Из индии в бангладеш по земле. Индия и бангладеш уладили пограничный спор. Культура и язык



Виза
Я получил визу по прилету в аэропорту. Это стоит формально $50.15, фактически $51. Бангладеш стал второй страной, где меня попросили показать и бронь отеля, и обратные билеты (первая - США).
Виза по прилету на 15 дней, вроде бы ее можно продлить, если вам хочется покопать Бангладеш реально глубоко. Также можно получить визу в посольстве, тогда можно въехать и по земле из Индии. Однако мне это не удалось дважды: в Калькутте визу обещали сделать только через неделю (праздники + выходные + стандартные три дня), мне не хотелось там так долго торчать, а в Катманду мне сказали, что визы дают только резидентам Непала. В Москве вроде бы тоже получение визы занимает неделю.
Сейчас внедряется электронная система, для подачи на визу надо на сайте visa.gov.bd заполнить анкету, загрузить фотографию, распечатать и принести ее в посольство. Может быть, через некоторое время визы сделают электронными.

Деньги
$1 = 80 бангладешских така. В аэропорту нормальный курс. Банкоматы выдают по 15000 така купюрами по 1000 и 500; комиссии, как ни удивительно, нет (обычно чем беднее страна, тем больше комиссия).
С разменом проблем нет, самая большая купюра 1000 така = $12.5, самая мелкая всего 2 така. Есть монеты 1, 2, 5 така, но они встречаются довольно редко. Большинство цен округлены до 5 така.

Язык
В Бангладеш все говорят на бенгальском, английский как средство межнационального общения здесь не нужен, в отличие от Индии, поэтому его почти никто не знает. Кто не знает, как будет "из какой ты страны?" по-английски, спрашивает по-бенгальски, я даже научился на слух распознавать этот вопрос и отвечать "рашия".
Надписи также часто не дублируются на английском (например, меню дешевых едален). В целом языковой барьер довольно сильный, сравнимо с Кореей.

Жилье
Лет 15 назад в Бангладеш гостиницы стоили 1-2 доллара. Эти времена закончились, и сейчас цены сопоставимые с другими странами ЮВА. Минимальная цена номера будет в районе 400 така (за сингл), столько например стоила каморка в общежитии в провинции, или не очень хороший номер без кондиционера в гостинице. С кондиционером я находил за 1000 така в городе Богра.

Возможно, в Дакке тоже можно найти за такую цену, если очень заморочиться, но это сложно, потому что гостиниц не так уж много, расстоятия в Дакке большие, и далеко не на всех гостиницах написано по-английски Hotel (а некоторые места с вывеской Hotel являются не отелями, а ресторанами). В Дакке я жил в отеле Melody International прямо напротив железнодорожного вокзала за 1500 така я день. В Читтагонге у вокзала стоило так же, за плохой номер без кондиционера просили 700.

Еда
Если коротко, то все плохо. Бангладешцы не едят в ресторанах, заведений общепита исчезающе мало, а не вызывающих отторжение и того меньше. В дешевых меню только на бенгальском, так что нужно выбирать наугад. Выбор скромный, качество еды низкое. Например, в Бангладеш живут самые тощие курицы в мире - таких костлявых кусков я еще никогда не видел. Цены не особо низкие - за те же деньги в Таиланде можно поесть на порядок лучше. Курица с рисом стоит в районе 100 така. Курица-гриль у вокзала (оказалась адово острой) - около 300 така.


С другой стороны, верхняя планка стоит достаточно низко: в Дакке я ходил в очень пафосный ресторан (по бангладешским меркам, в Москве официантов за такую работу бы быстро уволили) на крыше высокого здания, чтобы пофотографировать панораму, там блюда стоят в районе 5 долларов. По случаю Рамадана днем давали только специальное комбо-меню за те же 5 долларов, в обычной столовке такое стоило бы доллара 2.5.
Из сетей фаст-фуда в Дакке есть KFC и Бургер Кинг. В KFC в принципе можно поесть, комбо курица + картошка + кола стоит 180 така, правда, кола в таком комбо объемом где-то 100 миллилитров (Я не шучу!). За 210 така кола станет максимального размера - на вид 400 миллилитров.




Литровая бутылка воды стоит 20 или 25 така, маленькая бутылка колы или другой газировки - 30-35 така. Есть неплохая лимонная газировка в маленьких бутылках всего за 16 така.
Фруктов мало и стоят они дороже, чем в России, особенно дорого в Дакке. Выбор маленький: виноград, апельсины, бананы. В мае был сезон личи, они продавались недорого - в провинции по 70-100 така за килограмм. На севере в сельской местности прямо вдоль дорог массово растут джекфруты, можно сорвать с дерева, но я не стал - чистить очень сложно.

Транспорт
Поезда в Бангладеш на удивление комфортные. Билеты купить не проблема, даже в день отправления есть места. Больших очередей и толкания локтями, как в Индии, у касс нет. Цены приемлемые, но несколько выше автобусов, что объясняет сравнительную непопулярность поездов.
Если посмотреть на официальном сайте расписание, то может показаться, что поездов мало. Например, в Рангпуре вроде бы всего один поезд в Дакку в день, и один из Дакки. На самом деле на сайте указаны только поезда, где есть вагоны с резервируемыми местами. В реальности поездов гораздо больше, и локальные поезда заезжают и на всякие мелкие остановки.

В бангладешских поездах есть следующие классы:
AC Sleeper, First Class - спальные вагоны с кондиционером. Вроде бы это два разных класса, но на деле я видел только вагоны с простой надписью "Sleeper". Есть купе на четверых и на двоих.
Snigdha - сидячий вагон с кондиционером.
Shuvon - сидячий вагон без кондиционера. Подразделяется на два типа, но разницы между ними особо нет.
Shulov - общий вагон без резервации. Здесь ездят на крыше.
Я ездил на поездах трижды: в спальном вагоне Дакка-Кхулна за почти 2000 така и в классе Snigdha Джессор-Раджшахи (496 така) и Рангпур-Дакка (966 така). Последний переезд был ночью, но я даже на удивление неплохо выспался, потому что вагон был почти пустой, можно было лежать где угодно.
В отличие от Индии, где все поезда, на которых я ездил, опаздывали минимум на час, в Бангладеш три раза из трех прибытие было по расписанию, причем в третий раз поезд отправился с начальной станции с опозданием минут 40, но все равно приехал вовремя.
Билеты на поезд можно купить за 10 дней до отправления. Есть даже продажа через интернет ! Я протестировал. Чтобы зарегистрироваться, нужен бангладешский номер мобильного телефона для верификации. Дальше выбираешь поезд, класс и оплачиваешь. Никаких проблем с моей российской картой не возникло! Любопытно, что при покупке билетов не нужно вводить имя, берется то, что было введено при регистрации на сайте. Если покупаешь билет для себя, то достаточно распечатать PDF, который присылает сайт, иначе нужно пойти на вокзал и попросить распечатать билет в кассе.
Класс Snigdha:


