Санта мария дель пополо в риме. Базилика санта-мария дель пополо. Легенда церкви Санта Мария дель Пополо


Черти устроили свое логово.
1. Предполагаемая могила Нерона

Чтобы прогнать чертей, папа Пасхалий II в 1099 году устроил крестный ход. Кроме того, орех, под которым лежали злополучные кости, был сожжен, а прах императора выбросили в Тибр. На месте захоронения была поставлена капелла, чтобы черти не вздумали сюда явиться снова. Из капеллы и выросла церковь Санта Мария дель Пополо [41.9114635N 12.4765635E ].
2.

Вскоре после передачи в престижную Ломбардскую Конгрегацию Санта Мария дель Пополо была восстановлена архитектором Андреа Бреньо в 1472-1477 гг. по приказу Папы Сикста IV за счет пожертвований на Освобождение гроба Господня в Иерусалиме. Средневековая церковь была полностью разрушена, и была построена новая трехнефная базилика с четырьмя одинаковыми часовенками с обеих сторон, восьмиугольным главным куполом и высокой колокольней в ломбардском стиле над правым трансептом.
3.

Результатом этой реконструкции стал ранний и прекрасный пример итальянской архитектуры эпохи Возрождения в Риме. Несмотря на многочисленные изменения, которые произошли в последующие века, базилика по существу сохранила свою сикстинскую форму до сегодняшнего дня.
4.

В 1655-1660 гг. фасад и интерьер были изменены Бернини, которого попросил папа Александр VII обновить церковь Возрождения до более современного стиля барокко.
5.

Главный купол базилики Купол Санта-Мария-дель-Пополо был первым восьмиугольным куполом эпохи Возрождения над прямоугольным переходом, установленным на высоком барабане. Во время его строительства в 1474-1475 гг. у него не было реального прецедента, единственными сравнимыми примерами были рисунки Филарете для утопистского города Сфорцинда, которые никогда не выполнялись. Таким образом, купол сначала был визуальной аномалией на горизонте Рима, но позже стал прототипом, который имеет много последователей в городе и в других итальянских городах. Целью этой новинки была чудесная икона Мадонны дель Пополо, которая была размещена прямо в центре куполообразного святилища.
9.

Себастьяно дель Пьомбо создал картину "Рождество Богоматери" для Алтаря . Оригинальный алтарь, шедевр Андреа Брегно, был удален по просьбе кардинала Антонио Мариа Саула в 1627 г.; святыня сейчас находится в ризнице, а некоторые боковые панели - в баптистерии. Новый алтарь значительно больше, чем оригинал. Четыре больших колонны из черного мрамора поддерживают тимпан с двумя гипсовыми ангелами.
10.

Фрески в своде хора являются поздней работой Пинтуриккьо (1508-1509). Коронация Девы Марии на синем и золотом фоне в пластине в центре напоминает средневековую мозаичную апсиду в базилике Санта-Мария-Маджоре .
13.

Правый неф базилики
14.

Сентябрь 22, 2018

В внешнем облике базилики нет ничего особенного и вызывающего, она имеет самую что ни на есть обыкновенную историю и, на первый взгляд, ничем не отличается от других подобных сооружений. Санта Мария дель Пополо в Риме привлекает к себе внимание не грандиозными масштабами или роскошным фасадом — настоящие сокровища этой церкви скрываются внутри. Они спрятаны от глаз обычных прохожих. Сюда приходят либо верующие, либо только те, кто на самом деле знает, в чем заключается ценность этой базилики, либо любопытные праздношатающиеся туристы, которых можно перечислить буквально по пальцам.

История базилики Санта Мария дель Пополо берет свое начало в далеком XI веке. Тогда по желанию Папы Римского Пасхалия II на месте разрушенного Мавзолея Домиция, где по приданию располагалась могила Нерона, была построена небольшая капелла. Конечно же, никаких документальных подтверждений о существовании императорской гробницы на этом месте найдено не было, но эта легенда бродит по городу уже не одну сотню лет. Происхождение названия церкви относят к истории о том, что та самая первая капелла была построена на пожертвования римского народа (popolo romano).
Во второй половине XV века по заказу Папы Римского Сикста IV было возведено новое здание церкви Санта Мария дель Пополо в стиле эпохи Возрождения . Над реализацией проекта базилики работал Андрэа Брэньо, однако, по свидетельствам Вазари, главным архитектором церкви стал другой, не менее известный деятель тех лет – Баччо Понтэлли.

В начале следующего столетия началась активная работа над внутренним убранством базилики. По рисункам Браманте были созданы хоры, а Рафаэль Санти трудился над созданием приватной капеллы для банкира Агостино Киджи. Окончательный барочный вид интерьер церкви приобрел после масштабной реконструкции, проведенной в 50 годы XVII века, руководителем которой был знаменитый Джан Лоренцо Бернини.

