Баптистерий во флоренции. Баптистерий сан-джованни во флоренции. Как добраться и время работы


Баптистерий Святого Иоанна Крестителя – это одна из трех основных составляющих архитектурного ансамбля Кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре , знаменитого символа Флоренции! Путешественник, вошедший на Соборную площадь со стороны главного входа в Дуомо, непременно отметит на переднем плане приземистое здание. Это необычное строение и есть крестильня, названная именем небесного покровителя Флоренции святого Иоанна.

История строительства

Место, на котором нынче красуется здание крестильни, издавна считалось сакральным для обитателей этой части итальянских земель. Сохранились сведения о том, что в 1 веке нашей эры, в данной части Соборной площади, был построен храм, посвященный одному из жителей Олимпа, возможно, воинственному Марсу. В VII веке н.э. здание претерпело значительные изменения, чтобы к IX веку преобразиться в романскую базилику. В 897 году название здания связывали с именем святого Иоанна. А в XI веке религиозная постройка получила свою замечательную форму правильного восьмигранника. В таком виде здание было освящено благодатью папы Николая II. XII век выдался знаковым для данной достопримечательности. В 1128 году она получила статус баптистерия. На протяжении этого столетия строители надстраивали крышу и увенчали ее небольшим фонарем. Также велись активные работы по обшивке стен здания полихромным мрамором, белым и зеленовато-серым. В самом начале 13 века крестильня получила пристройку в виде прямоугольной кафедры (scarsella). Кстати, в период с IX по XII века, баптистерий совмещал в себе функции кафедрального собора и крестильного дома. Для того, чтобы прихожане имели возможность свободно посещать проповеди священников и поучаствовать в обряде крещения, в здании баптистерия есть три пары ворот. Поверьте, каждая из них имеет особое значение.

Показать больше

Ворота

Первым свою руку к украшению порталов приложил талантливый средневековый мастер Андреа Пизано (Andrea Pisano). Его заботам были вверены бронзовые двери, иначе именуемые Южными воротами в крестильный дом. Работа над Южными воротами заняла 6 долгих лет, начиная с 1330 года. На золотистой бронзовой поверхности створок Пизано выгравировал сцены из жития Иоанна крестителя, снабдив их аллегорическими изображениями Добродетелей. 28 картин, сработанных не без помощи ювелирных дел мастеров, вызывают восхищение и трепет у гостей Флоренции. Северный вход в Баптистерий Святого Иоанна после длительного и напряженного конкурса получил в свое распоряжение Лоренцо Гиберти (Lorenzo Ghiberti). Одним из проигравших соперников оказался сам Бруннелески, автор непревзойденного купола Кафедрального собора Дуомо . Гиберти корпел над Северными воротами с 1401 по 1424 года, покрыв их рисунками на тему Нового Завета и Евангелия. Неподалеку Северных ворот находится колонна, посвященная первому епископу флорентийскому Святому Зиновию. Его мощи были помещены в Дуомо, где и хранятся по нынешний день. По преданию местных жителей, гробница с останками святого заставила зазеленеть старый вяз, посреди суровой зимы. На месте того чудесного вяза впоследствии был установлен мраморный монумент. Северные ворота настолько впечатлили заказчиков из гильдии торговцев, что Лоренцо Гиберти практически без проволочек приступил к работе над третьим порталом баптистерия, Восточным. Полет творческой мысли мастера был настолько всеобъемлющ, что ему понадобилась собственная мастерская по работе с бронзой. Общий период работы над Восточными воротами составил 27 лет. На деньги, выделенные гильдией купцов, Гиберти создал настоящие Ворота Рая. Восточные врата разделены на 10 отдельных картин из бронзы, каждая размером 5 на 2. Все картины – иллюстрация историй из Ветхого Завета, в обрамлении ликов святых. Легенда гласит, что название «Врата Рая» Восточному входу в баптистерий дал сам Микеланджело, пораженный отточенностью деталей и красотой выполненных рисунков. А сияние свежее обработанной бронзы только дополнило невероятные впечатления от створок ворот. В настоящее время панели «Врат рая» заменены на копии, а оригинальные панели находятся в музее Дуомо . Копия этих ворот в начале XIX века была установлена на северном входе в Казанский собор в Санкт-Петербурге (при этом некоторые панели поменяли своё место).

