Новодевичий монастырь план территории. Новодевичий женский монастырь. Захоронения на новодевичьем кладбище


Новодевичий – старейший и самый красивый действующий женский монастырь Москвы.

Находится он в излучине Москвы-реки на Девичьем поле — в этих местах, по преданию, во времена монголо-татарского ига отбирали русских девушек для Золотой Орды.

Основана обитель в 1524 году великим князем Василием Третьим после взятия Смоленска в честь Смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрия». Также основание Новодевичьего историки связывают с расторжением брака Василия Третьего – именно сюда он хотел сослать свою жену, великую княгиню Соломонию.

Впоследствии в обители часто появлялись особы царского рода, принимали постриг царские дочери и сестры. Иван Грозный определил сюда своих родственниц – вдову младшего брата и вдову старшего сына Ивана. Жила тут царица Ирина Годунова со своим братом Борисом Годуновым. Много было послушниц из знатных княжеских и боярских семей.

Не все женщины приходили сюда по своей воле. По приказу Петра Первого в 1689 году здесь заточили и насильно постригли в монахини его сестру царевну Софью Алексеевну после Стрелецкого восстания. Напротив монастыря были казнены ее сторонники, а головы стрельцов нанизали на зубцы монастырской стены.

Еще одна известная монахиня – первая жена Петра Первого царица Евдокия Лопухина.

Новодевичий монастырь — настоящая крепость: высокие неприступные стены, башни с бойницами сложены из кирпича с отделкой белым камнем. Основные здания были возведены во второй половине 17 века в стиле «московское барокко».

Над главным входом расположена нарядная Надвратная церковь Преображения Господня:

В центре обители возвышается пятиглавый Смоленский собор, сооруженный в 1525 году по подобию Успенского собора в Кремле. В храме сохранился 5-ярусный резной позолоченный иконостас, выполненный мастерами Оружейной палаты. Тут находятся иконы, подаренные многими русскими царями, в том числе Иваном Грозным и Борисом Годуновым и главная святыня монастыря – чудотворная икона Смоленской Божьей матери.

Недалеко от собора выстроена Колокольня с белокаменным кружевом. В свое время она была второй по высоте на Руси после колокольни Ивана Великого и славилась неповторимым звоном. Самый старый колокол на колокольне отлит при Иване Грозном.

Успенский храм с трапезной палатой, построенный по велению царевны Софьи. Здесь находится еще одна святыня -древнейшая чудотворная Иверская икона Божьей Матери.

Монастырский комплекс также включает в себя белокаменную Амвросиевскую церковь, совмещенную с трапезной, Филатьевское училище, где девочек-сирот по приказу Петра Первого учили плетению голландских кружев, больницу для ветеранов русской армии, богадельню и многочисленные палаты: палаты Ирины Годуновой, Евдокии Лопухиной, Евдокии Милославской, Казначейские и Погребовые палаты.

Певческие палаты с кельями для монахинь:

Мариинские палаты, названные по имени сестры Петра Первого Марии Алексеевны, которая здесь жила. Справа от палат — Надвратная церковь Покрова Богородицы.

Напрудная башня со стрелецкими караульнями и палатами царевны Софьи:

Считается, что если дотронуться рукой до Напрудной башни, где была заточена царевна Софья, и загадать желание – оно обязательно сбудется.

Для верности желания пишут на стене башни. Чаще всего встречаются просьбы о любви, здоровье и богатстве.

Всего башен 12: четыре круглые, а остальные – квадратные, все имеют очень красивые ажурные «короны». Похожие башни есть еще в одной московской обители — в .

Угловая Никольская башня:

На территории обители есть ряд захоронений: мавзолей Волконских, могилы Дениса Давыдова, генерала А.А. Брусилова, М.И. Муравьева-Апостола, Сергея Трубецкого. В Смоленском соборе похоронены великая княгиня Софья Алексеевна и другие представительницы царских и княжеских родов.

Небольшая Часовня-усыпальница Прохоровых, владельцев Трехгорной мануфактуры:

За монастырской стеной находится Новодевичье кладбище. Самые известные персоны, похороненные на Новодевичьем кладбище: А.П. Чехов, Н.В. Гоголь, М.А. Булгаков, М.Н. Ермолова, И. Левитан, Н. Рубинштейн, А.Н. Толстой, Андрей Белый, Владимир Гиляровский, Самуил Маршак, Владимир Маяковский, Василий Шукшин, Светлана Аллилуева, Никита Хрущев, Борис Ельцин и Раиса Горбачева.

В советское время монастырь не работал, монашеская жизнь была возобновлена здесь в 1994 году. В наше время это действующий православный женский монастырь и одновременно музей. Архитектурный ансамбль – объект культурного наследия ЮНЕСКО.

Рядом с монастырем на берегу Большого Новодевичьего пруда разбит живописный парк.

С дорожек парка открываются красивые виды на мощные стены и башни:

Парковая скульптура «Утка с утятами» был подарена в 1991 году «детям Советского Союза от детей Соединенных Штатов в духе любви и дружбы». Замысел скульптуры взят из известной американской сказки «Дорогу утятам».

Место красивое — так и просится на холст.

Один из самых красивых видов Москвы.

Схема расположения объектов архитектурного ансамбля (кликабельно):

В Софьиных и Ирининых палатах размещены экспозиции музея с древними иконами, уникальными окладами и драгоценной церковной утварью.

В настоящее время проводится реставрация, многие здания в лесах и сетке. Окончание реставрационных работ планируется в 2023 году, к 500-летию основания монастыря.

Как доехать до Новодевичьего монастыря

На общественном транспорте: м. Спортивная, далее около 5-7 минут пешком. Адрес: г.Москва, Новодевичий проезд, дом 1.

Часы работы

На территорию можно пройти ежедневно с 9-00 до 17-00.

Смоленский собор открыт с 15 мая до конца сентября, службы проводят во время престольных праздников. Успенский храм работает круглогодично.

Музеи работают с 10-00 до 16-30, вторник — выходной. Первый понедельник каждого месяца – санитарный день.

Стоимость билетов

Цена билетов в музеи: взрослые – 300 рублей, школьники студенты и пенсионеры – 100 рублей.

Купола Смоленского собора

Музейная часть Новодевичьего монастыря подробно рассказывает о его истории, известных личностях, чьи судьбы в разное время были связаны с этим местом, работает экскурсионный отдел. Также здесь ежедневно проходят богослужения, на которых можно присутствовать всем желающим. Помимо осмотра отдельных достопримечательностей, по тенистой территории Новодевичьего просто приятно совершать неторопливые созерцательные прогулки.

