Экскурсии по православным храмам стамбула. Собор Святой Софии: невероятная история музея в Стамбуле Есть ли в стамбуле православные храмы


Церковь Одного дня (храм Исполнения Желаний) в Стамбуле собирает множество посетителей. Но это не единственная святыня турецкой столицы, привлекающая паломников. Многие религиозные объекты достойны подробного знакомства.

Православные святыни – объект посещения паломников. Со многими местами связаны предания и легенды. Сюда едут люди с надеждой вымолить у Высших Сил покровительство и защиту, поклониться святым угодникам и просить об исполнении сокровенных желаний.

Церковь ключей

Одним из таких мест является церковь Ключей (она же храм Исполнения желаний и храм Одного дня).

Дата возведения обители не установлена, но легенда говорит, что еще в 18 веке купеческой дочери привиделся вещий сон. Дева Мария показала девушке место в саду, где будет бить целительный источник.

Семейство, обнаружив ключ, бьющий на территории сада, возвело церквушку. С тех пор у каждого человека, посетившего эти места, исполняется самое сокровенное желание.

Лучшим временем для посещения называют первое число каждого месяца. Люди верят, что именно в этот день желание сбудется непременно.

Внутри размещены старинные образа, им также приписывают волшебную силу. Иконы убраны в специальные оклады с замком. Паломник должен приобрести ключ от запора, открыть оклад, приложиться к лику. Это и есть гарант исполнения сокровенного.

Важно! Сюда приходят люди всех конфессий. Желания исполняются независимо от религиозной принадлежности.

Святой Ирины

Древнейшее сооружение, расположено на территории дворцового ансамбля Топкапы. Существует мнение, что возведена обитель на месте храма Афродиты. Выполнена в форме креста, примечательны сохранившиеся мозаичные интерьеры.

Богородицы из Влахерна

Относят к памятникам 5 века. Сюда доставили Ризу Богородицы. С тех пор это место стало паломническим.

Расширялась при каждом правителе, по соседству возводили дворцовые сооружения, обители монахов, церковные строения. Верующие приписывают спасение столицы от врагов именно заступничеству Богородицы. Святая – главный объект поклонения.

Святых Сергия и Бахуса

Обитель, дошедшая до наших дней, возведена при правлении Юстиниана I. Собор Софии сделан по подобию этого объекта.

Переоборудована в мечеть, приделан минарет (эпоха Османской Империи). Служила приютом для беженцев (Балканская война). Внесена в список охраняемых объектов ЮНЕСКО.

Христа Спасителя

Памятник Византийского периода. Датой строительства называют 2 век. Сохранилась благодаря тому, что объект во времена завоеваний превратили в мечеть. Теперь тут размещены музейные экспозиции.

Святого Иоанна Крестителя

Самая маленькая обитель на территории города. Высота – 15 метров. Датой возведения считают 11 век. После завоеваний земель османами переоборудована в мечеть.

Нуждается в реставрации. Не действует.

Святой Троицы

Для православных храмов в Стамбуле свойственна закономерная особенность. Все храмы стали выполнять роль мусульманских святынь. Поэтому здесь можно встретить представителей двух конфессий. Но это не относится к обители в честь Святой Троицы. Дело в том, что святыня возведена в конце 19 века. Это первый памятник христианства на территории мусульманского города.

Стиль – необарокко с элементами неоготики. Интерьерами занимался С. Мегаклис и А. Крикелис. Отреставрирована в середине этого века.

Святого Димитрия

В пещере возле объекта бьет источник (район Куручешме). Паломники наделяют его волшебной силой. Считается, что тут замучили святого, в честь которого и возведена обитель.

Святого Стефана

У церкви Святого Стефана в Стамбуле непростая судьба. Первое, деревянное сооружение пострадало в результате пожаров. Затем выстроили конструкцию из чугуна (конец 19 века).

Этот объект передан болгарской православной общине. Отреставрирован в 2018 году. Открытие прошло с участием правящих сторон Турции и Болгарии. Теперь это действующая обитель. Символ дружбы между странами.

Святой Марии Монгольской

Никогда не была мечетью. Османы не тронули сооружение. Бытует мнение, что правитель Мехмед Второй оставил святыню в благодарность за возведение мечети Фатих.

Здесь всегда велись богослужения. Сюда свезли все иконы города. Действует и теперь.

Святого Пантелеймона

Расположена на крыше высотки (район Каракёй). Единственный храм, принадлежащий русской, православной церкви. Прихожане – русскоязычные граждане.

Правила посещения

При посещении святых мест соблюдайте правила:

  1. Входить разрешено только в закрытой одежде.
  2. Нельзя шуметь, мешать молящимся.
  3. Запрещено курить, распивать спиртное.

То есть действуют такие же правила, как и при посещении всех святых мест. Уважайте чувства верующих и не оскорбляйте недостойным поведением паломников.

Экскурсии

По православным церквям в Стамбуле организуют русскоязычные экскурсии.

Храмы имеют непростую и интересную историю, о святынях сложены предания и легенды. Каждый объект отличается роскошным убранством и редкими, чудодейственными иконами. Сопровождающий познакомит с подробной информацией. Прогулка превратится в увлекательное и полезное мероприятие.

Церковь Влахерна - знаменитейшая церковь в истории восточного христианства. Известна церковь, прежде всего древней чудотворной иконой Богородицы, которая, как говорится в некоторых исторических источниках, написана евангелистом Лукой.

