Кафедральный собор в бурже. Кафедральный собор в бурже, жемчужина аквитании. Кафедральный собор в Бурже, история строительства


Небольшой французский городок Бурж , расположенный при слиянии рек Орон и Эрен, в 200 км к югу от Парижа, сегодня является административным центром департамента Шер. Холм, на котором стоит город, еще в галло-римские времена служил подножием для небольшого галльского укрепления. Сегодня на этом холме гордо высится собор Сент-Этьенн (собор Св. Стефана) – удивительная и четвертый по величине готический собор страны после , и .

Кафедральный собор в Бурже, история строительства

В древнем Бурже (когда ещё он был римским Авариком) в 3 веке уже существовала первая в Галлии христианская община; в это время первый буржский епископ святой Урсин построил монументальные крипты святого Стефана. В 4 столетии на этом месте появился епископский дворец, а в 11 — 12 веке — собор в романском стиле, облик и структура которого периодически дорабатывались.

Однако работы то и дело прерывали, а романскую архитектуру вполне можно было считать вчерашним днём, так как в этот период в Париже и Шартре уже строились великие соборы совершенно другого стиля. Невозможно назвать точную дату закладки первого камня в фундамент нового храма, но известно, что в 1195 году архиепископ буржский Анри де Сюлли внёс серьёзное пожертвование в пользу кафедрального капитула, и началось строительство одного из красивейших готических соборов.


Архитекторов ждали серьёзные проблемы. Во-первых, сравнительно небольшая территория собора была буквально загромождена постройками: дворец наместника, церковь святого Урсина, дворец архиепископа, дома настоятеля и каноников, двор и сад, а также больница для бедняков и десятинный амбар.


При этом участок с востока ограничивала галло-римская крепостная стена. В 1181 король Филипп Август разрешил строиться за пределами укреплений Буржа, но перепад по высоте между территориями внутри стены и вне её составлял около шести метров, что создавало дополнительные трудности.

Во-вторых, строить надо было таким образом, чтобы верующие и духовенство могли посещать либо существующий старый храм, либо новый. С учётом всех факторов в проекте определились два важных этапа: строительство апсиды и возведение нефа.

Первый этап работ проходил с 1195 по 1214 год; начали со строительства нижней церкви (её часто ошибочно называют криптой), которая разместилась за пределами крепостных стен. Затем возвели внешнюю часть деамбулатория, капелл в то время в проекте не было. Чтобы продолжить возведение новой апсиды, потребовалось снести фундамент старой, находившийся на 4-5 метров ниже уровня пола.

В 1214 апсида была готова, учёные предполагают, что установку первых витражей начали в следующем году. Затем работы приостанавливаются примерно на десять лет из-за технических проблем и нехватки денег. Кроме того, было необходимо понять, каким образом использовать оставшиеся части романской постройки.

Второй этап строительства, в ходе которого возвели неф и западный фасад, продолжался с 1225 по 1230. Новый неф вырос буквально вокруг старого, причём во время строительных работ прежняя церковь продолжала функционировать. Был разработан проект фасада с пятью порталами. После 1260 года основные части здания готовы. Денег на дальнейшие необходимые работы снова перестало хватать, из-за этого, например, в окнах нефа вместо цветных витражей поместили целую серию картин из стекла в серых тонах.


Понемногу продолжались работы над фасадом, в частности, над башнями: в 1313 укрепили южную, так как в её стенах внезапно появились трещины (именно из-за этого не получилось поднять сюда колокола, и башню прозвали «глухой»), а позднее принялись и за северную башню.

К концу 14 столетия фасад завершён, на нём появляется четырёхлепестковая «роза» работы архитектора Ги де Даммартена. В это же время добавляются поперечные части крыши, шпиль, совсем маленький ложный трансепт, несколько аркбутанов. В 1424 в собор устанавливают астрономические стенные часы работы Андре Кассара и Жана Фюзори, а в начале 16 столетия перестраивают северную башню, так и не завершённую к моменту освящения собора.