AC Sleeper:

Самый массовый транспорт - автобусы. Есть даже современные с кондиционером, они в основном ходят из Дакки в другие города. Я один раз на такой подсел до Читтагонга. Обычно же я ездил по провинциальным городам на старичках без кондиционера. Стоимость проезда - около 1.5 така за километр. Средняя скорость автобусов около 40 километров в час, то есть довольно неплохо с учетом постоянных остановок и вечно населенной местности. VIP-автобус в Читтагонг гнал по трассе больше 110 км/ч, что было стремно, хотя в Бангладеш на шоссе нормальный асфальт и есть разделители. А потом все равно простоял на заправке полчаса.


По городу можно передвигаться на тук-туках, велорикшах, иногда на автобусах. В провинции это довольно просто: выходишь на большую улицу и садишься в любой проезжающий в нужном направлении тук-тук, где уже есть хотя бы пара пассажиров. Стоимость проезда от 5 до 15 така (смотря как далеко ехать), то есть очень дешево. В Бангладеш очень распространены электрические тук-туки, в городе Раджшахи они полностью вытеснили тук-туки на газу. Илон Макс бы позавидовал. Совсем в деревне вместо тук-туков такие же коллективные велорикши. Если фрахтовать тук-тук как такси, то цена как договоришься. В провинции не борзеют. Скажем, в Пахарпуре мне предложили такси до города (больше 15 километров) за 100 така, я даже торговаться не стал (автобус стоил 18, но он ездит там не очень часто).
Про Дакку отдельный разговор. Это город на 20+ миллионов человек, где нет ни метро, ни даже сколько-нибудь значимой сети электричек. Есть только автобусы, в которых полная анархия - даже нет номеров маршрутов, направление написано на боку по-бенгальски. Проезд стоит 5-10 така, но ездить автобусами реально неудобно: в Дакке больших улиц много, и автобус постоянно сворачивает не туда, куда нужно, приходится выходить и ждать следующего.
В Дакке тук-туки называют CNG (Compressed Natural Gas), потому что ездят на газу. По идее тариф такой: 40 така за первые два километра, дальше 12 така за километр. Звучит дешево, но даккские таксисты реально охуевшие. Если в Индии, зная расстояние и примерную цену по счетчику, можно сторговаться где-то на сумму в полтора раза больше, то в Дакке меньше, чем за три конца никто вообще не едет, а начинается разговор где-то с пяти-семикратной цены. Как вариант в Дакке работает Uber, у него тариф где-то в два раза выше, но для туриста так получится дешевле, чем торговаться с водителем тук-тука. Но большой минус Убера - это машина, а значит, ехать вы будете медленнее, чем можно было бы дойти пешком, из-за пробок. Тук-туки хотя бы могут проскочить по маленьким улицам, а на машине ездить это полный мазохизм.
К счастью, в Дакке все-таки есть альтернатива - велотакси. Его водители не борзеют. Каждый раз велотаксист запрашивал цену, примерно равную цене поездки на тук-туке по счетчику, с такими расценками я даже не тратил время на то, чтобы торговаться.

Интернет
Я купил симку оператора Grameenphone прямо в аэропорту. За 500 така дается 2 гигабайта интернета на месяц - недорого. Как в Индии и Непале, нужно заполнить анкету и дать фотографии 3x4.

Развлечения
В Бангладеш я посетил следующие достопримечательности:

Мечеть в Багерхате - объект наследия UNESCO. Вход 200 така. В окрестностях есть еще несколько старых мечетей и мавзолей султана, там везде бесплатно.


Путхия - интересный старый городок с дворцами и индуистскими храмами. Бесплатно.


Дворец в Наторе - бангладешское барокко. Бесплатно.


Буддийская вихара в Пахарпуре - объект наследия UNESCO. Вход 200 така. Говорят, это самый большой буддийский храм к югу от Гималаев.


Рангпур, дворец Таджхат - внутрь я не попал, потому что он уже закрылся равно в 4 часа вечера.
Сонаргаон, город-призрак Панам Нагар. Вход 100 така. Некогда район с виллами богатых индусов, которые бежали после отделения Бангладеш. Сейчас законсервирован.


Дакка, Розовый дворец. Вход 100 така.
Дакка, форт Лалбагх. Внутрь я не ходил, потому что оказался выходной день.
Дакка, армянская церковь. Бесплатно.

Куда еще можно съездить в Бангладеш?
Национальный парк Сундарбан - объект наследия UNESCO (можно съездить и в индийскую часть этого парка из Калькутты). Там вроде как живут в диких условиях бенгальские тигры, но вероятность их увидеть стремится к нулю. В остальном это большой мангровый лес, я в похожих бывал в Таиланде и Малайзии, поэтому не поехал ни с бангладешской, ни с индийской стороны, тем более, что посещение парка в обеих странах стоит очень недешево.
Из Дакки ходят олдовые колесные пароходы в город Барисал или дальше в Кхулну, любители винтажного транспорта могут прокатиться.
На северо-востоке в провинции Силхет я не был, там вроде есть чайные плантации.
Есть еще некоторое количество развалин храмов, менее известных, чем Пахарпур, Путхия, Натор, Багерхат, соответственно, сложнее добраться.
К востоку от Читтагонга есть горный регион, там должен быть прохладный климат.
Кокс-Базар - бангладешский курорт. Я не поехал, мне хватило индийского "курорта". В Кокс-Базаре еще и купаться нужно в одежде, мусульманская страна же.
На самом-самом юге есть небольшой остров Святого Мартина, там вроде бы очень дешевые лобстеры, но при этом там просят по 20 долларов за халупу без кондиционера, так что переться туда тоже вряд ли стоит.

Итоги
За 11 дней расходы составили $414. Пересчитывать на дни не совсем показательно, потому что три дня мы с Аленой провели не вместе. Но если жилье стоит $20, то уложиться в $30 в день сложновато.
Расходы на гостиницу составили половину от общей суммы, прямо как в США, только в США жилье неадекватно дорогое, а в Бангладеш все остальное дешевое, и потратить деньги некуда. Обратите внимание, что на еду на двоих ушло $105 за 11 дней, то есть меньше $10 в день без всяких попыток экономить. По-моему, это тянет на рекорд, но не потому, что еда такая дешевая, а потому что пробовать было нечего.