Возведение церкви начала императрица Пульхерия в 450 г. Место для церкви было выбрано не просто так, тогда эта территория славилась целебными источниками. Однако позже главной достопримечательностью церкви стала Риза Богородицы, которую привезли из Святой земли в 473 г. Специально для размещения Ризы Богородицы рядом с церковью построили особое здание. По одной из версий, автором Ризы Богородицы является евангелист Лука. Сегодня, икона, именуемая Влахернской, находится в Третьяковской галерее.

Сама Церковь Влахерна была разрушена еще в 1434 г. И только в 1867 г. на ее месте возвели греческую церковь, которая действует и сегодня. Находится церковь в северо-западном районе города, недалеко от пристани Айвансарай.

Церковь Богородицы Паммакаристы

Церковь Богородицы Паммакаристы (или мечеть Фетхие) - значительный памятник искусства, мозаичные панно которой, сохранившиеся до наших дней, уступают по своей красоте лишь мозаикам в храме Айя-Софья и в музее Карие.

Церковь Богородицы Паммакаристы расположена в районе Фатих на склоне у залива Халич. Предположительно она была построена в ХII веке. Пятиглавое здание - это пример поздневизантийской архитектуры. И всё-таки точная дата создания этой церкви до сих пор неизвестна. После падения Константинополя в 1455 году сюда был перенесен престол Вселенского патриархата. Однако здание служило оплотом христианской религии лишь до 1590 года, когда по приказу султана Мехмеда Фатиха (Завоевателя) оно было перестроено в мечеть. Таким образом султан отметил завоевание Кавказа, что отразилось в названии - Мечеть Завоевания. Внутренние перегородки храма были полностью снесены, а убранство уничтожено.

В середине XIX века мечеть была отреставрирована и выполняла роль культового здания вплоть до 30-годов XX века. В 1949 году пареклесия (южный придел храма, посвященный Иисусу Христу), расположенная рядом со зданием мечети, была восстановлена Американским институтом Византийских исследований. Во время расчистки поверхностей реставраторы обнаружили удивительной красоты мозаики и фрески. После реставрации эти помещения функционируют как музей.

Церковь Святой Марии Драперис

Католическая церковь имеет строго централизованную организацию. Во главе римской церкви стоит папа, что по-гречески означает «отец». В Турции тоже есть католики, одна и католических церквей запечетлена на фото.

Католическая церковь святого Антония

Итальянская католическая церковь святого Антония - главная и самая большая католическая церковь Стамбула. Службу в церкви проводят итальянские священники. Эта церковь является примером религиозной толерантности в Стамбуле.

Церковь святого Антония расположена на проспекте Истикляль в районе Бейоглу. Строилась церковь на протяжении 6 лет, а открылась для прихожан в 1912 г. Архитектором церкви стал итальянец Джулио Монджери. Здание принадлежит к неоготическому архитектурному стилю. Внешний фасад церкви выстроен с красного кирпича, внутри стены украшены мозаичными плитками. Потолок церкви расписан изумительными фресками, на них изображаются отрывки из Священного Писания. Церковь довольно большая, ее размеры - 20 на 50 м, а ширина фасада, который выходит на проспект Истикляль, - 38 м.

Службы в церкви святого Антония проводятся на нескольких языках, включая итальянский, английский, и, разумеется, турецкий. Мессы проводятся в главной части церкви. Итальянская католическая церковь святого Антония - интереснейшая достопримечательность Стамбула.

Церковь Св. Стефана

Церковь Святого Стефана, также называемая «Болгарской Церковью», расположена на улице Мюрсель Паша на берегу бухты Золотого Рога. Здание церкви, как и внутренние колонны, и мезонины, выполнено из листового железа. Железо было выковано в Вене в 1871 году и доставлено в бухту Золотой Рог водным путем. Конструкция церкви выполнена в мобильном варианте, в случае необходимости она может быть разобрана, перевезена на другое место и собрана опять.

Церковь является творением известного архитектора того времени - Азнавура. Она была построена для болгарского меньшинства, отколовшегося от Греческой Патриархии, и по-прежнему используется той же общиной. В саду находятся могилы первых болгарских Патриархов. Церковь притягивает посетителей прекрасным садом, утопающим в зелени, и расположением на берегу бухты Золотого Рога.

Музей Мозаик в церкви Хора

Музей Мозаик в церкви Хора славится богатой и редчайшей колекцией византийских фресок и мозаик. Росписи, которые хранятся здесь не имеют себе равных среди всех византийских церквей. Кроме мозаик и фресок, в церкви Хора сохранились мраморные плиты и каменная резьба.

Церковь Хора построили в IV - V вв. Древнегреческое «chō ra» и турецкое слово «kariye», переводится как «пригород». Расположена церковь в квартале Эдирнекапы, рядом с одноименными воротами. На протяжении веков церковь много раз разрушалась и отстраивалась. Полностью здание было перестроено в XI в. и, соответственно, никаких черт византийского стиля не сохранило.

Однако здание примечательно вовсе не архитектурой: главная особенность церкви - мозаики и росписи, которыми храм украсили с 1315 по 1321 гг. Считается, что росписи сохранились до наших времен потому, что после завоевания Константинополя, по приказу султана Баязиде II церковь перестроили и превратили в мечеть. Фрески и мозаики в то время просто скрыли под слоем штукатурки. При реставрации Церкви Хора в 1948 г. росписи очистили и восстановили.

