Италия. Как отслеживают превышение скорости в Италии? Правила дорожного движения италии на русском языке


Мы как-то привыкли записывать себя, российских водителей, в категорию самых отчаянных на свете. Ну или как минимум самых отчаянных среди европейцев. И действительно, приезжая домой после относительно долгих поездок по Финляндии, , Германии, или даже Прибалтике, обычно первые дни пребываешь в легком шоке от того, какие все вокруг наглые, быстрые и нервные. После путешествия в Италию все наоборот: несколько дней пытаешься заново привить себе привычку пропускать пешеходов и включать поворотники, а также отучиться плевать на двойную сплошную, красный свет, знаки приоритета и прочие привычные нам вещи.

Э та статья не претендует на звание полного путеводителя по дорогам Италии, а лишь отражает субъективные впечатления от двух недель в регионах Лацио и Кампания, в Риме и Неаполе за рулем Smart Cabrio. Расскажу и про самые любимые местными жителями автомобили, и о дорогах, и о парковках, и о том, как соблюдают ПДД (спойлер: никак) .

Наблюдений много, чтение рискует быть долгим, так что если сейчас у вас не так много времени, сохраните статью в закладки, почитайте на досуге. Узнаете много удивительного.

Автопарк

Как и в любой нормальной европейской стране, производящей собственные автомобили, в Италии обожают местный автопром, в основном – маленькие машины А и В-класса. По субъективным ощущениям, самые популярные машины – это старые и новые Fiat Panda в различных вариациях (включая внедорожную, про которую ) и Lancia Ypsilon, опять-таки всех трех поколений. Собственно, эти же модели продолжают удерживать первые строчки рейтинга продаж по сей день. Alfa Romeo 147, а также современный Fiat 500 вместе со своими предками Cinquecento и Seicento тоже весьма популярны, но все же меньше, чем Panda и Ypsilon.

Тотальная экзотика — индийская Tata!

Нашу «Ниву» мы видели дважды: одна была в полном «стоке», вторая — в «злом» внедорожном тюнинге»

Более крупные машины местного происхождения тоже попадаются, но значительно реже: это Fiat Punto разных годов, Alfa Romeo 156 и 159, диковинный бизнес-седан Lancia Lybra… Вот чего практически не видно, так это суперпремиума от Ferrari, Maserati и Lamborghini. Вопреки стереотипам, это для итальянцев такая же экзотика, как для нас.

1 / 2

2 / 2

Ретроавтомобилей хватает, в основном это крошечные классические Fiat 500, а если подобраться поближе к морскому побережью, то какие-нибудь манерные купешки вроде Fiat 128. Совсем старых Alfa Romeo не довелось увидеть ни разу, а экземпляр ныне вымершей марки Autobianchi попался один раз – жаль, что в темноте, при непригодных для съемки обстоятельствах.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Из иномарок тут есть практически все. Европейские городские авто – в большом изобилии: Ford Fiesta и Ka, Renault Clio и Twingo, Citroen C1 и C3, Peugeot 108 и 208… Япония представлена тоже в основном «малышами»: часто мелькают Toyota iQ и Yaris, а также Nissan Micra и Mazda 2. Honda и Subaru в меньшем фаворе, зато встречаются экзотические у нас Isuzu и Daihatsu.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Из премиума почти в равной степени уважают «большую немецкую тройку», в меньшей степени – Volvo, Jeep и Jaguar, японские «лакшери» встречаются еще реже. На удивление много Rover. Разумеется, премиальные «братья меньшие» в лице Mini и, особенно, Smart – в большом почете в Италии.

Каких машин мало, так это Skoda, да и корейская экспансия от Hyundai и Kia идет вяло – на улицах их почти не видно. Хотя ведь раньше у корейцев с продажами в Италии все было совсем неплохо. Один из местных бестселлеров прошлых лет – Daewoo Matiz! Полагаю, во всем виноват Джорджетто Джуджаро, который и придумал «лупоглазую» внешность Матиза.

Изначально, как известно, она предназначалась очередному поколению Fiat 500, но фиатовцы отказались от проекта, предпочтя сделать машину более угловатой. Не пропадать же добру! Видимо, корейцы решили, что итальянский «лук» наверняка будет успешен на родине, и не прогадали. Более того, вслед за Матизом на дороги Италии просочились в небольшом количестве другие Daewoo, например Lanos и даже Nubira.

Непривычное для россиянина зрелище – обилие микромашинок-квадрициклов. Единственный более-менее известный у нас представитель этого сегмента – индийский . В Европе Баджаджи – это исчезающая редкость, а вот французские машинки от Aixam, Microcar, Bellier, Chatenet и Ligier – вполне распространенное явление. На этих тихоходных «капсулах» с моторчиками от скутеров можно ездить без прав с 14 лет, а подробно мы писали о них в .

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Кстати, о скутерах. Двухколесного транспорта в итальянских городах еще больше, чем четырехколесного. Причем автомобильный патриотизм тут не распространяется, в основной своей массе мототехника итальянцев – это вовсе не Vespa, Aprilia и Moto Guzzi, а максимально скучные и утилитарные Honda и Yamaha. Хотя вообще разнообразие большое: попадаются даже чопперы .



Напоследок – о коммерческой технике, которая тоже заслуживает внимания. Помимо множества моделей Fiat Professional от до и некоторого количества скучных иномарок того же форм-фактора тут имеется много необычного.