Вид на Новодевичий монастырь

Существует несколько версий происхождения названия монастыря. Первая гласит, что святыня получила свое имя из-за места, где была построена – Девичьего поля. По преданию, именно здесь выбирали самых красивых девушек, которых отправляли в качестве дани хану Золотой Орды. Вторая версия утверждает, что название происходит от фамилии первой настоятельницы – Елены Девочкиной. Третья – наиболее реалистична и чаще всего используется историками. Согласно ей, монастырь с самого начала был создан для женщин, то есть был девичьим. Приставку же начали использовать для того, чтобы отличать святыню от похожей, открытой ранее в Кремле.

История Новодевичьего монастыря

Строительство Новодевичьевого монастыря. Миниатюра Лицевого летописного свода. Вторая половина XVI в.

В XVI веке на Самсоновом лугу, который также назывался Девичьим полем, Василий III основал монастырь. Когда московский князь отправлялся отвоевывать занятый литовцами Смоленск, он дал обет, что в случае победы построит святыню. Почти через 10 лет после того, как город все же был взят, Василий III сдержал свое обещание. Место было выбрано неслучайно, ведь именно с Самсонова луга чудотворная икона Одигитрии была отправлена из столицы в отвоеванный Смоленск.

Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре (1879 г.), картина Ильи Репина

Первоначально величественный комплекс построек, а также стены его территории были выполнены из дерева. Вскоре после окончания строительства здесь появилась первая узница царских кровей, которых впоследствии будет много. Василий III смог добиться развода с княгиней Сабуровой, которая на протяжении долгих лет супружества так и не смогла родить наследника. Первая жена московского князя была сослана в Новодевичий и до конца жизни прожила в его стенах.

После прихода к власти Бориса Годунова большая часть построек была заменена на каменные, созданные по образцу кремлевского монастыря. Но даже массивные зубчатые стены не смогли предотвратить страшное разорение, постигшее святыню в Смутное время. Тогда обитель превратили в крепость, несколько раз она переходила из рук в руки, а потом и вовсе была подожжена.

Панорама Новодевичьего монастыря

Новый этап начинается для Новодевичьего монастыря с приходом к власти Романовых. В этот период святыне передают в дар землю, драгоценности. Сама обитель пользуется большим почетом в царской семье. Огромный вклад в развитие святыни внесла пришедшая к власти Софья Алексеевна. Благодаря ей практически все здания были переделаны в стиле столичного барокко, а также появилось несколько новых жилых и религиозных построек.



В 1689 году царственная меценатка стала узницей в стенах любимой обители, сюда ее заточил Петр I. Кстати, его первая жена также была вынуждена окончить свою жизнь в этом монастыре. Однако она оказалась здесь по милости Петра II. Впрочем, это место было не только тюрьмой, сюда часто уходили женщины из знатных русских династий, добровольно посвящая себя служению Богу, жертвуя свои украшения и другие богатства при постриге.

С трудом удалось спасти Новодевичий после отхода войск Наполеона, которые собирались подорвать святыню. После Октябрьской революции здесь открыли «Музей раскрепощения женщины». В советские годы монастырь для богослужений не использовался и только в конце XX века был возвращен церкви.

Схема Новодевичьего монастыря

Архитектура святыни

Смоленский собор, 1524-1525 гг.

Несколько храмов монастыря выстроены таким образом, что образуют православный крест, повернутый на восток. Центральное место в ансамбле занимает Смоленский собор. Именно здесь содержится древнейший список иконы Иверской Божьей матери, который считается главной и наиболее чтимой реликвией Новодевичьего монастыря. Большой пятиглавый собор сохранил уникальные фрески XVI века и иконостас XVII века, полюбоваться которыми сегодня может каждый посетитель. В архитектурном ансамбле смешались московское барокко и более поздний стиль Средневековья. Этот облик сложился еще в первые столетия существования обители и с тех пор почти не изменился. Несмотря на такое сочетание, храмовая композиция смотрится очень гармонично. Бело-багровые постройки монастыря красиво выделяются на фоне густой зелени, произрастающей на территории святыни.

Колокольня, 1689-1690 гг. Храм Успения Пресвятой Богородицы с трапезной, 1685-1687 гг.

Считается, что главным зодчим, участвовавшим в создании большинства построек, был известный московский архитектор того времени Петр Потапов. По крайней мере, именно его имя значится в строительных документах.

В монастыре располагается вторая по высоте после кремлевского Ивана Великого московская колокольня. Шесть ее уровней поднимаются на высоту в 72 метра. Очень живописно смотрится чередование ажурных и сплошных ярусов.

Мариинские палаты

Отдельные помещения и здания монастыря закрыты для посещения по разным причинам, но наиболее художественно ценные постройки все же доступны для осмотра. При Новодевичьей обители расположено одноименное кладбище, ставшее последним пристанищем многих знаменитых деятелей искусства, культуры, политики.

Как добраться

Новодевичий монастырь, после Кремля, пожалуй, вторая по значимости и красоте достопримечательность Москвы. Его историческую ценность и прекрасное состояние оценил и Комитет всемирного наследия, включив Новодевичий монастырь в 2004 году в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО России.

Изначально построенный как женский монастырь и имея непростую судьбу, он, с некоторыми перерывами, сохранял своё прямое предназначение. Нынче внутри живописного комплекса гармонично сосуществуют духовная составляющая и историческое наследие в виде музейной экспозиции. Помимо этого, по территории монастыря приятно просто бродить и наслаждаться его красотами, что я с большим удовольствием и сделал.

А теперь, если есть желание, можно окунуться в далёкий XVI-й век, с которого началась история существования этого прекрасного комплекса, и далее, проследить всю его интересную и нелёгкую жизнь.

В 1514 году великий князь Василий III-й перед началом штурма Смоленска, отобранного ранее Литовским княжеством у Московского княжества, дал обет, что если ему удастся отвоевать город, то на месте, откуда москвичи провожали в 1456 году в Смоленск чудотворную икону «Одигитрию», он возведёт монастырь. Осада Смоленска началась 29 июля 1514 года, а уже на следующий день литовский гарнизон сдался, 31 июля смоляне были приведены к присяге Московскому князю.

Несколько слов о Смоленской иконе Божией Матери.

Предание гласит, что в Россию икона "Одигитрия" попала в середине XI-го века, когда византийский император Константин IX-й Мономах выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил её в путь этой иконой. А слово "одигитрия" с греческого означает "путеводительница". После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес её в начале ХII-го века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.