Работы частично финансировали зажиточные горожане; своими пожертвованиями на строительство они искупали грех употребления скоромной пищи во время поста, поэтому башню прозвали «масляной» (так же, как и южную башню фасада ). Возглавлял перестройку башни буржский архитектор Гийом Пельвуасен, возможно, при участии королевского зодчего Колина Биара.

Собор украшало множество скульптур, часть их пострадала от протестантов во время Религиозных войн в 1562, но многое и сохранилось. Гугеноты хотели взорвать собор и даже успели заложить порох под северную башню, но поджечь его, к счастью, не смогли. Во время Великой Французской Революции собор собирались снести, но это оказалось слишком дорого, а кроме того, в маленьком городе было бы просто некуда девать такое количество камня.

До 19 века облик здания понемногу дорабатывали, то добавляя, то убирая детали. Так, например, появились балюстрады и декоративные башенки на контрфорсах (по примеру кафедрального собора в Орлеане ). После того как в 1862 году буржский кафедральный собор святого Стефана признали памятником архитектуры и истории, в здании велись только реставрационные работы.

Буржский собор Св. Стефана, святыни и достопримечательности

Построенный почти одновременно с Шартрским, собор в Бурже стал одним из первых произведений высокой готики. Однако, в отличие от собора в Шартре, который стал отправной точкой типично французского готического стиля, собор в Бурже имеет свой особенный, совершенно неповторимый стиль. Он стоит особняком и в архитектурном отношении представляет контраст и с , и с другими французскими соборами, созданными по образцу Шартрского.

Снаружи собор несколько растянут и выглядит тяжеловесным. В то же время здание восхищает гармоничными пропорциями и единством композиции. В облике собора явно присутствует парижская традиция. Источником вдохновения неизвестного архитектора, создававшего проект, мог послужить , но внутренняя планировка собора в Бурже совершенно отлична от его парижского собрата.

Прежде всего бросается в глаза отсутствие традиционного трансепта. Величественный западный фасад имеет пять порталов вместо трех, как в других готических французских соборах. Порталы завершаются стрельчатыми арками с вставленными в них ажурными круглыми окнами.

Собор построен по типу базилики, с капеллами, которые окружают неф. Архитектурные объёмы здания расположены пирамидально, отсюда эффект многоуровневой постройки и цельности пространства, интересная наклонная перспектива. Внутри за счёт отсутствия трансепта пространство не дробится, и переходы между различными частями здания смягчены.

Фасад собора с пятью – по числу нефов – порталами считается самым крупным среди готических построек во всей Франции. Если смотреть на порталы издалека, то может показаться, будто верхняя часть фасада подавляет их своей массой. Но вблизи ясно, что композиция уравновешена; дело в том, что собор всегда был окружён домами и улочками, здесь нет широкой площади, как возле главных храмов во многих других городах. Поэтому и фасад не задумывался как нечто монументальное, его функция – встречать верующих и создавать верный настрой.

Над центральным порталом представлена скульптурная сцена Страшного Суда (1240): улыбающийся архангел Михаил, радостные воскресшие души, которых приветствует величественный Христос, резко контрастируют с картиной Преисподней, полной отчаявшихся созданий и кишащей страшными на вид чертями.

Остальные четыре портала также декорированы скульптурными изображениями и посвящены святому Гильому (Вильгельму; одному из архиепископов Буржа, 16 век), Деве Марии (16 век), святому мученику Стефану и первому епископу Буржа святому Урсину, построившему церковь в городе ещё на заре христианства.

Когда в 12 веке выбирали, расширять ли имеющийся собор или строить новый, решили возвести новое здание. Однако некоторые части от древнего романского собора всё же остались, в наши дни можно увидеть северный и южный порталы, щедро декорированные скульптурами романского стиля (например, в южной части портала находится статуя святого Стефана).

