Кто такие руферы и зачем они ходят по нашим крышам. Индустриальный туризм – С какой крыши вид самый красивый


На заброшенном объекте

Индустриальный туризм - исследование территорий и объектов, производственного (гражданского) или специального (не гражданского и в том числе военного) назначения, а также любых покинутых (заброшенных) сооружений с целью получения психического и эстетического удовольствия или удовлетворения исследовательского интереса. Индустриальный туризм обладает многими чертами молодёжной субкультуры и на английском языке носит название «urban exploration» (городское исследование).

Виды индустриального туризма и городских исследований

Сталкерство

Заброшенный дом

Одним из наиболее распространённых видов индустриального туризма является сталкерство - посещение покинутых (заброшенных) объектов и мест . Это могут быть оставленные жилые дома, брошенные районы и даже города (так называемые города-призраки: например, Припять , Колендо , Кадыкчан). Сталкерские походы часто сопряжены с опасностями (угрозу могут представлять, например, обрушение конструкций, радиация, охрана, асбест, использовавшийся для многих инженерных конструкций и вообще химические загрязнения). Так как в большинстве случаев целью такого туризма является получение созерцательного удовольствия, многие такие исследователи фотографируют объекты.

Российских сталкеров от иностранных отличает большая скрытность - они стараются не афишировать местоположение обнаруженных объектов (на сленге - «палить» объект), полагая, что таким образом можно привлечь к себе внимание со стороны правоохранительных органов, вызвать слишком большой наплыв мародёров (после чего, обычно, объект не представляет большого интереса) или бомжей, которые, как правило, оставляют после себя беспорядок, со временем набирающий внушительных масштабов (изрисованные стены, выбитые окна, проломанные, снятые с петель двери, горы мусора, полностью вынесенные металлические предметы, вплоть до дверных ручек), тем самым убивая изначальную идею и засоряя заброшенный объект.

Постпаломничество

Постпаломничество - посещение заброшенных, десакрализованных объектов религиозного почитания. Забытые храмы одновременно являются историческими артефактами, уникальными памятниками архитектуры, объектами религиозного почитания, свидетелями смены коренных основ мировоззрения (с религиозного на атеистическое, а затем и нейтрально-светское). Такая смесь различных фактов, отношений к ним, эмоций и переживаний при попытках рационального и творческого осмысления получаемого при постпаломничестве опыта может стать источником особых переживаний.

Инфильтрация

Заводское нутро

Инфильтрация - это проникновение на охраняемые территории, действующие промышленные зоны и зоны, не созданные для нахождения в них людей. Этот вид индустриального туризма наиболее экстремальный и требует серьёзной подготовки, экипировки и высокого уровня авантюризма, так как связан с серьёзными опасностями. Часто такая деятельность сопряжена с нарушением законов, что порой только больше привлекает искателей приключений, а надписи на табличках вроде «посторонним вход запрещён», «запретная зона», «выхода нет», «пожарный выход», «предъяви пропуск», «опасность, не входить» или же «стой, стреляю!» становятся прямыми указаниями к действию. Главная цель таких походов - это, обычно, получение адреналина и особое психическое удовлетворение от посещения зон с ограниченным доступом.

Диггерство

В тоннеле

Слово «диггерство » происходит от слова «диггер» (англ. to dig - копать) - так себя называют люди, занимающиеся исследованиями подземных сооружений . Предметом особого интереса многих диггеров являются бункеры , а также поиск спецлиний Метро-2 и т. н. станций-призраков . Этот вид индустриального туризма также требует серьёзной физической подготовки и специальной экипировки. Не стоит путать диггерство со спелестологией , целью которой является исследование штолен, каменоломен и катакомб.

Прогулки по крышам (руфинг)

Украинский флаг на охраняемой ЛЭП вблизи ЮУ АЭС, поднятый на высоте свыше 50 м группой руферов, именующих себя TopReachers

Урбанизм

Городские окраины

Популярность и развитие

В начале 1980-х годов набрал популярность музыкальный стиль «индастриал» , к которому относят такие коллективы, как Throbbing Gristle , Current 93 , Einstürzende Neubauten , Coil , Nurse With Wound и т. д., которые использовали индустриальные шумы как существенную часть музыкальной эстетики своих произведений. С появлением видеоклипов соответствующий визуальный видеоряд к такой музыке также привнес свою лепту в популяризацию явления.

В СССР большой скачок интереса к эстетике заброшенных объектов и промзон произошел после появления фильма «Сталкер» Андрея Тарковского , и название «сталкер» стали применять по отношению к себе сами любители индустриального туризма, хотя по фильму Сталкер - это проводник по Зоне, а не её исследователь, а в книге «Пикник на обочине» братьев Стругацких , по мотивам которой снят этот фильм, сталкеры нелегально проникают в Зону с целью поиска необычных артефактов, так называемого «хабара», для последующей их продажи на чёрном рынке.

Отсутствие в 1980-х годах широких возможностей сетевого взаимодействия приводило к изолированности интересующихся этим хобби, делая его уделом небольших групп, находящихся на периферии общественного внимания. Все сильно изменилось с появлением сети Интернет , позволившей свободно обмениваться информацией, объединяться и организовывать совместные поездки на труднодоступные и далекие объекты.