Внутреннее убранство

Внешняя отделка трехъярусного баптистерия удачно гармонирует с устремленной ввысь колокольней Джотто и зданием Кафедрального собора Санта-Мария-дела-Фьоре . Однако внутренний декор крестильного здания поражает глубиной проработки и огромной ценностью. Белый мраморный купол баптистерия изнутри представляет собой просто фантастическое зрелище. Восемь потолочных граней сходятся в одной точке – крошечном пятачке естественного света, высоко под самым фонарем-лантерной. Лучи дневного света наполняют объемом красивейшие во всей Флоренции и Тоскане фрески. Росписью потолка занимались различные итальянские мастера в период с XIII по XIV столетия. Особенно выделяется образ Иисуса, окруженный ангелами небесными, делами мирскими и грехами смертными. Сцена страшного суда занимает три смежных грани купола. Остальные плоскости расписаны сценами из священного писания. Здесь можно полюбоваться на сотворение жизни на Земле, а также Небесную Иерархию, отыскать фигуры Иоанна Крестителя и Девы Марии. Особый вклад в создание фресок внес художник Коппо ди Марковальдо (Coppo di Marcovaldo). Купол от стеновой части отделяет узкий горизонтальный ярус, украшенный окошками и ликами святых. Стены, или так называемый, нижний ордер здания, имеют классическую романскую отделку. То есть вертикальное разделение пространства благодаря колоннам. Парные окна с округлыми арками отделаны причудливой лепниной и несут более декоративную нагрузку, чем функциональную. Если опустить взгляд еще ниже, то можно насладиться сочетанием колон и крупного геометрического орнамента. Этот ансамбль органично связывает богато расписанный потолок и скромный декор пола. Не оставит равнодушным посетителей кафедра баптистерия, украшенная фресками конца XIII века. Также внутри крестильни Святого Иоанна находятся саркофаг епископа Раньери и мемориал Иоанна XXIII. Над созданием гробницы самопровозглашенного папы потрудились сразу два талантливых итальянца – Микелоццо и Донателло. У стены баптистерия скромно расположился крестильный источник. Именно ему обязаны многие поколения флорентинцев обрядом посвящения в католическую веру. С IX века и вплоть до конца XIX столетия два раза в год в этом источнике совершалось таинство крещения. В свое время Данте Алигьери был настолько впечатлен величием баптистерия, что упомянул крестильный источник в своем самом значительном произведении, Божественной комедии. В качестве особой памятки о прошлом великого города, в здании баптистерия находится гробница одного из представителей семейства Медичи.

Италия и каждый из ее городков наполнены атмосферой древних руин и наследием великой эпохи Возрождения. Эту страну можно охарактеризовать, как настоящий музей под небесным куполом, ведь по количеству «сокровищ» в Европе, Италия заслуженно занимает первое место.

Флорентийский баптистерий

Достопримечательности Флоренции известны всему миру – это превосходные сооружения в виде соборов, великолепных музеев, дворцов и церквей. Одной из таких удивительных достопримечательностей является баптистерий Святого Иоанна (Сан-Джованни), расположенный на площади Дуомо.

Это восьмигранное церковное здание на ступенчатом подиуме было возведено еще в IV-V вв. Тот внешний облик, который мы можем наблюдать сегодня, баптистерий приобрел в XI-XIII вв. Это самое древнее сооружение в городе. До XIX века именно в этом месте крестили всех уроженцев Флоренции. Купольный свод украшает бесподобная византийская мозаика, а центральная мозаика демонстрирует картину Страшного суда с изображением Христа в самом центре.