Интерьер базилики Санта Мария дель Пополо


Кажущаяся на первый взгляд простота внутреннего убранства базилики, позволяет подчеркнуть всю значимость и величие тех произведений искусства, которыми так знаменита эта церковь, помогая сполна насладиться их неповторимой красотой. Санта Мария дель Пополо является хранительницей большого количества ценнейших произведений искусства, рожденных талантом выдающихся мастеров прошлых столетий и бережно сохраненных для нас представителями последующих поколений. Здесь можно увидеть работы Караваджо, Рафаэля, Карраччи, Пинтуриккио, Карла Фонтана, Бернини и многих других. В церкви находится средневековый образ Богоматери, перенесенный сюда из базилики Сан Джованни ин Латерано еще в XIII веке, а также многие другие сокровища. Давайте познакомимся с ними по порядку.

Итак, внутреннее пространство церкви разделено двумя рядами широких арок на три продолговатых нефа. Главный алтарь установлен в так называемых хорах базилики. Его украшает ценнейшая икона XIII века, выполненная в византийском стиле. Особого внимания заслуживают небольшие капеллы церкви, расположенные в боковых нефах и трансепте собора. Наиболее интересными из них являются:

  • Капелла дель Пресепио первая справа от входа. Она посвящена святому Иерониму, а построена была для кардинала Доменико делла Ровере в конце XV века. Капелла знаменита фресками работы таких художников как Тиберио д’Ассизи и Пинтуриккио.
  • Капелла Кубо — вторая справа. Изначально декорирована Пинтуриккио, но в конце XVII века она практически полностью была реконструирована Карло Фонтана.
  • Капелла Бассо делла Ровере, построенная по заказу кардинала Джироламо Бассо делла Ровере в 80 годы XV века, расписана учениками Пинтуриккио. Особый интерес этой часовни представляет керамическое напольное покрытие, сохранившееся в своем первозданном виде. Часовня располагается в правом нефе, третьей от входа.
  • Капелла Черази, находящаяся в трансепте, является одной из самых ценных часовен базилики. Именно здесь хранятся оригинальные полотна Караваджо: «Обращение Святого Павла» и «Распятие Святого Петра», а также известное произведение Аннибале Карраччи — «Успение Пресвятой Богородицы».
  • вторая слева от входа. Была построена по проекту выдающегося Рафаэля Санти для папского банкира Агостино Киджи в качестве фамильной усыпальницы в первой половине XVI века и реконструирована Лоренцо Бернини веком позже по заказу кардинала Фабио Киджи, ставшего впоследствии Папой Александром VII. В часовне, наряду с произведениями Рафаэля и Бернини, можно увидеть и работы других мастеров: Лоренцетто, Франческо Сальвиати, Себастьяно дель Пьомбо и др.

February 19th, 2018

Эта церковь - настоящий музей. Здесь работы Бернини, Рафаэля, Браманте, Караваджо, Пинтуриккьо, Карраччи. Известной её сделал и бестселлер Дэна Брауна "Ангелы и демоны", в котором одно из действий происходит в капелле Киджи. С историей церкви связана также легенда.


Церковь Santa Maria del Popolo расположена на Народной площади - Piazza del Popolo. Здание церкви возведено в 1472-1477 годах на месте средневековой часовни.
01.

Есть предположение, что именно здесь, где ступеньки церкви, 9 июня 68 года в возрасте 30 лет, чтобы избежать позорной казни, покончил жизнь самоубийством император Нерон, которого до сих пор считают презренной личностью, несмотря на его заслуги в градостроительстве - возведение Золотого дома. Многие не знают, что народ Рима любил императора и скорбел о его кончине. Отталкивающий образ Нерона создали по полическим мотивам античные авторы. Для христан Нерон был Антихристом, так как при нём были казнены апостолы Павел и Пётр.
02.

Это гравюра предполагаемой семейной гробницы рода Домициев, к которому принадлежал Нерон. В неё был помещён прах Нерона - по древнеримской традиции его труп сожгли. Проходили века. Гробница со временем разрушилась. На руинах выросли деревья. То ли это были тополя, то ли огромный орех. В кроне деревьев поселились чёрные вороны, которых в этом месте средневековый человек посчитал за демонов. Многим видилось, что по площади по ночам бродит призрак Нерона. Одним словом, это было нехорошее место. И вот тысячу лет спустя после смерти Нерона Папа Пасхалий II повелел срубить это дерево, или деревья, сжечь их, а пепел и всё, что осталось от гробницы, выбросить в Тибр. Место освятили и построили часовню Богородице. Было это в 1099 году.
03.

Декор портика церкви.
04.