В целом Бангладеш - не такая уж страшная страна. По некоторым параметрам тут даже получше, чем в Индии, например, на улицах гораздо чище. Но второй раз сюда вряд ли захочется поехать, ведь с приятным времяпрепровождением тут туго.

Редко наши люди бывают в Бангладеш, где на клочке территория жителей большей, чем в России и беларуси вместе взятых. Вот один храбрец добрался. Оказывается, не все так плохо, поезда даже нормальные есть. но еда так себе и слишком многолюдно. Страны АСЕАН лучше. Если несколько описаний городов добавить, то путеводитель по Бангладеш получится. На русском языке мне по этой стране ничего не попадалось, хотя может быть и есть.
Оригинал взят у juan в Бангладеш - самая перенаселенная страна в мире

Бангладеш - практически легендарная страна, которая считается самым дном Азии (если не считать Афганистан, куда ездить опасно для жизни). По всяким рейтингам беднее страны в Азии нет, Бангладеш ниже Непала, Камбоджи и Восточного Тимора. В стране размером с Московскую область живет больше людей, чем во всей России вместе взятой. Филиппины , Лаос , Мьянма , Восточный Тимор , Индия... и вот я занырнул до дна. Что там творится на дне?


Виза
Я получил визу по прилету в аэропорту. Это стоит формально $50.15, фактически $51. Бангладеш стал второй страной, где меня попросили показать и бронь отеля, и обратные билеты (первая - США).
Виза по прилету на 15 дней, вроде бы ее можно продлить, если вам хочется покопать Бангладеш реально глубоко. Также можно получить визу в посольстве, тогда можно въехать и по земле из Индии. Однако мне это не удалось дважды: в Калькутте визу обещали сделать только через неделю (праздники + выходные + стандартные три дня), мне не хотелось там так долго торчать, а в Катманду мне сказали, что визы дают только резидентам Непала. В Москве вроде бы тоже получение визы занимает неделю.
Сейчас внедряется электронная система, для подачи на визу надо на сайте visa.gov.bd заполнить анкету, загрузить фотографию, распечатать и принести ее в посольство. Может быть, через некоторое время визы сделают электронными.

Деньги
$1 = 80 бангладешских така. В аэропорту нормальный курс. Банкоматы выдают по 15000 така купюрами по 1000 и 500; комиссии, как ни удивительно, нет (обычно чем беднее страна, тем больше комиссия).
С разменом проблем нет, самая большая купюра 1000 така = $12.5, самая мелкая всего 2 така. Есть монеты 1, 2, 5 така, но они встречаются довольно редко. Большинство цен округлены до 5 така.

Язык
В Бангладеш все говорят на бенгальском, английский как средство межнационального общения здесь не нужен, в отличие от Индии, поэтому его почти никто не знает. Кто не знает, как будет "из какой ты страны?" по-английски, спрашивает по-бенгальски, я даже научился на слух распознавать этот вопрос и отвечать "рашия".
Надписи также часто не дублируются на английском (например, меню дешевых едален). В целом языковой барьер довольно сильный, сравнимо с Кореей.

Жилье
Лет 15 назад в Бангладеш гостиницы стоили 1-2 доллара. Эти времена закончились, и сейчас цены сопоставимые с другими странами ЮВА. Минимальная цена номера будет в районе 400 така (за сингл), столько например стоила каморка в общежитии в провинции, или не очень хороший номер без кондиционера в гостинице. С кондиционером я находил за 1000 така в городе Богра.


Возможно, в Дакке тоже можно найти за такую цену, если очень заморочиться, но это сложно, потому что гостиниц не так уж много, расстоятия в Дакке большие, и далеко не на всех гостиницах написано по-английски Hotel (а некоторые места с вывеской Hotel являются не отелями, а ресторанами). В Дакке я жил в отеле Melody International прямо напротив железнодорожного вокзала за 1500 така я день. В Читтагонге у вокзала стоило так же, за плохой номер без кондиционера просили 700.

Еда
Если коротко, то все плохо. Бангладешцы не едят в ресторанах, заведений общепита исчезающе мало, а не вызывающих отторжение и того меньше. В дешевых меню только на бенгальском, так что нужно выбирать наугад. Выбор скромный, качество еды низкое. Например, в Бангладеш живут самые тощие курицы в мире - таких костлявых кусков я еще никогда не видел. Цены не особо низкие - за те же деньги в Таиланде можно поесть на порядок лучше. Курица с рисом стоит в районе 100 така. Курица-гриль у вокзала (оказалась адово острой) - около 300 така.


С другой стороны, верхняя планка стоит достаточно низко: в Дакке я ходил в очень пафосный ресторан (по бангладешским меркам, в Москве официантов за такую работу бы быстро уволили) на крыше высокого здания, чтобы пофотографировать панораму, там блюда стоят в районе 5 долларов. По случаю Рамадана днем давали только специальное комбо-меню за те же 5 долларов, в обычной столовке такое стоило бы доллара 2.5.
Из сетей фаст-фуда в Дакке есть KFC и Бургер Кинг. В KFC в принципе можно поесть, комбо курица + картошка + кола стоит 180 така, правда, кола в таком комбо объемом где-то 100 миллилитров (Я не шучу!). За 210 така кола станет максимального размера - на вид 400 миллилитров.




Литровая бутылка воды стоит 20 или 25 така, маленькая бутылка колы или другой газировки - 30-35 така. Есть неплохая лимонная газировка в маленьких бутылках всего за 16 така.
Фруктов мало и стоят они дороже, чем в России, особенно дорого в Дакке. Выбор маленький: виноград, апельсины, бананы. В мае был сезон личи, они продавались недорого - в провинции по 70-100 така за килограмм. На севере в сельской местности прямо вдоль дорог массово растут джекфруты, можно сорвать с дерева, но я не стал - чистить очень сложно.

Транспорт
Поезда в Бангладеш на удивление комфортные. Билеты купить не проблема, даже в день отправления есть места. Больших очередей и толкания локтями, как в Индии, у касс нет. Цены приемлемые, но несколько выше автобусов, что объясняет сравнительную непопулярность поездов.
Если посмотреть на официальном сайте расписание, то может показаться, что поездов мало. Например, в Рангпуре вроде бы всего один поезд в Дакку в день, и один из Дакки. На самом деле на сайте указаны только поезда, где есть вагоны с резервируемыми местами. В реальности поездов гораздо больше, и локальные поезда заезжают и на всякие мелкие остановки.