Взять хотя бы Piaggio. Настоящий символ Италии – это трехколесный мотогрузовик (а как его еще назвать?) Piaggio Ape, идеально подходящий для развозки грузов по узким улицам. Помимо него популярны маленькие, но уже четырехколесные грузовички Piaggio Porter, созданные в сотрудничестве вовсе не с Hyundai (как можно было бы подумать), а с Daihatsu.



Дороги и организация дорожного движения

Обычно, путешествуя по европейским странам, я предпочитаю пользоваться периферийными мелкими, а не большими платными дорогами – не столько из экономии, сколько из желания поближе познакомиться со страной. В Италии же эта практика мне постепенно надоела. Если, скажем, к северу от Рима в провинции Лацио на дорогах довольно пустынно, и организация трафика приличная, то в Кампании в окрестностях Неаполя все очень плохо. Застройка малоэтажная, но плотная (один маленький город просто перетекает в другой), дорожная сеть непродуманная, из-за чего постоянно возникают пробки.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

Состояние покрытия на маленьких дорогах – еще одна иллюстрация к тезису, что климат и качество асфальта – вещи не то чтобы совсем не связанные, но явно связанные не напрямую. Климат теплый и приятный, а щербатых дорог в мелких ямках и с трещинами не то чтобы очень много, но гораздо больше, чем ожидаешь увидеть в Западной Европе. Правда, таких ям, чтобы оторвать колесо или вообще утопить машину в карстовых водах (было недавно в ), в Италии нет. Ямки в основном мелкие, а в особо запущенных случаях дороги все-таки чинят. Но о-о-очень медленно и лениво.

Еще ваши планы пробраться к какой-нибудь горной деревушке могут нарушить оползни. Мне доводилось видеть последствия того, как целый кусок дороги протяженностью метров 30 снесло лавиной в реку. Ну а что вы хотели? Горы есть горы.



Тем более что именно горные дорожки – настоящая отрада для автомобилиста и компенсация от Италии за средненькое качество организации движения. Особенно вам они понравятся, если вы ездите на маленьком заднеприводном авто под названием Smart c его низким центром тяжести, приличным турбомотором и быстрым двухсцепленчатым роботом.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Подробно о водительских впечатлениях , здесь лишь отмечу кратко, что узкие извилистые дороги с крутыми подъемами и спусками – это такой аттракцион, что любой уважающий себя автомобилист должен его попробовать. Как бы ни складывалась ваша жизнь, вы просто обязаны сделать это, и тогда вы поймете, зачем машине управляемость, и как ощущается настоящий драйв, а не гонка от светофора к светофору.

Из экзотического можно вспомнить столь узкие улочки, что в них с трудом помещается даже Smart, с остроугольными поворотами и уклонами под 45 градусов. Причем если вы думаете, что они сугубо пешеходные, то ошибаетесь. В совсем уж маленьких горных городишках с пешеходными зонами не заморачиваются, почти везде можно ездить на машинах. Все упирается (в прямом смысле слова) в габариты автомобиля и наличие инстинкта самосохранения у водителя.

Zona traffico limitato

Именно так называются зоны в городах, куда нельзя въезжать без специального разрешения. ZTL есть и в Риме, и в Неаполе, и в сотнях других крупных и мелких городов. На въезде стоят предупреждающие знаки и камеры, которые считывают номера. Нет номера в базе тех, кто имеет доступ? Готовьтесь к штрафу.

Часто въезд ограничен по времени – например, днем этот участок города относится к ZTL, а ночью свободен. Или запрет действует только в выходные. Это все можно прочитать на информационных стендах при въезде – при условии, что вы знаете итальянский, или у вас есть переводчик на смартфоне.

Парковка

Если вы собираетесь в Италию на машине, обязательно выясните у отеля, есть ли у него собственная парковка. Хитрые отельеры часто пишут «free parking», а на деле оказывается, что они имеют в виду некую публичную парковку в километре от места проживания, где на самом деле бесплатных мест только 2, а остальные все платные.

И даже если ваш бюджет позволяет оплачивать парковку, далеко не факт, что вы ее найдете за деньги. Можно объехать полгорода и везде видеть либо забитые платные стоянки за разметкой синего цвета, либо всевозможные парковки только для местных жителей. Все это безумно неудобно для туриста, но если задуматься, то гарантированные места для резидентов с невысокими льготным тарифами – это как раз то, чего не хватает в любом спальном районе любого российского мегаполиса.

Дополнительная сложность со стоянкой в том, что паркоматы в основном старые и принимают только мелочь. Никаких карт, никаких купюр – придется таскать с собой кучу «железа» и все время его разменивать.

Если жить в городе долго, хорошее решение – это «гаражи», как их называют, скажем, в Неаполе. По факту это никакие не гаражи, а просто закрытые дворы-«колодцы», где организовали массовую платную стоянку. При въезде просто отдаешь ключи администратору, и он плотно «пакует» машину на свободное место. В часы пик дворы забиваются под завязку в 5-6 рядов и более. В случае необходимости администратор, имея ключи от всех машин, «вызволит» автомобиль из дальнего ряда.

Нравы автомобилистов

Как вы уже догадались, итальянцы водят просто ужасно даже на фоне русских. Парковка вторым (или даже третьим) рядом на аварийке и перестроение безо всякой световой сигнализации – это еще ладно. Но можете ли вы себе представить ситуацию, когда человек, которому захотелось попасть в магазин на противоположной стороне улицы, просто пересекает сплошную разметку, подлетает ко входу, бросает машину кое-как «против шерсти» и спокойно идет за покупками? Ограничение скорости? Какая скука… Камер немного, поэтому превышение на 20, 30, 40 и более километров в час – вполне обыденное явление.