Новая волна популярности на Западе возникла после того, как на него обратили внимание масс-медиа. Недавние телевизионные шоу, такие как Urban Explorers на телеканале Discovery , Fear на телеканале MTV , охота за привидениями , осуществляемая Атлантическим паранормальным обществом , подогревали интерес к хобби у аудитории. В художественном фильме «Неуправляемый экстрим» (After… , 2006) изображены диггеры, оказавшиеся в экстремальной ситуации в московском метро . Городским исследованиям были посвящены выступления и выставки на пятой и шестой конференции Hackers on Planet Earth , а также многочисленные газетные статьи и интервью.

Другим популяризатором стал документальный сериал Cities of the Underworld на History Channel , который шел три сезона с 2007 года. Сериал показывал малоизвестные подземные сооружения в отдаленных местах мира и прямо под ногами горожан.

Существенно поднял популярность такого туризма выход долгожданной многими компьютерной игры S.T.A.L.K.E.R. в 2007 году. Именно с её появлением слово «сталкер» становится более употребительным по отношению к человеку, увлекающемуся индустриальным туризмом. До этой волны городских исследований такие люди чаще называли себя исследователями, индустриальщиками или диггерами.

С ростом популярности этого хобби началась дискуссия о влиянии повышенного внимания на городские исследования. Люди с намерениями, отличающимимся от негласного правила городского исследователя: «Не брать ничего, кроме фотографий, не оставлять ничего, кроме следов», беспокоят многих владельцев недвижимости.

Объекты индустриального туризма в искусстве

Атмосфера полуразрушенных и заброшенных зданий и построек часто рассматривается творческими людьми как «репетиция постапокалипсиса » и используется в фильмах, мультипликации, играх и книгах, в основном, фантастического и мистического содержания.

Фильмы

  • «Энтузиазм. Симфония Донбасса» Дзиги Вертова (1930) - фильм, прославляющий труд рабочего класса и мощь советской промышленности. Авангардное музыкальное сопровождение и по сей день вдохновляет музыкантов экспериментального направления, про приемы киносъемки Дзиги Вертова можно не говорить - в современном кино с тех пор появилось мало новых ракурсов.
  • «Крик» Микеланджело Антониони (1957) - фильм о человеческих взаимоотношениях на фоне индустриальных пейзажей.
  • «Красная пустыня» Микеланджело Антониони (1964) - фильм о женщине с психологической травмой, большое место в эстетике которого занимают индустриальные виды промзон Равенны . Один из самых впечатляющих моментов фильма - это эпизод с вырывающимися из трубы клубами пара, постепенно заполняющего пространство кадра. Музыкальное сопровождение, созданное Джованни Фуско , включает в себя звуки механизмов и различные шумы, что считается отличительной чертой таких направлений в музыке, как индастриал и нойз.
  • «Сталкер» Андрея Тарковского (1979) - фильм о проникновении на территорию закрытой охраняемой зоны вокруг места предполагаемого падения метеорита. Снят в промышленно-портовой зоне недалеко от Таллина . Пожалуй, самый влиятельный фильм по теме. Один из первых фильмов, где объект посещения играет не фоновую и не вторичную роль, а одну из главных и, наряду с героями проникающими на её территорию - Сталкером, Профессором и Писателем, даже имеет своё имя - Зона.
  • «Письма мертвого человека» Константина Лопушанского (1986) - в этом фильме постапокалиптическая тема тесно связана с эстетикой индастриала. Практически все работы Константина Лопушанского можно отнести к эстетике предмета этой статьи.
  • «Последняя битва» Люка Бессона (1983) - мир после катастрофы. В руинах современных городов оставшиеся в живых люди ведут беспощадную борьбу за существование.
  • «Подземка» Люка Бессона (1985) - детективная драма, большая часть действия которой происходит в парижском метро.
  • «Кин-дза-дза!» Георгия Данелия (1986) - фильм стал культовым и оказал большое влияние на адептов индустриального туризма.
  • «Получеловек» Сого Ишии (1986) - музыкальный фильм с участием музыкального коллектива Einstürzende Neubauten , снятый на заброшенном заводском складе в Японии.
  • «Небо над Берлином» Вима Вендерса - (1987) - фильм об ангеле, полюбившем земную женщину и пожертвовавшем свободой и бессмертием ради своей любви. Режиссёр уделил много внимания урбанистическим и архитектурным пейзажам Западного Берлина - особого политического образования, существовавшего с 1949 по 1990 год. Клаустрофобической атмосферой этой, контролируемой западом, части Берлина, окруженной подконтрольными СССР территориями ГДР , в своё время вдохновлялись многие творческие люди. Можно выделить Дэвида Боуи , записавшего там свою знаменитую берлинскую трилогию , Лу Рида с одним из лучших его альбомов «Berlin» (1973) и снявшегося в продолжении к «Небу…» Так далеко, так близко! (1993) , Ника Кейва , непосредственно снявшегося со своим коллективом в «Небе…» , , записавших свой знаменитый «Achtung Baby» (1991) в том числе под впечатлением от разделенного пополам города .
  • «Посвящённый» Олега Тепцова (1989) - на фоне индустриальных пейзажей умирающей советской эпохи - остановившихся заводов, молчащих цехов, брошенных карьеров и городских окраин, - разворачивается мистическая история молодого человека, нечаянно получившего сверхъестественный дар - убивать человека лишь усилием воли. Фильм снят по сценарию Юрия Арабова .
  • «Посредник» Владимира Потапова (1990) - действие этого фантастического фильма происходит на фоне депрессивных урбанистических пейзажей небольшого города.
  • «Город» Александра Бурцева (1990) - советская социальная драма, в которой значительное место уделяется картинам непарадной стороны Ленинграда.
  • «Железная пята олигархии» Александра Баширова (1997) - главный герой пытается поднять рабочих на борьбу с олигархией. Фильм снят с использованием эстетики революционного кино начала XX века в атмосфере промзон и заводских окраин.
  • «Упырь» Сергея Винокурова (1997) - профессиональный и безжалостный охотник на вампиров приезжает в маленький городок с целью убить главного вампира, который со своими приспешниками-кровососами поработил все местное население. Снят в индустриальной и заброшенной портовой части Кронштадта.
  • «Девятая сессия » Брэда Андерсона (2001) - фильм ужасов, почти полностью снятый в заброшенной психиатрической больнице в Дэнверс (англ.) русск. (штат Массачусетс , США).
  • «Район Теси: К западу от железной дороги » Ван Биня (2003) - 9-ти часовой шедевр документального кино. Режиссёр, преследуемый в Китае по политическим причинам, снял жизнь людей в когда-то очень развитом индустриальном районе Шэньяна - Теси . В 1980-х годах число рабочих в этом районе достигало миллиона человек, но со временем он пришел в упадок. Не все смогли уехать в более благополучные части города и сменить работу. Жизни оставшихся и посвящён этот фильм. Журнал Cahiers du cinéma назвал «Район Теси: К западу от железной дороги» среди десяти лучших картин десятилетия, а по опросу 47 кинематографистов и киноведов для сайта независимого дистрибьютора dGenerate Films эта же картина оказалась на втором месте в списке лучших китайских фильмов нулевых, уступив лишь «Любовному настроению» .
  • «Крип » Кристофера Смита (2004) - триллер о женщине, попавшей из Лондонского метро в мистический лабиринт подземных строений.
  • «Туннель смерти» Филлипа Эдриана Бута (2005)- фильм ужасов, снятый в заброшенном санатории Уэверли Хиллс, Луисвилль , Кентукки , США .
  • «Неуправляемый экстрим (После…») Дэвида Каннингема (2006) - триллер, действие в котором происходит в подземных сооружениях под Москвой.
  • «Сайлент Хилл» Кристофера Ганса (2006) - режиссёр был вдохновлен посещением города-призрака Централия (США, штат Пенсильвания) , закрытого из-за непрекращающихся пожаров в угольных шахтах и выделения угарного газа.
  • «Prison of the Psychotic Damned» Девида Канна (2006) - первый фильм в стиле urban exploration (пока на русский язык не переведен).
  • «Гадкие лебеди» Константина Лопушанского (2006) - фильм по одноименной повести Аркадия и Бориса

