День рождения русской водки: история и интересные факты. Американка против папуасов из жж Папуасы Новой Гвинеи


  • Оглавление раздела: Народы Земли
  • Читать: Куру-куру или хохочущая смерть - болезнь людоедов

Папуасы Новой Гвинеи

Основные орудия труда, которыми пользуются на протяжении многих веков папуасы - топор, донган и нож. Топор обычно изготовляется из агата, кремния или раковины тридакны. Донган - это острая заточенная кость, которую постоянно носят на руке, заткнув за браслет. Донган используют для срезания и нарезания плодов и других целей. Для этих же целей, а также для резки мяса, папуасы используют изготовленные из бамбука ножи. Бамбуковый нож режет значительно лучше донгана, он и прочнее его.

Оружие, используемое папуасами для разных целе довольно разнообразно. Так хагда - это двухметровое метательное копье, изготавливаемое из твердого тяжелого дерева. Другое, более легкое копье сервару изготавливается с бамбуковым наконечником, и украшено перьями и мехом. При попадании в жертву наконечник отламывается и остается в ране. Еще одно метательное копье юр, имеет на конце не один, а несколько острых наконечников.

Изготавливаемые папуасами луки араль, бывают до 2 м длиной. Применяемая с луком стрела араль-ге имеет 1 м в длину и заканчивается деревянным наконечником. Более опасна стрела палом, с широким бамбуковым наконечником. Стрела саран используется специально при охоте на рыбу. Есть у папуасов также различные палицы и щиты.

Раньше, одежда папуасов состояла из пояса, у мужчин красного цвета, а у женщин она была в красную и черную полосу. Браслеты носили на руке (сагю) и на ногах (самба-сагю). Кроме этого украшали тело продетыми в отверстия предметами, кекее (в носу) и буль (во рту). Из вещей использовались мешки, ямби и гун - маленькие, для табака и мелких предметов, их носили на шее, и большой мешок на плече. У женщин были свои, женские мешки (нангели-ге). Пояса и сумки изготовляются из луба или волокон разных деревьев, названий которых в русском языке нет (тауви, маль-сель, яван-сель). Из волокон дерева нуг-сель делают веревки, а из дерева бу-сель - якорные канаты. Смола дерева гутур используется, как клей.

Пища папуасов в основе растительная, но употрбляются также свинина, мясо собак, кур, крыс, ящериц, жуки, моллюски, рыбы. Все плоды, как правило, пекут или варят, в том числе и бананы. Плод хлебного дерева не в почете, но едят.

В целом, набор растительных продуктов довольно разнообразен: мунки - кокосы, мога - бананы, деп - сахарный тростник, могар - бобы, кенгар - орехи, баум - саго, кеу - напиток типа кавы, а также употребляютяс такие плоды как аян, бау, дегароль, аусь, не имеющих русских названий.

У папуасов распространены фольклор, песни, танцы, имеются и передаваемые от поколения к поколению мифы и предания. Практически все праздники папуасов называются ай, куда допускаются только мужчины. Самый крупный праздник у папуасов - синг-синг. Песни (пение называется мун) и танцы у папуасов очень просты, а мелодия у разных песен варьирует очень незначительно. Музыкальные инструменты изготавливаются папуасами из различных подручных материалов.

Музыкальный инструмент ай-кабраль представляет собой полый бамбуковый ствол, примерно 2-х метровой длины, в который дуют, кричат, воют. Из скорлупы кокосового ореха делают мунки-ай: в орехе проделывают два отверстия, в одно дуют, а другое при этом затыкают. Из корня делается и труба халь-ай, используется аналогично мунки-ай. Орлан-ай представляет собой ручку со шнурками с висящими на на них пустыми скорлупами орехов, которые при встряхивании издают характерные звуки. Есть у папуасов и барабан окам.

У папуасов хорошо развита резьба по дереву, они делают очень сложные орнаменты, которыми украшают оружие и прочие предметы.

Традиционные верования папуасов близки австралийским и меланезийским. У маринд-аним бытует культ, близкий австралийскому, это тотемизм. Дема - тотемический предок. Мифы в основном рассказывают о подвигах полуживотных-полулюдей. У них распространен тайный культ Майо, связанный с инициациями. У других папуасов культы уже отличаются, в основном это - вера в различную магию, вредоносную, лечебную, хозяйственную. Термин «оним» означает колдовство и яд, и всякое лечебное снадобье. Оним считается причиной всех болезней, бед и смерти. и его боятся. Часто виновниками бед считают соседнее племя.