Сегодня же Церковь Хора действует, как музей, службы здесь не ведутся.


Достопримечательности Стамбула

Когда-то древний Константинополь был и центром цивилизации, и центром православия. Центром цивилизации современный Стамбул вполне можно назвать, но статус столицы мирового христианства давно ушел в историю. Сегодня действующие православные храмы в самом большом городе Турции можно пересчитать по пальцам, а русских церквей — всего-навсего три.

Район Каракей не просто один из центральных, это еще и один из самых колоритных районов Стамбула. Вверх от залива Золотой Рог медленно поднимаются тесные улочки, а на берегу бурлит ресторанная жизнь. Уже в течение почти целого века для всякого русского, оказавшегося в Стамбуле больше, чем на пару ночей, район Каракей становится второй родиной. Здесь находится старый стамбульский порт, и именно сюда после революции 1917 года десятками тысяч приплывали корабли эмигрантов. Именно с Каракея начинался их трудный путь в новую жизнь. Но приживались в бывшем Константинополе немногие. Лишь единицы желали остаться в Стамбуле, малопривлекательном тогда для жизни городе.

Все три русских храма, которые сегодня существуют в Стамбуле, находятся именно тут. И это не случайно, ибо в Каракее было сконцентрировано почти все русскоговорящее население города. От морского порта и моста Галата до храма Святого Пантелеймона минут пять пути. Здесь проще простого увязнуть в лабиринтах маленьких, тесных проулков, среди магазинчиков, кабачков и парикмахерских.

Вход в здание, на шестом этаже которого находится храм Святого Пантелеймона

Мы нашли свой путь к храму, но только потому что знали адрес: если вы видите табличку с номером дома, который вы ищете, это еще не значит, что вы оказались перед воротами церкви. Храм Святого Пантелеймона находится на шестом, последнем этаже обычного старого жилого и весьма обшарпанного строения. Из окон выглядывают дети, которые хотят, чтобы мы их сфотографировали. А в холле здания сидит угрюмый турок, который категорически запретил снимать.

Если не знать деталей, то догадаться, что именно тут находится самый известный в Стамбуле русский храм, невозможно. Формально здание, в котором расположена церковь, принадлежит России, оно было построено для Церкви еще во времена Екатерины II. Однако жизнь тут возродилась только в последние десятилетия.

"При нас, а я жила тут несколько лет, до 2006 года, церковь и обустраивалась. Все это стоило больших усилий. Тогда здесь служил отец Корнилий, и нам он рассказывал, что начинал с полной разрухи. Все помещения были ободраны, разрушены, — от храма мало, что сохранилось", — рассказывает нам Нина Щетинина, которая снимала комнату в доме-храме.

Сейчас все здесь выглядит более или менее достойно. Сама церковь на последнем этаже, ее купол салатового цвета виден издалека, но его невозможно разглядеть со стороны плотно застроенной улицы.

Отец Тимофей, настоятель храма Святого Пантелеймона

Настоятеля церкви отца Тимофея мы застали сразу после службы. Этого человека, служащего в храме уже больше десяти лет, знает и любит почти вся русская община Стамбула. Он пытается вспомнить наших общих знакомых, которые сколько-то лет назад посещали церковь.

"На службу приходит 150-200 человек, а в праздники собираются многие сотни", — рассказывает нам прихожанка храма с Украины. В это трудно поверить, потому что все внутреннее помещение церкви, как большая зала в квартире. Единовременно здесь могут находиться не больше 20-30 человек. Но именно вокруг храма Святого Пантелеймона сфокусирована вся жизнь русской общины Стамбула. Наша собеседница с Украины, но сюда ходят люди и из России, Молдовы, Белоруссии. "Очень много тех, кто постоянно живет в Стамбуле. Я например, замужем тут", — рассказывает она.

После развала Советского Союза Стамбул вновь, как и за 70 лет до этого, стал очень популярным маршрутом у граждан из многих стран бывшего СССР. Но только у них было большое отличие от предков, посещавших город в начале прошлого века: они приезжали в Стамбул и возвращались назад. Челночный бизнес процветал полтора десятилетия. Благодаря этому, в Стамбуле всегда можно найти человека, способного связать по-русски хоть пару слов. Но здесь, в Каракее, было время, когда в шумной толпе было больше русскоязычных, чем тюркоязычных. Для них открывались рестораны, магазины, они были ценными гостями. С этим громадным торговом потоком в Стамбул приехали и те, кому потом пришлось остаться тут надолго или даже навсегда. Именно в конце 90-х годов храм Святого Пантелеймона начал наполняться прихожанами.

Музей Айя-София входит в список достопримечательностей Стамбула , которые туристы смотрят в первую очередь. А ещё этот собор является частью одного из готовых пешеходных маршрутов , по которому вы можете прогуляться самостоятельно.

Айя София в Стамбуле — это святыня двух религий : сначала это был главный православный собор (более 1000 лет), потом главная мечеть (почти 500 лет), а сейчас музей. История Айя-Софии порой очень трагична, а существующих тайн хватит не на одну книгу. Обо всём этом, а также о том, как посетить музей самостоятельно, пойдет речь ниже.