В бангладешских поездах есть следующие классы:
AC Sleeper, First Class - спальные вагоны с кондиционером. Вроде бы это два разных класса, но на деле я видел только вагоны с простой надписью "Sleeper". Есть купе на четверых и на двоих.
Snigdha - сидячий вагон с кондиционером.
Shuvon - сидячий вагон без кондиционера. Подразделяется на два типа, но разницы между ними особо нет.
Shulov - общий вагон без резервации. Здесь ездят на крыше.
Я ездил на поездах трижды: в спальном вагоне Дакка-Кхулна за почти 2000 така и в классе Snigdha Джессор-Раджшахи (496 така) и Рангпур-Дакка (966 така). Последний переезд был ночью, но я даже на удивление неплохо выспался, потому что вагон был почти пустой, можно было лежать где угодно.
В отличие от Индии, где все поезда, на которых я ездил, опаздывали минимум на час, в Бангладеш три раза из трех прибытие было по расписанию, причем в третий раз поезд отправился с начальной станции с опозданием минут 40, но все равно приехал вовремя.
Билеты на поезд можно купить за 10 дней до отправления. Есть даже продажа через интернет ! Я протестировал. Чтобы зарегистрироваться, нужен бангладешский номер мобильного телефона для верификации. Дальше выбираешь поезд, класс и оплачиваешь. Никаких проблем с моей российской картой не возникло! Любопытно, что при покупке билетов не нужно вводить имя, берется то, что было введено при регистрации на сайте. Если покупаешь билет для себя, то достаточно распечатать PDF, который присылает сайт, иначе нужно пойти на вокзал и попросить распечатать билет в кассе.
Класс Snigdha:


AC Sleeper:

Самый массовый транспорт - автобусы. Есть даже современные с кондиционером, они в основном ходят из Дакки в другие города. Я один раз на такой подсел до Читтагонга. Обычно же я ездил по провинциальным городам на старичках без кондиционера. Стоимость проезда - около 1.5 така за километр. Средняя скорость автобусов около 40 километров в час, то есть довольно неплохо с учетом постоянных остановок и вечно населенной местности. VIP-автобус в Читтагонг гнал по трассе больше 110 км/ч, что было стремно, хотя в Бангладеш на шоссе нормальный асфальт и есть разделители. А потом все равно простоял на заправке полчаса.


По городу можно передвигаться на тук-туках, велорикшах, иногда на автобусах. В провинции это довольно просто: выходишь на большую улицу и садишься в любой проезжающий в нужном направлении тук-тук, где уже есть хотя бы пара пассажиров. Стоимость проезда от 5 до 15 така (смотря как далеко ехать), то есть очень дешево. В Бангладеш очень распространены электрические тук-туки, в городе Раджшахи они полностью вытеснили тук-туки на газу. Илон Макс бы позавидовал. Совсем в деревне вместо тук-туков такие же коллективные велорикши. Если фрахтовать тук-тук как такси, то цена как договоришься. В провинции не борзеют. Скажем, в Пахарпуре мне предложили такси до города (больше 15 километров) за 100 така, я даже торговаться не стал (автобус стоил 18, но он ездит там не очень часто).
Про Дакку отдельный разговор. Это город на 20+ миллионов человек, где нет ни метро, ни даже сколько-нибудь значимой сети электричек. Есть только автобусы, в которых полная анархия - даже нет номеров маршрутов, направление написано на боку по-бенгальски. Проезд стоит 5-10 така, но ездить автобусами реально неудобно: в Дакке больших улиц много, и автобус постоянно сворачивает не туда, куда нужно, приходится выходить и ждать следующего.
В Дакке тук-туки называют CNG (Compressed Natural Gas), потому что ездят на газу. По идее тариф такой: 40 така за первые два километра, дальше 12 така за километр. Звучит дешево, но даккские таксисты реально охуевшие. Если в Индии, зная расстояние и примерную цену по счетчику, можно сторговаться где-то на сумму в полтора раза больше, то в Дакке меньше, чем за три конца никто вообще не едет, а начинается разговор где-то с пяти-семикратной цены. Как вариант в Дакке работает Uber, у него тариф где-то в два раза выше, но для туриста так получится дешевле, чем торговаться с водителем тук-тука. Но большой минус Убера - это машина, а значит, ехать вы будете медленнее, чем можно было бы дойти пешком, из-за пробок. Тук-туки хотя бы могут проскочить по маленьким улицам, а на машине ездить это полный мазохизм.
К счастью, в Дакке все-таки есть альтернатива - велотакси. Его водители не борзеют. Каждый раз велотаксист запрашивал цену, примерно равную цене поездки на тук-туке по счетчику, с такими расценками я даже не тратил время на то, чтобы торговаться.

Интернет
Я купил симку оператора Grameenphone прямо в аэропорту. За 500 така дается 2 гигабайта интернета на месяц - недорого. Как в Индии и Непале, нужно заполнить анкету и дать фотографии 3x4.

Развлечения
В Бангладеш я посетил следующие достопримечательности:

Мечеть в Багерхате - объект наследия UNESCO. Вход 200 така. В окрестностях есть еще несколько старых мечетей и мавзолей султана, там везде бесплатно.


Путхия - интересный старый городок с дворцами и индуистскими храмами. Бесплатно.


Дворец в Наторе - бангладешское барокко. Бесплатно.


Буддийская вихара в Пахарпуре - объект наследия UNESCO. Вход 200 така. Говорят, это самый большой буддийский храм к югу от Гималаев.


Рангпур, дворец Таджхат - внутрь я не попал, потому что он уже закрылся равно в 4 часа вечера.
Сонаргаон, город-призрак Панам Нагар. Вход 100 така. Некогда район с виллами богатых индусов, которые бежали после отделения Бангладеш. Сейчас законсервирован.


Дакка, Розовый дворец. Вход 100 така.
Дакка, форт Лалбагх. Внутрь я не ходил, потому что оказался выходной день.
Дакка, армянская церковь. Бесплатно.