Если южная башня фасада оформлена довольно строго, то северная интересна сочетанием готики и элементов, характерных для эпохи Возрождения. Кроме того, на её шпиле можно увидеть необычную птицу – бронзового пеликана, который символизирует Христа, спасающего род человеческий своей кровью. Это единственный случай в религиозной архитектуре, обычно на башнях соборов во Франции помещают скульптуру петуха, символа воскресшего Христа. Первый бронзовый пеликан работы Гийома де Камбре отреставрирован и находится внутри собора, а на башне установлена копия скульптуры. Внутри северной башни 396 ступенек, говорят, по ним когда-то поднимался Людовик XIV (у посетителей собора есть возможность повторить этот подвиг короля).

В просторной нижней церкви (которую иногда ошибочно называют криптой) много интересного. Это помещение построили, чтобы нивелировать разницу уровня, на котором находился романский собор, и оборонительным рвом за галло-римской стеной.

Строго говоря, церковь не подземная, она расположена на уровне пола и освещается через большие окна. Здесь соседствуют причудливые и очень разнообразные предметы.

Например, в коридоре, который ведёт в церковь, есть рельсы. Знаменитые французские TGV (высокоскоростные поезда) по ним никогда не ходили, и даже обычного вокзала поблизости не наблюдается. До 19 века по этим рельсам передвигались вагонетки, которые доставляли уголь для системы отопления собора. В этой церкви находятся части скульптурного амвона, который когда-то стоял в соборе, а также гробница герцога Иоанна I Беррийского (Великолепного), коллекционера книг и мецената.


Сюда же переехали оригиналы некоторых крупных скульптур с фасада собора, оставив «на посту» снаружи свои точные копии. На каменном полу церкви видны следы схем, которые чертили мастера, строившие собор. Ещё глубже нижней церкви расположены несколько подземных галерей и романский храм 11 века, где захоронены архиепископы Буржа.

Наверх, обратно к свету ведёт коридор, украшенный скульптурными барельефами, на одном из которых среди растительного орнамента изображен чей-то зад, видимо, в качестве автографа одного из средневековых художников.

Внутри собора можно наблюдать удивительную гармонию света и пространства, блики живописных витражей буквально раскрашивают стены всевозможными яркими оттенками. Сюжеты витражей 13 и 16 веков разнообразны, от библейских тем до житий святых мучеников, некоторые выполнены по эскизам фламандских художников.

Фасад собора с конца 14 столетия также украшает крупный витраж – дар герцога Иоанна Беррийского. В оформлении собора поучаствовал и королевский казначей Жак Кёр: в 1441 году он получил дворянство и в честь этого пожертвовал значительную сумму на создание витражей. В знак благодарности в храме построили капеллу его имени.

Кроме витражей и скульптур, интересны настенные росписи 15 века в ризнице и капеллах, а также те самые астрономические стенные часы Кассара и Фюзори, расписанные художником Жаном Орлеанским. Часы отреставрированы в 1994 году, уникальный точный механизм до сих пор отсчитывает время, играя хвалебную песнь Богородице «Salve Regina».

Кафедральный собор святого Стефана в 1992 году включен в . Собор открыт круглый год, его можно посетить самостоятельно или в составе экскурсионной группы. Лучше бронировать экскурсии заранее и узнавать их расписание, так как оно может меняться.