Великий князь не забыл свой обет и 13 мая (23 мая) 1524 года, на левом берегу излучины Москвы-реки около Девичьего поля, им была основана Великая обитель Пречистой Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь с соборным храмом во имя Смоленской иконы. Свое название "новый" монастырь получил от того, что в ближайшей округе уже существовали два других женских монастыря - Вознесенский в Кремле и Зачатьевский в Хамовниках, а «девичий» от местности, где началось его строительство - Девичье поле. Название "Девичье поле" местность, по преданию, получила во времена татаро-монгольских нашествий - здесь баскаки отбирали русских девушек, которым предстояло отправиться в неволю в Золотую Орду.

На устроение обители князь пожаловал 3 000 рублей серебром, дворцовые сёла, земельные угодья и даровал ей «несудимые грамоты», которые освобождали монастырь от податей в казну.

Первые стены и башни, защищавшие монастырский комплекс, были построены из дерева. Главный собор монастыря, названный в честь Смоленской Иконы Божией Матери, был возведен в 1524-1525 гг. Одни исследователи предполагают, что зодчим являлся Алевиз Новый, который в начале XVI-го века построил в Москве многие каменные церкви. По данным других, строительством занимался зодчий Нестор, погибший при строительстве собора - из-за спешки в процессе строительства произошел обвал здания, при котором погибло несколько артелей каменщиков, всего 56 человек.

28 июля 1525 года в новый собор торжественно, с крестным ходом из кремлевского Благовещенского собора была перенесена чудотворная Смоленская икона Божией Матери.

Первой игуменьей Новодевичьего монастыря стала Елена Девочкина, призванная из Суздаля (её могила до сих пор сохранилась на его территории), вместе с ней в монастырь прибыло ещё 18 суздальских стариц. В дальнейшем монастырь стал самым привилегированным и богатым из монастырей России. В него поступали женщины из царской семи и знатных боярских родов - царевны, которых на Руси было не принято выдавать замуж, а также опальные царские жёны и вдовы. 30 апреля 1564 года в монастыре приняла монашеский постриг с именем Александра княгиня Иулиания Дмитриевна Палецкая, вдова великого князя угличского Юрия Васильевича, младшего брата Ивана Грозного; в 1582 году в монастыре поселяется царевна Елена Ивановна Шереметева (в постриге Леонида), вдова сына Ивана Грозного — царевича Ивана Ивановича.

История Новодевичьего монастыря тесно связана с именами Бориса Годунова (1552-1605) и его сестры Ирины Федоровны. Ирина Годунова, после смерти супруга царя Фёдора I-го Иоанновича, постриглась в монахини под именем Александры и жила в каменных палатах с надстроенным над ними деревянным теремом. С собой она привезла и брата Бориса, который оставался в монастыре до своего избрания на царский трон. В Смоленском соборе Новодевичьего монастыря Борис Годунов в 1598 году принял избрание на царство.

Переехав в Кремль, новоявленный царь не забыл о монашьей обители. В знак своей благодарности, он приказал отреставрировать Смоленский собор, построить домовую церковь во имя Иоанна Предтечи (ныне церковь святителя Амвросия Медиоланского), возвести новые кельи.

В 1571 году монастырь был сожжен крымским ханом Девлет-Гиреем во время его набега на Москву и заново потом отстроен. Чтобы превратить монастырь в надёжную крепость-заставу, находящуюся на страже западных подступов к Москве, по распоряжению Бориса Годунова, на месте деревянных стен, были воздвигнуты более надёжные каменные стены соединяющие двенадцать башен. Образцом послужили стены Кремля - круглые башни по углам и квадратные между стенами. Прочные и высокие стены с башнями имели зубцы и бойницы, и соединялись между собой галереями. К каждой башне были пристроены караульные помещения, а для охраны монастыря в нём разместился гарнизон стрельцов. Стены монастыря также были усилены пушками, которые отразили повторное нашествие хана спустя двадцать лет.

Вейс И.А. Новодевичий монастырь. Москва.

В Смутные времена (1598 -1613 гг.) Новодевичий монастырь, переходивший из рук в руки, служил станом то для защитников Отечества, то для его врагов. Во время осады Москвы в монастыре находилась царевна Ксения Годунова с бывшей ливонской королевой Марией. После изгнания поляков Новодевичий монастырь, разорённый и сожжённый ими, в годы царствования Михаила Романова был восстановлен и укреплён.

Несмотря на понесённые в Смутное время утраты, Новодевичий монастырь быстро обрёл прежнюю красоту и достаток. В дар Новодевичьему монастырю от монархов были переданы многочисленные вотчины и драгоценных предметов. Во второй половине XVII-го века во владении монастыря числилось около трёх тысяч икон, множество ценной церковной утвари и богослужебных предметов.

В 1680-х годах, при царевне Софье Алексеевне здесь развернулось грандиозное строительство. Практически весь ансамбль монастыря, был выполнен в новом для того времени стиле московского барокко. За очень короткое время появились надвратные церкви на северных и южных воротах, трапезная палата с Успенским храмом, два жилых корпуса для сестер Софьи - царевен Марии и Екатерины, больница, колокольня и т.д. При царевне Софье были отремонтированы монастырские стены и надстроены башни. Сама же царевна Софья после организованного ей из стен монастыря Стрелецкого бунта в борьбе за царский трон и жестоко подавленного Петром I-м, была заключена и пострижена в Новодевичьем монастыре под именем Сусанны. Страшную сцену того времени можно прочесть из романа А. Толстого "Петр I": "У Новодевичьего монастыря поставлено тридцать виселиц четырехугольником, на коих 230 стрельцов повешены. Трое зачинщиков, подавших челобитную царевне Софье, повешены на стене монастыря под самыми окнами Софьиной кельи. Висевший посредине держал привязанную к мертвым рукам челобитную».

Умерла царевна Софья 3 (14) июля 1704 года. Перед смертью она постриглась в великую схиму, взяв себе прежнее имя, София. Её похоронили в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.

Софья не единственная знатная обитательница этого монастыря. Сюда же из Суздаля при Петре II-м перевели Евдокию Лопухину, первую жену Петра I-го. В годы церковного раскола в обители некоторое время держали под стражей боярыню Морозову. Многие помнят её по известной картине И. Сурикова.

В 1724 году при монастыре был открыт приют для девочек-подкидышей на 250 человек. Девочек обучали плетению голландских кружев мастерицы, выписанные Петром I-м из Брабанта.