  • Собор Айя-София построили 15 веков назад (532-537 годы) по приказу византийского императора Юстиниана (этот император, как ни странно, происходил из крестьян). Он хотел, чтобы собор был главным зданием столицы (тогда еще Константинополя) и чтобы он подчеркивал мощь империи. Между прочим , мы бы не увидели сейчас Айю-Софию в Стамбуле, если бы не случилось народное восстание «Ника». Во время этого очень кровавого бунта (на Ипподроме было убито около 35 тысяч горожан) сгорела одноименная церковь, на месте которой и построили собор. Надо сказать , что ещё раньше здесь тоже стояла церковь: она тоже сгорела и тоже называлась Святая София. А ещё раньше тут располагалась торговая площадь. По сути, место, где сейчас стоит собор Айя-София в Стамбуле, – это самое сердце древнего Константинополя и всей Византийской империи.
  • Юстиниан хотел, чтобы его творение было поистине грандиозным. Чтобы расширить место для строительства, он скупил близлежащие земельные наделы и снес строения, которые на них были. Император пригласил двух лучших архитекторов , которые проявили себя при строительстве храма, известного сейчас как Малая Айя-София . Надо сказать, что «маленькая София» послужила прообразом будущего «большого» собора.

  • На строительство ушло 130 тонн золота , что составляло три готовых бюджета страны! В течение почти 6 лет каждый день здесь работали 10 000 строителей. Мрамор разных видов везли изо всех уголков империи. А ещё отовсюду свозили части древних построек, которые тоже применяли при строительстве. Например, из города Эфеса (из храма Артемиды , который поджёг Герострат, чтобы прославиться) привезли 8 колонн из зелёного мрамора, а из Рима – 8 колонн из храма Солнца. Также в конструкции использовались очень крепкие, но облегченные кирпичи, сделанные из материала с острова Родос . В отделке использовали слоновую кость, серебро и много золота . Говорят, что Юстиниан желал всё внутреннее пространство покрыть золотом от пола до потолка. Однако астрологи уговорили его этого не делать, предсказав, что после него будут «слабые правители», которые разрушат собор, когда будут его разворовывать.

  • В основании собор представляет собой прямоугольник 76х68 метров. Высота купола достигает 56 метров , а его диаметр – 30 метров . Толщина стен доходит местами до 5 метров . Для прочности кладки в раствор добавляли экстракт листьев ясеня .
  • В лучшие времена в соборе «работали» 600 священнослужителей .
  • В 1204 году Константинополь был захвачен крестоносцами во время четвертого крестового похода. Этот поход, к сожалению, является позорным пятном в мировой истории. Согласитесь, очень странно, как могло так случиться, что участники крестового похода, целью которого изначально было направиться в Египет для якобы религиозной войны против мусульман, захватили и опустошили христианский город – город братьев по вере. Константинополь был полностью разграблен , и, разумеется, собор Айя-София пострадал не менее. Крестоносцы унесли с собой все драгоценности и священные реликвии. Считается, что 90% христианских реликвий , которые есть сейчас в Европе, были вывезены во время этого похода.

  • Последняя христианская служба прошла в соборе в ночь на 29 мая 1453 года. Присутствовал сам император со своей свитой.
  • На другой день собор разграбляли турки , захватившие Константинополь под предводительством султана Мехмеда II Завоевателя (Фатиха). Впоследствии собор переделали в мечеть, пристроив к нему минареты. Мозаики внутри мечети оказались скрыты под слоем штукатурки – это их и спасло. Собор выполнял роль мечети 500 лет и стал прототипом для многих мечетей Стамбула, например, для Голубой мечети , которая расположена поблизости, и для мечети Сулеймание , которая построена в Базарном квартале .
  • В 1935 году по распоряжению президента Ататюрка мечети был присвоен статус музея. Штукатурка, скрывающая мозаики, была убрана. Сейчас музей активно реставрируется.

Любопытные факты

  • Собор Святой Софии в Стамбуле назвали не по имени мученицы Святой Софии, хотя такая тоже существовала. На греческом sofia – это мудрость. Это собор Мудрости Божьей. Мудрость Божья – это что-то вроде проводника между Господом и человеком.
  • В Соборе живет самый главный кот Стамбула по имени Гли. Этот кот ведет себя в соборе как настоящий хозяин и любит сидеть у Императорского места. Он также прославился тем, что его гладил президент Америки Барак Обама.
  • Княгиня древнерусского государства Ольга крестилась в соборе Айя-София предположительно в 957 г. Она была первым правителем Руси, принявшим крещение.
  • В Соборе Айя-София произошли события , которые дали начало раскола церквей на две ветви: Католическую и Православную. Это произошло в 1054 году, когда во время богослужения посланник Папы Римского вручил Патриарху отлучительную грамоту. Патриарх подумал пару дней и отлучил от церкви посланника Папы Римского. С этого всё и началось.

  • Москва — Третий Рим . После падения Константинополя (Второго Рима ) и после того, как главный православный храм Айя-София был переделан в мечеть, в мире фактически исчез центр православия. Очевидно было, что преемником православия становилось набирающее силу молодое Московское княжество, потому что другого православного центра не было. Именно эта идея привела к тому, что Москву стали называть Третьим Римом .
  • Туринская плащаница , по одной из легенд, хранилась в Айя-Софии и во время четвертого крестового похода была похищена. По преданиям, в неё было завернуто тело Иисуса Христа. В 1898 году фотограф-любитель сфотографировал плащаницу и увидел на негативах человеческий лик. Сейчас плащаница хранится в одном из соборов города Турина (Италия).
  • В 2007 году влиятельные политики и бизнесмены США возглавили движение за возращение собора обратно церкви. Пока они ничего не добились.