В XVII веке интерьер церкви был основательно обновлён Бернини. На карнизах арок по эскизам Бернини были размещены скульптуры святых. На арке слева скульптуры ранних христианок: Св. Катерины и Св. Варвары, работа Antonio Raggi (1624-1686) - барочного скульптора, автора одного из ангелов на мосту Ангелов.
05.

Центральный неф.
06.

Апсида (алтарная часть ) выполнена по рисункам Браманте. Считается, что Чудотворная алтарная икона "Madonna del Popolo" - одна из восьми римских икон, написанных апостолом Лукой.
07.

Фрагмент декора апсиды.
08.

Общий вид алтаря, украшенного четырьмя колоннами из чёрного мрамора.
09.

В апсиде главного алтаря есть два витражных окна - самые старые в Риме. Выполнены они французским мастером Гильомом де Марсильятом в 1509 году. .
10.

Описание алтарной части и хор. (Подробные описания на итальянском и английском языках есть перед каждой капеллой.)
11.

Капеллы Св. Томазо Вилланова и Св. Риты.
12.

Над капеллами барочный орган и герб Папы Александа VII.
13.

Герб Папы Александа VII (1599 - 1667), происходившему из богатого рода Киджи, благодаря меценатству которого в Риме возникали шедевры барочной архитектуры. Именно в это время на площади собора Св. Петра была сооружена прекрасная колоннада - произведение гения барокко - Джованни Лоренцо Бернини (1598—1680). На колоннаде Бернини можно увидеть герб Папы Александра VII.
14.

Бюст кардинала Gian Girolamo Albani (1509-1591), автор - Paracca .
15.

Алтарь Св. Семейства. Работы по мрамору были выполнены Gabriele Renzi в 1658 году. Скульптура ангела справа - работа Antonio Raggi .
16.

Капелла Меллинни. Свод капеллы - фрески работы художника Giovanni da San Giovanni, 1623-1624 гг.
17.

Капелла Ровере. Фрески и алтарь - работа Пинтуриккьо, 1485-90 гг. Внизу капеллы "обманки" - рисунки, создающие эффект объёмности.
18.

"Обманки".
19.

20.

Выполненная по эскизам Carlo Fontana богато украшенная драгоценными породами разноцветного мрамора капелла Чибо - одна из красивейших в церкви.
Алтарная картина - одна из значительных картин Carlo Maratta, 1686 г.
21.

Потолочная фреска.
22.

На стенах в глубине капеллы надгробные бюсты.
23-24.

25.

Начиная с 1470 года церковь была популярным местом усыпальниц римской аристократии и служителей Церкви высокого ранга. Хоронили не только в усыпальницах, но и в склепах под полом церкви. Могильная плита в центральном нефе, истоптанная ногами верующих и туристов с 1581 года....
26.

Эту плиту топчут с 1566 года...
27.

Надгробный монумент Maria Eleonora Boncompagni, умерший в 1745 году, выполненный в типично барочном стиле позднего периода, 1749 г.
28.

Это надгробие около входа сразу не заметить, но когда его видишь, мурашки по коже. Что знаменательно - нагробие было выполнено самим архитектором - Giovanni Battista Gisleni - за два года до кончины в 1670 году. На надгробии надпись: "Смерть - символ жизни".
29.

В течение веков католические церкви были почётным местом захоронения. Надгробий в церкве множество, и церковь - настоящий музей скульптуры.
30.

Перед этой усыпальницей недалеко от входа, рядом с капеллой Киджи, все останавливаются, дамы любят фотографироваться около неё. Но не заметила, чтобы кто-то внимательно читал что написано на мраморном покрывале. Это усыпальница Maria Flaminia Chigi-Odescalchi, сооружённая в 1771 г., работа итальянского архитектора и скульптора Paolo Posi (1708 - 1776). В своё время гробница вызывала восхищение, но впоследствии стала считаться безвкусной, и путеводители о ней вообще не упоминают.
31.

Maria Flaminia Chigi-Odescalchi была представительницей двух богатых и знатных семей Италии: рода Киджи и Одескальки, в каждом из которых был Папа Римский: Бенедетто Одескальки (1611—1689) - 240-й Папа Римский Иннокентий XI и Александр VII из рода Киджи, 237-й Папа Римский. Скульптурная композиция символически изображает союз этих родов: лев - символ рода Одескальки, гора - символ рода Киджи. На верху гробницы орёл (символ Одескальки), внизу - бронзовый ствол дуба (род Киджи).
34.

Около этого надгробного монумента расположена знаковая капелла Киджи, известная широкой публике по бестселлеру и фильму «Ангелы и демоны». В сентябре 2012 года она была закрыта на реставрацию...
35.

В моё посещение Рима в октябре 2015 года капелла Киджи была открыта после реставрационных работ.
Капелла сооружалась по проекту Рафаэля в 1513-1516 гг., но осталась незаконченной. Окончательный свой вид капелла приобрела спустя почти полтораста лет.
36.