В Отечественную войну 1812 года в монастырь вступили солдаты корпуса маршала Даву, численностью около двух тысяч человек. Маршал занял кельи игуменьи, но не допустил ни насилия, ни грабежа, и даже позволил оставшемуся в монастыре протоиерею совершать богослужения. В конце сентября в Новодевичий монастырь прибыл Наполеон и, осмотрев его, повелел устроить в нём продовольственную базу для своей армии. Для охраны её были пробиты дополнительные бойницы для артиллерийских орудий, перед северными воротами устроили бастионы, а южные ворота засыпали землёй. Для входа оставили только боковые ворота на северо-западной стороне.

По приказу Наполеона была взорвана церковь Иоанна Предтечи, которая стояла у восточной стены монастыря и мешала артобстрелу Москвы. А перед своим уходом из святой обители французы заложили бочки с порохом под монастырские сооружения и подвели к ним фитили. Покидая монастырь, они запалили эти фитили, и всё грозило гибелью как монастырю, так и медлившим уходить монахиням, но мужественная казначея Сара и ещё несколько сестёр стали гасить водой фитили, тем самым предотвратив взрывы. В иконописной мастерской Новодевичьего монастыря впоследствии была написана картина, изображающая это событие, а имена героинь внесены в памятную книгу героев-участников Отечественной войны 1812 года.

Оправившись после наполеоновского нашествия, Новодевичий монастырь в XIX-м и начале XX-го века слыл одним из лучших столичных монастырей.

Новодевичий монастырь закрыли в 1922 году, после Октябрьской революции. В устном предании сохранился рассказ, что незадолго до закрытия последняя настоятельница, игуменья Вера, предлагала всем сёстрам покинуть обитель и устроиться у родных и знакомых. Некоторые из молодых монахинь вняли её совету, но старицы остались и были расстреляны большевиками перед входом в Успенский собор. В самом храме в 1926 году разместилось складское помещение Госхрана.

Со временем Новодевичий монастырь был превращён в Музей эпохи правления царевны Софьи, потом его переименовали в Музей раскрепощения женщины, а в 1934 году монастырь передали Государственному Историческому музею. Но большую часть зданий отдали под не музейные нужды: там расселили около 700 жильцов, превратив монастырь в густонаселенный квартал. Интерьеры практически всех зданий подверглись перепланировке с устройством маленьких комнат, кухонь, санузлов. В кельях разместили ясли, прачечные, в трапезной устроили гимнастический зал. Последние жильцы покинули стены Новодевичьего монастыря только в конце 1960-х годов. Исключение сделали для Петра Барановского, архитектора и реставратора памятников древнерусского зодчества — он предпочёл новой квартире свои комнаты в Больничных палатах.

Некрополь монастыря в конце 1920-х годов подвергся почти полному уничтожению. В настоящее время от всего некрополя — а было там примерно 3000 захоронений — осталось около сотни могил. Его разрушили по идеологическим причинам, как кладбище классово чуждых элементов — аристократов, дворян, военных, представителей духовенства и купечества. Это вызвало протест со стороны Московского университета, так как наряду с "классово чуждыми элементами" пострадали памятники деятелям истории и культуры, имеющие неоспоримые, признанные новой властью, заслуги перед отечеством. Разрушение некрополя остановили, даже восстановили некоторые утраченные памятники. Правда, это происходило не всегда удачно. Например, при восстановлении памятников на могилах Соловьева и Уварова были использованы фрагменты памятников, снятые с чужих могил.

В 1994 году Новодевичий монастырь был возрожден, в нем начались реставрационные работы, после чего в нём возродилась монашеская жизнь. В марте 2010 года - комплекс почти всех монастырских зданий был передан в безвозмездное бессрочное пользование Московской епархии РПЦ. Однако сохранил Новодевичий монастырь и статус музея. В частности, Смоленский собор является филиалом Исторического музея, а помещениях Покровской церкви и Мариинских палат размещаются его реставрационные мастерские.

План-схема Новодевичьего монастыря.

Покровская надвратная церковь (1683-1688 гг.).

Колокольня (1683-1688 гг.).

Успенская церковь с трапезной палатой (1682-1687 гг.), Покровская башня (1680-е г.).

Трапезная палата (1682-1687 гг.

Стрелецкая караульня при Напрудной башне (XVII в.), Напрудная и Саввинская башни (1680-е г.).

Предтеченская (Ирининская) башня (1680-е г.) и Покровская надвратная церковь (1683-1688 гг.).

Чеботарная и Затрапезная башни (1880-е г.).

Интересные факты.

В 1525 году, одновременно с основанием монастыря, у его стен был построен Приходской храм Усекновения главы Иоанна Предтечи. Он являлся неотъемлемой частью ансамбля обители, до сих пор одна из монастырских башен носит название Предтеченская. Как уже упоминалось выше, храм был взорвал по велению Наполеона. Решение о восстановлении здания было принято в 2012-м, когда страна отмечала 200-летие победы в войне 1812 года. В честь этого события Патриарх всея Руси Кирилл и президент России Владимир Путин заложили памятный камень в сквере Лужнецкого проезда. Храм выстроят несколько ниже оригинала, его высота будет не 30 метров, а всего 18. Причиной этого стала не экономия денежных средств, а требования, предъявляемые Комитетом по всемирному наследию - новая церковь не должна доминировать над Новодевичьей монастырём (на мой взгляд, странное требование, если церковь исторически являлась частью комплекса). Внешний облик церкви специалисты восстанавливают по старинным литографиям.

У Новодевичьего монастыря найден богатый клад, состоявший из трех медных заржавленных сосудов, наполненных серебряными монетами времени Ивана III-го.

В 1909 году И.Я. Стеллецким был обнаружен длинный подземный ход, ведущий к Москве-реке в виде кирпичного туннеля. Этот ход был прорыт на случай осады монастыря.

- Аэрофотосъемка 360 градусов
Необщежительный женский монастырь. Основан великим князем Московским Василием III в 1525 г. Новодевичий монастырь в наши дни стал как бы отражением истории Российского государства, и в частности Москвы и Московского княжества, с XVI столетия. Он был свидетелем и участником событий, потрясавших столицы Основанию его, по преданию, предшествовали события XIV - XV вв., на первый взгляд не имевшие к нему отношения. давным-давно, а точнее, осенью 1389 г., в древний русский город Смоленск приехала Софья Витовтовна вместе с молодым мужем Василием Дмитриевичем, только вставшим на "стол" великого княжества Московского. Одновременно с западной стороны в город въехал ее отец литовский князь Витовт. Свидание было заранее обговорено, поэтому, когда дочь стала собираться в Москву, отец в числе прочих подарков вручил ей икону Смоленской Пресвятой Богородицы Одигитрии (Путеводительницы)

В Москве икону поместили в иконостас рядом с царскими вратами Благовещенского великокняжеского домового храма. Через четыре года Витовт стал велим князем Литовским и, невзирая на родственные отношения, через 12 лет (1404) захватил у зятя Смоленск. Прошло еще 57 лет, и икона Смоленской Божьей Матери проделала обратный путь в родной город. Возвращению ее способствовала настоятельная просьба смоленского епископа Михаила, прибывшего в Москву с посольством Казимира IV Ягеллончика по случаю коронации на королевство Польское. Василий Темный удовлетворил просьбу епископа. И вот по истечении девяти лет когда была закончена копия, оставшаяся в Благовещенском соборе, 28 июля 1456 г, подлинник покинул Москву.