Куда еще можно съездить в Бангладеш?
Национальный парк Сундарбан - объект наследия UNESCO (можно съездить и в индийскую часть этого парка из Калькутты). Там вроде как живут в диких условиях бенгальские тигры, но вероятность их увидеть стремится к нулю. В остальном это большой мангровый лес, я в похожих бывал в Таиланде и Малайзии, поэтому не поехал ни с бангладешской, ни с индийской стороны, тем более, что посещение парка в обеих странах стоит очень недешево.
Из Дакки ходят олдовые колесные пароходы в город Барисал или дальше в Кхулну, любители винтажного транспорта могут прокатиться.
На северо-востоке в провинции Силхет я не был, там вроде есть чайные плантации.
Есть еще некоторое количество развалин храмов, менее известных, чем Пахарпур, Путхия, Натор, Багерхат, соответственно, сложнее добраться.
К востоку от Читтагонга есть горный регион, там должен быть прохладный климат.
Кокс-Базар - бангладешский курорт. Я не поехал, мне хватило индийского "курорта". В Кокс-Базаре еще и купаться нужно в одежде, мусульманская страна же.
На самом-самом юге есть небольшой остров Святого Мартина, там вроде бы очень дешевые лобстеры, но при этом там просят по 20 долларов за халупу без кондиционера, так что переться туда тоже вряд ли стоит.

Итоги
За 11 дней расходы составили $414. Пересчитывать на дни не совсем показательно, потому что три дня мы с Аленой провели не вместе. Но если жилье стоит $20, то уложиться в $30 в день сложновато.
Расходы на гостиницу составили половину от общей суммы, прямо как в США, только в США жилье неадекватно дорогое, а в Бангладеш все остальное дешевое, и потратить деньги некуда. Обратите внимание, что на еду на двоих ушло $105 за 11 дней, то есть меньше $10 в день без всяких попыток экономить. По-моему, это тянет на рекорд, но не потому, что еда такая дешевая, а потому что пробовать было нечего.




В целом Бангладеш - не такая уж страшная страна. По некоторым параметрам тут даже получше, чем в Индии, например, на улицах гораздо чище. Но второй раз сюда вряд ли захочется поехать, ведь с приятным времяпрепровождением тут туго.

Фото Reuters

Исторический пакт - так политики в Дели и Дакке называют соглашение между Индией и Бангладеш, которое фиксирует границу длиной более 4 тыс. км между двумя странами. Документ, подписанный главами правительств обеих стран Нарендрой Моди и Шейх Хасиной Вазет, предполагает обмен анклавами. Индия передаст соседу 111 анклавов площадью около 70 кв. км, а Бангладеш Индии – 51 анклав размером 28 кв. км. После обмена территориями жители смогут выбрать гражданство. По мнению эксперта, урегулирование стало возможным благодаря политической воле лидеров.

Как подчеркивает индийский портал ndtv. com, сделка о передаче земли позволит, наконец, десяткам тысяч людей, живших в приграничных анклавах, выбрать гражданство после того, как они находились в положении без гражданства. Это означало, что они не могли получать медицинскую помощь из-за неясной административной принадлежности их селений.

Таков гуманитарный аспект договоренности. Как видно из заявления Моди, не менее важно то, что разрешаются долгосрочные пограничные вопросы, устанавливаются постоянные границы с Бангладеш.

Страны-соседи шли к этой договоренности более 40 лет. Бангладеш образовалась в результате освободительной борьбы за отделение от Пакистана в 1971 году. В той войне интервенция Индии на стороне борцов за независимость сыграла решающую роль. Бангладеш после победы установила довольно тесные отношения с Индией. Но договоренность о владении 162 анклавами так и не была достигнута. Дело в том, что эти клочки земли когда-то принадлежали махараджам и навабам. Британские колониальные власти их не трогали. Бангладеш фактически утвердила сделку в 1974 году, но парламент Индии не давал на нее согласия. И только в апреле нынешнего года соглашение получило одобрение высшего законодательного органа.

Индию и Бангладеш связывают не только узы истории. Население индийского штата Западная Бенгалия и Бангладеш говорит на бенгальском языке. В Бангладеш большинство исповедует ислам, но там есть и индусское религиозное меньшинство. О близких, почти родственных связях двух стран говорит и то, что слова гимнов обеих стран написал один поэт – Рабиндранат Тагор .

На приеме в Дакке, устроенном премьер министром Бангладеш, Моди сопоставил соглашение со сносом берлинской стены. Это сравнение может показаться большим преувеличением. Однако, как сказала в беседе с «НГ» руководитель Центра индийских исследований Института востоковедения РАН Татьяна Шаумян ,«международное значение договоренности очевидно. Этот спор длился десятилетиями. Причем беженцы совершали бесчисленное число раз переходы границ. Индийцы строили заграждения из колючей проволоки. Таково было наследие войны 1971 года. Появление потоков мигрантов объяснялось и тем, что Бангладеш – одна из самых бедных стран мира».

Не могли договориться раньше, потому, что каждая сторона считала, что это будет противоречить ее интересам. Сколько стран, включая Российскую Федерацию, не могут решить такие проблемы. А две развивающиеся страны показывают, что узлы недоверия и вражды можно распутать. По мнению эксперта, имеет значение и то, что Конституция Индии допускает возможность таких решений в интересах лингвистических и прочих групп. Это гибкость федеративной системы. «Но чтобы сделать такой шаг, нужна была политическая воля. И Моди политическое решение принял. Не исключено, что и к разрешению противоречий с Пакистаном из-за Кашмира тоже могут быть сделаны какие-то шаги», – заключила Шаумян.

Индийские спецслужбы полагали, что в прошлом на территорию Индии из Бангладеш проникали джихадисты. После подписания соглашения стороны заявили, что не потерпят существования экстремистских группировок. Дели объявил, что предоставит Бангладеш кредиты и построит электростанцию, чтобы помочь соседу, испытывающему постоянную нехватку энергии.

Статья устарела!
Материал, на основе которого написана эта статья или отдельные её разделы, был собран более пяти лет назад. Вероятно, статья уже устарела и не соответствует текущим реалиям. Мы будем рады более свежему материалу по теме этой статьи.