В капелле две, а не четыре пирамиды, как написал Дэн Браун. И тут возникает вопрос: а был ли Дэн Браун вообще в этой церкви? С другой стороны, Браун много нафантазировал в своей книге.
37.

Справа от алтаря капеллы скульптура "Пророк Иона", работа Лоренцетто, 1522 г.
39.

Скульптура "Пророк Иона" крупным планом.
40.

Около входа слева скульпутра того же скульптура - Lorenzetto.
41.

Мраморнапя скульптура изображает Элия, выполнена в 1522 году.
42.

Скульптура Бернини, 1655-56 гг. "Даниил и лев".
43.

Справа от алтаря скульптура Бернини, на которую Дэн Браун обратил внимание. Палец ангела, который указывает путь герою бестселлера Брауна, обломан. И это странно, так как этот кадр сделан в 2015 году, т.е. уже после реставрации церкви.

Фото: Церковь Санта Мария дель Джильо

Фото и описание

Церковь Санта Мария дель Джильо - одна из красивейших барочных церквей Венеции. Ее название можно перевести как церковь Пресвятой Девы Марии Лилий, что напоминает о лилии, подаренной Богоматери архангелом Гавриилом в день Благовещенья. Однако в народе этот храм больше известен как Санта Мария Дзобениго – по фамилии славянского семейства, основавшего церковь еще в 9-м веке. Здание стоит на площади Кампо Санта Мария Дзобениго к западу от площади Сан Марко. Между 1678-м и 1681-м годами церковь была перестроена по проекту архитектора Джузеппе Сарди для адмирала Антонио Барбаро. С тех пор она неизменно привлекает внимание своим необычным барочным фасадом. На нем вместо традиционных статуй святых можно увидеть очертания городов – Рима, Падуи, Корфу, Сплита, Кандия и Задара, в которых некогда служил Антонио Барбаро. Его собственная статуя в центре обрамлена аллегорическими изображениями Чести, Добродетели, Славы и Мудрости. На вершине фасада можно увидеть барельеф с изображением семейного герба Барбаро.

Внутри церкви Санта Мария дель Джильо хранится единственное в Венеции полотно великого фламандца Рубенса «Святое семейство» и две картины Тинторетто за престолом. Своды центрального нефа украшены полотном Антонио Дзанки, а его стены – картинами разных художников, в том числе Франческо Дзуньо, Джанбаттиста Кросато, Гаспаре Дициани и Якопо Мариески. Над органом работали такие мастера как Алессандро Витториа, Себастьяно Риччи, Джамбаттиста Пьяццетта, Якопо Пальма и Джан Мария Морлайтер. Изящно украшены также три боковые часовни церкви и апсида. Над главным престолом, по бокам от дарохранительницы, видны две скульптуры Энрико Меренго, изображающие Благовещенье.

Глава 3.
На мозаиках Рафаэля в капелле Киджи церкви Санта Мария дель Пополо в Риме (зодиак МР) изображен слегка измененный зодиак Астрономии. Астрономически на нем записано либо 23-25 августа ст.ст. 1785 года, либо 11-12 августа ст.ст. 1843 года

3.1. Церковь святой Марии в тополях (Санта Мария дель Пополо) в Риме, капелла Киджи и зодиак MP

Церковь святой Марии в тополях (Санта Мария дель Пополо) на Тополиной площади (пьяцца дель Пополо) в Риме принадлежит к числу наиболее известных средневековых римских церквей, рис.172 , рис.173 , рис.174 . Считается, что ее построил папа Сикст IV в 1477 году, причем год постройки прямо указан на стенах самого здания, рис.175 , рис.176 . Особенно знаменит один из приделов этой церкви - так называемая капелла Киджи - с мозаиками Рафаэля, созданными якобы в 1516 году. Однако, как мы покажем в данной главе, на этих мозаиках изображен зодиак, на котором астрономически записана дата отнюдь не XVI века, а XVIII или даже XIX (имеется два варианта датировки). Таким образом, общепринятая датировка мозаик Рафаэля в капелле Киджи 1516 годом неверна. Более того, полученная нами поздняя датировка этих знаменитых мозаик - в сочетании с проставленной на них ложной датой 1516 года - свидетельствует об их ПОДЛОЖНОСТИ.

Приведем для начала краткие сведения о церкви Санта Мария дель Пополо, размещенные в интернете (Википедия). В целом, они взяты из современных путеводителей и отражают официальную точку зрения современных итальянских историков.