Знаете, какой вопрос меня очень интересовал в детстве? Как же не страшно Карлсону гулять, а тем более жить на крыше? Но как же вместе с тем хотелось попасть на эту самую крышу с "мужчиной в полном расцвете сил"... Карлсон - любимый персонаж из детских мультиков и, кажется, не у меня одной...

Они называют себя "крышелазы", "крышеры", "крышнаиты". "Руферы" (от английского roof - крыша) - наиболее распространенное обозначение групп людей, которым с земли плохо видно и тянет ближе небу. Единственная твердая и относительно безопасная опора - крыша.

Сложно сказать, когда именно зародилось это явление. Первая крыша - первый руфер, ее построивший. Формат субкультуры руфинг стал принимать в начале двухтысячных. В страну его занесло западным ветром, и ближний к Европе Питер распахнул двери своих чердаков.

Именно здесь, в Северной столице, народ лазит за романтикой, вдохновением. Здесь принято назначать свидания и фотографироваться на память. В центре нет высотных зданий, поэтому уже с высоты 5 - 6 этажей открывается прекрасная панорама на Казанский и Исаакиевский соборы, Адмиралтейство, Александрийский столп…

Но крыша есть крыша. В Петербурге они двускатные, как правило, покрыты железом. Это значит, что очень скользко, и вниз съехать можно как с горки, только до земли придется еще лететь... Чтобы этого не произошло, у руферов есть определенные правила: на ногах должны быть кеды с рельефной подошвой, в дождь и зимой лазить вообще не рекомендуется.

Крыши Петербурга отличаются и тем, что из-за особенностей застройки при хорошем разбеге можно с легкостью перепрыгивать с одного дома на другой. Это уже часть паркура, но руферы, не желая делить пространство с трейсерами, устраивают неформальные забеги на сложность и быстроту преодоления участка. Одного победителя завтра сменит другой, а культура движется вперед, возникают новые направления, и, может, уже в следующем сезоне страна узнает о недавно возникшем коктейле экстремальных городских развлечений.

Взгляд с крыши в Москве - нечто особенное. На высоте нескольких десятков этажей суета мегаполиса стихает. Ты уже - не часть муравейника. Те, кто стремятся покорить московские многоэтажки, хотят быть выше остальных, ищут новых ощущений. Об этом они пишут в своих блогах, выкладывают фото. Виды на Ходынское поле, сталинские высотки, Кремль… Особо проворные ребята научились брать деньги за красоту и водят группы жаждущих неоэкстрима. Цена такой экскурсии - от 300 рублей с человека.