В этот солнечный день от Благовещенского собора Кремля после торжественной службы двинулась многочисленная процессия с икoнами и хоругвями, провожая гостившую более полувека (67 лет) в Москве икону Смоленской Одигидрии Торжественная процессия остановилась на Девичьем поле у митрополичьего Саввина монастыря. Здесь она была передана в руки смолян.

Эту икону, поскольку в Смоленске она находилась с 1101 г., приписывали творению апостола-евангелиста Луки. Кстати, в Московском Воскресенском монастыре на Тверской улице в те времена тоже находилась икона Одигитрии, обгоревшая в пожаре 1482 г. Значительность этой иконы состоялa в том, что на ней до пожара был изображен лик Смоленской Богоматери, написанный в давние времена. Следовательно, в период пребывания дара Витовта в Москве рядом находился ее двойник. День проводов иконы стал днем ее праздника. Каждый год в Москве к месту прощания с ней торжественно следовал крестный ход.


Со времени проводов иконы прошло еще 58 лет, когда в 1514 г. правнук Василия I Василий III решился восстановить справедливость и вернуть Смоленск Руси.Штурм города был назначен им на первый день после праздника Смоленской иконы Богородицы, т.е. на 29 июля. Естественно, 28 июля был совершен большой торжественный молебен с просьбой в адрес Одигидрии помочь русскому войску и даровать победу над литовцами. Василий III пообещал тогда ей, что если Смоленск будет взят, то он на том месте, где она простилась с Москвой, построит монастырь и церковь в ее честь.

Для тех времен штурм был весьма мощным, однако город устоял. И взят он был только тогда, когда после многодневной осады в городе восстали его жители. Они-то и открыли ворота для русских войск. Литовские солдаты сдались на милость победителей. Выполнил ли Василий III свое обещание построить церковь в честь Одигитрии, сведений нет, а про обещание построить монастырь он вспомнил через девять лет. Собираясь в поход на Казань, он на всякий случай указал в своей духовной грамоте: "Да коли есми з Божиею волею достал своей отчины города Смоленьска и земли Смоленьские и язъ тогда обещал поставить на Москве на посаде девичь монастырь, а в нем храмы во имя Пречистые, да Происхождения честного Креста и иные храмы; а которые храмы в том монастыре поставити, и язъ тому велел написать запись диаку своему Трифану Третьякову... И на что Божия воля надо мною състанеться, а тот монастырь при своем животе не успею състроити и язъ приказал казначеем своим и приказным своим людем на том месте монастырь състроити, и из сел своих из дворцовых в тот монастырь велел есми дати село или два в одном поле на тысячу четвертей, а в двух полех по томуж; а на строение тому монастырю наши казначеи выдадут три тысячи рублев денег".

Итак, в 1523 г. казна получила распоряжение на финансирование строительства Девичьего монастыря. Кстати, имеются сведения, что на его строительство было выдано 230 килограммов серебра. Если принять во внимание, что в рубле в те времена было примерно 93 грамма серебра и что казна действительно выдала 230 килограммов, следует, что или строительство обошлось дешевле, или казна сэкономила почти тысячу рублей - 958 рублей, Так или иначе сумма эта для тех времен была преогромная.

По курсу 1893 г. она была равна 60 тысячам рублей. Таким образом, почти через 70 лет после возвращения иконы Смоленской Богородицы на том месте, где ее передали смолянам, был заложен новый монастырь. А место это называлось Самсоновым лугом, или, что было более распространенно, Девичьим полем. Предания далеких лет сообщают, что на этом просторном печальной памяти лугу татарские баскаки отбирали из согнанных сюда московских девушек тех несчастных, которые в уплату дани должны были бьть уведены рабынями в Орду.

По Самсонову лугу, или Девичьему полю, проходило в ту пору ответвление от Литовской дороги, идущей через Смоленск. Где-то далеко за городом к ней примыкала Киевская дорога. Ответвление этой дороги пересекало Москву-реку вброд, недалеко от устья реки Сетунь, и уходило вдоль ручья Вавилон к Крымскому броду. Затем через сельцо Киевец вбегало в Чертольские ворота, мимо государевых конюшен, через ручей Черторый и реку Неглинную, упираясь в ворота Боровицкой башни Кремля. От Сетуньского брода дорога вела и к Саввинскому монастырю, от него к Арбату и далее к Смоленской и Тверской дорогам. Так вот, на этом узле дорог и была построена с юго-запада от Москвы новая обитель-сторожа, четвертая после Данилова, Симонова и Новоспасского монастырей, опоясывающих город с южных и юго-восточных подступов. Монастырь был заложен на склоне, который понижался на юг от города к Лужникам. Уровень подошвы северных ворот на 3,2 метра превышал подошву у южных. В начале строительства северных ворот не было. Место, на котором поставлен собор, было на 10,7 метра выше уреза воды у Сетуньского брода. С западной стороны к нему примыкал обрывистый берег. Поэтому при строительстве обители площадку ее планировали подсыпкой земли на южной стороне.


На плане города 1739 г. южнее монастыря был обозначен квартал жилых строений, а вдоль западной стены- ручей, запруженный в двух местах и впадающий в Москву-руку почти напротив устья Сетуни. В жилом квартале высилась церковь в Малых Лужниках На плане 1767 г. к северо-западу от дороги и ручья Вавилон, там, где сейчас находится Большая Пироговская улица, показана сплошная застройка, разрываемая пустырем перед загородным дворцом князе Трубецких - ныне территория парка пионеров рядом со станцией метро "Фрунзенская". Вдоль берега за Саввинским монастырем показаны пять маленьких прудиков. Между этими застройками и Новодевичьим монастырем простиралось огромное поле.

В конце 1784 г. со стороны его южной стены образовались три прудика и еще два у западной стены, т. е. по ходу русла ручья, существовавшего еще 17 лет назад. На этом месте сейчас разбито Новое кладбище, на котором покоится прах знаменитых писателей, артистов, государственных деятелей и военачальников нашей Родины. Местность вокруг монастыря с каждым годом становилась наряднее.