Северные, Восточные и Южные ворота

Баптистерий – это место для проведения обрядов крещения. Огромный поток людей, желающих принять христианство, стекался к этому храму испокон веков. В связи с этим у сооружения появились три разных входа. Южные ворота были возведены по проекту Андреа Пизано и являются самыми древними. Глядя на Южные ворота, невозможно не насладиться панелями с удивительными барельефами, рассказывающие о жизни Иоанна Крестителя.

Лоренцо Гиберти является создателем двух других ворот. Готический стиль Северных ворот украшают эпизоды из Нового Завета. Они были созданы в начале пятнадцатого столетия. Восточные ворота имеют деления в виде десяти золоченых панелей с изображением библейских историй. Сам Микеланджело «окрестил» Восточные ворота «Райскими вратами». На данный момент именно эти ворота считаются самыми известными.

Кроме площади Дуомо стоит также посетить площадь Синьории , на которой находится несколько старинных зданий 14-16 веков, статуя работы Рафаэля и много других интересных объектов.

Адрес: Piazza San Giovanni, 50122 Firenze FI, Италия.

Время работы зависит от сезона. Ежедневное расписание можно узнать на официальном сайте музеев Флоренции.

Выходной день: первый вторник каждого месяца.

Очень часто осмотр исторической части города рекомендуется начинать с кафедрального собора. Как водится, перед собором находится главная площадь, на которой кипит жизнь, а сам собор является архитектурным шедевром.
Но мы-то с тобой, читатель, в Неаполе - здесь все по-другому. Сказать по правде, из всех осмотренных неаполитанских церквей собор произвел наименьшее впечатление, возможно, это - следствие обманутых надежд. Во-первых, никакой площади нет и в помине: собор метров на десять отступает от красной линии виа Дуомо, так что говорить о площади не стоит. Во-вторых, все впечатления от архитектуры собора можно выразить одним словом - он БОЛЬШОЙ. Собор столько раз перестраивали в ногу со временем, что в итоге получилась неудачная эклектика.
Но это не значит, что смотреть здесь нечего. Просто нужно вычленять интересные детали, а мимо всего остального проходить быстрым шагом.
Собор стоит на одноименной улице (via Duomo), на отрезке между двумя Декуманами (среденй - via Tribunale и северной, имеющей на своем протяжении несколько названий). От Сан-Джованни-а-Карбонара можно дойти, перебежав через набитую автомобилями виа Карбонара и пройдя затем по спокойной via Luigi Settembrini. На последней можно увидеть роскошную барочную церковь Санта-Мария-Доннареджина-Нуова, в которой находится епархиальный музей. Последнее время я стал недолюбливать клерикальные музеи, на мой взгляд, брать деньги за осмотр реликвариев и потиров как-то нехорошо. Поэтому музей я все эти годы игнорировал, но если кто-то желает поглядеть, вот их сайт: http://www.museodiocesanonapoli.com

Теперь собственно о соборе. Фасад из-за отсутствия площади перед ним плохо фотографируется, вот так как-то:

Только не обманывайтесь: этой готике от силы 100 лет, это, так сказать, nuovissima gotica))). По идее собор и должен быть готическим, потому что его центральную часть стоили при Карле II Хромом (), но, видать, фасад несколько раз перестраивали по требованиям капризной моды. В XIX веке мода на готику вернулась, и результат перед Вами. Справа от главного входа находится вход в музей Tesoro di San Gennaro - еще одно крупное разочарование, причем достаточно дорогое (8 евро - цена приличной картинной галереи), но об этом в следующий раз.
Войдя в собор, Вы увидите огромный уходящий во тьму главный неф. Тьма - это не фигура речи, а правда истории: ни разу не видел неф нормально освещенным. Так что на фотографии, взятой из Вики, запечатлен какой-то необычайный момент, когда иллюминацию включили:

Но классическими тремя нефами с апсидами собор не ограничивается. Чуть пройдя по левой стене Вы обнаружите проем, ведущий в...прежний кафедральный собор. До Карла Хромого неаполитанский собор располагался вдоль, а не поперек виа Дуомо, и представлял собой классическую пятинефную базилику IV века. Этот прежний собор именуется Санта-Реститута. Постройка нового собора превратило собор прежний в заурядную боковую капеллу, хоть и огромного размера. "Задняя" часть Санта-Реституты была отрезана от основной и стала частью нового собора, потом крайние нефы были поделены стеночками на отдельные капеллы. В результате в нынешней Санта-Реституте очень трудно опознать раннехристианскую базилику: она стала непропорционально широкой, а боковые капеллы начисто мешают "увидеть" прежние нефы. Впрочем, смотрите сами:

Барочные росписи покрыли стены Санта-Реституты, и лишь в двух местах можно увидеть следы прежнего кафедрального собора.
Во-первых, под фреской в апсиде удалось обнаружить лик Спасителя, чудом сохранившийся с IV века. С него смыли последующие слои штукатурки, и теперь Он строго смотрит на посетителей, окруженный легкомысленными барочными пупсиками ангелами.
Во-вторых, в одной из боковых капелл слева - Мадонна-дель-Принчипио - можно увидеть мозаику XIII века:

Богородице предстоят святая Реститута и святой Януарий. О Януарии расскажу подробно в следующий раз, а вот с Реститутой дело обстояло так. Ее пытали, терзали, рвали, а затем посадили в лодку, набитую легковоспламеняющимися веществами, подожгли и отправили в море. Лодка проплыла от берегов Северной Африки до острова Искья и так и не сгорела; местная христианка Луцина нашла нетронутое огнем и тлением тело мученицы в лодке; мощи были погребены на Искье, а затем перенесены в Неаполь. Так гласит легенда. По всей видимости почитание африканской мученицы было принесено в Неаполь православными, бежавшими от преследований вандалов-ариан (так в Неаполь попал епископ Гаудиоз, катакомбы его имени нам ).
Я бы ни за что не повел Вас в Санта-Реституту, если бы отсюда не было бы волшебной дверцы, ведущей в баптистерий. Вот баптистерий пропустить нельзя ни в коем случае, потому что он - один из древнейших из сохранившихся в Западной Европе. Есть еще прославленные равеннские баптистерии (арианский и православный), а также латеранский баптистерий в Риме, но неаполитанцы уверенно считают свой самым древним (о баптистериях полезно почитать хотя бы здесь: http://www.pravenc.ru/text/77506.html). Известно, что баптистерий в Неаполе существовал при епископе Севере (363-412), далее есть сведения, что баптистерий строил епископ Сотер в 465 году, а поскольку в одном городе навряд ли было две крещальни, предполагается, что речь идет об одном и том же сооружении.
Вход в баптистерий справа от главного алтаря Санта-Реституты, билетик стоит 1,5 евро и продается в одной из капелл справа (служитель не любит сидеть на рабочем месте, придется походить вокруг со скучающим видом, тогда он появится откуда-нибудь). Фотографировать запрещено (официально), но поскольку посетителей никто не сопровождает, на запрет можно плюнуть (только не плюйте к купель - неловко как-то). Мозаики сохранились фрагментарно; очень смешно читать описание, в котором, к примеру, написано: "сохранилась только нога персонажа, предположительно представлена сцена Крещения Господня). Что смог запечатлеть, то показываю:
1. Купол:

2. Люнеты:



б) Traditio legis - распространенный сюжет: Христос передает апостолам свитки закона

в) Чудесный улов рыбы (Ин. 21):

Есть еще символы евангелистов, а все остальное не пощадило беспощадное время и такие же беспощадные средневековые реставраторы.
Вот здесь мы прервемся. В следующий раз я постараюсь познакомить Вас со святым Януарием - покровителем Неаполя и показать Вам in situ его реликвии. Если Вы любите чудеса, то не отключайтесь.