Столица: Дакка
Площадь: 147.600 км 2
Население: 150.000.000 чел.
Валюта: бангладешская така (BDT)
Язык: бенгальский
Движение: левостороннее
Телефонный код: +880
Виза для РФ: ставится на границе

Страна мировых рекордов: первое место в мире по плотности населения, второе по бедности, одно из первых по кражам и коррупции, первое по плодородию почвы, водостоку, плотности речной системы и наводнениям, самая большая дельта, самый длинный пляж, самый большой мангровый лес и т. д. Население - 150 млн человек или 1 тыс. в среднем на квадратный километр. Вся страна - это одна большая деревня, периодически переходящая в город, зажатая в дельте сливающихся Ганги и Брахмапутры, перерезанная причудливой сетью рукавов, часто меняющих свое русло. Сюда мало кто ездит: дикой природы почти нет, этнографии тоже, культурные достопримечательности не могут поразить побывавшего в Индии. Добрая половина интересных мест сосредоточена на узкой полосе, идущей от Читтагонга до бирманской границы, которая закрыта. Вообще все почти как в Индии. Страна не выглядит такой уж бедной, бедность как бы равномерно распределена среди жителей и компенсируется плотностью населения и плодородием. Климат похож на индийский, но немного гаже. Здесь летом очень сильные муссоны, а зимой дуют холодные ветра с Гималаев. Вдобавок к этому для путешествий непригодно время таяния гималайских снегов, когда разливаются реки. Природа сохранилась в двух местах: Сундарбаны (мангровые болота вдоль Индийского океана в западной части страны, непроходимы без лодки) и район Читтагонг - Коксиз-Базар, где в горах природа мало отличима от соседнего Мизорама, бангладешско-бирманская граница - это лес с низкими холмами. Lonely Planet регулярно переиздает специальный путеводитель по этой стране, на русском языке информации почти нет.

История

Бангладеш (женского рода, не склоняется, буквально - «страна бенгальцев»), он же Восточная Бенгалия - исламское государство в Южной Азии, отколовшееся от Пакистана в 1971 г. Ислам пришел в Восточную Бенгалию приблизительно в XIII веке, вытеснив буддизм. Вплоть до XVIII века Бенгалия находилась под управлением Великих Моголов. Тогда страна считалась самым богатым и процветающим краем Могольской империи. Именно с Бенгалии началась колонизация Индии англичанами, первые поселения возникли еще в XVII веке. В 1757 г. Дакка становится английской. Процветание Бенгалии продолжается за счет производства джута - вида ткани. В 1905 вице-король Керзон разделяет Бенгалию на западную индуистскую и восточную мусульманскую части. На референдуме 1947 г. западная Бенгалия решает войти в Индию, а восточная - в Пакистан. Экономическое положение Восточного Пакистана (так тогда называлась Бангладеш) резко ухудшается за счет того, что все промышленные предприятия остались в Калькутте, а перенаселение усугубляется притоком беженцев-мусульман из Западной Бенгалии. В 1971 г. начинается война с Западным Пакистаном за независимость. Бангладеш побеждает исключительно за счет интервенции индийской армии. После нескольких военных переворотов в Бангладеш установился парламентский режим.

Культура и язык

Бангладеш - это национальное государство бенгальского народа (он же бангла), составляющего 99 % населения. Бенгальцы также проживают в индийских штатах Западная Бенгалия, Трипура и Ассам, причем в двух первых составляют большинство. Это один из самых многочисленных народов на земле, в общей сложности свыше 200 миллионов. В отличие от индийских бенгальцев, жители Бангладеш - мусульмане, но мусульмане номинальные, у них сохраняется кастовая система и индуистские традиции, отмечаются индийские праздники, единственное отличие от Индии - нет коров на улицах. Арабский язык в Бангладеш неэффективен. Известная часть населения одевается на индийский манер, то есть без шальвар-камиза и паранджи. В прошлом в Бангладеш была большая армянская община, поэтому в стране есть несколько старых армянских церквей. Сейчас армян уже давно нет.

Государственный язык - бангла, родствен хинди-урду (но на самом хинди не говорит никто). Алфавит бангла похож на индийский деванагари, но все буквы отличаются в начертании. В Бангладеш используются свои цифры, обычные международные цифры попадаются редко. Путешественнику очень рекомендуется выучить цифры бангла. Они коварны: некоторые цифры похожи на наши по начертанию, но отличаются по значению. Еще больше цифры бангла похожи на настоящие арабские, но и здесь может выйти конфуз - например, семерка бангла абсолютно неотличима от арабской девятки. Английский язык в Бангладеш мало распространен, хотя эпизодически встречается, особенно в Дакке. Нацменьшинства присутствуют только под Читтагонгом, в отроге Ассамских гор под названием Читтагонгские холмы, они родственны бирманцам. Сами бирманцы тоже имеются в районе Коксиз-Базара. Бенгальская культура - очень богатая, большинство современных индийских писателей и поэтов родом из Бенгалии, самый известный - Тагор.

Визы

Посольство Бангладеш в Москве находится по адресу Земледельческий пер., 6. Виза стоит 50 долларов, делается больше недели, сложностей нет. В Индии виза выдается в Дели, Калькутте и Агартале. Существует виза по прибытии, которая также стоит 50 долларов, но она выдаётся только в аэропорту Дакки, а на наземных переходах не делается.

Консульство в Калькутте находится рядом со станцией Park Circus, на улице Circus Avenue, документы надо подавать до 12.00. Консульский сбор зависит от национальности, для россиян - 2500 рупий (60$). Визу ставят однократную, на срок до одного месяца.

Будьте осторожны при заполнении анкеты! В визе Бангладеш указываются пункты въезда в страну и выезда из нее, эти данные берутся из вашей анкеты. Если вы напишете, что будете въезжать «by land» или «by bus», вам по умолчанию впишут в качестве пункта въезда/выезда переход близ Калькутты, поэтому если собираетесь переходить в другом месте, пишите в анкете название перехода. Срок действия визы исчисляется с момента перехода границы, «коридор» для визы - один месяц. Визу ставят в тот же день вечером.

Попадание

Самолетом

Авиационная сеть Бангладеш на удивление широка для столь нищей страны. Единственный международный аэропорт в Дакке порождает рейсы во многие азиатские страны. Имеются лоукостеры: Mihin Lanka летает в Коломбо, FlyDubai в Дубай, Air Arabia в Шарджу. AirAsia одно время летала в Дакку, но потом отменила рейсы. Прямых рейсов Москва - Дакка не существует, надо лететь с пересадкой в Дели или Дубае.

По земле

Между Индией и Бангладеш существует пять погранпереходов. Самый известный - Бенопол ь, находится недалеко от Калькутты. С калькуттского вокзала Сеальда (Sealdah) или от Дум-Дума на электричке едем до станции Бангаон, оттуда час пешком до границы. При выходе из Бангладеш через Бенополь требуют деньги: 250 рупий или 300 така. Из Бенополя во все крупные города ходят автобусы. Четыре перехода с неизученными свойствами таковы: Силигури - Бхурунгамари, Нью-Джалпайгури - Чилахати, Шиллонг - Силхет (близ знаменитой деревни Черрапунджи), Агартала - Дакка (этот переход - самый близкий к Дакке). Бангладеш граничит с Мьянмой , но погранпереходов не существует уже где-то 50 лет. Граница проходит по джунглям, плохо охраняется и известно несколько людей, пересекших ее нелегально, но делать этого не стоит из-за жесткости мьянманских законов.