По этому поводу поэт Лажечников, снимавший квартиру невдалеке, писал: "Я живу совершенно как на даче. Передо мной Девичье поле, окаймленное хорошенькими домами, а за ними все Замоскворечье с Донским монастырем, Александровским дворцом, Нескучным садом, дачей графа Мамонова и Воробьевыми горами: кое-где выглядывают золотые главы Ивана Великого, Спасского монастыря, Симонова... С балкона моего не могу налюбоваться этими видами. Сейчас по случаю праздника Смоленской Божьей Матери идет процессия в Девичий монастырь, народ усыпал поле, духовенство целой Москвы с хоругвями тянется нитью до монастыря, путь усыпан цветами. Картина прекрасная! В красные дни рои детей, как букеты цветов, разбросаны по зелени луга, кавалькады прекрасных амазонок скачут мимо моих окон..."

Смоленский собор строили в течение 14 месяцев и закончили к намеченному сроку - 28 июля 1525 г., т. е. ко дню его престольного праздника. Между тем имя архитектора точно не установлено. Предполагают, что это был Алевиз Новый, но есть основание полагать, что им был Нестор, погибший в числе 56 каменщиков при обвале сводов собора в начале лета 1525 г. Внешне Смоленский напоминал и Архангельский и Успенский соборы Кремля. В отличие от фасада Архангельского его фасад по длине был расчленен на четыре части, а не на пять. От этих соборов он отличался различными радиусами закомар, фасадом, выполненным почти без декоративного оформления, контурами трехчастной апсиды, двумя ярусами окон со смещенными осями друг к другу на небольшом световом барабане: маленькие - по верхнему ряду и большие щелевидные - по нижнему ряду, большей высотой подклети. Собор представлял собой монументальное сооружение строгих линий, присущих древнерусскому зодчеству, и оригинальностью новых решений церкви никоновской эпохи, которые отличало пятиглавие.

В основании собора заложен высокий сводчатый со столпами подклет из белого камня. Ширина собора 21,3 метра, длина 25 метров. Длинная сторона расчленена на четыре неровные части - второе от алтаря членение больше других по ширине. Восточная и западная стены разделены на три части, из которых средняя по ширине равна самому широкому членению на северной и южной сторонах. С восточной стены пристроена апсида, представляющая три вертикальных объема, полукруглых в основании. На северной и южной стенах по линии завершения лопаток пробиты щелевидные окна, а ниже - окна большей ширины. В северной и западной стенах - арочные двери, обрамленные перспективными порталами. Своды собора держатся на шести четырехугольных столпах - два у алтаря и четыре в зале. На крестчатый свод поставлен большой световой барабан, а на пересечении малых сводов - малые световые барабаны со шлемовидными куполами.

В период царствования Бориса Годунова монастырь пережил вторую фазу расцвета. За это время возвели каменные стены протяженностью около 900 метров, высотою в среднем 13 метров и толщиной 3 метра. Стены с зубцами имели галереи для верхнего боя, машикули, бойницы для среднего и подошвенного боев. Выигрышным было господствующее положение монастыря на холме у излучины реки с широким полем для обзора. В это время в монастыре для его обороны находились стрельцы, казаки и другие "воины с пищалями, рогатинами, да без ружья". Периметр стен образовывал трапецию с непараллельной стороной, обращенной к обрывистому склону Москвы-реки.

В 1690 г. завершили строительство монастырской гордости - величественной колокольни с украшениями из белого камня, оригинальными на каждом их пяти ярусов. В среднем ярусе устроили церковь святого Иоана Богослова, ниже в первом ярусе - преподобных Варлаама. и Иосафа-царевича. Эти церкви были устроены в 1686 - 1688 гг., т. е. за два года до завершения колокольни. Обновили их в 1795 г.

По первоначальному плану колокольня должна быть восьмиярусной и превышать звонницу Ивана Великого. Однако при Софье успели построить только пять ярусов. Шестой достраивали уже при игуменье Палладии Дуровой и Петре I, который испытывал неприязнь ко всем делам Софьи. С достройкой шестого яруса колокольня поднялась ввысь более чем на 34 сажени (73 м). В двух сквозных 3-м и 4-м ярусах разместили звонницу. На некоторых колоколах были отлиты адреса. На малой звоннице, например, висели колокола с надписями: "Лета 7059 (1551) при царе Великом князе Иване Васильевиче всея Руси и преосвященном Архиепископе Макарие, Митрополите всея Руси", "Лета 7136 (1628) году маия в 3 день дал сий колокол в дом Пречистой Богородицы Смоленской в Новодевичь монастырь князь Алексей Ивановичь Воро тынъской по княгине Марие князя Ивана Михайловича Воротынскаго, по княгине Марие Петровне, по своей матери и по своихъ родителях", на остальных колоколах подобные посвящения, даты отливки и вес "13 апреля 1630"; четвертый колокол был отлит в 1673 г. в Девентере, пятый - без указания даты, шестой - "1651 - 200 пуд" (3200 кг), седьмой - "3 августа 1684 - 540 пуд" (8640 кг). Колокол, отлитый 1 декабря 1688 г., подарен князьями Иоанном и Петром Алексеевичами. На большой звоннице висел 6200-килограммовый колокол, отлитый мастером Иваном Маториным, изготовившим в свое время Царь-колокол.

К сожалению, фамилия зодчего колокольни тоже не сохранилась. Когда архитектор В. И. Баженов увидел ее, он воскликнул, что это чудное создание, равного которому в мире нет. Архитектор О. И. Бове писал: "Колокольня Ивана Великого достойна зрения, но колокольня Девичьего монастыря... более обольстит очи человека, вкус имеющего".

Монастырь подновлялся и в царствование Елизаветы Петровны, и позднее. Реставрирогался и ремонтировался он после ухода французов. В Лопухинских палатах на северной стороне амбразуры растесали и превратили в обычные окна, крыльцо перенесли к середине фасада. В 1983 г. при больших реставрационных работах попытались было вернуть собору первоначальный вид, но дело не довели до конца.