Законы, заповеди, гласные и негласные правила, группы "Вконтакте" и сайты в интернете - типичные признаки развитой субкультуры. Общество приняло руферов. Может, потому что все мы видели "Карлсона, который живет на крыше", а он хоть и любил пошалить, но товарищ был добрый и вполне себе безобидный.

Подготовила Юлия Скрозникова

Руфинг. Явления Руфинга, или "крышолазания" в современном мире. Основные места руфинга. Руфинг – это очень занимательный вид туризма, который с одной стороны очень опасен для жизни, но с другой – так романтически притягивающ для любителей адреналина, и просто хороших фотографий.

Руфинг, или "крышолазание" – это экстремальный вид туризма, который, по своему логичному названию, проявляется в желании посмотреть и пофотографировать с крыш высотных зданий, и домов. Соответственно, чаще всего руфингерами являются фотографы, т.к у них возникает большой азарт сфотографировать то, что конкуренту не удалось.

Сам по себе руфинг, по моему личному мнению, возник довольно давно, когда люди только захотели покорить небо, и соответственно увидеть "всю планету с высоты". Людям, увлекающимся этим видом спорта, стоит остерегаться многих опасностей, и непоняток со стороны нас, простых гражданских, и правовых органов, которые принимают "крышолазов" за обыкновенных бандитов, что срывают TV антенны, чем изрядно портят жизнь, опять же нам, обыкновенным людям. Но всё это мифы, о чем сами "крышо-фотографы" не раз упоминали. Чтобы стать "человеком крыш", надо соблюдать ряд несокрушимых мер, т.к. меры эти связаны чаще всего с жизнью самого руфенгера. Посудите сами, если человек полезет на крышу 9-этажки с бутылкой виски наперевес, да ещё в нетрезвом виде, то он не то что не долезет, он и на метр от земли не оторвётся. А ежели и оторвётся, то так упадёт, что забудет об этой затее, как о страшном сне, да ещё и без выпивки.

Поэтому, по понятным причинам этот вид туризма не для всех, но те, кто по-настоящему им увлёкся, и не бросил это дело через 2-3 дня, получает в своё распоряжение массу достоинств, на которых мы сейчас и остановимся.

1. Это, естественно, свежий воздух, и просто завораживающий вид. Можно только догадываться, как чувствует себя человек, который может видеть других с высоты птичьего полёта. На мой взгляд, это – самый важный аргумент из всех, но об остальном мы не забудем...

2. Это, естественно, физ. подготовка. Трудно представить себе человека, который вот - так сходу забирается на крышу какого-нибудь дому, и при этом с воплями не падает вниз. Руфинг – это очень важный и точный вид спорта, и туризма в частности, когда нужно думать о каждом своём шаге, и просчитывать действия на 2 шага вперёд, и к тому – же иметь запасной план, на всякий случай.

3. Неизгладимое впечатление от того, что ты можешь сделать что – то, что недоступно всем остальным. Это пьянящее чувство свободы, силы воли и чувство полной безграничности своих сил буквально захватывает с головой, и после этого всё равно хочется заново обрести это чувство, как будто его никогда не было.

4. Постоянное чувство некой осторожности и более чуткое восприятие к изменениям организма, и природы в целом. Посудите сами, если человек забрался на крышу, и не заметил, как начался дождь, а крыша была очень скользкой, то результат будет вполне предсказуемым и плачевным. Поэтому у этих людей, на мой взгляд, гораздо более обострено чувство опасности, да и просто чутьё.

К тому – же, людей, которые активно занимаются этим видом туризма довольно – таки активно принимают на работу социальные и правовые организации по самым разным причинам, будь то проверка крыш на прочность, уборка мусора и снега, просто интереса ради посмотреть на фотографии "со своих крыш", и тому подобное...

Подводя всё выше сказанное, хочу сказать, что Руфинг – это очень занимательный вид туризма, который с одной стороны очень опасен для жизни, но с другой – так романтически притягивающ для любителей адреналина, и просто хороших фотографий. Многие фотографы охотно занимаются этим видом туризма, но только по собственному желанию, т.к. навязывать это незнакомому человеку не имеет смысла, всё равно не поймёт... Но те, кто этим увлёкся – флаг вам в руки!

Развивайте своё увлечение, и никогда не унывайте! Мы, глубоко в душе вам завидуем!

Существует множество современных городских движений и субкультур, например, руферы. Некоторые из них связаны с экстремальным туризмом, другие воспринимаются, как назойливое дигерство.

Всем известно о путешествиях по крышам. Почему людей так манит высота и тянет к путешествию по крышам, и кто такие руферы – тема нашей статьи.

Что значит руфер?

Произошло оно от анг. roof – крыша, и означает путешествие, суть которого - прогулка по крышам городских небоскребов. Следует понимать, что путешествие по крышам, кроме того, должно быть интересным и красивым. Крышелазы выходят на прогулку, обычно, вечером, на закате, что легко объясняется тем, что вид на закат с воздуха – впечатляющее зрелище. Такое путешествие приравнивается к прогулке «под звездами».

Как руферы не боятся высоты?