Важное значение имеет культ предков и черепов. Папуасы изготовляют корвары - изображения предков (стилизованные человеческие фигуры), в районе залива Астролябии, где бывал Миклухо-Маклай, они называются телумы.

Поводом для возникновения этого неофициального праздника послужила защита докторской диссертации "О соединении спирта с водою" Дмитрием Менделеевым, которая прошла в этот день в далеком 1865 года в Петербурге.

Первые водочные рецепты появились на Руси еще 500 лет назад, о чем свидетельствуют экспонаты московского Музея истории русской водки. Но именно Менделеев нашел "идеальную" пропорцию и "создал" сорокаградусную водку.

© Sputnik / Ф. Блумбах

Водка — особый напиток, раскрыть вкусовые качества которого без сытной и солоноватой закуски просто невозможно. Поэтому водочку должны сопровождать следующие яства — икра, осетрина, лососина, копчености, маринованные грибочки, селедочка с отварным картофелем и так далее.

"Похититель рассудка"

Алкоголь называли "похитителем рассудка" еще с древних времен. Об опьяняющих свойствах алкогольных напитков люди узнали примерно восемь тысяч лет до нашей эры, когда изготовляли их из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда. Предполагают, что виноделие возникло еще до начала культурного земледелия. Известный путешественник Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, которые еще не умели добывать огонь, но уже знали приемы приготовления хмельных напитков.

© Sputnik / А. Свердлов

Чистый спирт начали получать в VI-VII веках арабы и назвали его "аль коголь", что означает "одурманивающий". Первую бутылку водки изготовил араб Рагез в 860 году. Перегонка вина для получения спирта резко усугубила пьянство и не исключено, что именно это послужило поводом для запрета употребления спиртных напитков основоположником ислама Мухаммедом (570-632).

Этот запрет впоследствии вошел в свод мусульманских законов — Коран и с тех пор на протяжении 12 столетий в мусульманских странах алкоголь не употребляли, а отступники этого закона жестоко карались. Несмотря на это культ вина все же процветал и воспевался в стихах в странах Азии. В средневековье в Западной Европе также научились получать крепкие спиртные напитки путем перегонки вина и других бродящих сахаристых жидкостей. Первым эту операцию совершил итальянский монах-алхимик Валентиус.

© Sputnik /

Бутылки рижской водки, которую выпускал завод "А. Вольфшмидт"

Попробовав полученный продукт, который его опьянил, алхимик заявил, что он открыл чудодейственный эликсир, делающий старца молодым, утомленного бодрым, тоскующего веселым.

С тех пор крепкие алкогольные напитки быстро распространились по странам мира, прежде всего за счет постоянно растущего промышленного производства алкоголя из дешевого сырья — картофеля, отходов сахарного производства и так далее. Алкоголь настолько быстро вошел в быт, что практически не один художник, писатель или поэт не обходил эту тему стороной. Получаемая в результате перегонки перебродившего сусла летучая жидкость воспринималась как концентрат — "дух" вина (по-латыни spiritus vini), откуда и происходит современное название этой субстанции во многих языках, в том числе в русском — "спирт".

Русская водка

В России водка появилась в конце XIV века — виноградный спирт (aqua vitae — "живая вода") впервые привезли генуэзские купцы в 1386 году. Напиток стал известным при великокняжеском дворе, но впечатления не произвел. В следующий раз "живую воду" завезли иноземцы в Москву в 1429 году — в качестве универсального лекарства.

При дворе князя Василия II жидкость, по всей видимости, оценили, однако ввиду ее крепости предпочитали разводить водой. Историки предполагают, что идея разведения спирта и послужила толчком к производству русской водки, но уже из зерна.

© Sputnik / Levan Avlabreli

Способ производства водки стал предположительно известен в России во второй половине XV века. По одной из версий рецепт водки был придуман монахом Чудова монастыря Исидором. Имея необходимое винокуренное оборудование, а также опыт изготовления менее крепких напитков, монах изготовил крепкий напиток, который в последствии стали называть водкой.

Так что началом производства водки можно считать 1430 год — этот факт подтвержден Международным арбитражем, который закрепил право на использование названия "водка" за Россией.

Производство водки в России в массовых количествах началось с середины XV века, а уже в начале XVI века имеются сведения о вывозе водки из России в соседнюю Швецию, где она впервые стала известна от русских, а не от немцев. Это был первый опыт русского водочного экспорта, которому позднее было суждено завоевать мир.