Но самое экстремальное – обгоны на узких дорогах. За Смартом в горах вообще угнаться трудно, потому что в поворотах скорость можно почти не сбрасывать, а за счет наддува он бодро карабкается в любой уклон. И все же меня много раз обгоняли, всегда по одному и тому же сценарию.

В очередной раз я упираюсь в тихохода, которого просто невозможно обогнать хоть сколь-нибудь безопасно, потому что между крутыми закрытыми поворотами – метров по 100, не более. Но «горячих рагацци» это вообще не останавливает! Они вылетают на двойной-тройной обгон в стесненных условиях, когда с вероятностью 50/50 в следующую секунду из-за горы навстречу может вырулить другой такой же гонщик, и нет даже обочины, чтобы уйти от лобового столкновения. Поскольку итальянцы очень набожные католики, мы решили, что у них в машинах оборудована прямая связь с небесами, и в случае необходимости они просто просят по-человечески «Дева Мария, помоги обогнать» и все. Что характерно, у них и правда получалось всякий раз выполнить обгон без аварии.

Мотоциклисты и скутеристы, которых в городах орды, ведут себя еще хуже. Встречная, междурядье, обочины, тротуары, пешеходные переходы – они ездят везде, создавая невообразимый хаос, почти как в . Совсем наглые еще порыкивают моторами, чтобы их немедленно пропустили. Наши байкеры в сравнении с местными – просто великосветские джентльмены.

На другом полюсе итальянского дорожного безумия – типичный «дед на Панде». Пожилых водителей за рулем именно Fiat Panda здесь так много, что складывается впечатление, будто бы эти коробчатые машинки выдают от государства бесплатно ровно в день ухода на пенсию. Конечно же, дедушки и бабушки на Пандах ездят сверхосторожно, «тошня» еле-еле и притормаживая в любом повороте.

Как в старой пословице про семь нянек и дитя без глаза, количество полицейских ведомств, крутизна их формы и машин слабо влияют на порядок. Полисмены любят гулять по городу в черных очках, пить кофе, светски беседовать, а за дорожным движением почти не следят и штрафы выписывают крайне редко.

Раза два попались полицейские «засады» с выборочной остановкой проезжающих для проверки документов. Однажды встретился карабинер, разруливающий пробку возле аварии с грузовиком, и даже удалось заснять одну штрафную квитанцию под дворником у неправильно припаркованной машины. Стоит ли говорить, что на правила парковки при этом здесь плюют чуть менее, чем все?



Постепенно к итальянскому ритму жизни привыкаешь, и это раздолбайское отношение к жизни начинает нравиться. У всех свои вкусы, но как по мне, идеальное место отдыха (или даже жительства) в Италии – это не шумный мегаполис, а маленький городок в горах, где все друг друга знают в лицо и здороваются на улице, дороги извилистые и интересные, дорожное движение слабое, парковка бесплатная, а автопарк – наиболее «национальный».

> Правила дорожного движения и парковки в Италии

Несмотря на то, что путешествие по Италии на личном или взятом в аренду автомобиле удовольствие не из дешёвых, многие туристы, особо ценящие личную свободу и независимость от общественного транспорта, выбирают именно данный способ передвижения по стране.

Отправляясь в путь на автомобиле по Италии, путешественники должны обладать водительским удостоверением международного образца и помнить, что итальянские правила дорожного движения (ПДД), ничем не отличаясь от общеевропейских, с ПДД стран СНГ имеют некоторые различия.

Скоростной режим в итальянских населённых пунктах ограничен 50 км/ч, за пределами таких населённых пунктов при движении по обычным государственным дорогам ограничение составляет 90 км/ч, а в зависимости от вида автострад разрешённой скоростью будет 110 и 130 км/ч, о чём дополнительно сообщат дорожные знаки. Вообще, в Италии необходимо неукоснительно следовать не только знакам дорожного движения, но и надписям на самой проезжей части, предписывающим конкретные действия водителям.

Следует помнить, что во время движения все находящиеся в автомобиле, не исключая пассажиров на заднем сиденье, должны быть в обязательном порядке пристегнуты ремнями безопасности. Перевозимые в автомобиле маленькие дети обязаны находиться в специальном детском сиденье, а перевозка детей младше 12 лет на переднем пассажирском кресле категорически запрещена. Разговаривать по мобильному телефону водителю разрешено только используя проводную или беспроводную гарнитуру.

При движении по дорогам, имеющим несколько полос в одном направлении, необходимо двигаться, придерживаясь правой полосы, используя левую только для опережения попутных транспортных средств. При въезде на перекрёсток с круговым движением, которых в Италии немало, следует помнить, что преимущество всегда у движущегося по кругу транспорта. Остановка на автострадах разрешается только в специально устроенных боковых «карманах», обозначенных латинскими буквами SOS.

Несмотря на то, что сами итальянцы частенько нарушают скоростной режим, туристам его всё-таки лучше соблюдать, иначе высока вероятность заплатить внушительный штраф, размеры которого самые высокие в Европе. Так, превышение разрешённой скорости на величину от 5 до 30 км/ч влечёт за собой штраф 30-200 Евро, а свыше 30 км/ч подразумевает не только штраф в 400-1400 Евро, но и лишение водительского удостоверения. На дорогах местного значения ещё можно встретить дорожных полицейских с радарами, но на скоростных автострадах их успешно заменяют автоматические радары, фиксирующие нарушение с помощью специальной скоростной камеры.