Деньги

Валюта Бангладеш называется така, в 2013 1$ = около 80 така, за одну индийскую рупию дают около 1,3 така. Мелкие деньги называются «пойса», вообще на языке бангла «деньги» будет «пойса». Така официально запрещено вывозить из страны, но это никто не проверяет. Бангладеш слегка дешевле Индии, примерно настолько же, насколько така дешевле рупии. Стакан тростникового сока - 5 така, мандарины - 40 така за кило, 0.3 л лимонада - 8 така, городской автобус в Дакке - от 2 до 10 така.

Транспорт

Главное транспортное средство в Бангладеш - автобус . Автобусов много, они частные и довольно высокого качества. Качество дорог лучше, чем в Индии, но передвижение замедляется огромным трафиком. Часто трасса разрывается паромной переправой, что существенно замедляет движение. Железных дорог мало и они неудобно проложены, пользоваться ими разумно только на севере страны. Поезда допотопной конструкции ходят редко, ежедневных почти нет.

Автостоп исчезающе плох. Останавливается очень мало машин, и все - деньгопросы . Легковушек почти нет. Грузовики - в основном индийские «Таты».

Еще один вид транспорта, специфический для Бангладеш - лодки . Лодочные линии связывают все крупные города страны. По времени лодка несущественно дольше автобуса, по деньгам - несущественно дороже.

Ночлег

Как и в соседней индийской Бенгалии, палаточный ночлег в Бангладеш затруднен. Безлюдное место найти вообще невозможно, народ плохо относится к палаткам, а все поля - заливные. На традиционное для мусульманских стран гостеприимство рассчитывать тоже не стоит, вписку здесь найти не легче, чем в Индии. Зато всегда можно найти отель за 150 така.

Безопасность

Мелкое карманное воровство в Бангладеш процветает. Народ вместо «здрасте» начинает хлопать тебя по карманам. Надо быть предельно осторожным и никогда не оставлять ценные вещи без присмотра. Доходит до того, что срывают с руки часы. Но явного бандитизма и грабежей в Бангладеш почти нет. Менты довольно добрые, могут вписать в отель или в автобус.

Еда

Кухня похожа на индийскую, очень острая, с преобладанием рыбных блюд. «Базарная еда» - это пирожки-самоса с картошкой и чили, другие пирожки со всякими пряностями, хот-доги. Сласти в основном молочные - творожные шарики в сахарном сиропе и что-то вроде сладкой сметаны с орехами. Фрукты: виноград, мандарины, манго, бананы. Разновидностей лимонада в Бангладеш огромное количество даже в деревенских лавках, но, в отличие от Индии, почти везде они лежат без холодильника. В ряде городов есть дешевые китайские забегаловки, там еда неострая. Чай готовят по-другому, чем в Индии, он заварной, как у нас, а не вареный, молоко добавляют не всегда. Зеленый чай замечен не был.

По стране

Дакка

Англ. Dacca или Dhaka.

Столица и крупнейший город, население 10 млн. Город чудовищно грязный даже по индийским меркам. К реке и рыбному рынку лучше не подходить из-за вони. Дакка делится на несколько районов, в каждом районе есть по автостанции, автобусы передвигаются между этими автостанциями, цена - от 2 до 5 така. Бывают «маршрутки», цены на них в два раза дороже, чем на автобус. Велорикши и моторикши - также в изобилии. Ж/д вокзал находится на востоке города, его свойства не изучены. Речной порт - на юге, в старом городе, представляет собой нечто абсолютно хаотическое. Междугородние автобусы на запад уходят с автостанции Габтоле на крайнем северо-западе города, рядом с этой автостанцией есть дешевые отели, а в 10 минутах ходьбы - выезд из города в сторону Калькутты. В кассе мудрец может добиться бесплатной вписки в автобус.

Достопримечательностей в Дакке довольно много, но все они какие-то заплеванные из-за влажного климата и плотной застройки. Местный форт называется Лалбагх, находится на юго-западе, у реки примерно в 10 км выше порта. Старый город тянется вдоль реки на несколько километров, много толчеи и узких улочек, всякие старые мечети, есть армянская церковь, но она закрыта. Центральный базар называется Гулистан, находится рядом с одноименной автостанцией. Музей, библиотека, картинная галерея и университет находятся в одном квартале на Mymensingh Road напротив центрального парка.

Все посольства находятся в районе для богачей Гульшан на севере города. Там же есть англоязычные книжные магазины, где можно купить поюзанный Lonely Planet за 200-250 така. Индийское посольство находится в Гульшан-1, визы выдаются в течение трех дней за 43$ для всех национальностей на срок до шести месяцев (возможна мультивиза). Визы, выданные в Дакке, действуют с момента выдачи. В получасе ходьбы от индийского посольства по Гульшан-авеню будет район Гульшан-2, где находятся все остальные посольства. В самой дальней части рядышком стоят посольства России (к автостопщикам относятся посредственно), Пакистана (виз иностранцам не выдает) и Мьянмы (свойства не изучены).

Юго-восток

Узенькая полоска вдоль побережья между Читтагонгом и Коксиз-Базар (Cox’s Bazaar) до границы с Мьянмой - самое интересное место в стране. Там нет перенаселения, есть горы, леса, пляжи и малые народности. Самый длинный в мире пляж начинается у Читтагонга, идет на юг и уходит в Мьянму. За исключением района Коксиз-Базар, он не наполнен туристами. Читтагонг - второй по величине город и главный порт Бангладеш. В городе есть несколько старых мечетей и этнографический музей. Читтагонгские холмы (Chittagong Hill Tracts) - единственный горный район страны, там живут племена куки-чин. Ситуация там нестабильная, район периодически закрывают для иностранцев и вводят пермиты. Проверяйте текущую ситуацию с пермитами перед поездкой! Коксиз-Базар - бангладешский аналог Сочи, место для пляжного отдыха. Большинство населения - бирманцы, буддисты по религии. Из деревни Раму уходит единственная дорога на Мьянму (закрытая).