Мистика собора Айя-София

  • «Плачущая колонна» , основание которой покрыто медными пластинами. Её ещё называют колонной Святого Григория. В колонне есть небольшое углубление, с которым связано одно суеверие. Надо просунуть большой палец в углубление и три раза прокрутить ладонь по кругу, касаясь ей медных листов. Если при этом Вы ощутите влагу, то загадайте желание – оно якобы сбудется. Поверье это существует с XIII века: ещё Антоний Новгородец во время своего паломничества в Константинополь писал, что к плачущей колонне приходят люди и «трутся перстами… на исцеление болезням…».
  • Ниша, из которой раздается легкий шум . По описаниям, находится она в южной части собора. Этот феномен связывали с ещё одной легендой. Согласно ей, в то время, когда Константинополь пал под натиском турецких войск и они ворвались в собор, в нём шла служба. Захватчики уже готовы были убить священника, читающего молитву, но в этот миг стены расступились и спрятали за собой священника. По преданию, священник и сейчас находится там и явится вновь, когда собор опять станет христианским храмом.
  • Холодное окно – ещё одна загадка собора Айя-София в Стамбуле. Из этого окна дует прохладный ветерок, даже когда на улице очень жарко. Это окно расположено на втором этаже (южная часть собора) и выходит на Голубую мечеть .

Тайны затопленного подземелья собора Айя-Софии

Кроме видимой части собора, Айя-София в Стамбуле имеет ещё малоизученную подземную часть . Из летописей известно, что для того, чтобы сделать фундамент, будто бы выкопали 70-метровый котлован. Так же различные источники сообщают, что под Айя-Софией есть огромные цистерны для хранения воды и множество туннелей . По всей видимости, цистерна должна напоминать огромную , которая находится недалеко от собора.

Добраться до затопленного подземелья попытались в 1945 году американцы. Для этого они решили выкачать оттуда воду. Но как бы они ни старались, уровень воды не понижался. В итоге от идеи отказались после того, как перегорели насосы.

Более успешные попытки были у турецких исследователей. Но они сразу решили, что не будут откачивать воду, а совершили несколько успешных погружений в затопленную подземную часть собора. Последний спуск произошел в 2013 г. Какие-то легенды подтвердились, а какие-то оказались просто преувеличением.

Подводники нашли места, предназначенные для захоронения. Хорошо был исследован 12-метровый колодец у главного входа. А в колодце в центральной части храма были найдены обломки очень большого светильника. В стенах были обнаружены плотно закрытые двери , открыть которые они не пытались. Возможно, за этими дверьми находятся большие цистерны для сбора воды, о которых писали путешественники прошлого. Это подтверждает и сканирование пола собора на предмет пустот. Это сканирование показало, что под полом есть огромные пустые пространства !

Также был совершен спуск в сухой каменный туннель . Из коридора идут два хода : один к площади Ипподром , второй – к дворцу Топкапы . Эти коридоры раздваиваются, и некоторые рукава заканчиваются тупиками. Но один из рукавов имеет выход во двор дворца Топкапы.

  • Приходить лучше всего либо к открытию музея ранним утром, либо уже ближе к закрытию, вечером, потому что днем посетителей бывает очень много. Ещё лучше посещать музей в будни, так как в выходные, особенно в высокий сезон, просто не протолкнуться. В пик посещения очередь у касс в несколько десятков метров – обычное дело.
  • После покупки билета надо пройти проверку: каждый турист проходит через рамку металлоискателя, а рюкзак проверяют, как в аэропорту, рентгеном.
  • Внутри уже давно идет реставрация : часть собора Айя-София в Стамбуле от пола до потолка закрывают строительные леса. Это несколько портит впечатление.

Последовательность осмотра

  • Осмотр начинаем с первого этажа . Сначала входим через большие ворота в первый притвор , а затем – во второй притвор . (Притвор – это пристройка к храму). Перед входом в собор обратите внимание на вырытый слева от входа «котлован». Это следы более древнего строения, которое находилось здесь ещё до строительства собора.
  • Первый притвор . Эта пристройка лишена отделки – мраморные плиты уже давно сняты. В левой части притвора находятся каменная чаша для крещения (5) младенцев и большой экран, на котором идет фильм об истории Айя-Софии (на английском). Перед экраном – стулья, можно посидеть и посмотреть фильм. В правой части притвора у стены стоит огромный саркофаг (4) , напротив него колокол (3) , а далее – сувенирный магазин .

