерти. Идеологически данный стиль в искусстве эпохи барокко основывается на известном стихе из книги ветхозаветного пророка Екклезиаста «суета сует — все суета».

Как для собора, так и для всех мюнхенцев важной фигурой является святой Бенно — епископ XI в. Его останки также хранятся в одной из капелл собора, будучи перенесены сюда в XVI в., в разгар противостояния католиков и протестантов. «Спасение» мощей святого было воспринято баварцами как знак истинности и силы их католической веры. С конца XVI в. св. Бенно считается покровителем Баварии. Над входом в капеллу святого изображена рыба со связкой ключей. Это изображение отсылает нас к еще одной легенде. По ней Бенно однажды в связи с политическими интригами должен был оставить место епископа и удалиться. Когда он вернулся спустя три года, жители его не узнали, и он в качестве простого странника поселился в трактире. Хозяину трактира Бенно принес необычно большую рыбу, пойманную им в реке. При приготовлении в ее жабрах были обнаружены ключи от собора, которые Бенно выбросил в реку перед своим уходом. Весть о возвращении епископа мгновенно распространилась по городу и вызвала ликование народа. Стоит отметить, что рыба в христианстве является символом Христа, а ключи — символом власти, который Христос передал своему ученику апостолу Петру.


Святая святых собора — главная хоровая капелла . Помимо фигуры Марии, выполненной в начале XVI в. из слоновой кости, обращает на себя внимание изображение Богородицы-покровительницы (или Мадонны с мантией, нем. Schutzmantelmadonna ). По правую сторону перед Марией на коленях стоят представители духовенства, по левую — светские сословия. Своим плащом Мадонна как бы накрывает мюнхенских горожан, защищая и оберегая их. Собор, безусловно, также оберегаем Марией: несмотря на столь внушающий возраст, многочисленные изменения и перестройки, сильные разрушения в годы войны, Фрауэнкирхе до сих пор сохраняет свою величественность и, находясь в самом сердце Мюнхена, освящает жизнь города. И. несмотря на все жизненные перемены, остается неизменной, давая прочные и ясные ориентиры

Юрий Снегирев, историк, магистрант мюнхенского Университета имени Людвиг-Максимилиана

Светлана Мороз, историк, гид (Мюнхен, Бавария)







2024 © rus-leto.ru.