В самом сердце Флоренции, на площади Дуомо, находится Крестильная Святого Иоанна Крестителя. Это церковное сооружение было построено в V веке н.э, в римский период. В дальнейшем здание неоднократно перестраивалось и украшалось.

Особого внимания заслуживают Восточные ворота — шедевр флорентийского художника Лоренцо Гиберти (1378-1455). Об этих дверях Микеланджело сказал, что они подошли бы и для Рая, и за ними навеки сохранилось название «Врата Рая».

Гиберти родился во Флоренции, он был незаконнорожденным сыном ювелира. С малых лет Лоренцо работал в ювелирной мастерской. В юности он путешествовал по Германии, где, возможно, и научился технике художественного литья.

В 1401 году он выигрывает Конкурс на создание Северных ворот Баптистерия, организованный Калимала. Среди судей был Джованни ди Биччи де Медичи. В этом Конкурсе, с которого и начинается история Возрождения, участвовали многие скульпторы, в том числе и Брунеллески. Но будущий знаменитый архитектор Филиппо Брунеллески проиграл и, расстроившись, уехал в Рим, вместе со своим другом Донателло изучать Античное искусство. Еще одно доказательство того, что судьбу нельзя предугадать, и если перед тобой закрывается одна дверь, то обязательно откроется другая.

Лоренцо Гиберти работал над созданием Северных ворот с эпизодами из Нового Завета с 1403 по 1424. Ему помогали его ученики, среди которых Донателло, Микелоццо, Паоло Уччелло.
Работая над Восточными воротами, с 1425 по 1452, Гиберти отказался от традиционного Готического стиля обрамления рельефов и предстает перед нами как истинный скульптор Возрождения. Он предпочел рациональные квадратные рамки, большие по площади, внутри которых мы видим сложные многофигурные сцены Ветхого Завета.

Чтение ворот начинается в левом верхнем углу, где изображены Адам и Ева, жившие в Раю, нарушившие запрет Бога и изгнанные из Рая.
Справа мы видим барельеф с повествованием о деяниях сынов Адама и Евы, Каина и Авеля. Справа на рельефе братья приносят жертву. Увидев, что его жертва не принимается, Каин завидует брату и убивает его. Внизу Каин с посохом разговаривает с Богом.

Одной из самых важных сцен для флорентийцев того времени является барельеф с Историями Иосифа Еврея. На барельефе изображены 3 эпизода. Вдали мы видим сцену, когда братья Иосифа продали его египетским купцам за 20 сребреников. Иосиф, сын Иакова, выделялся кротостью и послушанием среди других 11 братьев. Отец любил его больше всех, сшил ему разноцветную одежду. За это братья возненавидели его и решили избавиться. Иосиф является прообразом Христа, которого Иуда продал за 30 сребреников.

На первом плане — сцена встречи с братьями в Египте. Иосиф, благодаря своему дару разгадывать сны, стал правителем Египта. В его стране никто не голодал, сюда приезжали купцы со всего мира. Однажды приехали в Египет и братья, но не узнали его. Иосиф пригласил их на пир и в мешок с зерном Вениамина подложил серебряную чашу.

Слева, на втором плане, мы видим сцену, когда Иосиф заставляет братьев вернуться и, видя, что они исправились, великодушно прощает их.

Также как Козимо Старший де Медичи прощает флорентийцев за свое изгнание и с триумфом возвращается во Флоренцию в 1434 году и становится правителем, хотя и неофициальным.
Рассматривать «Врата Рая» можно очень долго. Сейчас на площади мы видим блестящую копию. Оригинал хранится в Музее произведений искусства Собора.