Само слово "водка" появилось в России в XVII-XVIII веках и, скорее всего, является производным от "воды". При этом в прежние времена для обозначения водки использовались также термины вино, корчма. По мере развития и совершенствования производства водки в России достигнуты замечательные результаты с точки зрения очистки и вкусовых характеристик напитка. В петровскую эпоху было положено начало династиям русских "водочных королей", заводчиков. В 1716 году первый император Всероссийский предложил дворянскому и купеческому сословиям исключительное право заниматься винокурением на своих землях.

© Sputnik / Дмитрий Коробейников

В середине XVIII века производством водки в России, наряду с казенными заводами, занимались дворяне-землевладельцы, хозяева разбросанных по стране поместий. Русские "домашние" водки, изготовлявшиеся в хозяйствах князей Куракиных, графов Шереметевых, графов Румянцевых и других пользовались прекрасной репутацией.

Производители стремились добиться высокой степени очистки водки, использовали для этого естественные животные белки — молоко и яичный белок. Государственный стандарт на водку впервые в русской истории был введен в конце XIX века. Этому в немалой степени способствовали исследования известных ученых-химиков Николая Зелинского и Дмитрия Менделеева — членов комиссии по введению водочной монополии.

Заслуга Менделеева состоит в том, что он разработал состав водки, которая должна была по крепости соответствовать сорока градусам. "Менделеевский" вариант водки в 1894 году запатентован в России как "Московская особенная" (впоследствии — "Особая").

© Sputnik /

Водка воспринимается как национальный символ России, наряду с самоваром, балалайкой, матрешкой, икрой. Оставаясь вплоть до конца XX века одним из самых распространенных русских национальных напитков, водка явилась основой для огромного количества настоек, приготовление которых стало в России особой отраслью домашнего производства.

Монополия

Государственная (царская) монополия на производство и продажу водки в русской истории вводилась неоднократно. В 1533 году в Москве был открыт первый "царев кабак", а вся торговля водки стала прерогативой царской администрации. В 1819 году Александр I вновь ввел государственную монополию, просуществовавшую до 1828 года.

В России с 1894 года стала периодически вводиться государственная монополия, неукоснительно соблюдавшаяся в 1906-1913 годы.

Государственная монополия на водку существовала на протяжении всего периода Советской власти (формально — с 1923 года), при этом совершенствовалась технология производства напитка, а его качество находилось на неизменно высоком уровне.В 1992 году указом президента России Борисом Ельциным монополия была отменена, что повлекло за собой целый ряд негативных последствий (финансовых, медицинских, моральных и прочих).

Уже в 1993 году был подписан новый указ, возвративший монополию, однако государство оказалось не в состоянии жестко контролировать его выполнение.

Сухой закон

В период русско-японской войны существовал запрет на торговлю водки в некоторых губерниях империи. "Сухой закон", который ввели в России в самом начале первой мировой войны, продолжал действовать и после установления Советской власти. Только в 1923 году разрешили продажу наливок крепостью не более двадцати градусов. В 1924 году допустимая крепость была увеличена до 30-ти, в 1928 году ограничения были отменены.

Михаил Горбачев в 1986 году начал беспрецедентную кампания по борьбе с пьянством, а фактически с употреблением алкоголя. Но эта компания, которая повлекла за собой массовое уничтожение виноградников, производство некачественной "подпольной" алкогольной продукции, рост наркомании и так далее, не увенчалась успехом.

Интересные факты

Настоящая водка должна быть практически безвкусной и не отдавать сивушными маслами.

Медаль "За пьянство" учредил Петр I в 1714 году. Он решил, что она станет панацеей от пьянства. Вероятно, первый российский император делал ставку на обличительную надпись, выдававшую в человеке выпивоху, и на вес медали. Вместе с ошейником и цепями медаль весила восемь килограмм. "Награждали" медалью в полицейском участке и крепили так, что снять ее было невозможно. Носить медаль нужно было неделю.

© Sputnik / Юрий Сомов

Любимой водкой Петра I была анисовая. Этот напиток получали двойной перегонкой "хлебного вина", затем настаивали на анисовом семени и разбавляли на треть мягкой родниковой водой.

До 1885 года водку на вынос продавали только ведрами — по 12 литров. Именно с того времени в России осталось крылатое выражение "пить водку ведрами". Впрочем, можно было выпить и на месте стандартные 50 грамм (получарку) или 100 грамм (чарку). Бутылка в качестве тары для водки привычная для современного человека начала использоваться только с 1894 года. Барная культура, широко развитая сегодня, своими корнями уходит во времена Ивана Грозного. Еще в 16 веке придумали такой формат заведений, где было принято пить без закуски.

© Sputnik /

Водка в тюбиках "для космонавтов"

В январе 1940 года во время советско-финской войны военнослужащие Красной Армии начали получить водочный паек, который называли "ворошиловский паек" или "наркомовские 100 граммов".