В соборе находится мемориальная доска, на которой перечисляются работы, проведенные с XVI по ХХ в.: "Храм сей во имя иконы Смоленской Божьей Матери заложен в лето 1524 при Великом князе вся России Василии Ивановиче+Расписан и украшен в лето 1598 велением царя вся России Бориса Федоровича+Обнавлен в лето 1666 велением царя вся России Алексея Михайловича + В 1759 году исправлен и украшен по велению государыни императрицы всероссийской Елисаветы Петровны + В царствование государя императора и самодержца всероссийского Николая II в лето с 1898 по 1903 храм и иконопись восстановлены в первоначальном виде - при митрополите Московском Владимире - настоятеле оного монастыря игуменьи Антонины - председателе комитета по реставрации сего храма архимандритие Товии - протоиерее Н. М. Антипьеве - производителе работ архитектора Сер. Конст. Радионове - представителе от Имп. Моск. археологического общества архитектора И. П. Меньшикова".

Странно - о периоде расцвета строительства и украшения монастыря во времена Софьи на этой доске нет ни слова.


Уже в 1523 г., т. е. за два года до завершения строительства и основания монастыря, Василий III передал в его владения земли с жилыми постройками и крестьянами в станах Манатьине, Быкове и Коровине Вяземского уезда Смоленской губернии и в Горстовском стану Московского уезда. Великие князья Василий III и Иоанн IV наделили его несколькими дворцовыми деревнями и селами, пожаловали тарханными и несудимыми грамотами. Большой вклад в монастырское хозяйство был внесен за жену брата Иоанна IV", княгиню Ульяну Удельную. Немного позже царь Федор Иоаннович подарил через келаршу Евдокию Мещерскую село Смоленское с деревнями в Верейском уезде, Владения монастырю жаловали не только великокняжеские фамилии, но и состоятельные вкладчики, например, боярыня Морозова, а князь Кубенский в 1571 годупожаловал села Поченки и Кубенское на реке Сетунь, а в 1592 г. - село Чертень Калужской губернии.

В первом ярусе Смоленского собора вдоль южной стены установлены три гробницы сестер Петра I (Милославских): первая от алтаря - Екатерины (1718), затем - Евдокии (1712) и Софьи (1704). У южной грани юго-западного столпа стоит гробница его первой жены Евдокии Лопухиной (1731), матери Алексея и Александры. Сын Петра I царевич Алексей был казнен отцом, а дочь умерла в Покровском монастыре в Суздале. Евдокия Федоровна скончалась на 62-м году жизни. Сначала тело ее было погребено в Софиевской церкви и уже впоследствии перенесено в Смоленский Собор.


Вокруг Смоленского собора и Успенского храма были похоронены тысячи знатных и почетных граждан того времени. Территория кладбища была разбита на 14 участков, которые делились на три разряда. Захоронение на участках 1-го разряда стоило 1000 рублей, 2-го - 500, 3-го - 300 рублей. Кладбище было элитарным. Соответственно этому сооружались и надгробные памятники, изготовленные из ценных пород мрамора, а также из бронзы и чугуна по проектам известных скульпторов.

По исследованиям профессора Д. М. Артамонова, в земле монастыря покоится 90 друзей и знакомых А. С. Пушкина. Из воздвигнутых над их захоронениями памятников сохранились 16: И. М. Бодянскому (1835. Здесь и далее указана дата смерти.- Авт.)- историку, профессору Московского университета; Д. M. Волконскому (1835) - генерал-лейтенанту, сенатору; Д. В. Давыдову (1839) - поэту-партизану, герою Отечественной войны; А. И. Тургеневу (1845)- тайному советнику, общественному деятелю и литератору; А. А. Шаховскому (1846) - князю, поэту, драматургу и театральному деятелю; М. Н. Загоскину (1852) - писателю, участнику Отечественной войны; П. Трубецкому (1860) - князю, декабристу; Н. М. Орлову (1866) - генералу, декабристу; Е. Н. Орловой (Раевской) - жене Орлова; И. И. Лажечникову (1869) - писателю; Н. В. Сушкову (1871) - писателю; Н. А. Милютину (1872) - исполняющему обязанности товарища министра внутренних дел; М. П. Погодину (1875) - историку, издателю; А. С. Уварову (1884) - князю, сенатору, археологу; М. И. Муравьеву-Апостолу (1886) - декабристу; С. Н. Кривцовой (1901) - жене историка П. Н. Батюшкова.

Сохранились памятники С. А. Волконскому, Н. Н. Вяземской (Римской-Корсаковой), А. Н. Муравьеву, А. Ф. Писемскому и Е. П. Писемской, А. Н. Плещееву, Н. В. Рукавишникову, С. М. Соловьеву, Вл. С. Соловьеву, Вс. С. Соловьеву, В. И. Тимофееву, П. А. Черткову, А. В. Якушкину и другим. В целом на кладбище стоят памятники 12 декабристам и 25 участникам Отечественной войны 1812 г.

Последним на территории кладбища был захоронен легендарный полководец А. А. Брусилов, герой первой мировой войны и советский военный деятель (1 сентября 1853 - 17 марта 1926).

Кладбище монастыря в пределах монастырских стен было разорено в 1930-х гг. По состоянию на 1925 г. на его территории находилось 2811 захоронений с надгробными плитами или памятниками. Отцы города распорядились очистить его от захоронений представителей дворянских и купеческих фамилий, оставив могилы только тех, кто прославил себя в борьбе с царизмом, а также деятелей науки, литературы и искусства. В результате после "прополки" на поверхности осталось около ста памятников. Следует отметить, что сотрудники музея прилагают усилия для восстановления мест захоронения наиболее известных и дорогих истории Родины граждан.

Многие видные писатели, артисты, государственные и партийные деятели, военачальники похоронены на другом кладбище, образовавшемся за пределами монастыря, за его южной стеной. Инициатором создания этого кладбища была монастырская игуменья в конце XIX в. Оно известно под названием Новодевичьего.

Монастырь прекратил существование в начале 1920 г., а уже в 1922 г. в нем открыли музей, который в 1934 г. стал филиалом Государственного Исторического музея. За последние годы в монастыре были проведены большие реставрационные работы. Многие здания освободили от различных пристроек и привели в их первоначальный вид. Была укреплена напрудная сторона стен. Во многих помещениях действуют временные и постоянные выставки древнего искусства, русского оружия прошлых веков. Завершается реставрация колокольни.


Новодевичий монастырь представляет собой один из самых привлекательных объектов туризма. Монастырь и его окрестности стали излюбленным местом отдыха москвичей и являются живописной натурой для многочисленных художников.

С конца 1945 г. Успенский храм с приделами передан в распоряжение местной православной общины, а в Лопухинских палатах размещена резиденция митрополита крутицкого и коломенского.