(в т.ч. копией знаменитых "Райских врат" Гиберти). Пробел я восполнила в своей последней итальянской поездке. И тут уж сняла все мозаики как следует, методично запечатлев все библейские сцены.
Когда входишь в знаменитый баптистерий Сан Джованни впервые, на тебя обрушивается буквально с неба золотой дождь мозаичного великолепия. Снимала я, понятное дело, когда в помещении было полно людей, поэтому в основном покажу фотографии мозаик. Чтобы представить себе, как выглядит пространство баптистерия, можно .

Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 24-105 f/4L IS USM, Canon EF 15 f/2.8 Fisheye,
Canon EF 70-200 f 4L IS USM, телеконвертер Canon Extender EF 1.4x II.

Баптистерий восьмиугольный, декорированный в основном белым и зеленым мрамором.

Главное его сокровище - это мозаики, выполненные в XIII-XIV вв.
венецианскими и флорентийскими мастерами по византийским образцам.

Растительный орнамент, кстати, очень красивый.
В куполе - отверстие, только застекленное.

Рассмотрим мозаики по порядку.
Христос-Пантократор (руки вывернуты, думаю, из-за того, что одесную от него - праведники,
а ошую - грешники, ниже будет видно).

Лик Христа крупным планом
(кстати, если кто не знает, прядь волос на лбу, которая встречается в иконографии Спасителя,
идет от изображения лика на Туринской плащанице.
В иконе "Спас Нерукотворный" ее тоже можно видеть).

Необычная черта этой иконографии - пальцы ног, выступающие за пределы мандорлы
(нимб, кстати, тоже частично вынесен).

Ангельские чины.
Господства:

Престолы:

Власти:

Начала:

Ангелы:

Архангелы:

Спаситель, Серафимы (красные) и Херувимы (синие):

По бокам от Христа-Вседержителя - ангелы трубящие (возвещающие Второе Пришествие),
ангелы, несущие орудия Страстей Христовых (копье, губка, чаша для крови),
ниже - св.Иоанн Креститель и апостолы:

С другой стороны: ангел трубящий, ангелы, несущие орудия Страстей
(гвозди, терновый венец, крест):

Старцы колоритнейшие!

Слева от Христа - грешники (хилые и горько рыдающие, встающие из гробов,
сами выходить не хотят, их бесы вытаскивают), очень впечатляющая мозаика!

Справа от Христа - ангелы и праведники (красавцы-атлеты, выскакивающие с радостью сами).
Какие же все-таки прекрасные разноцветные крылья у ангелов!
Потом это все перекочевало в ренессансные картины.

Затем идут сцены из Ветхого и Нового Заветов.

Ветхий Завет: сотворение мира и людей,
житие Иосифа (начало).

Новый Завет: от Благовещения до Рождества,
житие Иоанна Крестителя (ему ведь посвящен баптистерий, поэтому много сцен про него)

Ветхий Завет: Адам и Ева от первородного греха до изгнания из Эдема,
житие Иосифа (продолжение).

Новый Завет: история волхвов,
житие Иоанна Крестителя (продолжение).

Ветхий Завет: Адам и Ева после изгнания, Каин и Авель,
жизнь Иосифа у египетского фараона (продолжение).

Новый Завет: Сретенье, сон Иосифа, бегство в Египет,
житие Иоанна Крестителя (близится к развязке).

Ветхий Завет: Ламех, убивающий Каина (есть такая легенда), строительство Ноева ковчега,
жизнь Иосифа у египетского фараона.

Новый Завет: избиение младенцев, Тайная Вечеря, предательство Иуды,
чудеса Иисуса Христа.

Ветхий Завет: Ноев ковчег,
сцены из жизни Иосифа и Иакова.

Новый Завет: Распятие, снятие с креста, Воскресение,
усекновение главы Иоанна Предтечи, пир Иродиады, погребение Иоанна Крестителя.

Свет внутрь проникает только сквозь узкие окна.

В баптистерии есть алтарь. Над ним тоже мозаика.

Колодец XIV века из мрамора с водой:

Центральная крещальня, к сожалению, не сохранилась
(была разрушена в XVI веке).







2024 © rus-leto.ru.