Особой строгостью отличаются итальянские законы по отношению к лицам, задержанным при управлении автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Таким нарушителям, которые являются основными виновниками аварий в стране, грозит не только чрезвычайно высокий штраф, но, часто, и тюремное заключение.

Отдельно следует сказать ещё об одной проблеме, доставляющей головную боль не только туристам, но и местным жителям - парковке. Большинство улиц в итальянских городах чрезвычайно извилисты и узки, что сказывается на ограниченности пригодных для парковки мест. Если всё-таки на улице имеется свободное для парковки место, нужно обязательно обратить внимание на дорожную разметку. Различные виды парковок имеют специальное цветовое обозначение.

Белым цветом обозначаются бесплатные парковки, чаще всего занятые автомобилями местных жителей, отлично ориентирующихся в городе. Бесплатные парковки можно также найти у крупных супермаркетов. В местах, обозначенных жёлто-черной полосой, парковка запрещена.

Голубой или синей сплошной линией обозначены платные парковки. Стоимость парковки в таких местах составляет от 1 до 3 Евро в час в зависимости от наличия поблизости популярных достопримечательностей, удалённости от центра города и времени суток. Чаще всего такие парковки оборудованы паркоматами, принимающими оплату. Получив в таком парковочном автомате талончик с указанием времени оплаты, необходимо поместить его на видное место на передней панели автомобиля или под «дворник» на лобовом стекле. Следует учитывать и тот факт, что сдачу паркоматы не выдают, поэтому лучше заранее запастись монетами и мелкими купюрами. Для оплаты парковок, не оборудованных парковочными автоматами, в кафе, магазинах, газетных киосках и отелях продаются специальные талоны, которые необходимо также закреплять на лобовом стекле с указанием времени начала парковки. Существуют и подземные парковки, автомобили на которые загоняют работники данных парковок, поэтому стоимость их ещё выше.

Парковки, обозначенные жёлтой линией, предназначены для стоянки автомобилей привилегированных лиц и льготных категорий населения, в т.ч. инвалидов. В некоторых городах встречаются места для парковки, обозначенные зелёным цветом. Парковать автомобиль в таких местах разрешается только с 16-00 до 9-30 и только по будним дням.

Двухколёсный транспорт - мотоциклы, мопеды и скутеры - пользующийся неизменной популярностью у итальянцев, имеет свои отдельные стоянки, обозначенные соответствующим знаком. Парковать автомобиль в таких местах не следует.

Полиция строго следит за правилами парковки и оставленный в неположенном месте автомобиль, часто приходится искать на штраф-стоянке. В среднем размер штрафа за неправильную парковку в итальянских городах составляет 30 Евро, а если оставленный в неположенном месте автомобиль мешает уборке или плановому ремонту улицы, что требует вызова эвакуатора, то сумма возрастает до пяти раз.

Таким образом, путешествие по Италии на автомобиле весьма удобный способ познакомиться со страной, но чтобы такая поездка доставила только хорошие впечатления и приятные воспоминания, необходимо тщательно соблюдать все ПДД, ни в коем случае не вступать в конфликт с принципиальными дорожными полицейскими и тем более не пытаться откупиться от них - даже намёк на взятку может привести к тюремному заключению.

Вопрос довольно банальный, а ответ на него многих позабавит. Автовелоксы и тьютор... Вот чего стоит бояться автомобилистам, решившим проехать по Италии за рулем автомобиля...

Но обо всем по порядку. Классическое средство, с помощью которого полицейские в Италии отслеживают превышение скорости, это ручной радар. Иногда, для удобства, его устанавливают на треногу. Но ничего забавного или удивительного в этой штуке нет, водители издалека могут увидеть припаркованный на обочине полицейский автомобиль и без труда снизить скорость. В сегодняшней статье я бы хотела подробнее остановиться именно на тех устройствах, которые таят подвох для водителя, в первую очередь иностранного, плохо информированного, что и как работает на итальянских дорогах.

Осторожно: АВТОВЕЛОКС

Автовелокс -- это неприметный ящик, установленный на обочине. В него вмонтирован датчик, который измеряет скорость всех проезжающих мимо автомобилей и, если скорость превышена, датчик включает специальную камеру и делает снимок номерного знака нарушителя.

О целесообразности автовелоксов в Италии давно идут споры. Противники упирают на то, что автовелоксы используются многими регионами в целях выкачивания денег из автовладельцев. Действительно, "ящики" порой установлены на длинных перегонах или в других местах, где интуитивно хочется разогнаться. А заметить их неподготовленному глазу очень сложно, они словно замаскированы под окружающую среду. Автовелоксы бывают серенькими и оранжевыми. Этот автовелокс я сфотографировала на курорте Мадонна ди Кампильо, спорю, что вы сможете его увидеть только через несколько секунд упорного разглядывания снимка 🙂

Штрафы, получаемые комунами от таких ящиков, доходят до 200 Евро с нарушителя, итальянцы шутят, что регионы таким образом зарабатывают второй бюджет.

С другой стороны, водители, знающие о наличии автовелокса на дороге, резко сбавляют скорость перед ним, а едва проехав его, снова жмут на газ. Никакой профилактической пользы эти ящики не приносят, так как скоростной режим все равно нарушается.