15. В 2004 году Новодевичьему монастырю исполнилось 480 лет и его архитектурный ансамбль был включённый ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества. (Вячеслав Лопатин / ФТ)


План Новодевичьего монастыря:

1. Смоленский собор 1524 - 1525гг. 2. Трапезная и палаты Ирины Годуновой 16 - 17 вв. 3. Амвросиевская церковь 16 -17вв. 4. Покровская надвратная церковь 1687 - 1688 гг. 5. Мариинские палаты 1687 - 1688 гг. 6. Успенская церковь с трапезной палатой 7. Колокольня 1689 - 1690 гг. 8. Преображенская надвратная церковь 1687 - 1688 гг. 9. Лопухинские палаты1687 - 1688 гг 10. Певческие палаты. Начало 18 в 11. Казначейские палаты. Конец 18 в. 12. Стрелецкая караульня при Напрудной башне. 17 в. Палаты царевны Софьи Алексеевны 13. Палаты царевны Евдокии Милославской. Конец 17 - начало 18 вв. 14. Филатьевское училище. 19в. 15. Больница. Конец 17 в. 16. Стрелецкая караульня при Никольской башне 17 в. 17. Стрелецкая караульня при Чеботарной башне 17 в. 18. Сетуньская стрелецкая караульня. 17в. 19. Погребовые палаты. 17в. 20. Часовня Прохоровых. Начало 20в. 21. Мавзолей Волконских. 1-я половина 19в. 22. Царицына башня 23. Никольская башня 24. Иосафовская башня 25. Швальная башня 26. Чеботарная башня 27. Покровская (Богородицкая или Воробьевская) башня 28. Предтечинская (Ирининская) башня 29. Сетуньская башня 30. Затрапезная башня 31. Саввинская башня 32. Надпрудная башня 33. Лопухинская башня А теперь давайте совершим виртуальный полет над монастырем!



Новодевичий женский монастырь находится почти в центре Москвы, в историческом месте, столетия назад именовавшемся Девичье Поле.

Монастырь невозможно воспринимать отдельно от окружающего его парка и кладбища, поэтому речь пойдет и об одном, и о другом и о третьем. Ансамбль Новодевичьего монастыря включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История Новодевичьего монастыря началась с того, что Великий князь Московский Василий III дал обещание, что построит монастырь в честь иконы Богоматери Смоленской, если отвоюет у литовцев Смоленские земли. В 1514 году Смоленск вошел в состав Московского княжества, а через десять лет, в 1524 году по приказу Василия III началось строительство монастыря.

Инокинями монастыря были в основном женщины знатных родов. При Иване Грозном в монастырь были сосланы многие дамы двора, попавшие в немилость. В конце XVI века в монастыре был избран на царство Борис Годунов. В это же время монастырь был полностью сожжен Крымским ханом Девлет Гиреем. Движимый идеей сделать из монастыря форпост на западных подступах к Москве, новый царь полностью обновил монастырь – построил новые укрепленные стены с бойницами и башнями. Таким монастырь сохранился по сей день.

Новодевичий монастырь становился местом ссылки некоторых знатных и царственных особ. Так, после стрелецкого бунта Петр I заточил в монастырь свою родную сестру Софью. Также здесь доживала свои дни первая супруга Петра – Евдокия Лопухина. С именем Софьи, кстати, связано одно из современных суеверий монастыря. Согласно этому поверью, если загадать желание, прислонившись к Напрудной башне монастыря или обняв ее, то желание непременно сбудется. На деле, паломничество к башне, которую в народе прозвали Софьиной, превратилось в вандализм. Люди пишут прямо на стене башни маркерами, из-за чего башню каждые несколько месяцев приходится заново белить.

В советское время Новодевичий монастырь постигла участь многих святых мест – он был закрыт. Долгие годы тут находился филиал Исторического музея. Уже после Великой отечественной войны тут какое-то время размещалась духовная семинария, и только в 1994 году монастырь вновь стал действующим. В 2010 году монастырь вошел в состав Московской Епархии, с этого же года тут находится церковный музей.

Самое древнее сооружение на территории монастыря – Собор Смоленской иконы Божьей матери. Изначально это была единственная постройка из камня на территории монастыря. В подклете собора находится усыпальница, в которой похоронены сестры Петра I и его первая супруга. Также есть на территории монастыря палаты Ирины Годуновой и Евдокии Лопухиной. В основном все постройки монастыря сохранились с XVII века.

История Новодевичьего кладбища берет свое начало в монастырских захоронениях. Изначально тут хоронили послушниц, в том числе из числа знатных и царских особ. В XIX появились первые могилы известных людей, в том числе мужчин. К сожалению, некрополь Новодевичьего монастыря сильно пострадал в советское время, из 2000 захоронений осталось не больше сотни. В том числе сохранились мавзолей Волконских, усыпальница с часовней владельцев Трехгорной мануфактуры, могила Дениса Давыдова. К началу XX века места для захоронений на территории монастыря не осталось, поэтому решено было расширить территорию. Так появилось сначала старая территория кладбища, затем в 40-50-х годах ХХ века – новая, а в конце 70-х годов и новейшая территория.

В отличие от других общественных мест захоронения, это кладбище не навевает тоску. Видимо, здесь такое скопление могил знаменитых и великих, что скорее ощущаешь прикосновение к вечности, чем к праху и тлену. Судите сами: Чехов, Гоголь, Булгаков, Маяковский, Шаляпин, Евстигнеев, Гурченко, Никулин, Ельцин – вот лишь несколько имен тех, кто нашел тут вечное пристанище. Помимо писателей, поэтов, актеров, режиссеров, политических деятелей, тут похоронены выдающиеся академики, ученые, инженеры, философы. А какие тут памятники! Их авторы, как правило, известнейшие скульпторы, например автор памятника Н.С.Хрущеву – Эрнст Неизвестный. У каждого памятника своя история, их можно воспринимать как самостоятельные произведения искусства.

Скульптурная композиция "Мама утка и утята" - подарок Лоры Буш

И, наконец, довершает ансамбль парк, раскинувшийся вдоль западной стены монастыря. Парк сложился вокруг Большого и Малого Новодевичьих прудов, которые представляют собой старое русло Москвы-реки. Тут хорошо в любое время года и очень живописно, что сделало это место известным среди московских фотографов. В парке находится знаменитая скульптурная композиция "Мама утка и утята" - подарок Лоры Буш. Летом здесь часто устраивают пикники. К тому же тут много лавочек - можно насладиться видом пруда и монастыря. И что немаловажно – в парке всегда очень чисто.

Видео:

Как добраться:

Территория монастыря и парка ограничена Новодевичьей набережной, Хамовническим валом и Лужнецким проездом. Добраться сюда проще всего пешком от станции метро «Спортивная» (см. ниже схема проезда)







2024 © rus-leto.ru.