"Санта-Мария-дель-Пополо (итал. Santa Maria del Popolo) - церковь ордена августинцев в Риме, от которой берет свое название большая пьяцца дель Пополо. Возникла на месте часовни, построенной у тополя (populus) близ северных ворот Рима папой Пасхалием II. Нынешнее здание церкви возведено в 1472-77 годах и расписано Пинтуриккьо, интерьер основательно обновлен Бернини при Александре VII (то есть, в 1665-1667 годах - Авт.). Наибольший художественный интерес представляют пять приделов церкви... КАПЕЛЛУ КИДЖИ спроектировал Рафаэль для своего покровителя Агостино Киджи. МОЗАИЧНОЕ УБРАНСТВО КАПЕЛЛЫ ПРИНАДЛЕЖИТ РАФАЭЛЮ, картины в алтаре - Себастьяно дель Пьомбо" (ru.wikipedia.org).

Примерно то же самое говорят и источники начала XX века. Например, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона сообщает: "Из храмов в стилях Возрождения и барокко выдаются... Санта Мария дель Пополо (1477), с фресками Пинтуриккио и капеллой Киджи" , статья "Рим". "Рафаэль изготовляет картоны, по которым Лузаччо ди Паче выполняет мозаичные купола капеллы Киджи в церкви Санта Mapиa дель Пополо" , статья "Мозаика".

Мы побывали в церкви святой Марии в тополях осенью 2009 года. Вход в капеллу Киджи был занавешен пологом в целях реставрации, рис.177. Однако во время нашего посещения реставраторы в капелле Киджи не работали и можно было зайти внутрь, за полог, что многие посетители и делали. Мозаики и фрески внутри капеллы не были закрыты. С первого же взгляда нам стало очевидно, что на мозаиках Рафаэля изображен зодиак, который является разновидностью зодиака Астрономии. Мы подробно сфотографировали и впоследствии изучили как сам зодиак, так и все остальное убранство капеллы.

Мозаики с зодиаком покрывают своды купола капеллы. Ниже, в межоконных проемах подкупольного барабана находятся фрески Франческо Салвиати, изображающие библейское сотворение мира. Общий вид мозаик и фресок показан на рис.178 .

Пояснительная табличка при входе в капеллу, в переводе на русский язык гласит следующее, см. рис.179 :

"Капелла Киджи была пожалована папой Юлием II в 1507 году сиенскому банкиру Агостино Киджи, который считался одним из самых богатых людей эпохи Возрождения. Для убранства капеллы Киджи нанял Рафаэля. Тот уже работал прежде на Киджи, расписывая принадлежащую ему виллу Фарнезино (о вилле Фарнезино, ее зодиаках и их датировке пойдет речь в последующих нащих книгах - Авт.). Как раз в то время (в 1514 году) Рафаэль был занят разработкой проекта Собора св. Петра в Ватикане... В капелле Киджи по рисункам Рафаэля были изготовлены лишь мозаики (которые он сам разработал), а также боковые статуи Ионы (изваяна Лоренцетто) и Илии (закончена Рафаэлло да Монтелупо) ... В середине XVII столетия папа Александр VII Киджи, правнук первого хозяина капеллы, решил придать семейной капелле законченный вид. Он поручил Бернини изваять две боковые статуи Даниила и Аввакума, а также большие надгробные статуи Агостино и Сигизмондо Киджи, начатые еще Лоренцетто и Рафаэлло да Монтелупо в 1522 году - возможно, на основе рисунков самого Рафаэля.

ПРАВАЯ СТЕНА

Рафаэлло да Монтелупо, "Пророк Илия" (1522), мрамор - Жан Лоренцо Бернини, "Статуя Агостино Киджи" (ок.1655), мрамор - Жан Лоренцо Бернини, "Пророк Аввакум" (ок.1655), мрамор - Рафаэлло Ванни, "Аарон" (1653), масло по холсту в круглом проеме

Себастьяно дел Пьомбо и Франческо Салвиати, "Рождество Богородицы" (закончено около 1555), масляная роспись по стене - Лоренцетто, алтарная скульптура "Христос и Самаритянка" (ок.1522), бронза

ЛЕВАЯ СТЕНА

Лоренцетто, "Пророк Иона" (ок.1522), мрамор - Жан Лоренцо Бернини, "Статуя Сигизмондо Киджи" (ок.1655), мрамор - Жан Лоренцо Бернини, "Пророк Даниил" (ок.1655), мрамор - Рафаэлло Ванни, "Давыд" (1653), масло по холсту в круглом проеме

Франческо Салвиати (медальоны), "Аллегории времен года" (1557), масляная роспись по стене - Франческо Салвиати (подкупольный барабан), "Сотворение мира и первородный грех" (1554), масляная роспись по стене - Луиджи де Паче, "Бог-отец создатель Вселенной" (1516), мозаики"

Фрески "Сотворение мира и первородный грех", находящиеся непосредственно под мозаиками с зодиаком, представлены на рис.180 , рис.181 и рис.182 . Видно, что они изображают только лишь библейские сцены из книги Бытие и не содержат никаких дополнительных сведений, относящихся к астрономической записи дат на зодиаках.