Буржский собор (Кафедральный собор Святого Стефана в Бурже) - один из величайших шедевров готического искусства, памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО и один из красивейших средневековых соборов мира. Кафедральный собор Святого Стефана расположен в самом сердце исторического центра французского города Бурж, история которого восходит к античным временам - до нашей эры здесь располагался галлийский, а затем древнеримский город Аварикум.
Строительство нынешнего собора было начато в 1195 году и растянулось почти на полтора столетия - его освящение состоялось лишь в 1324 году. Новый собор должен был соответствовать престижу королевского города Бурж и архиепископа Буржа, носившего титул Предстоятеля Аквитании, и поражать своим величием и великолепием. Поэтому Буржский собор было решено возводить в новом на то время готическом стиле, пришедшем на смену романскому.
Как это часто бывает, имена архитекторов, скульпторов и резчиков, возводивших собор, для истории не сохранились, но об их таланте и величайшем мастерстве свидетельствует красивейшее здание Буржского собора. В плане храм представляет собой пятинефную базилику с небольшими капеллами, окружающими хор. Собор впечатляет не только своими размерами (его длина составляет 120 метров, ширина - 41 метр (это самый широкий готический собор во Франции), высота самой высокой башни - 65 метров), но и на удивление гармоничными пропорциями. Архитектурными "изюминками" Буржского собора являются отсутствие трансепта, пять (вместо традиционных трёх) порталов, двойные "летящие" контрфорсы и инновационное для того времени архитектурное решение - использование аркбутанов (наружных каменных полуарок), с помощью которых были значительно сокращены размеры внутренних опор и, как следствие, существенно увеличены внутренне пространство и оконные проёмы.
Особого внимания заслуживает архитектурный декор фасадов - порталы с тимпанами, украшенными скульптурными барельефами и ажурными стрельчатыми арками, окна-розетки, молдинги, скульптуры, горгульи, резные башенки и арки. Но более всего Кафедральный собор Святого Стефана в Бурже знаменит своими великолепными витражами, датируемыми XIII - XVI веками. Большая их часть сохранилась до наших дней в своём первозданном виде. Витражи Буржского собора представляют собой "настоящую энциклопедию витражного искусства", дающую возможность проследить его эволюцию с XIII по XVI столетие.
Интерьер собора был спланирован по принципу "единства внутреннего пространства" - высокие 37-метровые своды нефа, отсутствие внутренних осевых опор, большие оконные проёмы создают эффект единого огромного пространства, от которого буквально захватывает дух. Убранство внутренних помещений изобилует скульптурами, статуями, картинами, фресками и барельефами. Одно из сокровищ собора - старинные астрономические часы, изготовленные в 1424 году и прекрасно сохранившиеся до наших дней. Под деамбулаторием расположена крипта, построенная в 1200 году, в которой находится гробница герцога Жана Беррийского.
За свою долгую историю Буржский собор практически не изменился - к счастью, от революций и войн, бушевавших во Франции на протяжении столетий, он пострадал значительно меньше, чем другие средневековые соборы. Единственным серьёзным инцидентом стало обрушение в 1506 году Северной башни из-за ошибок при строительстве. Башня была восстановлена в 1542 году.
Сегодня Кафедральный собор Святого Стефана в Бурже - одна из главных достопримечательностей Франции, ежегодно его посещают более 600 000 туристов со всего мира.

Фотографии:


































Буржский собор Стефана (Cathedrale Saint-Etienne de Bourges)

Буржский собор (фр. Cathedrale Saint-Etienne de Bourges) – кафедральный готический собор Святого Стефана в городе Бурж (Франция). Строительство этого шедевра средневековой архитектуры началось в конце XII века, освятили собор 13 мая 1324 года, но работы над храмом продолжались до XVI веке.

В 1992 году Буржский кафедральный собор был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Собор Св.Стефана расположен в бывшем римском городе Аварикум, где скрывались первые галльские христиане. На месте современного собора раньше располагались другие три храма, возведенных в III, IV и IX веках.

Дата начала строительства храма располагается между 1183 и 1195 годами. Имена архитекторов Буржского собора остались неизвестными. Строительство храма происходило в несколько этапов. Около 1200 года была построена нижняя церковь. Известно, что уже в 1214 году использовался хор, а в 1215-1225 годах выполнялась глазуровка витражей деамбулатория. Постройка нефа была завершена в 1230 году, после чего темпы строительства упали. Значительная часть западного фасада была готова в 1270 году, но строительство башен ещё продолжалось.