С мая 1942 года водка ежедневно выдавалась солдатам на передовой. Причем, позже норму увеличили до 200 граммов. На Закавказском фронте выдавали не водку, а по 300 граммов сухого вина или по 200 граммов портвейна. С 1977 года по 1982 Польша и СССР спорили в суде по поводу приоритета производства водки, как русского национального напитка. Дело это Советский Союз выиграл по решению международного арбитража.

Сайт дистрибьютора алкогольной продукции

Водка "Нефть"

Родиной самой крепкой водки является Шотландия. Крепость шотландской водки равняется 88,8 градусов. Говорят, что она пользуется особой популярностью у китайцев, так как цифра 8 символизирует бесконечность.

Сегодня водка считается одним из самых крепких напитков, но изначально в нем было не больше 10-15 градусов. Около 500 лет назад водку делали в глиняном сосуде — корчаге, куда закладывали забродившие ягоды и фрукты, заливали кипятком, закрывали крышкой и отправляли в русскую печь. В процессе конденсации алкогольные пары стекали в поддон — это и было тем, что мы сейчас зовем водкой, только слабой. Материал подготовлен на основе открытых источников.

Материал подготовлен Sputnik Грузия на основе открытых источников .

Когда именно появился алкоголь, сказать сложно. Однако вполне можно предположить, что он не намного моложе самого человечества.

Папуасы Новой Гвинеи, еще не знавшие огня, уже имели свои способы получения алкоголя. Многие древние племена использовали его в своих многочисленных обрядах: с его помощью общались с богами и умершими. В более позднее время появился обряд побратимства. В чашу с вином капали кровь участников обряда и пускали чашу по кругу. Возможно, именно отсюда пошла традиция собирать гостей и непременно ставить на стол бутылку вина.

С изобретением керамической (посуды примерно VIII тысяч лет до н. э.) появилась возможность приготовления разнообразных алкогольных напитков из меда, винограда и других плодов. Один из самых древних напитков - пиво. Известно, что его варили еще в Вавилоне за VII тысяч лет до н. э. Клинопись, обнаруженная археологом Е. Хубером содержит рецепты 15 сортов этого напитка.

В Древней Греции и Египте пиво было очень популярно и употреблялось каждый день наряду с хлебом и луком - основными продуктами питания большей части населения. Кроме того, оно очень естественно вплетается в культуру и религию этих народов. На многих рисунках изображаются люди пьющие или изготовляющие пиво, боги и правители с кубками в руках. В Греции даже верили в специального бога виноделия - Диониса. В его честь регулярно проводились празднества (дионисии) с огромным количеством спиртного, разумеется. Может быть, поэтому Дионис был одним из самых почитаемых богов среди греков.

Чистый спирт впервые получили арабы в начале VII века. Само слово алкоголь арабского происхождения, в переводе означает «одурманивающий». В западной Европе изготовлять крепкий алкоголь научились в средние века путем возгонки вина. Легенда гласит: впервые приготовил и выпил такой напиток монах алхимик Валентиус. Протрезвев после сильного алкогольного опьянения, он заявил, что открыл чудесное средство, которое делает из старика юношу и прибавляет бодрости и сил. Можно сказать, что именно с этого момента начинается активное распространение алкоголя по остальным странам.

Мнение о том, что пьянство - исконная черта русского народа, ошибочно. На Руси пили очень мало. Только по большим праздникам варили брагу, медовуху и пиво, крепость которых не превышала 10 градусов. Напитки варились всегда только для себя и никогда на продажу. Сам процесс пития значительно отличался от современного: в чарку наливали напиток и пускали по кругу. Причем каждый мог сделать только один или два глотка. Согласитесь, в таких условиях трудно сильно напиться. А если кто употреблял спиртное в будний день, это было грехом и великим позором.

В 1386 году в Россию завезли виноградный спирт (аква-вита). Однако он не прижился, а затем даже был признан вредным для здоровья. Водку - свой собственный, оригинальный напиток русские изобрели в 1448-1474 гг. Тогда водка представляла собой разбавленный хлебный спирт, поэтому имела другое название - хлебное вино или хлебная водка.

Еще сто лет после изобретения традиционного для русского народа спиртного напитка на Руси никакого пьянства не было. Во многом этому способствовал патриархальный уклад жизни русских людей и их глубокая религиозность. «Домострой» - книга, содержащая ответы на абсолютно все житейские вопросы, дает конкретные указания и по поводу алкоголя: «Пей, да не упивайся. Пейте мало вина веселия ради, а не для пьянства: пьяницы царства Божия не наследуют».