Приступим к описанию зодиака в капелле Киджи. Мы будем называть его зодиаком MP.

3.2. Зодиак МР посвящен возвращению грубого гороскопа зодиака Астрономии с одним небольшим, но существенным для астрономического датирования изменением

Начнем с мозаик Рафаэля, представляющих собой ряд отдельных картин, расположенных поясом по окружности купола, рис.178 . Над ними есть еще одна мозаика в самом центре купола, которая была изготовлена Луиджи Паче одновременно с мозаиками Рафаэля. Она является важным астрономическим дополнением к зодиаку MP и мы также изучим ее ниже.

Мозаики Рафаэля представляют собой ряд отдельных картин, рис.178. Их ровно восемь - в точности, как и на зодиаке Астрономии в палатах Борджиа, см. выше. Сейчас мы убедимся, что и в палатах Борджиа и в капелле Киджи изображен один и тот же зодиак Астрономии. Однако - с разными астрономическими уточнениями и, соответственно с разной датировкой. Пройдемся по всем восьми рафаэлевским мозаикам последовательно, от первой до последней.

Начнем с мозаики, посвященной ВЕНЕРЕ, рис.183 . Венера изображена в виде полуобнаженной молодой женщины с золотистыми волосами. К ней прильнул купидон с горящим факелом. Горящий факел, скорее всего, символизирует здесь яркий блеск Венеры. С точки зрения астрономического датирования он важен для нас тем, что подчеркивает ее ВИДИМОСТЬ. Голова Венеры находится на дуге зодиака между символами созвездий ВЕСОВ и ТЕЛЬЦА. Это те же самые созвездия, которые изображены возле Венеры и на зодиаке Астрономии в палатах Борджиа. Сверху изображен ангел с крыльями, который, по-видимому, не имеет астрономического значения. Такие ангелы изображены на всех мозаиках Рафаэля, посвященных всем планетам древности.

В правом нижнем углу мозаики Венеры, рядом с кулачком купидона, в котором он зажимает горящий факел, изображено число 1516, рис.184 . Причем, это не просто число, а ДАТИРОВКА 1516 ГОДОМ Н.Э. Историки ИМЕННО ТАК И ДАТИРУЮТ МОЗАИКИ В КАПЕЛЛЕ КИДЖИ, см. ниже. Таким образом, если верить историкам, Рафаэль (или Луиджи Паче) ЛИЧНО ПРОСТАВИЛ НА СВОИХ МОЗАИКАХ ДАТУ. Причем проставил ее удивительно похоже на то, как это делается в наше время - АРАБСКИМИ ЦИФРАМИ И БЕЗ УКАЗАНИЯ ТОЧКИ ОТСЧЕТА. Но записывать даты в таком виде стало принято лишь в XIX веке. Раньше так обычно не делали. Конечно, возможны исключения. Само по себе это пока ничего не доказывает, но, все же, вызывает подозрения. Тем более интересно будет вычислить астрономическую датировку данного зодиака и сравнить ее с проставленной на нем датой. Если они сойдутся, то мы получим редкий пример современного способа записи дат в Средние века. Если нет (как и произойдет), то наши подозрения о подложности даты 1516 г. - а вместе с ней и всех мозаик в целом - подтвердятся.

Продолжим наше движение по мозаикам Рафаэля в капелле Киджи. Следующая мозаика посвящена СОЛНЦУ, рис.185 . Солнце изображено здесь в виде солнечного бога Аполлона, стреляющего из лука. Голова Аполлона находится на дуге зодиака, на которой изображено созвездие ЛЬВА. Никаких других созвездий не показано. На голове Аполлона изображен большой золотистый диск, по которому расходятся красные лучи. Это диск Солнца. Сверху изображен ангел с крыльями. Вспомним, что на зодиаке Астрономии в палатах Борджиа картина, посвященная Солнцу, тоже была подписана APOLLO, то есть "Аполлон", и на ней было показано одно лишь созвездие Льва. Здесь мы видим в точности то же самое.

Следующая мозаика посвящена МАРСУ, рис.186 . Марс изображен в виде воина в доспехах, с мечом и щитом в руках. Голова Марса расположена на дуге зодиака между ОВНОМ и СКОРПИОНОМ. Сверху показан ангел, удерживающий руку Марса с занесенным мечом. И опять мы видим полное совпадение с грубым гороскопом зодиака Астрономии. С теми же самыми созвездиями Марс был изображен и в палатах Борджиа,

Затем идет мозаика, посвященная ЮПИТЕРУ, рис.187 . Как и на зодиаке Астрономии в палатах Борджиа, Юпитер показан между РЫБАМИ и СТРЕЛЬЦОМ, рис.188 . В левом нижнем углу рядом с Юпитером изображен орел, знак Юпитера. Более того, Юпитер зажимает в руке пучок громов и молний, поэтому не остается никаких сомнений, что это именно Юпитер, рис.187 . Сверху, как обычно, изображен ангел.