Интересно, что на некоторых участках дорог в Италии установлено по 10-12 автовелоксов, 90% из которых -- пустые, там нет камер. Но поскольку водители никогда не знают, где их ожидает фотосъемка, это вынуждает их быть дисциплинированными на всем протяжении "опасной зоны".

С автовелоксами у итальянцев постоянно происходят разные курьезные случаи. Однажды автовелокс, неправильно установленный на спуске с горы, показывал скорость на 17% превышавшую реальную. Другой автовелокс из двух автомобилей, проезжавших мимо одновременно, хотел оштрафовать тот, который двигался медленнее. Это произошло потому, что автомобиль, скорость которого была зарегистрирована как превышенная, обгонял другую машину, вот ее-то номер и сфотографировал автовелокс, а затем совместил эти данные в один файл...

Система ТЬЮТОР

Выявляет среднюю скорость автомобиля на участке протяженностью 10-25 километров. Датчики системы тьютор выглядят вот так:

Когда машина въезжает под такую конструкцию, колесами она включает датчики, расположенные под асфальтом. Они определяют тип транспортного средства (автомобиль, мотоцикл, грузовик, автобус) и включают фотокамеры, расположенные сверху. А те фиксируют время и номерной знак.

Когда машина въезжает под следующую такую же арку, все действия повторяются. Затем информация анализируется компьютером и, исходя из времени прибытия из точки А в точку Б, высчитывается средняя скорость транспортного средства. Данные автомобилей, скорость которых была в норме, удаляются, а нарушителей компьютер сам находит по базе данных и сразу распечатывает бланк штрафа, который поступит им по почте через неделю-две.

Тьютор работает и ночью, а также в дождь, снег и туман, когда видимость на дорогах сокращается до 30-40 метров.

Система тьютор, в отличие от автовелоксов, завоевала симпатии итальянцев сразу после введения (2005 год). Она способствует соблюдению правильного скоростного режима на дорогах, так как для водителей становится бессмысленным торможение перед камерами. По данным статистики, количество ДТП со смертельным исходим сократилось в Италии вдвое, ведь именно запредельная скорость передвижения по автострадам провоцировала аварии.

Как не получить штраф за превышение скорости?

Говоря "как не получить штраф" я не имею в виду перехитрить автовелокс или тьютор. Этой теме посвящена отдельная статья . Сегодня я имею в виду: как не выйти за рамки того, что разрешается на дорогах Италии...

1. Соблюдайте скоростной режим. По автострадам Италии можно передвигаться со скоростью 130 км/ч , если знаки не указывают иное. В дождь и туман необходимо снизить скорость до 110 км/ч. По главным межгородским трассам лимит скорости составляет 110 км/ч . По второстепенным -- 90 . В населенных пунктах 50 км/ч .

2. Смотрите на знаки, сообщающие о приближении автовелоксов и тьютора. Обычно они располагаются в 250-150 метрах от датчиков.

3. На этой странице постоянно выкладываются обновляемые карты Италии с указанием мест, где установлены Автовелоксы и тьюторы: www.poliziadistato.it/articolo/175. Воспользуйтесь переводчиком Гугл. Правда, слово "тьютор" в одном случае Гугл перевел как "репетитор", а в другом как "воспитатель". Отнеситесь к этому как к издержкам производства. Если внимательно изучить сегодняшнюю карту расположения тьюторов, то можно увидеть, что они разбросаны не по всей стране, а сосредоточены вдоль основных автотрасс (см. фото справа).

Куда придет штраф?

Многие иностранные водители думают, что за превышение скорости в Италии им ничего не будет. Раньше это было действительно так. Итальянской полиции, чтобы найти иностранного "шумахера", приходилось связываться с аналогичными структурами других стран и вкладывать в это энные суммы денег, а потом оказывалось, что законы этих стран защищают права нарушителей... Но все меняется. Сегодня со Швейцарией Италия имеет договор о стопроцентной взаимной выдаче нарушителей. Параллельно изучается опыт испанской провинции Каталония, где ежегодно иностранцы невыплачивают 130 тысяч штрафов. Каталония теряет на этом от 13 до 72 млн Евро. Для поимки нарушителей испанцы решили совместить электронику и человеческий фактор. Если автовелокс запеленговал иностранного злодея, номер его машины сразу сообщается патрульным, караулящим вдоль автотрасс или на выездах из страны, уж они-то и принимают нарушителей под белы рученьки, предлагая им оплатить штраф прямо на месте 🙂

Что касается водителей из не входящих в Евросоюз стран (читай россиян, белорусов, украинцев), то их обезвредить довольно просто: одни итальянские законодатели предлагают не выпускать их из границ Шенгена, другие предлагают не давать им виз в будущем... Так что штраф платить, как ни крути, придется.

В заключение -- видео о том, как работает тьютор.

Вполне позволяют обойтись в поездке без автомобиля. Особенно это актуально, если большая часть путешествия не выходит за пределы крупных городов, а транспорт нужен лишь для того, чтобы попасть из одной туристической Мекки в другую. Однако, если Вы планируете прочувствовать настоящий дух страны через призму ее глубинки, то аренда авто становится не просто опцией, а настоящей необходимостью.

Аренда автомобиля в Италии – удовольствие не из дорогих, а взять напрокат машину в большинстве компаний может любой обладатель водительского удостоверения международного образца вне зависимости от стажа вождения. Но прежде, чем начинать поиск автомобиля для своего путешествия, не мешало бы ознакомиться с особенностями ПДД в Италии, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.