В "Домострое" также написано , что если муж придет домой пьяным, то жена не должна вступать с ним в половую связь, а дать выспаться. Так как это вредно для здоровья.

Пьянство приходит на Русь в тот момент, когда государство берет на себя управление производством и потреблением спиртных напитков. Отсюда развитие алкоголя в России пошло двумя путями: алкоголизация простого народа низкопробной водкой и производство качественных напитков для высших слоев общества.

Примерно с 1555 года по всей России начинают закрывать корчмы (что-то вроде современных кафе), где можно было поесть и выпить. Вместо них приказано было открывать кабаки (по сути, питейные дома), где можно было только пить, а есть или просто закусывать - нельзя. Такое употребление очень быстро приводило к алкогольному опьянению и формированию алкогольной зависимости. Через некоторое время был введен запрет на производство спиртного самими крестьянами. Государство стало монополистом в этой области и получало от нее огромный доход в казну.

В то же время право производить алкоголь для себя осталось за дворянами и другими высшими сословиями. Практически в каждой семье был свой оригинальный рецепт с добавлением особых трав и ягод. Такие элитные напитки нередко становились подарками высокопоставленным лицам. Известно, что Екатерина II посылала русскую водку в подарок европейским монархам и известному философу и писателю Вольтеру.

В 1647 году во многих городах России из-за неспособности городской бедноты вернуть долги кабакам и резкого снижения качества спиртных напитков возникают «кабацкие бунты». Для подавления этих бунтов царю пришлось использовать войска. После этого государство начинает принимать меры против пьянства русского народа. На Земском соборе 1652 года было принято решение об ограничении количества кабаков, были определены дни, когда торговать спиртным запрещалось (в общей сложности их набралось более 180). Водка теперь отпускалась по одной чарке (143,5 гр.) в одни руки. Поступления в царскую казну резко сократились и через семь лет эти запреты фактически перестали соблюдаться.

Не смотря на то, что алкоголь неизменно присутствовал в повседневной жизни человека, его чрезмерное употребление всегда порицалось обществом. На каменной плите, найденной в Египте была, надпись «Не погуби себя, когда сидишь в пивной, не теряй разума и не забывай своих клятв...». На Руси пьянство считалось большим грехом и позором. После того, как Мухаммед наложил запрет на алкоголь, в мусульманских странах 12 веков его не производили и не употребляли. Пьянство и сегодня является социально осуждаемым явлением..

  • Метакса - летучее бренди
  • Бренди
  • Кальвадос
  • Напиток королей и моряков - сидр
  • Привет из Италии. Граппа
  • Абсент или Зеленая фея
  • Коньяк
  • Кашаса
  • Напиток для дам - ликер
  • Аперитив
  • Текила
  • И бутылка рома, эхо-хо!
  • Коктейли
  • Виски
  • Сливовое вино
  • Шампанское
  • Водка

П охититель рассудка - так именуют алкоголь с давних времен. Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не менее чем за 8000 лет до нашей эры - с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда, плодовых соков и дикорастущего винограда. Возможно, виноделие возникло еще до начала культурного земледелия. Так, известный путешественник Н.Н. Миклухо-Маклай наблюдал папуасов Новой Гвинеи, не умевших еще добывать огонь, но знавших уже приемы приготовления хмельных напитков. Чистый спирт начали получать в 6-7 веках арабы и назвали его "аль коголь", что означает "одурманивающий". Первую бутылку водки изготовил араб Рагез в 860 году. Перегонка вина для получения спирта резко усугубила пьянство. Не исключено, что именно это послужило поводом для запрета употребления спиртных напитков основоположником ислама (мусульманской религии) Мухаммедом (Магомет, 570--632). Этот запрет вошел впоследствии и в свод мусульманских законов - Коран (7 век). С тех пор на протяжении 12 столетий в мусульманских странах алкоголь не употребляли, а отступники этого закона (пьяницы) жестоко карались.Но даже в странах Азии, где потребление вина запрещалось религией (Кораном), культ вина все же процветал и воспевался в стихах.

В средневековье в Западной Европе также научились получать крепкие спиртные напитки путем возгонки вина и других бродящих сахаристых жидкостей. Согласно легенде, впервые эту операцию совершил итальянский монах алхимик Валентиус. Испробовав вновь полученный продукт и придя в состояние сильного алкогольного опьянения, алхимик заявил, что он открыл чудодейственный эликсир, делающий старца молодым, утомленного бодрым, тоскующего веселым..