Следующая мозаика посвящена САТУРНУ, который представлен здесь в виде бородатого мужчины с косой в руке, рис.189 . Коса является признаком Сатурна и однозначно указывает, что речь идет именно о нем. Здесь мы в первый и последний раз на всем зодиаке MP встречаем некоторое отличие от грубого гороскопа зодиака Астрономии. А именно, в в то время, как в палатах Борджиа Сатурн был изображен между Водолеем и Козерогом, здесь показано ТОЛЬКО ОДНО созвездие - КОЗЕРОГ, рис.190 . Значит, САТУРН БЫЛ В КОЗЕРОГЕ. Причем не просто в Козероге, а ДОСТАТОЧНО ДАЛЕКО ОТ ВОДОЛЕЯ. Например - в середине Козерога или, лучше всего, на границе Козерога и Стрельца. Но никак не на границе Козерога и Водолея. Иначе не имело бы никакого смысла отступать от канонического вида зодиака Астрономии. А поскольку такое отступление налицо, значит, это было сделано намеренно и должно иметь вескую причину.

Следующей идет мозаика, посвященная ЛУНЕ, рис.191 . Луна изображена в виде богини Дианы, стреляющей из лука. На голове у нее - полумесяц, символ Луны, на котором сидит РАК, рис.192 . Значит, Луна была в Раке. То же самое было и на зодиаке Астрономии в палатах Борджиа.

Последняя планетная мозаика посвящена МЕРКУРИЮ, рис.193 . Как и на зодиаке Астрономии в палатах Борджиа, Меркурий показан между ДЕВОЙ и БЛИЗНЕЦАМИ. В руке у Меркурия - жезл Меркурия, являющийся признаком данной планеты. Сверху, как обычно, изображен ангел.

Ряд мозаик Рафаэля замыкает восьмая картина, не соответствующая ни одной планете. Изображен ангел над звездным глобусом, рис.194 . Тут сквозит подражание зодиаку Астрономии, где тоже есть восьмая картина, не отвечающая ни одной планете. Но если там она имела вполне содержательный смысл - изображала событие (изобретение птолемеевской системы мира), которому посвящен зодиак - то здесь восьмая картина ничего особенного не означает. Она просто добавлена для общего числа. Это выглядит довольно необычно для действительно старого, средневекового подлинника.

И, наконец, самая последняя мозаика, расположенная сверху под куполом, представлена на рис.195 . Ее рисунок уже не приписывается Рафаэлю, однако считается, что она была изготовленная одновременно с остальными мозаиками тем же самым мастером Луиджи Паче, см. рис.179 . Эта подкупольная мозаика представляет собой ценное астрономическое дополнение к зодиаку MP. Она напоминает исследованный нами ранее зодиак PD из падуанской крестильни [ЕРИЗ]. Астрономический смысл ее довольно прозрачен и состоит в следующем.

В круге изображен Господь Вседержитель в окружении семи ангелочков - семи планет древности, рис.195 . Четыре ангелочка показаны внизу, рядом с Богом, три другие - сверху, на противоположной стороне круга. Один из четырех нижних ангелочков-планет явно выделяется тем, что прильнул к Вседержителю, буквально спрятавшись у него под мышкой. Астрономически "спрятавшаяся" планета - та, которая не видна с Земли поскольку скрывается, "прячется" в солнечных лучах. И действительно, спрятавшийся ангелочек нарисован черноволосым, в то время как у остальных шести ангелочков цвет волос золотистый. Итак, мы получаем, что четыре из семи планет древности были близки к Солнцу, причем одна из них настолько близка, что терялась в солнечных лучах и не была видна с Земли. Это - черноволосый ангелочек на мозаике. Еще три планеты находились существенно дальше от Солнца, чем первые четыре, но, скорее всего - не очень далеко друг от друга, поскольку на мозаике они изображены сплоченной кучкой сверху, рис.195 .

С точки зрения астрономии, описанная картина является ценным уточнением основного гороскопа. Она поможет нам отсеять лишние астрономические решения и датировать зодиак.

3.3. Формальные астрономические данные, заложенные в зодиаке MP и дополнительной сцене под куполом

Итак, на зодиаке MP задано следующее расположение планет:

СОЛНЦЕ - во ЛЬВЕ.

ЛУНА - в РАКЕ.

ЮПИТЕР - между Стрельцом и Рыбами, то есть в СТРЕЛЬЦЕ, КОЗЕРОГЕ, ВОДОЛЕЕ или РЫБАХ.