  • Второй притвор . Эта пристройка сохранила отделку с момента строительства – потолок выложен золотой мозаикой , на стенах – мрамор с зеркальным узором . В левой части второго притвора расположена лестница (рампа) (2) на второй этаж. Эта лестница не имеет ступеней. Так было сделано специально, для того чтобы проще было вносить императрицу на паланкине (специальных носилках) на второй этаж в императорское ложе . В правой части притвора такая лестница тоже есть, но она закрыта. Там же в правой части находятся ворота, через которые можно выйти во двор к фонтану для омовений (6) . Над воротами, которые называются Красивые ворота , расположена одна из самых известных мозаик собора , где изображен строитель храма император Юстиниан, Богоматерь на троне и император Константин, основатель города. Мозаика видна по ходу движения из двора в собор, а не из собора во двор. Вторая мозаика находится над императорскими воротами (9) . Называется она Иисус Панкратор. Подробное описание всех мозаик и информацию о том, где их найти, смотрите ниже. Императорские ворота (9) , по преданию, переделаны из фрагментов Ноева Ковчега . Раньше в них мог входить только сам император, а теперь и вы можете. В соседние двери входили особо приближенные к императору. Над императорскими воротами на втором этаже расположено императорское ложе . Про него подробнее будет написано ниже.

  • Внутренний дворик крестильни (баптистерий) . Попасть туда можно через второй притвор (идем в правую его часть), потом, сразу при выходе, заходим в дверь слева. Во дворике находится каменная купель , которая была перемещена непосредственно из помещения крестильни (баптистерия). Купель большая, со ступенями. В ней крестили (обращали в веру) сразу несколько человек в зрелом возрасте. Позже, когда православие было достаточно распространено, для крещения стали использовать купели меньшего размера (для младенцев). Посмотреть маленькую купель (5) можно в левой части первого притвора. В свое время двор и крестильня (баптистерий) использовались турками для хранения масла для ламп, которые освещали собор. Сосуды для масла расставлены вдоль стен дворика баптистерия.

  • Крестильня (баптистерий) . Сейчас это гробница султанов Мустафы I и Ибрагима I. Из дворика крестильни (баптистерия) через застеклённую дверь можно увидеть саму крестильню, но попасть туда из дворика не получится. Посетить гробницу можно бесплатно, но для этого надо выйти с территории музея Айя-София и подойти к собору с его правой (восточной) стороны. Подробнее см. Гробницы Айя-Софии .

  • Основное пространство собора . Из второго притвора через императорские ворота (9) входим в основное пространство собора Святая София в Стамбуле.
  • Центральная часть первого этажа. Идём в самый центр собора, под купол . Напомню, что диаметр купола – 30 метров , а высота – 56 метров . Кстати, этот купол в 557 году был разрушен землетрясением, а потом отстроен вновь. Купол окружен 40 окнами. Сейчас на куполе написана сура из Корана, а раньше, во времена Византии, здесь находилось изображение Иисуса.

  • Оглядываемся назад на императорские ворота (9) . Слева и справа видим две мраморные вазы (11) , привезённые из Пергама. Всё пространство освещено низко висящими люстрами , которые были добавлены при османах. Вверху висят восемь огромных исламских медальонов (7,5 метров в диаметре), на которых написаны арабскими буквами имена Аллаха, пророка Мухаммеда, первых халифов Али и Абу Бакра. Не опуская головы, смотрим выше медальонов. Там изображены четыре шестикрылых серафима . В христианстве серафим — это ангел, наиболее приближённый к Богу. Длина этих изображений – 11 метров. Сейчас открыт только один лик серафима, другие закрыты при османах рисунками многоугольной звезды. Изначально были нарисованы лики в виде орлицы и льва, а также лики ангелов.

  • Теперь снова смотрим вперед и подходим к огороженной площадке. Это место называется омфалион (12) и символизирует «Пуп земли» , то есть «Центр Мира» . В центральном кругу раньше находился трон императора, а в маленьких кругах рядом стояли его приближенные. Именно в этом месте происходила церемония коронации императоров. Есть версия, что расположение кругов имеет тайный зашифрованный смысл. Рядом с омфалионом находится специальное возвышение – что-то вроде крытого павильона. Это трибуна муэдзина (13) . Она предназначена для служителя мечети, который призывает с минарета к молитве.
  • Идём дальше вперед . Прямо вверху видим мозаику Дева Мария и младенец Иисус . Подробное описание всех мозаик и информацию о том, где их найти в соборе, смотрите ниже. Под мозаикой находится михраб (15) — украшенная ниша, которая показывает направление на Мекку. Справа от михраба находится минбар (14) – высокая трибуна со ступенями, откуда имам читает проповедь.

  • Левая часть первого этажа . В левой части находится плачущая колонна (10) , нижняя часть которой покрыта медными пластинами. Загадайте заветное желание, просуньте большой палец в небольшое углубление и прокрутите ладонь три раза по кругу, не отрывая ладонь от поверхности медных листов. Выглядит это со стороны забавно. По преданию, если ощутите влагу, то ваше желание якобы сбудется. Этому поверью несколько веков.
  • Правая часть первого этажа . Здесь находится библиотека (17) султана Махмуда I . Книги привезены были сюда при правление этого султана. Сейчас они выставляются на обозрение в другом музее, и можно только полюбоваться узорной решёткой арочных окон.