С тех пор крепкие алкогольные напитки быстро распространились по странам мира, прежде всего за счет постоянно растущего промышленного производства алкоголя из дешевого сырья (картофеля, отходов сахарного производства и т.п.). Алкоголь настолько быстро вошел в быт, что практически не один художник, писатель или поэт не обходил эту тему. Таковы картины пьянства на полотнах старых голландских, итальянских, испанских и немецких художников. Злую силу алкоголизма понимали многие передовые люди своего времени. Известный религиозный реформатор тех лет Мартин Лютер писал: " Каждая страна должна иметь своего дьявола, наш немецкий дьявол - добрая бочка вина"..

Распространение пьянства на Руси связано с политикой господствующих классов. Было даже создано мнение, что пьянство является якобы старинной традицией русского народа. При этом ссылались на слова летописи: "Веселие на Руси - есть пити". Но это клевета на русскую нацию. Русский историк и этнограф, знаток обычаев и нравов народа, профессор Н.И. Костомаров (1817-1885) полностью опроверг это мнение. Он доказал, что в Древней Руси пили очень мало. Лишь на избранные праздники варили медовуху, брагу или пиво, крепость которых не превышала 5-10 градусов. Чарка пускалась по кругу и из нее каждый отпивал несколько глотков. В будни никаких спиртных напитков не полагалось, и пьянство считалось величайшим позором и грехом.

Но с 16-го столетия начался массовый завоз из-за границы водки и вина. При Иване IV и Борисе Годунове учреждаются "царевы кабаки", приносящие массу денег в казну. Тем не менее, уже тогда пытались ограничить потребление спиртных напитков. Так в 1652 году вышел указ "продавать водку по одной чарке человеку". Запрещалось выдавать вино "питухам" (т.е. пьющим), а также всем во время постов, по средам, пятницам и воскресеньям. Однако из-за финансовых соображений вскоре была внесена поправка: "чтобы великого государя казне учинить прибыль, питухов с кружечного двора не отгонять", чем фактически поддерживалось пьянство. С 1894 года продажа водки стала царской монополией.

Сейчас, очень модно устраивать у себя в доме маленькие мини-бары. Вот и мы решили устроить у себя такой бар. Ведь приятно, когда под бокал любимого напитка, можно поговорить и о его истории.



Об употреблении напитка кеу папуасами в Новой Гвинее

Н екоторые обычаи туземцев Поли– и Микронезии представляют особенный этнологический интерес, своим распространением и сходством подтверждая тождество племен и отделяя их от жителей Меланезии, у которых эти обычаи не встречаются или еще не известны.

Между этими характеристичными обычаями употребление напитка кавы было до сих пор очень распространено на островах Полинезии и на островах Микронезии. Меланезийцы, казалось, не знали употребления этого опьяняющего питья, которое приготовляется из корня одного перечного растения (Piper methysticum).

Корень разжевывается или разбивается между камнями и, разбавленный водой, дает горький опьяняющий настой. Совершенно подобное питье приготовляется почти одинаковым образом папуасами Новой Гвинеи. Растение (также из перечных) и напиток папуасы Астролябии называют «кеу», или «кау», название, также очень напоминающее полинезийское название «кава».

Во время пиршеств этих папуасов, при которых я часто присутствовал, постоянно видел способы приготовления и употребления этого напитка и наблюдал последствия, которые он производит. Папуасы приготовляют его следующим образом. Листья, стебель и корень небольшого куста, который старательно разводится около хижин и на плантациях, жуется не только взрослыми папуасами, участниками пиршества, но и мальчиками, которым еще напиток запрещен и которые вместе с женщинами не имеют доступа к пирующему собранию.

Один из взрослых раздает небольшие порции листьев, стебля и корня кеу и смотрит, чтобы все исправно жевали и не расходовали бы выплевыванием драгоценную массу. Если корень велик и жёсток, то его разбивают сперва между камнями. Темно-зеленую, очень горькую массу папуасы часто вынимают изо рта, кладут на ладонь и осторожно скатывают из нее шар величиною иногда с куриное яйцо (отверстие рта папуасов замечательно велико), потом кладут ее снова в рот или передают другому продолжать жевание.

Когда масса достаточно мягка, каждый из жевавших, вынув ее изо рта, скатывает снова в шар и подает папуасу, раздававшему порции, а этот уже приготовил для дальнейшей процедуры две большие выскобленные скорлупы кокосового ореха. Верхняя скорлупа, пробуравленная посередине, исполняет роль воронки, ставится на отверстие другой, представляющей резервуар. Дно воронки выстлано мягкою тонкою травою, заменяющею фильтр.