Итальянские полицейские имеют право принимать штрафы у нарушителей ПДД на месте

Следует знать, что на итальянских дорогах установлены следующие скоростные ограничения: в населенных пунктах – 50 км/час, на загородных трассах – 90, на скоростном шоссе – 110, на знаменитых – 130. На многих трассах установлены дорожные камеры, фиксирующие нарушение скоростного режима – зафиксированное таким образом нарушение карается штрафом, который нередко автоматически списывается с вашей кредитной карты, реквизиты которой имеются в компании, предоставившей вам автомобиль в аренду.

Движение – правостороннее, при езде по многополосной дороге следует придерживаться правой полосы, выезжая на левую только для совершения обгона – здесь принято оставлять левую полосу свободной для обгонов, разворотов или поворотов налево.

Перед тем, как брать авто в аренду, стоит ознакомиться с особенностями ПДД

Во время движения и водитель, и пассажиры, включая и тех, кто расположился на заднем сиденье, должны быть пристегнуты. Маленькие дети могут путешествовать в автомобиле только в специальном детском кресле, дети, не достигшие 12-летнего возраста, – только на заднем сиденье. Сами итальянцы частенько пренебрегают этим правилом, но, что прощается местным жителям, непростительно для иностранцев – блюстители порядка следят за соблюдением правил очень строго.

Разговаривать по мобильному телефону, управляя автомобилем, в Италии категорически запрещено, не можете обойтись без телефона – приобретайте гарнитуру.

На большей части перекрестков, как и во многих европейских странах, организовано круговое движение: здесь нужно быть особенно внимательным при маневрах и помнить, что преимущество имеет транспортное средство, движущееся по кольцу, а не автомобиль, въезжающий в круг.

Во время езды, вне зависимости от времени суток, рекомендуется включать ближний свет фар, а вот противотуманными фарами можно пользоваться только в случае необходимости – за противотуманки, включенные без особой надобности, можно подвергнуться штрафным санкциям.

Штрафы за нарушение ПДД в Италии

В Италии штрафы за нарушение ПДД достаточно высоки – их лучше не нарушать, иначе аренда автомобиля рискует проделать солидную дыру в бюджете поездки.

За нарушение скоростного режима придется выложить не менее 150 евро, проезд на красный сигнал светофора стоит примерно столько же. Нарушение правил обгона обойдется немного дешевле – от 75 до 100 евро.

Парковка в неположенном месте карается штрафом в размере 30 евро, если же ваш автомобиль был эвакуирован и отправлен на штраф-стоянку, сумма возрастет примерно в пять раз.

Парковка в неположенном месте карается штрафом

Особенно строго наказываются водители, управляющие автомобилем в нетрезвом состоянии – таким нарушителям может грозить не только солидный штраф, но и, в отдельных случаях, тюремное заключение.

Кстати, итальянское законодательство позволяет полицейским принимать штрафы у нарушителей дорожного движения на месте.

На первый взгляд может показаться, что аренда автомобиля в Италии – решение не для слабонервных. Однако, если принять во внимание особенности, о которых мы проговорили выше, и не поддаваться соблазну устраивать гонки на узких улочках итальянских городов, поездка получится гораздо насыщеннее, а полученного заряда эмоций вполне хватит до следующего отпуска.

Вопреки расхожему мнению о том, что в Италии путешествовать недорого, поездка на автомобиле там не такое уж и дешевое удовольствие. Даже в сравнении с более богатыми соседями итальянцев Австрией или Швейцарией нужно отдавать себе отчет в том, что автопутешествие по Апеннинскому полуострову требует большего бюджета, чем в альпийских республиках.

Где заправляться?

На заправках в Италии дизель бывает двух видов. Лучше избегать автоматических АЗС и рассчитываться наличными

Сразу стоит иметь в виду, что топливо в Италии дороже, чем в соседних Австрии или Франции. Так что перед въездом есть смысл заправить полный бак. На заправках в городах стоимость топлива иногда указывают для тех, кто платит местной карточкой. Для иностранцев сумма может быть несколько выше. На автоматических заправках (там, где нет операторов) нужно строго соблюдать порядок действий. Сначала оплатить, потом вставлять пистолет в бак. Кроме того, при заправке даже на 10 евро на карте блокируется сумма 100 евро. Сроки ее разблокировки разные, могут доходить до 3 месяцев. Так что не рискуйте и заправляйтесь на АЗС наличными и там, где есть оператор.

Дороги и манеры

Сразу отметим, обойтись без автострад в Италии теоретически возможно, только на самом деле экономии денег при этом можно добиться лишь за счет большого перерасхода времени и усилий. В среднем на автострадах приходится платить около 10 евро за каждые 100 км пройденного пути. Еще лет 5 назад это стоило ровно в два раза меньше.

Платные автострады выделяются на указателях зеленым цветом, разрешенная скорость движения на них до 130 км/ч. Синим цветом и знаком автострады обозначаются бесплатные скоростные дороги, где скорость движения ограничена 110 км/ч. Кстати, во Франции используют эти цвета ровно наоборот: платные французские автобаны — на синем фоне, бесплатные дороги — на зеленом. В населенных пунктах движение разрешено со скоростью не более 50 км/ч.


Проскочить через Telepass можно, но шансы попасть при этом на штраф очень велики

Обустройство платных дорог в Италии сделано по стандартной форме. На въезде на платный участок берешь в автомате билетик, на выезде — оплачиваешь его в соответствии с пройденной дистанцией. При оплате через автоматические кабинки монеты в 1, 2 цента и купюры больше 100 евро не принимаются. Можно рассчитываться карточкой, но не Maestro или Electronic. Только Classic и категориями выше.