  • Второй этаж . Теперь пора подниматься на второй этаж. Идём во второй притвор и по лестнице (рампе) (2) поднимаемся на верхнюю галерею. Когда-то здесь несли императрицу, поднимая её в императорское ложе. Пройдите по периметру, рассмотрите сверху нижнюю часть собора. Одновременно поищите на парапетах (каменных ограждениях) надписи, сделанные скандинавскими рунами . Ищите их на парапетах с южной стороны собора. Руны — это письменность древних германцев. Надписи эти были выцарапаны варяжскими наёмниками, которые служили у византийского императора по найму.
  • В правом (южном) крыле второго этажа отыщите пустующую гробницу дожа Энрико Дандоло – правителя Венеции. Это ниша в полу, которая закрыта каменной крышкой с именем дожа. На самом деле, гробница пуста – останков правителя Венеции в ней нет. Энрико Дандоло «прославился» тем, что в возрасте 97 лет, будучи почти слепым, захватил Константинополь во время четвертого крестового похода. По иронии судьбы его гробница находится в том самом соборе, в разграблении которого она лично принимал участие. По легенде, султан Мехмед II Завоеватель (Фатих) приказал вынуть кости бывшего правителя Венеции и выбросить их на съедение собакам.

  • Напротив гробницы находится мозаика Последний суд . Другие две мозаики расположены в дальней части южного крыла. И ещё четыре мозаики – в северной части второго этажа. Подробное описание всех мозаик и информацию о том, где их найти в соборе, читайте ниже.
  • Здесь часто упоминалось императорское ложе . Оно находилось на втором этаже прямо над императорскими воротами (9) . В этом ложе во время богослужений сидела императрица со своими фрейлинами. В период раннего христианства женщины и мужчины находились в соборе раздельно друг от друга.

Где в соборе искать мозаики

Первые мозаики появились в соборе через три века после его строительства. Некоторые хорошо сохранились до сих пор, и вы их можете увидеть. Кстати, в Стамбуле есть целый музей мозаик , которые были найдены на месте раскопок Большого дворца (сам дворец практически не сохранился).

  • Мозаика № 1: Христос Панкратор (конец 10-го века). Находится во втором притворе над императорскими воротами (9) . Это в западной части собора . На мозаике изображен Христос, который сидит на троне. В руках Он держит книгу с надписью: «Мир тебе. Я свет миру». Пред Ним преклонился император Лев VI. Слева от Иисуса Христа стоит Дева Мария, справа – архангел Гавриил. Изображение символизирует вечную власть, которую Господь дал императорам. Есть мнение, что император Лев VI стоит на коленях потому, что просит прощение за свой четвертый неканонический брак. Из-за этого патриарх не пустил императора в собор и не стал венчать.
  • Мозаика № 2: Император Юстиниан, Богоматерь, император Константин . Находится в правой части второго притвора над первыми воротами во двор. Мозаика видна по ходу движения из двора в собор, а не из собора во двор. На мозаике слева – император Юстиниан (строитель собора). В руках у него – собор Святой Софии, который он преподносит Богоматери. Посередине – Богоматерь с ребенком на руках, она сидит на троне. Справа – император Константин (основатель города). В его руках – Константинополь, который он преподносит Богоматери.

  • Мозаика № 3: Дева Мария и младенец Иисус (867 г.). Находится на полусводе над михрабом в восточной части храма . Хорошо видна практически из любой части здания – не заметить её сложно.
  • Мозаика № 4: Последний суд . Находится на втором этаже собора (южная часть) напротив гробницы правителя Венеции Энрико Дандоло . На мозаике в самом центре изображен Христос, слева – Богоматерь, справа – Иоанн Креститель. Они просят Иисуса Христа о том, чтобы Он спас людской род. Считается, что часть мозаики была уничтожена крестоносцами.

  • Мозаика № 5: Император Константин Мономах, Христос и императрица Зоя (около 1044 г.). Находится на втором этаже в восточной части собора южной галереи . На мозаике в центре изображен Христос, слева – Константин Мономах (муж Зои) преподносит Ему дары (мешочек с деньгами), а справа – императрица Зоя преподносит дарственную грамоту. При правлении пасынка Зои лицо императрицы на мозаике было сколото. Когда Зоя вновь взошла на трон, мозаику восстановили. Кстати, сначала на мозаике был изображен второй муж Зои, но когда она вышла в третий раз замуж за Константина Мономаха, лик второго мужа скололи, заменив его ликом третьего мужа.
  • Мозаика № 6: Император Иоанн Комнин, Богородица и императрица Ирина (примерно 1120 г.). Находится рядом с мозаикой № 5 на втором этаже в восточной части храма южной галереи . На мозаике слева изображен император Иоанн Комнин, справа – его супруга Ирина. Посередине Богородица. Император преподносит дары (мешочек с деньгами), а императрица – дарственную грамоту.

  • Серия мозаик архиереев : Иоанна Златоуста, Дионисия Ареопагита, Василия Великого, Григория Богослова, Игнатия Богоносца (примерно 878 года). Эти мозаики расположены в нишах с северной части храма. Рассмотреть их лучше всего с южной части второго этажа. Стоять надо примерно в центре южной галереи.

Режим работы. Стоимость посещения

  • Время работы : с 09.00-19.00 (летний график, с 15 апреля по 30 октября), с 09.00-17.00 (зимний график, с 30 октября по 15 апреля). Музей не работает по понедельникам.
  • Стоимость посещения: 72 TL . Можно расплатиться банковской картой. Билеты прекращают продавать за час до закрытия. Дети до семи лет проходят бесплатно. При посещении этого музея можно сэкономить, если пользоваться .