Сундарбаны

Крупнейший в мире мангровый лес (а вернее - болото), занимает нижнюю часть дельты слившихся Ганги и Брахмапутры. Треть болота находится в Индии, остальное - в Бангладеш. Дорог нет, все перемещение - только по воде. Попадание в Сундарбаны осуществляется через город Монгла - второй морской порт страны. Единственная дорога в Монглу идет через два больших и скучных города - Кхульну и Джессур . Из Дакки в Кхульну и Монглу регулярно ходят лодки. В Кхульне надо зайти в Forestry Office за пермитом. Монгла - маленький городок, почти целиком завязанный на туризм. За белыми повсюду увиваются лодочники и предлагают покатать по джунглям. Самые дешевые цены - 50 така в час. Самому арендовать или купить лодку сложнее, но тоже можно. В гуще леса вдоль реки есть пара маленьких поселков, туда иногда уходят грузовые лодки, но редко и нерегулярно. По поводу вписки на них надо договариваться в офисе речной пристани (напротив морпорта через реку, южный край города).

Chapter 66. Bangladesh . Crossing the border by land . Hitchhiking . Night train .


Водители рикш в Бангладеш

Поездка с севера Индии из Калки до Калькутты заняла аж 3 дня и 3 ночи. Поезд сильно опоздал и я решил заночевать в Калькутте одну ночь. В Бангладеш я решил добираться самым доступным способом - на локальном поезде 20 рупий(можно не платить, никто не проверяет), который ходит с вокзала Sealdah. Ходит часто, набивается битком, стоит заранее занять сидячее место подальше от входных дверей.

Но если вы только приехали в Калькутту, то скорее всего вы попали на вокзал Howrah. Тогда нужно просто сесть на автобус, который идет прямиком с одного вокзала на другой. Билет на автобус стоит 10 рупий за простой и 20 рупий за автобус с кондиционером.

Местный\локальный поезд доставит вас в город Бонгаон(Bongaon). Но от него еще примерно 4-5 км до границы. Лучше всего скооперироваться с другими пассажирами и доехать на тук-туке до перехода Петрапол - Бенаполе(Petrapol - Benapole) 20 рупий. Но я в первый раз шел пешком. Территория до границы достаточно красивая, на удивление, даже реки в городе чистые, растут толстые деревья, все зеленое.

Время работы границы с 6 утра до 6 вечера!
Сама граница проходится легко. Настолько, что я чуть не ушел в Бангладеш раньше получения штампа о том, что я выбыл из Индии. Мой рюкзак и вещи на обоих границах никто не проверял. Нужно всего лишь заполнить обычную простую миграционную карту. Деньги поменял уже на бангладешской стороне. За 500 индийский рупий мне дали 590 бангладешских така(или 600 така за 510 рупий). Автобус до Дакки - столицы Бангладеш стоит 500 рупий. Но мне это показалось сначала дорого, поэтому я поехал автостопом.

Но перед этим решил освежиться и зайти в гостиницу(номера стоят 200-250 така), которая находится по правую сторону. Там я принял душ и вышел обратно на трассу.

Что стоит сказать о Бангладеш сразу. Сразу после пересечения границы пропали все дублирующие надписи по-английски. Знание английского среди местного населения почти никакое. Но это еще полбеды.В Бангладеш используют свои собственные цифры!!

PS при обратном переходе границы из Бангладеш в Индию не нужно получать никаких разрешений на выезд! Но вы обязаны заплатить 500 така за "дорожные сборы". Можно заплатить и в индийских рупиях. Я дал 500 рупий, мне очень неохотно, но дали сдачу в 60 така. При этом индийские рупии намного более ценная валюта. На индийской стороне границы Таку обменивают на Рупии по сильно заниженному курсу.

Еще для меня оказался совсем неприятным тот сюрприз, что до Дакки нельзя проехать напрямую(где-то 130км), нужно делать приличный крюк через запад страны - только там есть мост через невероятно широкие бангладешские реки. Всего от границы до Дакки 330-340 км. Время было уже 3 часа после полудня, когда я начал ловить машину. Стопил я исключительно только грузовые машины. Первую машина остановилась, наверное, приблизительно через минуту, но из-за незнания языка я так и не смог объяснить, что же мне нужно(стоит использовать дорожную грамоту на бенгальском). Впрочем, никаких больших проблем не случилось. Уже в третий грузовик водитель меня позвал, махнув рукой. В машине кроме водителя было еще 2 мужчин. Ближайший крупный город от границы Жёйсор(Jessore) - 40 км. Туда и ехал этот грузовик. Но как сказать ехал. Очень медленно ехал. Только через два часа, уже в потемках мы добрались до города. Стоит сказать, что в Бангладеш потемки - это реально тьма тьмущая, дорожное освещение отсутствует, даже в городе.

Дальше было совершенно непонятно что делать. Стопить в такой кромешной тьме сложно и не очень безопасно. Я пошел по своеобразной объездной и встал под редкий луч света у заправки. Но никто не останавливался. Постояв минут 7, я пошел уже дальше, как вдруг самозастопился мотоциклист. Водитель был невероятно рад меня подвести. Я решил поехать на поезде, поэтому попросил отвести меня на жд вокзал. Там он же помог мне купить билет на поезд. И тут я узнал еще один "секрет" бангладешских жд - почему-то в этой стране решили НЕ УКАЗЫВАТЬ НОМЕР ВАГОНА. Те вместо номера вагона идет СЛОВО на бенгальском! Есть еще одна забавная особенность - в Бангладеш люди ездят на крышах поездов и автобусов!

В Бангладеш существует несколько классов поездов: общий(Shovah) - неудобные сидячие места(как в электричках, только еще хуже), набивается битком; сидячий класс с раздельными более удобными сидениями, и купе. Но цены выше индийских. За те же деньги в Индии можно ехать в плацкарте(sleeper) и уехать немного дальше за более короткое время. Билеты в поездах и на крупных жд вокзалах при выходе проверяют... но к "белым" это правило совсем не строгое. Зайцев ездит много.

Поезда в Бангладеш почти всегда опаздывают. Пока я ждал свой поезд из Жёссора в Дакку(360 така) в комнате ожидания(сильно проще чем в Индии, никакого вам тут душа), мы разговорились с Сайеком. Он пригласил меня приехать погостить к нему в город Динажпур(Dinajpur). Вот так вот просто взял и пригласил. Бангладеш можно поставить очень близко по гостеприимству с Ираном. В итоге в Бангладеш я ни разу не использовал отели или каучсерфинг.







2024 © rus-leto.ru.