Почему же люди тянутся к таким экстремальным видам, и, прежде всего, прогулкам по крышам? Высота, конечно же, опьяняет и дает массу эмоций, в том числе адреналина (особенно если проникновение на крышу нелегально). Кроме того, это возможность увидеть привычный мир с новой, совсем не обычной точки.

Часто страх перед высотой, побеждается желанием испытать ощущения, граничащие с , с тревожными ожиданиями.

Кто такие руферы - определение

Руферы – люди, которым хочется испытать необычные впечатления и посмотреть на красоту, их окружающую, ландшафт, сочетание природы и творений человека с высоты птичьего полета.

Руферы – любители экстрима, которые начинают путешествие подъемом по пожарной лестнице и перепрыгивают с крыши на крышу. Но для путешествия по крышам, можно найти и другой вид путешествия, чтобы получить наслаждение.

Тихие руферы проникают на крыши через лестницы, чердаки, люки, что значительно снижает риск экстрима.

Существуют также и артистичные, творческие руферы–художники, изображающие город с высоты; вдохновленные захватывающими панорамами писатели, создающие свои литературные труды; романтики, устраивающие пикники на крыше.

Трудно найти людей устраивающих поэтические вечера, коммерческие сделки, соревнования в граффити, и спортивные соревнование на крыше.

Однако молодежная субкультура руферов не стоит на месте, она движется вперед, возникают новые неформальные направления, одно сменяет другое и может быть в следующем сезоне будет что-то совсем новое в коктейле молодежных развлечений.

Основные принципы и правила руферов:

  1. Небольшая группа.
  2. Удобная одежда.
  3. Руфер должен быть трезв, так как высота опьяняет.
  4. Доверять и полагаться друг на друга, больше чем на карнизы и ограждения.
  5. Не делать резких движений.
  6. Не смотреть вниз, даже если нет высоты.
  7. С уважением относиться к своим коллегам.
  8. Не вырезать чердачные замки.
  9. Не причинять вред жителям домов, уважать их.
  10. У каждого должно быть любимое место, чтобы ходить в одиночку!

Как бороться с руферами?

Для руферов является проблемой, а возможно и самой серьезной, проникновение на крышу. Ведь с целью борьбы с ними, в большинстве домов чердаки и лестницы, ведущие к заветной цели, закрыты. И здесь все зависит от ума, физической силы и моральных качеств руфера. Кто–то будет искать другую крышу, а кто-то берет узкий нож, пилочку для ногтей и начинает агрессию против замка. У начинающего это займет около часа, опытный руфер открывает замок в течение нескольких минут.

Само движение крышелазов, очень опасное и часто заканчивается трагически. Поэтому городские власти и жители высоток, стараются, как можно лучше обезопасить себя от проникновения на их крыши молодых людей, особенно после серии весьма дерзких выходок.

В некоторых странах планируется ввести штраф для любителей покорять крыши исторических зданий и памятников архитектуры.

Крыша - неофициальный символ литературного героя Карлсона, который жил на одной из них. Однако не стоит забывать, что у него был пропеллер, защита от опасностей, который люди должны заменить на здравый смысл и соответствующую подготовку.

Уверяют, то петербургские руферы (те, кто забирается на крыши) самые известные в России. Один из них, Роман Егоров, рассказал «Городу 812» о том, какие неприятности могут ждать руфера на крыше, о боевых действиях между жильцами и руферами и о том, кто делает бизнес на руфинге.

– Как получилось, что вы стали руфером? Когда первый раз вышли на крышу?

– В первый раз это случилось три года назад. Какое-то время я следил в социальных сетях за жизнью ровесников, которые открывают новые ракурсы привычных мест. Меня это заинтересовало. Высоты я не боялся с детства, всегда любил приключения, поэтому познакомился с ними. Они показали мне несколько крыш, раза три-четыре я полазал вместе с ними, быстро понял общую методику поиска крыш и как она работает.

Но тогда я столкнулся и с опасностью – у нас в Питере крыши почти все под углом, и если вылезти на такую в ненастную погоду, то очень легко поскользнуться. Поэтому все руферы соблюдают правила: от подошвы правильной обуви до продумывания маршрута по крыше и подстраховки друг друга.

Крутость питерских крыш в том, что они похожи на связанную систему – один дом как будто перетекает в другой, а тот в следующий, и так далее. Для того чтобы перебраться с одного дома на другой, нужно преодолеть высоту, так как этажность домов бывает разная. Поэтому одному из группы нужно, рискуя жизнью, залезть и привязать веревку, чтобы остальные безопасно могли пройти за ним.

– Некоторые, говорят, и по проводам перебираются.

– Я видел крепления проводов на крышах, их надежность мне не внушает доверия. Вместе с бетоном сыплются уже и сами крепления, на которых держатся провода.

– Но ведь кому-то удавалось таким образом перелезть с крыши дома на Невском на противоположную сторону…

– Это, конечно, хорошая тема для привлечения внимания. Тебя видит весь Невский! Ты – орел! Но это небезопасно.

Хотя у нас с одним блогером была идея повторить такой трюк. Он загорелся этой идеей и предложил приурочить ее к дню чтения. Предполагалось, что он – я сразу отказался – протянет еще один страховочный трос и повиснет на нем над Невским проспектом, читая какое-то время книгу. Но потом он пообщался со своим юристом, и тот его отговорил.