Теоретически можно проехать через Тelepass, даже если у вас нет устройства телеоплаты, поскольку там нет шлагбаума. Но это слишком опасное мероприятие и явно экономии вам не принесет. Установленная фотокамера мгновенно зафиксирует ваше нарушение, одарив вас неожиданной вспышкой, чтобы у вас даже не возникало сомнений по поводу того, что вас и ваш автомобиль будут разыскивать и очень активно.


Если на оплате проезда что-то не получается, нажмите большую красную кнопку

Если вдруг оказалось, что ваша карточка не сработала, наличных денег нет и на съезде с платной дороги в этом месте все автоматизировано настолько, что нет в пределах видимости никого из обслуживающего персонала, то ищите кнопку, под которой будет написано help (с английского — «помощь»). Если сможете хоть на каком-то языке объяснить, что вы не можете оплатить, а ехать надо, то вам откроют барьер. Опять же сработает фотокамера со вспышкой, и вам потом все равно придется это оплатить по интернету. Чем раньше, тем меньше тариф.

Зимой на дорогах Италии необходимо использовать зимние шины либо возить с собой в багажнике специальные колесные цепи, которые надо одевать на автомобиль в случае гололеда или снегопада. Предупреждение об этом красуется на обочине круглый год.

Будьте внимательны, если вдруг на автостраде неожиданно для себя увидите знак ограничения скорости 50 км/ч. Под ним наверняка будет мелким шрифтом дописано «в случае снегопада». То есть в обычных условиях на этот знак вообще не следует реагировать. Но в жизни для туриста, впервые попавшего в Италию, именно по этому поводу могут случиться казусы. Представьте себе, когда перед вами такой турист вдруг на скорости 130 км/ч резко затормозит перед знаком «50». Он вроде бы попытался следовать правилам дорожного движения. И не зная итальянского языка, не обратил внимание на приписку внизу.

Туалеты в Италии почти везде на платных автострадах бесплатные. Конечно, их состояние резко отличается в худшую сторону от платных туалетов Австрии, Швейцарии и даже Германии. В последнее время и итальянцы пытаются внедрить системы экологически чистых туалетов, на входе в которые ставят по немецкому образцу турникеты. Опуская туда 50 или 70 центов, ты получаешь право прохода в туалет, а заодно и право потом рассчитаться выданным на турникете ваучером в баре-ресторане этой заправки. В итоге поход в туалет получается либо бесплатным, либо стоит всего 20 центов. Вот только стоимость кофе на таких заправках тоже повыше, чем на обычных. Но в любом случае чашка хорошего капучино в Италии будет в полтора-два раза дешевле, чем в Германии.


Черепашьи гонки двух грузовиков на итальянских автострадах не редкость

На автостраде в Италии принято, как и во всей Европе, опережать автомобили строго слева, но при этом занимать правую полосу движения, если она свободна. Однако будьте внимательны: итальянцы вполне могут, не дождавшись, пока вы совершите обгонный маневр или перестроение, объехать вас справа. При этом посигналят фарами или осуждающе ударят по клаксону. Такое ощущение, что они все куда-то очень спешат. И соблюдая скоростной режим, я всегда удивляюсь, почему в этой ситуации меня все обгоняют? Что я делаю не так, стараясь не превышать скорость?

Ответ простой: местные водители хорошо знают, где установлены радары, и в промежутках между ними они с лихвой отыгрываются, быстро ускоряясь до следующего радара. Кроме того, на автострадах измерение скорости происходит путем замера времени прохождения конкретного участка: от входного до выходного радаров. И зная эти схемы, итальянцы умело «играют с огнем», ходя по самой грани закона.

Совет: не пытайтесь за ними повторять аналогичное. Радаров в Италии так много, что обязательно «зацепите» парочку безмолвных электронных стражей порядка, которые затем монетизируют ваше нарушение в конкретные цифры.

Теоретически, если вы на автомобиле с белорусскими номерами превысили скорость в Италии, то штраф в Беларусь не пришлют. Системы учета еще не объединены, и вряд ли в ближайшее время это произойдет. Но если вы на такой машине повторно поедете в Италию, то не исключено, что при обычном контроле на автостраде (автоматически на платных участках) вас вычислят и затем уже «предложат» погасить все ваши «грехи», конечно же, по повышенному тарифу за долгое ожидание момента правосудия. Поэтому в любом случае старайтесь не нарушать правила скоростного режима.

Полиция и штрафы


Как и в других европейских странах, общение с полицией в Италии сильно отличается в зависимости от того, в какой роли вы выступаете. Если в роли злостного нарушителя скоростного режима и вас поймали, как говорится, с поличным на месте, то упрашивать бесполезно. Снисхождения не будет. Штрафная квитанция вам гарантирована. Если вы жертва чужого нарушения — отношение самое доброжелательное. Вам помогут составить акт ДТП, разъяснят план ваших действий. Хотя в случае ДТП без ущерба для здоровья и без значительного повреждения автомобилей обычно участники происшествия могут обойтись и вообще без полиции.

Вот пример из личной практики. На парковке перед аэропортом в Бергамо я задним ходом запарковал машину и тут же приоткрыл водительскую дверь. В этом мгновение в нее ударился правым зеркалом автомобиль Audi, за рулем которого был импозантного вида итальянец, очень торопившийся запарковаться впереди нас для высадки пассажира.