САТУРН - в КОЗЕРОГЕ.

МЕРКУРИЙ - между Близнецами и Девой, то есть в БЛИЗНЕЦАХ, РАКЕ, ЛЬВЕ или ДЕВЕ (по кратчайшему пути от Близнецов до Девы).

МАРС - между Овном и Скорпионом, то есть в СКОРПИОНЕ, СТРЕЛЬЦЕ, КОЗЕРОГЕ, ВОДОЛЕЕ, РЫБАХ или ОВНЕ.

ВЕНЕРА - между Тельцом и Весами, то есть в ТЕЛЬЦЕ, БЛИЗНЕЦАХ, РАКЕ, ЛЬВЕ, ДЕВЕ или ВЕСАХ.

Отличие от грубого гороскопа зодиака Астрономии здесь лишь в том, что Сатурн указан в одном Козероге, а не в Водолее-Козероге. Выше уже говорилось о том, что вносить подобные изменения в канонический образец зодиака Астрономии имело смысл лишь в том случае, если Сатурн НАХОДИЛСЯ ДОСТАТОЧНО ДАЛЕКО ОТ ВОДОЛЕЯ. Иначе зачем было менять канон? Даже если бы Сатурн был в середине Козерога, каноническая область Водолей-Козерог все еще вполне подходила бы для него. Подлинная необходимость в ее изменении возникала лишь в том случае, если Сатурн находился на противоположном от Водолея краю Козерога, рядом со Стрельцом. Или, быть может, даже чуть-чуть вышел из Козерога и залез в Стрельца. Тогда, действительно, каноническая область Водолей-Козерог уже не соответствовала бы положению Сатурна и ее надо было изменить. Что мы и видим на зодиаке MP.

Из соображений устойчивости в наших расчетах мы допускали, что Сатурн мог находиться либо в середине Козерога (с некоторой натяжкой), либо на границе Козерога и Стрельца (идеальный случай). Но - не на краю Козерога со стороны Водолея. Данное условие проверялось нами вручную на этапе отсева предварительных решений. При формальном поиске предварительных решений для Сатурна допускалось любое место в Козероге, в том числе и граница Козерога и Водолея.

Приведем соответствующе входные данные для программы ГОРОС.


ВХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ПРОГРАММЫ HOROS
Зодиак в базилике Санта-Мария-дель-Пополо в Риме - зодиак MP

Повторение зодиака Астрономии с уточнением
по Сатурну: Сатурн строго в Козероге

Код данных MP00

ВЕНЕРА - в Тельце-Весах
МЕРКУРИЙ - в Близнецах-Деве
ЛУНА - в Раке
ЮПИТЕР - в Стрельце - Рыбах
САТУРН - в Козероге (для Сатурна указан только Козерог!)
МАРС - в Овне-Скорпионе (по меньшей дуге через Козерога)
СОЛНЦЕ - во Льве

Сатурн, Юпитер, Марс перестановочны
Солнце, Луна, Венера, Меркурий перестановочны

ШКАЛА СОЗВЕЗДИЙ

<0>ОВЕН<1>ТЕЛЕЦ<2>БЛИЗНЕЦЫ<3>РАК<4>ЛЕВ<5>ДЕВА<6>ВЕСЫ<7>
СКОРПИОН<8>СТРЕЛЕЦ<9>КОЗЕРОГ<10>ВОДОЛЕЙ<11>РЫБЫ<12=0>

ГРАНИЦЫ ЗОДИАКАЛЬНЫХ СОЗВЕЗДИЙ НА ЭКЛИПТИКЕ J2000
(в градусах долготы, с уточнениями от 17.11.2007)
НЕЧЕТКОСТЬ ГРАНИЦ 5 ГРАДУСОВ ДУГИ В ОБЕ СТОРОНЫ

<31>ОВЕН<56>ТЕЛЕЦ<92>БЛИЗНЕЦЫ<118>РАК<137>ЛЕВ<172>ДЕВА<215>ВЕСЫ
<239>СКОРПИОН<266>СТРЕЛЕЦ<296>КОЗЕРОГ<326>ВОДОЛЕЙ<349>РЫБЫ<31>
===========================================================

Кроме основного гороскопа на зодиаке MP присутствует ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ АСТРОНОМИЧЕСКАЯ СЦЕНА, согласно которой планеты располагались на небе следующим образом. Все семь планет разбились на две группы. В одной группе было четыре планеты, включая Солнце, в другой три. В группе из 4 планет одна не была видна из-за близости к Солнцу, а остальные были видны. Оставшиеся три планеты располагались где-то в другом месте эклиптики, вдали от Солнца, но недалеко друг от друга. Они составляли вторую группу. См. объяснения выше и







2024 © rus-leto.ru.