Как добраться до музея Айя-София в Стамбуле

До Айя-Софии в Стамбуле удобнее всего ехать на скоростном трамвае (см. Транспорт Стамбула ) до остановки Султанахмет. Дальше 5 минут прогулочным шагом через парк Султанахмет.

December 9th, 2013

Сегодня мне бы хотелось рассказать и показать довольно обширный материал про то, что из себя представлял Константинополь до своего падения ровно 560 лет назад - в 1453 году, когда он и стал называться Стамбулом. Я думаю, все знают, что Стамбул - это византийский Константинополь - бывшая столица Византийской империи. Сейчас на улицах города постоянно натыкаешься на какие-то частицы того самого, когда-то величайшего города мира, который так и называли - Город. Правда это совсем крохотные частицы по сравнению с тем, что творилось тут 1000 лет назад - большинство средневековых церквей перестроены в мечети, как, впрочем, в свое время античные храмы были перестроены в церкви. И несмотря на мою горячую любовь к востоку, к исламской культуре, это невероятно интересно - находить отголоски христианства - греческого, болгарского, армянского, русского (да, тут довольно много и русских артефактов, например, во дворе Константинопольского Патриархата я нашел колокол, отлитый у нас в Городце, фотография его есть под катом). Вообще, именно тут, в Стамбуле, очень наглядно можно посмотреть как одни культуры, да даже не культуры, а цивилизации сменяли друг друга, устраивая пир на костях побежденных.

Но прежде, чем показать все красоты христианского Стамбула, надо немного рассказать про саму Византийскую империю, точнее про то, как она прекратила свое существование. Владения Византии в середине XV века были не самыми большими - это уже была совсем не та Империя, которую мы привыкли видеть в учебниках истории при изучении античности. Ещё в начале 13 века Город завоевали крестоносцы и около 50 лет восседали (читай грабили) в Константинополе, после чего были выбиты отсюда венецианцами. Так что несколько греческих островов, сам Константинополь да его пригороды - вот и вся империя. А вокруг уже везде обитали османы, набирающие мощь в то время.

Константинополь пытался завоевать и осаждал ещё османский султан Баязид, но нашествие Тимура отвлекло его от этой великой затеи.

Город в то время лежал только в европейской части нынешнего Стамбула и был очень хорошо огорожен мощной стеной. Подплыть в нему со стороны моря было проблемно из-за течения, и единственным более-менее возможным местом подступа был залив Золотой Рог. Этим и воспользовались османы во главе с Мехмедом II.

План Константинополя

Константинополь на момент своего падения

И вот уже более пяти с половиной веков величайший город мира, Царьград, как его называли наши предки, находится под турецким владычеством. Константин был последним из императоров ромеев. Со смертью Константина XI Византийская империя прекратила своё существование. Её земли вошли в состав Османского государства.

Грекам султан даровал права самоуправляющейся общины внутри империи, во главе общины должен был стоять Патриарх Константинопольский, ответственный перед султаном. Сам султан, считая себя преемником византийского императора, принял титул Кайзер-и Рум (Цезарь Рима). Данный титул носили турецкие султаны до окончания Первой мировой войны. Кстати, особого мародерства (например то, что учинили турки в Смирне уже в 20 веке), несмотря на глухое средневековье, в городе не было - Мехмед дальновидно запретил подданным разрушать город.
Осада Константинополя

Вот то, что осталось от стен Феодосия, кое-где они восстанавливаются, но Мехмед знал, что делал - крушил наверняка, правда основной удар, конечно, пришелся с залива

Все церкви после завоевания были перестроены в мечети очень простым способом - сниманием креста и воздвижение полумесяца, пристройки минаретов.

Несмотря на всё произошедшее, в городе осталось много христиан: греков, болгар, армян, и они строили свои здания, некоторые из которых я покажу ниже.
Например, здание греческого лицея, которое совершенно не вписывается в городскую архитектуру, но служит прекрасным ориентиром в Фанаре и Балате


Первая христианская базилика на этом месте была возведена в начале IV века на месте руин древнего храма Афродиты при римском императоре Константине и являлась главным храмом города до постройки Святой Софии. В мае — июле 381 года в нём проходили заседания Второго вселенского собора.

В 346 году около храма погибло свыше 3000 человек из-за религиозных разногласий. В 532 году, во время восстания «Ника», церковь была сожжена, а затем была отстроена при Юстиниане в 532 году. Церковь сильно пострадала от землетрясения в 740 году, после чего была большей частью перестроена. Фигурные мозаики погибли в эпоху иконоборчества, на месте традиционного Спаса Вседержителя в конхе красуется мозаичный крест.

После завоевания Константинополя в 1453 году церковь не была переделана в мечеть и значительных изменений в её внешнем виде не происходило. Благодаря чему до наших дней храм Святой Ирины является единственной церковью в городе, сохранившей свой первоначальный атриум (просторное высокое помещение при входе в церковь).

На протяжении XV—XVIII веков церковь использовалась османами в качестве оружейных складов, а начиная с 1846 года, храм был превращен в Археологический музей. В 1869 году церковь Святой Ирины была преобразована в Императорский музей. Через несколько лет, в 1875 году, его экспонаты из-за недостаточного количества места были перевезены в Изразцовый павильон. Наконец, в 1908 году в церкви был открыт Военный музей. В наши дни церковь Святой Ирины служит концертным залом и просто так в ней не попасть.








2024 © rus-leto.ru.