Мы стали выяснять с ним отношения. Он утверждал, что я не должен был открывать дверь, пока он не проедет мимо. Я же был убежден в своей правоте, поскольку после моего маневра парковки задним ходом и на площадке, где ограничено движение скоростью всего 5 км/ч, он не должен был совершить этого ДТП, если бы соблюдал правила.

Присутствовавший недалеко полицейский — им оказалась женщина — выступил в роли посредника при заполнении протоколов. Помогла итальянцу прийти в равновесие после его шумной эмоциональной бравады. Мы спокойно разъехались, никто из нас не признал себя виноватым. Спустя месяц моя страховая компания прислала документ, что меня признали виновным в ДТП и она выплатила компенсацию за причиненный мной итальянцу ущерб. Было обидно, что местный хулиган сумел убедить свою компанию в своей невиновности, хотя я и предоставил все снимки с места ДТП, практическое отсутствие повреждения на ребре моей двери (подтверждающее незначительный угол ее открытия), а также схему взаимного расположения автомобилей.

Вывод: не пытайтесь договариваться с итальянцем после ДТП о компенсации на месте. Пусть этим занимается страховая компания. Вы же наверняка отправляетесь в путешествие со всеми необходимыми документами.

Кстати, для тех, кто позволяет себе спиртное за рулем. Помните, что 0,5 промилле — это 150 мл хорошего итальянского вина на средний мужской вес в 80 кг.

Парковки

Отправляясь в Италию на своей машине, неплохо ознакомиться с цветовой гаммой разметок, которой обозначают парковочные места: синий, белый или желтый. Главное знать следующее: без оплаты парковки, если таковая требуется, вам грозят и штрафы, и неприятности. В районе супермаркетов можно найти выделенные белым цветом парковки. Это удача! Они бесплатны. В центре города такое вряд ли встретишь. Но внимательно посмотрите возможные пояснения на плакатах. Зачастую на стоянках больших магазинов только первые два часа бесплатно, а потом придется платить.

Для того чтобы контролер знал, сколько времени находится ваш автомобиль на стоянке, лучше всего иметь при себе парковочный диск синего цвета. Поставил на нем время, когда уходишь из машины, и будь спокоен на ближайшие 2 или 3 часа. В зависимости от местных условий. Такие диски пригодятся, кстати, и в других странах Европы, и даже в Швейцарии. Приобрести их можно на автозаправках.

Желтые линии в Италии обозначают места парковки для людей с ограниченными возможностями. Кстати, самое суровое наказание — это за то, что заняли место для инвалида, не имея на то оснований. Однажды я увидел плакат, на котором инвалид обращается к нарушителю: «Забрал мое место, возьми и мою инвалидность». Жесткий текст. Признаюсь, после увиденного и прочитанного такого плаката у меня ни разу не возникала мысль припарковаться на желтой зоне, даже если мест вообще нигде не было.

Синие линии обозначают парковку платную. Значит, рядом должен быть паркомат, в котором вы берете талончик на оплаченное время и кладете его под лобовое стекло. Если время просрочено, то ждите «подарка» в виде штрафной квитанции, даже если там всего прошло минут 15 сверх нормы.

Иногда встречаются розовые линии разметки, но они идут, как правило, со знаком или рисунком аиста. Это для молодых мам либо для беременных женщин. Но если вы — туристка, то вряд ли вы положите под лобовое стекло справку из местной мэрии о своей беременности. Поэтому будьте осторожны. Увидев вас, инспектор, конечно, не будет штрафовать вашу машину, но если он выписал штраф до вашего появления, то, увы, тут уж ничего не поделаешь, даже если вы собрались на следующее утро уже рожать.


Экспрессивные итальянцы могут устроить настоящую битву на парковке. Сеньор снаружи жестом показывает водителю Mercedes, чтобы тот проезжал дальше, место занято

За неправильную парковку штраф может быть до 40 евро. В случае быстрой оплаты может быть скидка в размере 30%. Для иностранцев из Европы штраф за парковку приравнивается к национальному. Если вы не оплатили по бумажке, приклеенной к вашему лобовому стеклу, то ждите «письмо счастья» с повышенным тарифом домой. А для белорусов самое неприятное — это занесение машины в систему данных о нарушителях. Тогда уж либо больше не появляться на этой машине в Италии, либо все же оплатить предусмотрительно, чтобы не иметь последствий при следующем получении визы.

Если припарковались под знаком, ограничивающим время парковки, то лучше не опаздывать к автомобилю. Эвакуация работает незамедлительно. Если успеете до того как автомобиль увезут, отделаетесь 150 евро штрафа. Особенно лютуют парковщики вблизи достопримечательностей, которые так любят посещать туристы.

Связь и интернет

Для интернета нет смысла покупать карточку, большинство заправок предлагает бесплатный вайфай. Понятно, что скорость трафика в этом случае не самая высокая, но для общения с виртуальным миром хватает. Если же вы все-таки решили быть на связи всегда, то можно купить карточку либо для разговоров и мобильного интернета, либо только для интернета. 1−2 Гб трафика стоят от 5 евро. В Италии четыре крупных оператора связи: TIM, Vodafone Italia, Wind, 3 Italia. Тарифные планы меняются постоянно, есть промоакции, так что с наиболее выгодным тарифом лучше ознакомиться незадолго до поездки.







2024 © rus-leto.ru.