– Могли быть проблемы с полицией?

– Наверное.

– А у вас они были?

– За те три года, что я занимаюсь руфингом, их не было. Ни разу не был в отделении полиции, благополучно убегал. Ловить пытались, и один раз даже поймали, но не полицейские, а сотрудники охраны «Газпрома». В тот раз мы залезли на стеклянный купол их нового здания за Итальянским двориком.

Я уже говорил, что в Петербурге можно залезть на крышу одного дома и проложить маршрут через следующий. Это может быть и два, и три, и четыре дома. Таких маршрутов может быть множество, так как почти все дома у нас связаны. С этим, конечно, борются, ставят на крышах заборы с выгнутыми вверх зубьями, наматывают на них колючую проволоку. Правда, это никого не останавливает: колючку рвут кусачками, и остальные пользуются этой лазейкой.

– Часто вы лазаете по крышам?

– Бывали дни, когда появлялся кураж, и мы с друзьями могли обойти пять-шесть крыш.

– А в чем смысл все-таки этого увлечения?

– У меня есть объяснение для себя. Как инстаграм-фотографу, мне это дает много контента и большое количество фотографий. Я могу делиться этим с людьми, потому что они никогда не увидят наш город с тех ракурсов, с которых увидел я. Кроме этого есть чувства азарта, опасности и небезрассудности. Я отделяю безрассудность от опасности. Первая – это когда руферы висят на одной руке, свесившись ради фотографии с края крыши. Они ходят по тонкой грани между жизнью и смертью, чувствуя всю полноту жизни, но рискуют: один неосторожный шаг, одно дуновение ветра – и … Я считаю, что нельзя ставить свою жизнь на такие весы.

– У вас специальное снаряжение?

– За эти годы я понял, в какой обуви можно лазать по крышам. Желательно, чтобы она была прорезиненная, негладкая подошва с жестким протектором.

Самое страшное, что может случиться, – это лезть на крышу, когда идет снег. У меня однажды была такая история. Всего одна, но я ее запомнил.

Несколько девушек из Москвы приехали в гости, им захотелось романтики, я предложил слазать на крышу. Кстати, это еще одна причина, по которой я занимаюсь руфингом.

– Способ познакомиться с девушкой?

– Естественно. На крыше с ними знакомиться гораздо удобнее и продуктивнее.

Те девушки попросили сводить их на какую-нибудь крутую крышу. Я предложил им такую – на площади Восстания, с видом на обелиск. Погода была нормальная. Мы прошли четыре или пять домов, посидели минут двадцать и решили пойти обратно. Неожиданно, как всегда в апреле, пошел снег. Если на точку обзора мы добрались минут за пятнадцать, то обратный путь занял у нас два с половиной часа. Девчонки испытали настоящий страх смерти, а я страх ответственности за чужую жизнь.

Было что-то ужасное: только делаешь шаг, и нога соскальзывает по снегу. Мы перемещались на на пальцах, а они тут же примерзали к железу… История была не из веселых. Одна из девушек уронила свой айфон, он скатился на край. «Ты не собираешься его забирать?» – спросил я. «Не-не, это сейчас вообще не важно». Но я как-то сполз и забрал его.

После этой истории я стараюсь лазать только с начала мая по конец октября. Только чтобы не было снега.

– А есть такие бесстрашные, кто лазает и зимой?

– Естественно, таких много. Существуют люди, которые хотят стать популярными благодаря тому, что лазают по крышам. Есть мнение, что чем больше фотографий сделаешь на крышах, тем быстрее станешь популярным блогером. Поэтому подростки младше семнадцати – по-моему, они неадекватные – лазают круглый год, даже зимой, пренебрегая всеми правилами безопасности. Бывали случаи и падений, но, что удивительно, именно неадекватные падают реже.

– Существуют сообщества руферов?

– Неформальные сообщества есть в социальных сетях, но в основном там выкладываются фотографии. Но есть и закрытые группы руферов, в них не больше ста человек. Их члены делятся новостями: кто где нашел новую точку. Получается интерактивная карта города, по которой можно узнать, где в данный момент есть возможность попасть на крышу. Или, например, где живут жильцы с пистолетами или бабушка с клюкой…

– В каком смысле с пистолетом?

– В буквальном. Были случай, когда мужчины стреляли в руферов солью из пистолета или пневматического ружья. Бабушки с палками выходят драться еще чаще.

– Потому что вы их достали!

– В последнее время руфинг в Петербурге стал распространен, и жильцы последних этажей уже просто в ярости – они ненавидят руферов и вообще всех, кто лазает по крышам.

Я жил с девушкой на последнем этаже дома за Казанским собором. Крыша этого дома была самой популярной точкой у руферов. От их топота иногда обваливалась штукатурка, потому что дома старые, у соседей начинали идти трещины по потолку, и нужно было делать ремонт.

Но это еще половина проблемы. Хуже, когда люди залезают на крыши, начинают играть на гитаре, и все это происходит в двенадцать часов ночи в пятницу или субботу.

– Наверное, еще и пьют там?

– Естественно. Где же еще пить? Романтика!

Бывают и смешные случаи. Ребята вылезают на крышу на Невском или около Адмиралтейства, ставят мангал и начинают готовить шашлыки. Соответственно, употребляя при этом алкоголь. Несколько раз из-за этого случались пожары.