В 1313 году южная башня дала трещину, для её устранения в XIV веке к башне был приставлен контрфорс, но это не позволяло использовать её как колокольню. Северная башня была завершена в конце XV века, но в 1506 году она рухнула, повредив северную часть фасада. В 1542 году были построены новая северная башня и портал с элементами Эпохи возрождения.

Буржский собор почти не пострадал от войн и революций, в отличии от других готических храмов.

Собор Св.Стефана не имеет традиционную крестообразную форму, как у большинства христианских храмов. Ширина главного нефа составляет 122 метра, высота – 37 м, высота аркады – 20 м.

Отсутствие трансепта и значительная высота нефа создают уникальную форму собора. Западный 40-метровый фасад входит в число самых широких фасадов готических храмов Франции. Он имеет 5 порталов. Все они украшены красивыми скульптурами, а один из них рассказывает о жизни Святого Стефана, в честь которого и был построен этот собор. Фронтон центрального портала украшает композиция, посвященная Страшному Суду.

Во французском городе Бурж . Церковь является кафедральным собором архиепархии Буржа . Начало строительства этого грандиозного сооружения датируется концом XII века , освящение собора состоялось 13 мая 1324 года , однако работы над зданием продолжались вплоть до XVI века . За свою уникальную архитектуру, выразительные скульптуры и великолепные витражи XIII века в 1992 году собор был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО . Отнесён к числу памятников национального наследия Франции .

Собор расположен в северо-западной части бывшего римского города Аварикум , давшего укрытие первым галльским христианам. На месте дошедшего до нас здания располагались, по крайней мере, три храма, построенные в III, IV и IX веках . Первый кафедральный собор XI века , следы которого сохранились в крипте последнего строения, был выполнен в романском стиле .

Дата начала строительства точно неизвестна, однако она располагается между 1183 и 1195 годами. Так как восточная часть собора выступает за пределы старых городских стен, то его строительство не могло быть начато до 1183 года - даты, когда было получено разрешение на их разрушение. 1195 год является датой документа, упоминающего расходы на реконструкцию предшествующего романского собора. Заметим, что даты начала строительства Буржского собора и знаменитого Шартрского собора практически совпадают.

Об этапах возведения сооружения можно судить по следующим данным. Нижняя церковь была построена около 1200 года. Известно об использовании хора в 1214 году, глазуровка витражей деамбулатория выполнялась между 1215 и 1225 годами, неф храма был завершён в 1230 году, после чего темпы работ значительно снизились. Большая часть западного фасада окончена в 1270 году, хотя строительство башен продолжалось несколько дольше. В 1313 году в южной башне появилась трещина, для борьбы с которой в середине XIV века к башне был пристроен контрфорс , но даже это не позволило использовать башню в качестве колокольни . К моменту освящения Буржского кафедрального собора - 13 мая 1324 года - северная башня оставалась неоконченной. Работы над ней были завершены в конце XV века, однако в 1506 году она рухнула, разрушив и северную часть фасада. Новая северная башня и портал были заново построены в 1542 году и содержали отдельные элементы Эпохи Возрождения .

В отличие от других готических храмов, Буржский кафедральный собор мало пострадал от революций и войн, в которые была вовлечена Франция на протяжении пяти столетий, истекших после завершения его строительства.

Храм имеет редкий для подобных сооружений план: трансепт , придающий христианским церквям традиционную крестообразную форму, в Буржском соборе отсутствует. Ширина главного нефа собора составляет 15 метров, длина равна 122 метрам, в высоту он имеет 37 метров, высота аркады - 20 метров. Два его боковых нефа представляют собой двухступенчатый объём, непрерывно окружающий апсиду .