Собрав несколько шаров, главный приготовитель кеу выжимает руками обильную зеленую жидкость, пропитывающую шар, которая есть не что иное, как слюна жевавших; затем смачивает водою выжимки и снова выжимает их, пока вода почти не окрашивается. Жидкость в воронке иногда помешивают, чтобы поднять осадок и ускорить фильтрование. Если жидкость густа, то подливают еще воды.

Пока кеу фильтруется, его аппарат и его приготовителя обступили участники пира, и каждый из них вынул из мешка, который папуасы носят постоянно с собою, небольшую чашу, выделанную из скорлупы молодого кокосового ореха. Чаша эта обыкновенно снаружи хорошо выскоблена, часто украшена резьбою, внутри же она покрыта точно темно-зеленым мохом – следы долгой службы, так как обычай не позволяет вымывать или вычищать внутри чашу, из которой пьют кеу.

Перед большою чашею с кеу расчищается небольшая площадка, тупым концом копья делается в земле несколько углублений, в которые ставятся, чтобы не опрокинулись, чаши ожидающих. Чаши эти различных размеров, смотря по любви к напитку.

Приготовлявший кеу разливает его по чашам; питье, как уже выше замечено, темно-зеленого цвета и обыкновенно густоты топленого, немного остывшего жира. Когда все чаши наполнены, папуасы, стоящие вокруг, протягивают к ним руки и берут их все в одно время или поочередно, причем соблюдается известная последовательность (сперва гости, затем более старые и т. д.).

С чашами в руках пирующие расходятся по краям поляны, где происходит пир, и, отвернувшись, выпивают чашу кеу, причем в тот же момент испускают мочу. Этот обычай, который соблюдается постоянно в некоторых деревнях, изменяется в других таким образом, что мочу испускают до выпивания кеу или немного спустя. Так как вкус кеу неприятно горек, то его заедают уже заранее для этой цели приготовленным наскобленным кокосовым орехом, смоченным кокосовою водою.

Порция кеу, которую папуасы обыкновенно выпивают, равняется приблизительно 3 или 4 столовым ложкам. Для некоторых она достаточна, чтобы произвести значительное опьянение, которое, как я предполагаю, довольно отлично от опьянения спиртными напитками.

Папуасы, которые выпили более чем обыкновенную порцию кеу, приходят в меланхолически-сонное настроение; шатаясь, удаляются они от собеседников, садятся и пристально смотрят на что-нибудь, часто отплевываясь, так как горький вкус остается очень долго во рту; наконец засыпают беспокойным, но тяжелым сном. В этом состоянии их очень трудно разбудить и добиться чего-либо. Выпиванием кеу начинается угощение, перед ним ничего не едят, и пьяницы, выпив большое количество этого питья, ограничиваются им и не едят ничего.

Key пьют только взрослые (тамо); мальчикам до обрезания и женщинам напиток этот запрещен. Ни одно пиршество не обходится без кеу. В деревнях, где его много разводят, взрослые папуасы пьют его и в обыкновенное время, и даже женщины втайне очень лакомы до него и пьют его, скрывая то от мужей и сыновей. Не только свежие листья, ствол и корень употребляются для добывания напитка, но и сушеный, много месяцев сбереженный корень жуется и доставляет еще более горькое и крепкое питье.

Несмотря на не особенно привлекательную процедуру приготовления, я сам, желая знать эффект, выпил однажды обыкновенную порцию кеу; питье оказалось без особенного запаха, горько-стягивающего вкуса; через несколько времени по принятии кеу я почувствовал головокружение, и ноги отказались держать меня, что, однако же, прошло после получасового сна.

Я проснулся с довольно свежею головою, но с очень неприятно-горьким вкусом во рту, который оставался еще часа 3 по выпитии кеу.

Key представляет единственный опьяняющий напиток папуасов северо-восточного берега и очень ценится ими.

Из книги Японские записи автора Федоренко Николай Трофимович

Традиции чайного напитка Так называемый черный чай («котя»), который получил наибольшее распространение главным образом в Европе и Америке, представляет собой те же листья чайного куста, но, в отличие от зеленого чая («сэнтя», «бантя», «гекуро», «матя», «хикитя»),

Из книги Все «чудеса» в одной книге автора Хефлинг Хельмут

НЛО над миссионерским поселением в Новой Гвинее По свидетельству священника Уильяма М. Джилла, возглавлявшего в то время миссию англиканской церкви в поселении Боаинаи (Папуа, Новая Гвинея), события развивались следующим образом.27 июля 1959 года, вызванный встревоженным

Из книги Подлинная история русских. XX век автора Вдовин Александр Иванович

Неразрешимые противоречия новой Конституции и «новой общности» Принятая в 1977 году Конституция СССР характеризовала построенное в СССР «развитое социалистическое общество» как общество, «в котором на основе сближения всех социальных слоев, юридического и фактического