Кстати, в последнее время появились бандиты, которые стали использовать крыши в качестве бизнеса. У нас немногие знают, что в городе есть башни противовоздушной обороны, так называемые МПВО. Они расположены по всему городу: если не ошибаюсь, то их не больше двадцати пяти. Они были установлены во время войны для наблюдения за пожарами и бомбежками.

Они не используются по назначению уже больше пятидесяти лет, осыпаются, о них просто никто не знает. С развитием руфинга их стали замечать, исследовать, и со временем они стали самыми популярными точками, потому что с них открывается вид на все 360 градусов.

Например, одна из них находится на Мойке, напротив Главного штаба. На Невском, около «Маяковской» есть еще две, и еще около метро «Василеостровская».

Некоторым взрослым людям пришла идея зарабатывать на экскурсиях на эти башни. С человека берут от 500 до 1000 рублей. Никто, конечно, никакой ответственности за безопасность не несет, объясняются какие-то правила поведения, и все.

Однажды я был свидетелем такой экскурсии, очень огорчился. Человека выводят на крышу, показывают ему виды – с той стороны, с другой, – делается пара-тройка фотографий, и все, на этом работа экскурсовода заканчивается.

Потом «руководители» экскурсионных групп скооперировались с жильцами домов. Последних настолько задолбало, что к ним через парадные на крыши идут потоки туристов, что они предложили выплачивать им проценты. Экскурсий становится больше, потому что жильцы ничего не имеют против. А впоследствии этот «бизнес» прибрали к рукам какие-то бандиты. Они сумели договориться с жильцами и поставили свои двери с новыми замками. Теперь на эти крыши не сможет попасть ни один руфер, так как ключи у бандитов, и они проводят там «серьезные» экскурсии.

Одна из таких башенок есть на Гороховой около Адмиралтейства. Они ее облагородили, сделали ручки для безопасности, поставили стулья, стол, и за пять тысяч в час парочка может не только наслаждаться видами, но ей принесут корзину фруктов и бутылку вина. Бывает, что туда приходят туристы из провинции, мамы с дочками: «Ой, как красиво! Как красиво!»

– Креативно!

– Это еще не все. Эту башенку можно арендовать на ночь. Вам принесут матрац, и вы с девушкой проводите под звездами ночь на ней.

– Вы зарабатываете своими фотографиями?

– Я никогда не занимался фотографией, но когда стал лазать по крышам, появилось желание фотографировать. Я не типичный фотограф, не снимаю свадьбы, портреты, не продаю фотографии. Веду свой Инстаграм.

– Сколько у вас подписчиков?

– Сто тысяч. Так как аудитория большая, мне выгодно предлагать рекламу, и предложения бывают самые невероятные. Например, от авиакомпаний: за билеты в Амстердам и обратно мне предложили сделать несколько фотографий Амстердама и замечательной авиакомпании, с помощью которой я долетел до него.

– То есть вы так зарабатываете?

– Это мое творчество. Еще я журналист и фотограф, беру интервью у интересных людей. Но мне больше нравится заниматься фотографией. А по образованию я юрист.

– Судя по вашему Инстаграму, вы побывали на крышах и европейских городов.

– Да, но Европу я начал исследовать только в прошлом году, и пока мне удалось побывать на крышах Амстердама, Брюсселя и Риги.

– В Европе у руферов есть проблемы с жильцами, полицией?

– Там руфинг развит гораздо меньше, чем в Питере. У нас молодежь достаточно безрассудна, не боится полиции, да и законы у нас мягкие – для тех, кто залез на крышу, штраф всего пятьсот рублей. Поэтому ее ничто не останавливает. В Европе о руфинге знают единицы, а занимаются им еще меньше.

– Какими качествами должен обладать настоящий руфер?

– Во-первых, отсутствием страха высоты и быть пойманным. Если ты не боишься высоты и полицейских, то нужны еще азарт и спортивная подготовка, потому что у питерских крыш сложный рельеф, и в некоторых местах приходится перебираться буквально на пальцах.

Еще нужно быть подтянутым и худым, не все смогут пролезть в щель сантиметров сорок-пятьдесят. Бывает, что некоторые застревают, как Винни-Пух, и рвут штаны. Грязная, рваная одежда и испачканные руки – вечная история руферов, поэтому нужно быть еще небрезгливым. Ведь приходится ползать по чердакам, где живут голуби и где слои пыли.

Руфинг далеко не самое приятное занятие, но в итоге, когда ты вылезаешь на крышу, и перед тобой фантастический вид, и ты видишь закат, и слышишь птиц… Это компенсирует порванные штаны.

– Есть ли конкуренция среди руферов?

– Конечно, есть. Даже бывают разборки. Например, кто-то с друзьями нашел новую крышу, и один из них выложил фотографии в Интернете, да еще и указал, где она. Крышу увидели другие, и начинается массовое хождение на нее, в результате крышу закрывают.

Найти новую крышу очень сложно, и даже если нашел, то забраться на нее сложно, это может быть связано с риском. Если открыть вход, срезая замок, то это уже уголовная статья. Если зайти на открытую крышу, то это административное нарушение и штраф 500 рублей. То есть получается, что те, кто «открыл» крышу, рискуют получить уголовное наказание, а те, кто приходит после, не рискуют ничем. Для «открывателей» бывает обидно, что крышу заюрзали.