Для укрепления внешнего объёма в конструкции сооружения используются регулярно расставленные аркбутаны , что позволило увеличить оконные проёмы, а, следовательно, и освещённость внутреннего пространства. Несмотря на использование аркбутанов - сравнительно нового архитектурного элемента, повышающего прочность конструкции, - собор имеет широкие несущие стены.

Отсутствие трансепта и большая высота нефа делает уникальной и внутреннюю форму собора, создавая захватывающую перспективу.

Западный фасад, имеющий 40-метровую ширину, входит в число наиболее широких фасадов готических соборов Франции. Он состоит из пяти порталов, соответствующих изолированным выходам из главного и четырёх боковых нефов. Все порталы украшены прекрасными скульптурами, а один из них посвящён житию Святого Стефана, в честь которого был возведён кафедральный собор. Фронтон центрального портала XIII века украшен скульптурной композицией, посвящённой Страшному Суду . Скульптуры северного и южного порталов были выполнены для более раннего романского собора и датируются примерно 1160 годом, деревянные двери порталов выполнены в конце XV века.

До наших дней дошла бо́льшая часть витражей собора, выполненных, как и Шартрские, в первой четверти XIII века. Из 25 витражей сохранились 22 и особенно интересны витражи деамбулатория в восточной части храма.

Нижняя церковь, или крипта , была построена около 1200 года и повторяет форму расположенного над ней деамбулатория. Крипта замечательна своими сводами и содержит надгробие герцога Жана Беррийского , кстати, в апсиде сохранились также статуя герцога и его жены. Расположенные в нефе собора астрономические часы существуют уже более пятисот лет и были впервые упомянуты в 1422 году.



Строительство собора Сент-Этьен в Бурже началось приблизительно в то же время, что и реконструкция соборов в Суасоне и Шартре, собор Буржа радикально отличается от этих своих современников. Во-первых, здесь нет трансепта, поэтому как интерьер, так и внешний вид этого собора отличаются удивительным единообразием. Это впечатление усиливается за счет наклонных аркбутанов, которые, будучи чрезвычайно тонкими, не заслоняют стен. Кроме того, в Бурже возведены двойные нефы, как в Нотр-Дам-де-Пари и в романской церкви аббатства Клюни, откуда буржские зодчие позаимствовали также прием ступенчатого повышения боковых нефов по мере приближения к центральному. Внешние нефы имеют обычную высоту, а примыкающие к центральному резко возвышаются над ними и снабжены собственным рядом окон. Монументальные аркады внутренних боковых нефов гармонируют с аркадами центрального нефа и служат опорой для трифория и яруса с окнами центрального нефа. В результате на уровне первого яруса здание имеет огромную ширину, а трифорий и верхний ряд окон центрального нефа, как в Амьене, подняты на недосягаемую высоту.

Структура опорных столбов чрезвычайно оригинальна: здесь зодчие пренебрегли классической теорией соотношения между опорой и грузом. Круглые стволы главных колонн не обрываются на уровне капителей, а продолжаются вплоть до самых сводов, частично погружаясь в стену. Благодаря этому создается впечатление, будто весь собор состоит лишь из рядов гигантских цилиндрических опор, к которым присоединены стены и своды, играющие лишь второстепенную роль. Впечатление это усиливается еще и тем, что служебные колонны в Бурже чрезвычайно тонки, благодаря чему между ними отчетливо виден ствол главной опоры. Более того, в апсиде лопасти свода опущены так низко, что проходят между окнами; в результате свод кажется не более чем тонкой перепонкой.

Несмотря на свои пропорции, нетипичные для готической архитектуры Северной Франции, собор Буржа быстро завоевал авторитет в этой области, особенно в Пикардии. И не исключено, что особая организация пространства собора в Амьене возникла именно под влиянием Буржа, хотя с полной уверенностью утверждать это невозможно.

(BRUNO KLEIN. Beginn und Ausformung der gotischen Architektur in Frankreich und seinen Nachbarlaendern.GASM)







2024 © rus-leto.ru.