Из книги Белая масаи автора Хофманн Коринна

На новой родине Из аэропорта я доехала до отеля «Африка Си Лодж» на специальном автобусе, хотя и не бронировала номер. Присцилла и Лкетинга должны были знать о моем приезде, но я страшно волновалась: вдруг меня никто не встретит? Высадившись возле отеля, я огляделась по

Из книги Новое дворянство. Очерки истории ФСБ автора Бороган Ирина

1. Заря новой эры 1 На эту тему см. также: Альбац Е. Мина замедленного действия. Политический портрет КГБ СССР. - М.: Русслит, 1992.2 Кокурин А.И., Петров И.В. (сост.). Лубянка. Органы ВЧК-ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ-МВД-КГБ. 1917–1991. - М.: Международный фонд «Демократия», 2003.3 Интервью авторов с

Из книги Война на море. 1939-1945 автора Руге Фридрих

Продвижение в Новой Гвинее и через Соломоновы острова Во время боев на Гуадалканале американцы и австралийцы, действовавшие на Новой Гвинее, отбросили противника за горы и после ожесточенной борьбы овладели островами Буна и Гона у северного побережья этого большого

Из книги Природные катастрофы, потрясшие мир автора Жмакин Максим Сергеевич

ЦУНАМИ В ПАПУА-НОВОЙ ГВИНЕЕ 17 июля 1998 г. 2 подземных толчка магнитудой 7,1 сотрясли северо-западное побережье Папуа - Новой Гвинеи. Эпицентр находился в 50 км от поселка Аитапе. Землетрясение привело к образованию в одной из наиболее отдаленных и изолированных частей

Из книги Путешествие на берег Маклая автора Миклухо-Маклай Николай Николаевич

ПЕРВОЕ ПРЕБЫВАНИЕ НА БЕРЕГУ МАКЛАЯ НА НОВОЙ ГВИНЕЕ (с сентября 1871 г. по декабрь 1872 г.) 20 сентябряОколо 10 часов утра показался, наконец, покрытый отчасти облаками высокий берег Новой Гвинеи. Корвет «Витязь» шел параллельно берегу Новой Британии из порта Праслин (Новая

Из книги Yerba Mate: Мате. Матэ. Мати автора Колина Аугусто

О ВТОРОМ ПРЕБЫВАНИИ НА БЕРЕГУ МАКЛАЯ В НОВОЙ ГВИНЕЕ (от июня 1876 по ноябрь 1877) Омоем третьем посещении Новой Гвинеи могу сказать, во-первых, что оно не сопровождалось такими помехами, какие приключились при второй экспедиции (на Берег Ковиай в 1874 г.), и, во-вторых, что,

Из книги Причины увеличения производительности труда автора Смит Адам

НЕСКОЛЬКО ДОПОЛНЕНИЙ О ВТОРОМ ПРЕБЫВАНИИ НА БЕРЕГУ МАКЛАЯ В НОВОЙ ГВИНЕЕ в 1876–1877 гг. (из письма к (князю) А. А. М.) Так как остается еще несколько листов бумаги, то я могу доставить себе удовольствие писать Вам и при этом дополнить мое письмо Географическому обществу,

Из книги автора

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ О ПАПУАСАХ БЕРЕГА МАКЛАЯ НА НОВОЙ ГВИНЕЕ …Таким образом, является желательным, а, можно сказать, необходимым для науки изучить полнее обитателей Новой Гвинеи. К. Е. von Ваеr Ueber Papuas und Alfuren, стр. 71.Приведенное мнение Бэра совпадало и с моим

Из книги автора

ЭТНОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ О ПАПУАСАХ БЕРЕГА МАКЛАЯ НА НОВОЙ ГВИНЕЕ На мою долю выпало редкое счастье наблюдать такой народ, который все еще жил отрезанным от общения с другими народностями и притом на той стадии цивилизации, когда все орудия и оружие изготовляются из

Из книги автора

Еще о некоторых этнологически важных обычаях папуасов берега Маклая на Новой Гвинее Кроме употребления кеу, о котором я говорил в предыдущей заметке, у папуасов берега Маклая я нашел еще некоторые обычаи, которые встречаются у жителей островов Полинезии, но которые

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Глава IV "О происхождении и употреблении денег" Как только повсеместно устанавливается разделение труда, лишь весьма малая доля потребностей каждого человека может быть удовлетворена продуктом его собственного труда. Значительно большую часть их он удовлетворяет







2024 © rus-leto.ru.