Еще бывают заморочки с экскурсиями и дележом денег. Кто сколько на какой крыше зарабатывает, водя экскурсии, и под чьим она контролем. Я уже говорил, что некоторые люди начинают как бы владеть крышей и делают из этого бизнес. На этой почве бывают конфликты.

– Обычно на фотографиях руферы позируют в непринужденной позе на краю крыши, взгляд в даль. Это особенности стиля?

– Придумать что-то новое могут единицы. Конечно, все это постановочные кадры, чаще всего все просто копируют друг друга. Да, самый частный сюжет – это когда руфер спокойно стоит и смотрит вдаль.

– Загадочно.

– Да, загадочно. Самое главное – не показать, что ты боишься высоты. Но есть люди, которые придумывают новые сюжеты фотографий. Я видел одну такую: с одной стороны крыши стоял парень, а с другой девушка, они держат друг друга за руки, а в руках шарик с сердечком.

– Вы тоже стараетесь придумать что-то новое?

– Мне нравится работать с перспективой. Делать такие фотографии, когда, на первый взгляд, зритель не понимает, в какой плоскости находится герой.

– У кого этому научились?

– Никогда ни у кого не учился. Конечно, я видел похожие идеи у других. Все мы кого-то копируем.

У меня сотни фотографий с крыш. Например, один раз я залез на крышу дома номер один на Невском: Дворцовая площадь, Эрмитаж, Невский – как на ладони.

– И на нее можно залезть?

– Можно, но она очень опасная, и ее много раз закрывали, так как в доме офисы крутых богатых компаний. Однажды на нее залезли девочки-руферши, и украли в одном из них сейф с большой суммой денег. Их, конечно, нашли, но после этой истории все выходы на крышу этого дома капитально залатали – так, что на нее невозможно было попасть года два. Потом один парень залез на нее буквально по отвесному железному пруту и смог привязать веревку, по которой мы по очереди залезли наверх. Он рисковал буквально жизнью, чтобы мы оказались на ней.

– А московские крыши?

– Я очень их люблю, потому что, в отличие от Петербурга, в Москве очень большая высотность. Например, я был на крыше сталинской высотки, которая напротив «Москва-Сити». Очень круто.

– Говорят, в Петербурге крыши домов на Дворцовой набережной самые популярные у руферов.

– Да. Мои самые любимые – крыши двух домов на пересечении Машкова переулка и Дворцовой набережной. Они неопасные, пологие. Они популярны у руферов, потому что с них самый лучший вид на салюты. Но они таят и опасность – в День Победы или во время «Алых парусов» ненависть жильцов к руферам зашкаливает. Их могут избить, разбить технику. Жильцы буквально организовываются в бандформирования: устраивают кордоны, берут в руки дубины, прыскают газовыми балончиками, разбивают носы ребятам. Я сам был свидетелем таких сцен, пострадали мои друзья. С другой стороны к ним присоединяются полицейские. Случаются и массовые драки на подступах к крышам – в парадных, на чердаках.

– Но руферы не сдаются?

– В эти дни к нам в город приезжают руферы со всей страны с желанием посмотреть салют. Бывает, что некоторые взбираются по водосточным трубам.

Перед салютом летает вертолет, выслеживают, есть ли кто на крышах, и если замечают, что есть, то высылают наряд полиции, который выводит всех, кроме тех, кто закрывает себя.

– Что значит «закрывает»?

– Есть такие руферы, которые начинают подготовку за месяц. Готовят лестницу, веревки, провиант и буквально заваривают сварочным аппаратом себя на чердаке изнутри за сутки, и выходят за пять минут до начала салюта, и снимают его.

– И все это ради фотографии в Инстаграме?

– Не только. Можно просто наслаждаться видами. В прошлом году я залез на крышу дома на Невском проспекте, чтобы посмотреть шествие «Бессмертного полка». Во время шествия бывает очень строгий контроль крыш, опасаются терактов. Но я нашел точку и успел сделать несколько снимков, пока меня не сняли полицейские. В тот же день выложил их в своем Инстаграме. Были тысячи лайков. Результат обалденный – за моим Инстаграмом стало следить чуть ли не полгорода.

– С какой крыши вид самый красивый?

– С крыши Казанского собора. Я был там, когда на соборе были строительные леса. У руферов есть примета: если на здании появились строительные леса, значит, можно залезть на крышу. Как только мы с моим другом-руфером заметили, что на соборе появились леса, то решили забраться на купол. На нем есть небольшая лестница, и вроде бы безопасно. И что меня удивило – совершенно нет камер. Например, в доме около площади Александра Невского установлено пятнадцать камер, и крыша огорожена колючей проволокой, а на куполе Казанского собора вообще ничего нет. Может, потому что на него никто не залезает.

В общем, я исполнил свою детскую глупую мечту – дотронуться до золотого шара, на котором стоит крест.

– Страшно было?

– Когда лез, не было. Но на самом верху был сильный ветер, слышно, как скрипит металл. Между лестницей и куполом гнездо, в нем была какая-то птица.

И вот самый красивый вид с этого купола – такой перспективы я не видел ни со Спаса на Крови, ни с крыш на канале Грибоедова.

Андрей Морозов







2024 © rus-leto.ru.